skylark

Поиск места захоронения экипажа СБ 366 БАП

1 сообщение в этой теме

Уважаемы форумчане!

 

Прошу помощи в установлении обстоятельств гибели и места захоронения экипажа СБ. Четырехлетние поиски по установлению судьбы деда рассчитывал завершить поездкой в архив, но узнать место его захоронения не удалось. За две с половиной недели в ЦАМО отработал полностью документы полка, дивизии, БАО, а также много дел Штаба и ВВС 37 Армии, Штаба и ВВС Южного фронта (огромное спасибо linnet за помощь!). Удалось установить следующие факты.

 

1. В 16:35 21 февраля 1942 года, согласно ЖБД 74 САД, экипаж СБ 366 БАП одиночно вылетел с аэродрома г. Старобельск на разрушение линий связи противника на участке Краматорская-Константиновка и не вернулся с боевого задания. Погода: облачность 10 баллов, Н-70 мт, видимость 300-400 мт.

На этом участке фронта полк воевал более полутора месяцев и район полетов экипажу должен быть хорошо известен. К тому же экипаж был подготовлен к полетам в плохих метеоусловиях и вылетал на данный маршрут не один раз.

 

2. В УПК летчика и штурмана, в личном деле летчика и в приказе по 366 БАП запись почти одна и та же: «21.2.42г. не вернулся с боевого задания. По дополнительным данным погиб».

 

3. Дела полка и дивизии по ИАС за этот период уничтожены. В сохранившемся деле полка «Материалы по авариям и поломкам за 42г.» в «Сведениях о летных происшествиях за февраль 1942г.» записано: «… самолет СБ. Экипаж: ст. л-т Маслов, л-т Ладыко, с-т Пинчук. Самолет не возвратился с БЗ по разрушению линии связи противника на участке Константиновка, Краматорская. По дополнительным данным был подбит ЗА или ИА противника и перетянув линию фронта, упал горящим в районе Красны Лиман. Экипаж и самолет погибли. Самолет подлежит списанию. Самолет списать».

 

4. В материалах Южного фронта (1ф.) нашел следующие документы (орфография документов сохранена, в скобках мои примечания):

- «Акт. Настоящий составлен 21.2.42г. Младший лейтенант тов. Линский Г.Д., военветфельдшер тов. Жеребцов Г.Я., Литовченко Наталья (отчество прочитать невозможно из-за того, что дело плотно сшито) в том, что на месте катастрофы самолета 21.2.42 в 17.00 северо-восточнее сторожки Серебрянского лесничества обнаружен труп летчика командира звена старшего лейтенанта Маслова Ильи Алексеевича рождения 1917 года члена ВЛКСМ в том, что нами изъяты следующие документы

1. Комсомольский билет № 7463204.

2. Пропуск для входа на Краподскинский аэродром (здесь допущена ошибка, т.к. ранее полк базировался на аэродроме г. Крапоткин).

3. Записная книжка.

4. Денег в сумме 2 538 руб. 85 коп. (Полк накануне получил денежное довольствие за январь-февраль 1942 года, т.к. аттестаты с прежнего места базирования прислали только в середине февраля, денежная ведомость закрыта 21.02.42г. В тот день экипаж ст. л-та Маслова произвел два боевых вылета, третий оказался последним …).

5. Пистолет ТТ № УМ 854.

Тело погибшего ст. лейтенанта отправлено в транспортную роту 469 сп при нем и полностью обмундирование и парашют. На что и составлен настоящий акт. /Подписи/».

 

- «Начальнику ВВС 37 Армии. При этом направляются тела трех летчиков – Маслова, Ладыко и Пинчука, погибших возле хутора Григорьевка в лесу около домика лесника, при падении самолета, их документы в запечатанном пакете и три пистолета ТТ с одним кабуром и один парашют.

Командир 98 ОЭТР лейтенант /Подпись, фамилия не указана/

Военком роты мл. политрук /Подпись, фамилии тоже нет/».

На документе стоит угловой штамп, который полностью прочитать не удалось из-за того, что дело плотно сшито: «… отдельная …оатационно …рафная рота. … февраля 1942 № 33».

 

- «Штабу ВВС 37 Армии. Направляю обнаруженные личные вещи лейтенанта – летчика погибшего при аварии самолета около с. Серебрянка 21.2.42г.

Завделопроизводства тех. инт. 2р. /Подпись, фамилия не указана/».

На документе стоит угловой штамп: «68 отдельный полк связи. 22.2.42г. № 0/10».

 

- «Совершенно секретно. Командиру 74 АД. При этом препровождаю документы и деньги погибшего экипажа 366 авиаполка т.т. Пинчука Н.В., Маслова И.А. и Ладыко А.Ф.

Документы:

1. Комсомольские билеты -3, №№ 5738603, 7463204, 7100016.

2. Облигаций на 160 руб.

3. Денег на сумму 2 544 руб. 75 коп.

4. Карт топографических – 4.

5. Планшет – 1.

6. Таблиц разных – 14.

7. Два пропуска и удостоверение личности.

8. Маска на лицо, очки и письма.

Ст. пом. начальника отд. кадров ВВС в/ч 1080

Батальонный комиссар /Подпись/ /Михайлов/

Зав. делопроизводством ОК ВВС в/ч 1080

/Подпись/ /Бондаренко/».

Документ отпечатан в 2-х экз.: 1-й в адрес, 2-й в дело, в левом углу написано ручкой: «исх. 37761сс. 24-2-42».

 

- «Секретно. Командиру 74 АД. При этом препровождаю обгорелые деньги на сумму 1 750 рублей погибшего экипажа Маслова, Пинчука и Ладыко А.Ф. для замены их в полевой кассе госбанка

и посылки семьям погибших. Приложение: Упомянутое адресату.

Ст. пом. начальника отд. кадров ВВС Южного Фронта

Батальонный комиссар /Подпись/ /Михайлов/

Зав. делопроизводством отдела кадров ВВС в/ч 1080

/Подпись/ /Бондаренко/».

Документ отпечатан в 2-х экз., в левом углу написано ручкой: «исх. 37925с. 26.2.42».

 

Два последних документа и перечисленное в них содержимое, были доставлены самолетом из отдела кадров ВВС Южного Фронта в штаб авиадивизии в 19:00 26.02.42г. (сделана запись в ЖБД 74 САД).

 

5. В интернете нашел упоминание о младшем лейтенанте, составившем акт об обнаружении летчика, и по его УПК выяснил, что на тот момент он воевал командиром пульвзвода в 469 СП 150 СД (1ф.). Стало понятно почему мл. л-т отправил тело летчика в транспортную роту 469 СП. Но когда, где, зачем и почему вклинились связисты из 98 ОЭТР и 68 ОПС остается только предполагать.

 

6. По оперсводкам установил, что Штаб и Управление ВВС Южного фронта, а также Штаб ВВС 37 Армии находились в Лисичанске, это около 20 км. по дорогам от примерной точки падения самолета. Где в это время дислоцировался 469 СП и 98 ОЭТР точно выяснить не удалось.

68-й отдельный полк связи, согласно истории полка, вроде бы находился возле Штаба 37 Армии. В этой своеобразно написанной истории точно ничего выяснить не удалось, за исключением того, что узел связи (КП полка) обеспечивал связью штаб армии, располагался в с. Серебрянка и здесь они встретили 23 февраля.

 

Вопросы:

 

1. У кого-нибудь есть информация об обнаружении обломков самолета № 2-316, мотор М-103А, № 013-42?

 

2. Мог ли экипаж вылететь на БЗ раньше указанного в ЖБД времени?

Дело в том, что 17.02.42г. в 16:58 этот экипаж в составе звена вылетал на БЗ по бомбардировке ж/д ст. Красноармейская. Тогда все звено с БЗ к 19:00 не вернулось: над целью были обстреляны сильным огнем ЗА, отбомбились, но при возвращении, в условиях плохой видимости и наступающей темноты, сели на вынужденную в разных местах на нашей территории. Может быть экипаж, учитывая опыт этого вылета, на БЗ вылетел немного раньше или летчик после взлета вел самолет на предельной скорости, хотя бы до линии фронта?

Сбивает с толку указанное в документах время: 16:35 – вылет на БЗ и 17:00 – обнаружение тела летчика. Мог ли экипаж за 25 минут долететь до цели, отбомбиться и на горящем самолете перетянув через линию фронта упасть на территории занятой нашими войсками? Или где-то не верно указано время?

Кстати, в оперсводках УПВО ЮФ написано, что наша ЗА 21.2.42г. огонь не вела.

 

3. Была ли на СБ в то время внутренняя связь между членами экипажа?

Может быть летчик, видя, что шансов на удачную посадку не осталось, дал команду штурману и стрелку прыгать с парашютом, если они еще были живы? Тогда было бы понятно, почему бойцы пульвзвода 469 СП нашли на месте падения самолета только тело летчика. Хотя покинуть самолет они могли самостоятельно.

 

4. Какова вероятность того, что экипаж отбомбился по заданной цели? Или экипаж, учитывая плохие метеоусловия, сбросил бомбы на другую цель?

В записях учета боевых вылетов полка за 21.02.42г. не все понятно, но там записано: «16:58. Задание выполнено. Бомбардировали Красноармейское». Может быть радировали после того как отбомбились?

 

5. И самый важный вопрос. Кто как считает – где могли похоронить членов экипажа? Порознь или вместе?

В Акте и документе 98 ОЭТР сказано о телах летчиков, их документах и вещах. В остальных 3-х документах упоминания о телах летчиков нет.

 

После возвращения из архива нашел в описании одной из братских могил Лисичанска следующую запись: «…Среди погибших воины … 366-го бомбардировочного авиационного полка»,

«…На 3-х надгробных плитах – 48 фамилий похороненных воинов». Однако в паспорте этого воинского захоронения 1992 года указано только 38 фамилий, а на фото надгробных плит за 2017 год – 41 фамилия, и членов экипажа среди них нет. Книгу учета БП полка уже не посмотришь, чтобы проверить не хоронили ли кого-нибудь из полка в Лисичанске.

 

Я прекрасно понимаю, что точное описание событий, произошедших в тот день, могут дать либо очевидцы, либо документы тех лет. Но, к большому сожалению, в архиве не нашлись документы

98 ОЭТР; 469 СП и 150 СД первого формирования, а также 195 ОМСБ (обслуживавшего эту дивизию). Документов 68 ОПС за 42-й год оказалось мало, много дел уничтожено. Поэтому остается только строить предположения и догадки на основании имеющихся фактов.

 

Прошу ответить на вопросы, высказать свое мнение или дать совет по дальнейшему поиску. Буду очень признателен всем откликнувшимся.

 

С уважением, Андрей

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу