Uladzimir

Эскиз детали от P-Z? [ P-Z 2273 мотор N° 2Б1728 ]

63 сообщения в этой теме

   3.7.41.       заявлен...    

Янсен Гюнтер        2./JG51    R-Z        12:40     ( 13-40  советское)   ...с   аэр.базирования    Старый Быхов



 

...к  1июля  1941 г.    43 бап      (осталось  16  Р-зет   )   сведен   с остатками   128 бап  ,215   полка  в одну группу    и  перемещен  на аэр. Б.Каменка    Витебского   р-на....


 



 

Изменено пользователем misha-mo
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, misha-mo сказал:

...43 бап  имел   близкие  номера   к   найденному  р-зет  ...2273

цитата.....

2238 Р-Z    №1 1937г. СССР 43-й ЛБАП потерян 06.03.40

2251 Р-Z    №1 1937г. СССР 10 43-й ЛБАП потерян 10.03.40

2253 Р-Z    №1 1937 СССР 4-й ЛБАП сбит 25.02.40

2256 Р-Z     №1 1937 СССР 1-я ЛББ сбит 19.02.40

2259 Р-Z      №1 1937 СССР 43-й ИАП потерян 11.03.40

2260 Р-Z      №1 1937 СССР 6 43-й ЛБАП потерян 10.03.40

Мне близкий номер попадался:

673 ап    Р зет    №2276    мотор №2Б1763    нбз    13.02.1942
Мотор если бы не дефис, а буква Б, был бы тоже близким.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
19 минут назад, linnet сказал:

Мотор если бы не дефис, а буква Б, был бы тоже близким.

Дефис придумал я, там большие утраты между 2 и 1, и между 7 и 0. На верхнюю полочку Б похоже, а внизу утрата.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 минуту назад, Uladzimir сказал:

Дефис придумал я, там большие утраты между 2 и 1, и между 7 и 0. На верхнюю полочку Б похоже, а внизу утрата.

Может лучше фото выложить,в честь праздника первомая?)))))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Владимир, добрый вечер! Поверхность этой детали профрезерована. Значит она садится на другую фрезерованную поверхность. И номер получается между двух деталей. Номер закрыт. Этого не должно быть. Номер должен быть на поверхности.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 минут назад, TITANIK сказал:

...Поверхность этой детали профрезерована...

Это я ввожу в заблуждение) "Фрезеровка" - след от надфиля, после очистки.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Владимир, нет, это не надфиль!  Я знаком с металлообработкой. Это именно фрезеровка!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
18 часов назад, misha-mo сказал:

   3.7.41.       заявлен...      

Янсен Гюнтер        2./JG51    R-Z        12:40     ( 13-40  советское)   ...с   аэр.базирования    Старый Быхов

 


 

Скорее всего вот этой бой:

03/07/1941 - JG 52/4.    RZ    19.18    -    Oblt. Siegfried    Simsch 
03/07/1941 - JG 52/4.    RZ    19.19    -    Oblt .Siegfried    Simsch
03/07/1941 - JG 52/4.    RZ    19.19    -    Ogefr. Hans    Sembill

14 часа назад, TITANIK сказал:

Владимир, нет, это не надфиль!  Я знаком с металлообработкой. Это именно фрезеровка!

Понял что Вы имеете ввиду. Возможно. Пытаюсь найти её расположение.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 01.05.2018 в 22:32, TITANIK сказал:

Владимир, нет, это не надфиль!  Я знаком с металлообработкой. Это именно фрезеровка!

я БЫ не был столь категоричным!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
25 минут назад, Алекс21 сказал:

я БЫ не был столь категоричным!

 

Вы по поводу чего? По номеру или по металлообработке?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мне, как поставившему под сомнение версию TITANIKa и ставить небольшую точку: только расчистил до конца обломок и действительно  поверхность с номером фрезерована. Как рассмотрели, даже не представляю.

По поводу номера, технологический или "нужный",  всё-таки склоняюсь к варианту - "нужный". Если гипотетически просчитать ряд от номеров опубликованных ув. linnet, то уменьшив на 3 единицы номер планера и номер мотора получим искомые 2273 и 2Б17(6)0. Момент набития на невидной стороне объяснить не могу. В любом случаи будем искать дубль, т.к. одной цифры нет, да и подтверждение не помешает.

Изменено пользователем Uladzimir
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Владимир, фрезерованная поверхность говорит лишь о способе обработки детали, выбранном технологами исходя из потребной чистоты обработки.  Неверно, что фрезерованная поверхность должна обязательно "садиться" на другую фрезерованную поверхность.  

 

Изменено пользователем linnet
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Борис, привет! Извини, не согласен с Тобой.  Какой смысл обрабатывать поверхность детали, если она никуда не садится? Её для этого и обрабатывают, чтобы села как надо.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Куртка безымянного пилота

Правда войны зачастую оказывается замысловатее самой крутой выдумки
pic54258.jpgПравда войны зачастую оказывается замысловатее самой крутой выдумки

...Четыре как минимум раза он возвращался к началу этой трагической истории, и каждый раз оказывалось, что точку ставить рано, что это еще не конец. Другой бы давно махнул рукой — он не может.

Начало первое: 24 июня 1941 года

...Какой же это был одинокий и отважный краснозвездный самолет, отчаянно сражавшийся в небе с немецким истребителем, помеченным черной свастикой! Шел третий день войны, и жители Вилейщины, задрав головы, с волнением следили за тем, чем же закончится бой под облаками. Советскому «ястребку» не повезло: охваченный пламенем, он начал резко падать вниз. Задевая кроны придорожных деревьев, словно птица с перебитыми крыльями, самолет упал на землю. Рядом с дорогой Минск — Куренец и поблизости от деревни Снежково, чудом не угодив в близстоящие дома. Взрослые и дети стремглав кинулись к месту взрыва. То, что они увидели, навсегда застряло в их памяти: далеко отброшенный взрывом мотор, рядом с кабиной — обгоревшие тела двоих летчиков. Один из пилотов сжимал мертвыми пальцами горсть сухой июньской земли.

Тогдашние подростки Нина и Алексей Крутько, высовываясь из–за спин взрослых, во все глаза глядели, как односельчане, которые постарше, нашли документы погибших авиаторов. Как вызвали из местного райвоенкомата лейтенанта, еще исполнявшего свои обязанности и сразу же забравшего документы и личные вещи пилотов, как с помощью подручных средств похоронили экипаж. Прямо на месте гибели, хотя креста с подписью не поставили: во–первых, советским летчикам крест как бы и не положен — нужен обелиск со звездочкой, во–вторых, кто ж вырежет эту красную звездочку, если буквально на следующий день в Вилейку и окрестные деревни пришли немцы. Так что фамилии погибших пилотов нигде не увековечили.

Но есть такое счастливое (по крайней мере, в нашем контексте) свойство у детской памяти: в самые страшные моменты запоминать самые мелкие детали. Нине Крутько на всю жизнь врезались в сознание услышанные фамилии летчиков: Панин и Пронин.

Долгие годы она держала их в уме, словно надеясь, что придет срок — и ее памятливость обязательно пригодится. Ведь вилейского лейтенанта, унесшего документы погибших авиаторов, больше никто из деревни Снежково в глаза не видел.

Начало второе: 90–е годы ХХ века

Да не обидятся на меня руководители регионов и поисковых отрядов за то, что я намерена сейчас произнести. Лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто» был особенно актуален в пятидесятые — семидесятые годы: именно тогда появлялись во всех райцентрах обелиски, шли массовые перезахоронения одиночных героев в братские могилы, пионеры брали шефство над ветеранами, а комсомольцы вместе с бойцами поисковых отрядов находили безымянные захоронения и устанавливали имена погибших.

В конце ХХ столетия энтузиастов стало поменьше, что лишь увеличивает заслуги тех, кто продолжил эту нелегкую работу. Без всякого вознаграждения, по зову души. Начальник Вилейских электросетей Анатолий Рогач — из породы таких подвижников. Лично я не устаю им восхищаться, называя про себя человеком, дарящим людям свет в буквальном и переносном смысле. И очень горжусь тем, что Анатолий Валентинович включил меня в круг людей, которых почитает за подобных себе. За несуетных, системных искателей–краеведов.

Именно он и придал настоящее, а не мимолетное значение услышанным однажды из уст Нины Григорьевны Крутько фамилиям Панин и Пронин. При ближайшей оказии съездил на памятное место у дороги, постоял в скорбной минуте молчания. И, глядя на мирные облака и представляя траекторию падения самолета, четко для себя решил, что давнюю историю придется начать сначала. Только так можно воссоздать картину произошедшего в первые дни войны, возродить память о безвестном подвиге. С помощью местных музейщиков и властей адресовал запрос в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, вписав туда услышанные от старожилов фамилии пилотов.

А чтобы не томиться в ожидании, Анатолий Валентинович — такая вот неуемная душа — стал самостоятельно искать по архивам да мемуарам военачальников материалы о том, какие советские авиасоединения и на каких самолетах вылетали в сторону Вилейки в первые дни войны.

«За свои деньги, небось, копались в ныне платных архивах?» — риторически уточнила я у него в наше первое знакомство, когда еще только приглядывалась к Рогачу–краеведу. Прозвучавший ответ — пафоса мой герой на дух не переносит — был больше похож на ворчание: «Ну не водку же пить, в конце концов».

Фраза мне понравилась — так мы два года назад подружились. Тогда же я и рассказала читателям нашей газеты о многолетнем, настойчивом поиске Рогачем фамилий погибших летчиков в своей публикации «Автограф на облаках» («СБ» за 25 июня 2004 года). Благо невероятная настойчивость моего визави к тому времени уже дала первые результаты.

Во–первых, прояснилась ситуация с самолетом. По всем документам выходило, что в вилейском небе, скорее всего, был сбит 24 июня 1941 года секретный Су–2 — многоцелевая машина, объединяющая функции бомбардировщика, разведчика и штурмовика. Первая промышленная партия таких самолетов, разработанных в авиабюро нашего легендарного земляка П.Сухого, в количестве 413 штук была поставлена в войска перед началом войны, а точнее, к 1 июня 1941 года. Во–вторых, почти сотня «сушек» (правда, в разных источниках фигурируют разные данные) попала авиаторам Военно–воздушных сил Западного Особого военного округа — в 12–ю и 13–ю авиадивизии. Штаб 12–й находился в Витебске, сама авиация базировалась на аэродромах Бецкое, Травники, Лепель и Крулевщизна. Последние два аэродрома, что наверняка заметил внимательный читатель, находились как раз на маршруте полетов летчиков в западном направлении. Направление же действий 13–й авиадивизии было еще западнее — Брест.

Начало третье: первые годы ХХI века

А теперь представьте радость искателя, которому наконец пришел ответ из Подольска, во многом подтверждающий его предположения. «В оперативной сводке 12 смешанной авиадивизии (она же 12 бомбардировочная авиадивизия, перед ВОВ дислоцировалась в Западном Особом военном округе, в начале войны боевые действия вела на Западном фронте) N 16 от 3 июля 1941 г. значится: «Дивизия в составе 43 и 128 бомбардировочных полков производила разведку и боевые действия по мотомехчастям противника в р–не Лепель, Глубокое, Докшицы, Радунь, Плещеницы. Звено РЗЕТ производило уничтожение танков в р–не Радунь. С задания не вернулись: ст. лейтенант Панин (имя, отч. не указаны)... (Пронин не значится.)

В оперативных сводках 12 САД за 22.06. — 2.7.1941 Панин и Пронин не значатся.

В алфавитной книге учета личного состава Управления и частей 12 сад (12 БАД) за 1941 — 1942 гг. записано: «...ст. лейтенант, зам. командира эскадрильи 43 БАП Панин Василий Иванович, ...в/техник 2 ранга, техник авиац. младший 43 БАП Пронин Николай Григорьевич».

Выходит, что недаром всю жизнь помнила Нина Григорьевна Крутько две фамилии — Панина и Пронина. Были такие товарищи в 12–й авиадивизии, в 43–м бомбардировочном полку! И пусть согласно архивным сводкам в небо Вилейки на третий день войны заместитель командира эскадрильи Вася Панин не вылетал, а воентехник второго ранга Коля Пронин и вовсе не должен был садиться в кабину, а только готовить машину к вылету, вполне логичным выглядит такое предположение: из–за ужаса и неразберихи первых дней войны кто угодно мог подменить погибших товарищей! Ведущие учет полетов штабные канцеляристы (а штаб, напомним, располагался далеко от самих аэродромов) вполне могли не поспеть за хроникой боевых действий и подготовить сводку задним числом. И наоборот: не могла придумать ошарашенная всем увиденным 24 июня деревенская девочка две столь реальные, столь совпадающие с фактическими фамилии летчиков.

В пользу выдвинутой версии говорили и другие разночтения в архивных документах. Например, в книге учета безвозвратных потерь о заместителе комэска В.Панине сказано следующее: «1908 г.р., урож. Дорогобужский р–н, Западная обл., кадровый, 2 июля 1941 г. при выполнении боевого задания в р–не Плещеницы не возвратился на свой аэродром». То есть вопреки первой сводке датой предполагаемой гибели летчика называется уже не 3, а 2 июля. Существовали неясности и с адресом жены погибшего старлея — Паниной Анастасии Васильевны: согласно одному документу она проживала на территории Ивановской области, согласно другому — Московской.

Вынужденные дислокации 43–го бомбардировочного полка в первые дни войны также могли внести сумятицу в архивные документы. Так, подольские архивисты сообщили в Вилейку, что 43–й БАП вскоре был преобразован в 13–й гвардейский БАП, и уже «30 июня 1941 г. к 8.00 в составе пяти эскадрилий... перебазировался на аэродром «Б.Каменка», откуда производил боевые действия до 7 июля 1941 года».

Легкими были на подъем тогдашние летчики, ничего не скажешь! Судьба, а точнее, война заставляла мгновенно сниматься с места и «ложиться» на крыло. А за самолетами вслед то ли летели по небу, то ли ехали по военно–полевым дорогам штабные бумаги.

Но если о Панине нашлись хотя бы противоречивые данные, то о младшем воентехнике Пронине подольские архивисты ничего конкретного сказать не могли. Кроме одного: в картотеке потерь 12–й дивизии он не значится.

Списав путаницу на лихую войну, Рогач вместе с местными энтузиастами решил: на обелиске в деревне Куренец должны появиться две новые фамилии — Пронин и Панин. А от своих задумок он никогда не отступал. В прежней публикации я так и написала: на деревенский памятник добавлены имена двух считавшихся ранее безвестными героев. Анатолий Валентинович, к слову, параллельно нашел документы о послевоенном перезахоронении погибших пилотов в братской могиле. Тогдашний материал мы сопроводили снимком: постаревшая Нина Григорьевна Крутько — специально собралась с силами для такого случая — показывает памятное ей с детства место гибели Су–2.

Начало четвертое: время нынешнее

И все–таки есть у него чутье, есть! Может, основанное на дотошности, но все же чутье!

Анатолий Валентинович в ту первую нашу встречу рассказал, что не собирается ставить в этой истории точку, а намерен сделать как минимум еще два добрых дела. Во–первых, отыскать родственников погибших героев, чтобы те при желании смогли приехать и поклониться останкам близких людей. А во–вторых, вместе с давним другом–архитектором Анатолием Коптюгом установить памятный знак. «На месте гибели переставших быть безвестными авиаторов», — так написала я в предыдущей публикации. И признаюсь, ошиблась.

Нет, памятный знак, а точнее, огромный гранитный камень с рваными краями и памятной доской А.Рогач с А.Коптюгом поставили. Разыскали роскошный, отвечающий моменту истины валун и привезли его на обочину трассы, сделав красивую надпись. И открытия самодельного, воистину на добровольные пожертвования (считай, самого Анатолия Валентиновича и его друзей) памятника также добились — очень торжественного, аккурат 22 июня этого года, в 65–ю годовщину начала Великой Отечественной войны. В знаковый для всех день пришли сюда и официальные лица района, и тысячи рядовых вилейчан вместе с детьми — на Вилейщине, надо сказать, умеют бережно хранить историю родного края вкупе с самыми горькими ее страницами.

Ошиблись вместе с А.Рогачем мы в другом. В том, что в самолете вылетел на последнее боевое задание воентехник Николай Пронин.

Помните архивные формулировки, что в списках пропавших без вести такой не значится?

Ох, не даром они, недомолвки эти да неточности, волновали душу моего искателя!

Неутомимый энтузиаст вновь и вновь запрашивал архив, писал на родину летчиков, пока в потоке очередных отписок не получил конкретный ответ: живой воентехник Н.Пронин благополучно прослужил до 1957 года. Просто в том разбившемся на вилейской земле самолете оказались его документы и куртка...

Погожим летним днем вместе с Анатолием Валентиновичем мы съездили на поклон к памятному месту. На огромном гранитном монолите красного цвета, в соседство к которому специально подобраны напоминающие снарядные осколки куски поменьше, прикреплена гранитная же доска, только черного цвета. На ней нарисован силуэт военного самолета и выбиты слова: «На этом месте после неравного воздушного боя 24 июня 1941 года погиб экипаж самолета Су–2. Командир — старший лейтенант Панин В.И.»

Такое вот скромное, но важное уточнение.

Такая вот неожиданная развязка, которую не под силу придумать даже виртуозу внезапных сюжетных изломов Спилбергу.

Такая вот реальная правда реальной, а не выдуманной писательским или режиссерским гением войны.

И мне рядом с этим памятником у большой дороги, окруженным трепетными березами, над которыми плывут белые мирные облака, даже про себя уже не захотелось в очередной раз повторять произнесенные ранее в качестве объяснения слова: «Неразбериха первых дней войны». Захотелось процитировать совсем другие строки, но даже они, будучи пронзительно–талантливыми, все равно показались вдруг банальными: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая». Мы ведь с А.Рогачем — я уже говорила — одинаково не любим ненужного пафоса. И потому после минуты молчания я просто сказала Анатолию Валентиновичу: «Опять у вас непочатый край работы. В пятый раз начнете раскапывать историю, первым началом которой стало 24 июня 1941 года?»


 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Приветствую уважаемое сообщество! Удалось найти дубль номера мотора -2Б1728 ( установлена утраченная цифра и уточнена последняя).

Правильно ли воспринята информация: Самолёт P-Z, номер планера 2273, номер мотора 2Б1728 ?

Благодарю за внимание!

IMG_20180506_102417.jpg

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

...  значит   точно   Р-зет....

 

1. В  двух  случаях      на месте   падения     су-2   и   Р-зет   43 ббап     обнаруживались    документы   или    что-то   из   вещей  ,  что  было  подписано  фамилиями    техников....  

2.   если   люди  забирали  себе   вещи    после   гибели   авиаторов     ,  подписанные   хлоркой ,  это   запоминалось  

3.  возможно    у техников   одалживали   подписанные   телогрейку  или  комбинезон   ...  или  реглан  ???   ...документы вряд ли...

4.  кто служил  в армии  ,тот знает ,  что  нужно   при получении  у старшины ... ценные  вещи  подписывать  хлоркой  ...
 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

...в  день   2.7.41    ,  когда      нбз   Панин...

1. диннер   матвей  давыдович     ком.звена---безвести       ....  Р-зет ?

2. никитинский федор федорович    летнаб--- безвести          ... Р-зет ?

3.панин   вас.иван.             летчик ?                               -----Су-2

4.аринушкин иван андр.    нач. транс.дес.службы       ------Су-2   ???
 

2.jpg

1.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, misha-mo сказал:

...в  день   2.7.41    ,  когда      нбз   Панин...

Благодарю, добавим к анализу.

Спасибо AlexVoker за ссылку на заявки - перевёл документ в удобный вид и прикрепил:

https://1drv.ms/x/s!Ahf_HAjUFsYi5DDxrYPNYLD0nm0o

Новые данные: очевидец уверен что события происходили в начале июля. Просмотрел заявки в период от 1.07.41до 7.07.41 по JG 51 и JG52 - (R5=RZ) заявлены только 3.07.41:

03.07.1941 JG 51/2 RZ 12.40-Ofw.Günter Janßen

03.07.1941 JG 52/4 RZ 19.03-Fw.Heinz Schmidt

03.07.1941 JG 52/4 RZ 19.18-Oblt.Siegfried Simsch

03.07.1941 JG 52/4 RZ 19.19-Oblt.Siegfried Simsch

03.07.1941 JG 52/4 RZ 19.19-Ogefr.Hans Sembill

JG 52/4 в тот день действовала в окрестностях Борисова, где действовала JG51/2 в этот день пока не знаю. Последние 4 заявки очень похожи на один бой (...экипаж Р-Зет в составе старшего лейтенанта Лугового и лейтенанта Гаджиева...)

Конечно верить на 100% заявкам не стоит.

P.S.: Просматривая книгу по мотору М34, в разделе клеймение,наткнулся на информацию (фото). Может это похожий случай?

Снимок.JPG

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

....из ОБД      за   3.7.41г. ...

1. кучеров степан захарович  - мл.л-нт.-- летчик       43 авп      ---  безвести

2. чубаров  михаил   иосифович  - л-нт.  -летнаб    43 ббап    ----безвести 

3. кейв   анатолий андреевич  ---  мл.л-т. -летчик ?      43 авп   ---убит

4. исмаилов абдурахман            ---л-нт.  -летнаб     43 сбап  --- убит в возд.бою

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые ребята из Авиа-Поиск Борисов и исследователи! Вы большие молодцы. Разобью свое сообщение на два - позитивное и негативное и прошу администрацию отнестись к посту с пониманием. Итак. Вот первичные данные полученные моим отцом Бриштеном Вячеславом Антоновичем от свидетеля Соколовского С.Г., в 1941 году проживал на хуторе Блонь, ныне д. Юзефово в р-не падения самолета (датированные 12 декабря 1989г., прилагаю скан) : " Самолет летел с запада так низко, что казалось зацепит за верхушки деревьев, летел и над хутором, на высоте 100-150м. он выбрасывал бомбы, одна взорвалась, другая не взорвалась. Чтобы не упасть на дома он свернул в лес, срезая верхушки и упал, слышны были взрывы и самолет сгорел. Было 2 члена экипажа, трупы обгорели". Этот же свидетель рассказал в другом письме, якобы об этом же самолете, что по его словам с 12 до 14 дня самолет был атакован истребителями и он упал. Трое летчиков погибли. Два трупа обгорели, а голову третьего на второй день после падения принесла собака. Его в день похорон собирали по кускам. Нашли планшет с документами, но прочесть возможности не было - бумага была как желтая. К сожалению, непонятно, идет ли речь об одном и том же самолете в свете того, что вырисовывается P-Zet. Теперь к версии об  P-Zet и экипаже, хотя я например против, когда в теме об принадлежности самолета к типу и марке начинаются дискуссии о принадлежности к экипажу. 

Оперсводка № 18 12 БАД к 4.00.  4.07.41г.

2. 43  ББАП – 20.00 – звено Р-ZET с Н-1500м. бомб. ММЧ пр-ка на дор. Зембин-Бегомль. В 20.05 звено в р-не цели атак. сам. Ме-109, звено потеряв 1 Р-ZET не бомб., 2 Р-ZET верн. на свой аэр. Экипаж погиб. сам. – мл. л-т Белоусов, ст. л-т Солгоненко. В ОБД Мемориал из предполагаемого экипажа фигурирует лишь Белоусов Ефрем Васильевич https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=73794044 по всей вероятности он же погиб на самом деле 29.08.1942 в Сталинградской области. Данных на Солгоненко (Солоненко) мне выявить пока не удалось. Не смотря на то, что Луговой и Гаджиев по ОБД проходят погибшими 4 июля, дата их невозврата исходя из документов должна быть 3 июля: " 

Л. 96.    Оперсводка № 21 …. К 13.00 5.07.41г.

2. 43 ББАП - потери - не внесены в оперсводку за 4.07. ст. л-т Луговой, л-т Гаджиев, вылет. на развед. 3.07. и не возврат". 

Таким образом Луговой и Гаджиев теоретически могут быть погибшими летчиками. 

у д.Блонь (Юзефово) самолеты и 3 партизана.jpg

Изменено пользователем Shkas
Добавление файла
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Теперь о не совсем приятных лично для меня вещах, касаемо ссылок на документы и исследования. Уважаемый форумчанин Обязательный пишет:

Добрый день! Есть такие данные, предоставленные жодинским краеведом Галиной Анискевич:

«Я проработала экипаж Туманова Алексея Васильевича из 200 дбап 40 дбад. Погиб 15.07.1941. (Место гибели экипажа неизвестно).  И убедилась, что 15.07 все члены экипажа остались живы. Они погибли позже в разное время и в разных местах. Возможно, местные жители исказили фамилию. Туманов А.В. погиб в сентябре 1941 и похоронен в Ленинградской области в братской могиле в п. Красный Бор. Пилот из его экипажа лейтенант Малышев Виктор Петрович 1914, был сбит 24.10.1941, но остался жив. Затем летал в 36 ад, погиб 14.07.1942. Стрелок мл. сержант Евдокимов погиб 22.08.1941. Стрелок мл. сержант Богатов Сергей Григорьевич, 1918, погиб 15.11.1941./// и т.п.

Мы с Вами, Обязательный, еще зимой 2017 года, касаемо этого случая, об этом говорили, До того, как Г. Анискевич (о "исследованиях" которой ниже) написала Вам. Цитирую себя:  "Боевые потери 40 ДБАД. 12 - го июля Туманов с экипажем сели на вынужденную, 15-го они пропали в р-не Пскова. Точка. Вчера я смотрел это донесение и меня сбило с толку надпись 10 авд - но это ошибка ввода оператора. Донесения 40 ДБАП. Все сходится .Вылеты 200 ДБАП подтверждаются на этом направлении дневниками штурмана. Забыл фамилию, они есть в сети. Так что на этом Туманове точка". И дальше мы немного дискутируем - это не важно. 

Далее. Уважаемый Владимир пишет: Есть предположение, согласно данных предоставленных жодинским краеведом Галиной Анискевич:

«3 июля в 20.00 звено Р-Зет 43-го БАП вылетело на бомбардировку танковой колонны, двигавшейся по дороге из Бегомля в Зембин. На подходе к цели тройка была атакована группой немецких истребителей Ме-109. Потеряв в воздушном бою один Р-Зет, два самолета вернулись на свой аэродром, так и не сбросив бомбовый груз. (Оперсводка № 18 штаба 12 БАД к 4.00 4.7.41)

При проведении разведки в этот день не вернулся на свой аэродром экипаж Р-Зет в составе старшего лейтенанта Лугового и лейтенанта Гаджиева. Летчики погибли, обстоятельства их гибели остались неизвестными.»

Я категорически не согласен с тем, что Галина Анискевич в ваших постах представлена в свете крупного исследователя по истории авиации, и в частности по первым дням войны. И вынужден заявить, что подавляющее большинство оперативных сводок, выдержек из ЖДБ авиадивизий и иных документов были набраны ей в файлы из тетрадей, которые вручную в ЦАМО в начале 90-х выписывал мой отец Вячеслав Бриштен. Эти данные были мной даны ей для частного исследования, но как оказалось, в течении 2014-2016 годов за ее подписью появилось некоторое число обзорных публикаций, например, "Свинцовое небо 12 БАД", "Грозовое Небо 1941г. " в которых до  70 % серьезного материала получено из этих тетрадей, а остальное разбавлено данными ОБД, выдержками из трудом других авторов и ее собственных заключений, многие из которых не выдерживают никакой критики, о чем я подробно писал в большом материале на сайте нашей группы Рубон - "Авиапоиск в Беларуси". И теперь Галина Анискевич своей щедрой рукой рассыпала этот материал на просторы интернета, хотя, после моей реакции на первую ее статью сливать информацию она стала более дозировано. О компетенции ее как аналитика и исследователя говорит хотя бы тот факт, что благодаря ее протекции на мемориалы в Жодино и паспорт воинского захоронения внесли имена летчиков из состава 223 ДБАП, на основании умозрительных заключений, причем ребятами из группы Авиа-Поиск Борисов было установлено и отработано место падения этого самолета. Мы вместе были на раскопе и нашлись номера двигателя - установлен тип самолета СБ! Я с пеной у рта доказывал Галине Ивановне об ошибочности ее умозаключений еще до увековечения памяти летчиков, к слову потерявших ориентировку в р-не Климович, Могилевской области 29 июня 1941г. Но мои усилия был тщетны...

В 2015 году на основании "ее исследований" в д. Зоричи был увековечен летчик из состава 213 СБАП, могилу которого можно было эксгумировать - тогда она еще вроде не была на гос.учете. А ведь увековечили стрелка, когда по другим данным там был офицер. Полумера, как говорится, хуже бездействия. Авторитет Анискевич в Борисовском регионе после публикации ее статей значительно возрос. Хорошо загребать жар чужими руками - Галина Ивановна. Так ладно если бы это шло на пользу. Об этом, дорогие ребята из Авиа-Поиск Борисов, мы тоже разговаривали...

 

В этом же свете я упомяну как легко она бросается легкомысленными заявлениями, которые некоторые товарищи, почему-то принимают за авторитетное мнение. Вот ее высказывание:  "Я нашла еще одного Туманова. И думаю, что это именно он, только фамилия ничего снова не дает. По Схе могли летать из 12 сад, это логично. В 43 ббап 12 сад был Туманов Владимир Андреевич, воентехник 2 разр., 1919 г.р. Он сам не летал, а только готовил самолеты к полетам. Летать он начал в 1944 году после окончания школы пилотов. Но в 41-м его фото с подписью могло быть у кого-то из погибших летчиков 43 ббап. Видимо, тут и надо искать". Друзья мои! Какое фото? Какой Туманов? Как вообще можно доверчиво относиться к тому, что говорят свидетели спустя 70 лет, когда даже 40 лет назад они, эти очевидцы, искажали фамилию неузнаваемо! Пример! Стрелок-радист 221 ДБАП  Волохов  Григорий Яковлевич . Погиб под Радошковичами в июне 1941г. По данным медальона крестьянами фамилия идентифицирована как Ошепенко. Финита ля комедия... Тумановы отработаны - все. Откуда взялись данные про фото? Нет таких данных. А тут еще уважаемый misha-mo постит сюда еще одно популярное "недоисследование" про куртку пилота. Его я тоже упоминал в статье про "Авиапоиск в Беларуси". Это вообще бред. Журналисты распинаются как ныне покойный Рогач "устанавливал" имена. Ничего он не установил, ни тип самолета, ни когда он достоверно упал. Все основано на слухах. Даже экипаж неправильно установил, исходя из фамилии Панин. Штурмана Аринушкина позабыл, а "всунули" мифического Пронина. Вот такая цена исследованиям в Беларуси у отдельных "авторитетов". 

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добро дня Дмитрий!

Благодарю за информацию по экипажу Белоусов/Солгоненко. Таких данных у нас не было.

С уважением, Владимир

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обобщу информацию по экипажам.
1 Экипаж Белоусов/Солгоненко:
 Оперсводка № 18 12 Бад к 4.00.  4.07.41г - вылет в 20.00
Возможные заявки - 03.07.1941 JG 52/4 RZ 19.03-Fw.Heinz Schmidt/19.18-Oblt.Siegfried Simsch/19.19-Oblt.Siegfried Simsch/19.19-Ogefr.Hans Sembill
мл. лт. Белоусов Ефрем Васильевич - погиб не познее 9.07.1941
ст. лт. Солганенко Виктор Владимирович - жив.
2 экипаж Луговой/Гаджиев:
"43 Ббап - потери - не внесены в оперсводку за 4.07. ст. л-т Луговой, л-т Гаджиев, вылет. на развед. 3.07. и не возврат".  
Возможная заявка -  03.07.1941 JG 51/2 RZ 12.40-Ofw.Günter Janßen 
Показания Соколовского С.Г. -  "...с 12 до 14 дня самолет был атакован истребителями и он упал..."
ст. лт. Луговой Владимир Павлович - погиб не познее 4.07.1941
лт. Гаджиев Мажур Баба-оглы - погиб не познее 4.07.1941
Солганенко В.В. жив, возможно мы имеем дело с вторым экипажем. Работа продолжается.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые исследователи, благодаря помощи Михаила Тимина, удалось "привязать" номера и установить личность пилота и штурмана! Жду развернутый комментарий от Uladzimira))

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вряд ли будет сенсация.

РZ № 2277 с АМ-34нб 2Б-1728, 43 ббап, мл.л-т Кейв Анатолий Андреевич, потеря 3.07.1941 г.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
57 минут назад, Дьяк сказал:

Вряд ли будет сенсация.

РZ № 2277 с АМ-34нб 2Б-1728, 43 ббап, мл.л-т Кейв Анатолий Андреевич, потеря 3.07.1941 г.

Спасибо, уважаемый "Дьяк"! Но, если бы не Тимин, мы бы видно еще долго ждали информации. Будем рады любой информации по номерам самолетов из состава 10,11,12,13 АД периода июня-июля 1941г.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Приветствую уважаемое сообщество!
Хотелось поделиться не сенсацией, а все лишь радостью: нам удалось найти место падения самолёта, о котором много лет назад сообщали очевидцы, и наконец привязать его к экипажу мл.лт. Кейва А.А., благодаря документу, который нам предоставили Тимин и Бриштен, ведь ни запрос в ЦАМО, ни форум не поставил точку в нашем поиске. Вопрос оставался открытым несколько лет. Мы не получаем никаких прибылей и поощрений, а по белорусским законам можно получить «по шапке» за подобный альтруизм. Скудные документы потерь первых дней войны, помноженные на «хозяйственность» местных жителей, делают каждый поиск архисложным.
Такие редкие моменты воодушевляют и дают силы двигаться дальше.  И хоть пока не ясно кто же был стрелок у Кейва А.А. (лт. Чубаров Михаил Иосифович,1916 г.р., лт. Авдеев Михаил Фёдорович, 1915 г.р., лт. Исмаилов Абдурахман Артыхович,1917 г.р.), можно отметить, что одним вопросом стало меньше. Будем благодарны за любую дополнительную информацию, по которой можно судить о том, кто был в экипаже мл.лт. Кейва Анатолия Андреевича.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Список б/потерь 12 БАД с 27.06 по 8.07.41г. Оп. 2589.   Д. 370. л. 67-68 (даты потерь тут не согласованы с со списками б\п и оперсводками)

Ст. л-к, мл. л-т Кучеров Степан Захарович, 1916 гр., ур. с. Курганское. Ростов. обл. 4.07.41г. не верн.

Ст. л-к, мл. л-т Рожков Михаил Сергеевич, 1917 гр., ур. г. Грозный.  4.07.41г. не верн.

Ст. л-к, мл. л-т Кейв Анатолий Андреевич, 1916 гр., ур. г. Борисоглебск, Воронеж. обл. 4.07.41г. не верн.

Мл. шт., л-т   Чубарев Михаил Иосифович, 1916 гр., ур. Епишевский с/с, Рославль. р-н, Смоленск. обл. 4.07.41г. не верн.

Мл. шт., л-т Авдеев Михаил Федорович, 1915 гр,, ур. Ясиновский с/с, Чуцкий р-н, БССР. 4.07.41г. не верн.

Мл. шт., л-т Измайлов Абдурахман Артыхолович, 1917 гр., ур. г. Ленинабад. Тадж.ССР, к-з Молотова. 4.07.41г. не верн.

К-р звена, ст. л-т Луговой Владимир Павлович, 1913 гр., ур. г. Харьков. 4.07.41г. не верн.

Мл. шт., л-т Гаджиев Мансур Гаджи Баба Оглы, 1918 гр., ур. г. Баку. 4.07.41г. не верн.

Других данных у меня нет. Ранее видел в этом же деле списки, где было совпадение порядка:

л.7. - 1.     К-р звена, л-т Динер Матвей Данилович. 2.     Мл. шт., л-т Никитинский Петр Федорович.

л. 68. К-р звена, л-т Динер Матвей Данилович, 1910 гр., ур. г. Витебск.  2.07. 41г. не верн., Мл. шт., л-т Никитинский Федор Федорович, 1911 гр., ур. д. Максимовка, Вельского р-на, Архангельск. обл. 2.07.41г. не верн.

За Никитинским сразу же идет Кучеров, Рожков и другие... Три летчика и три штурмана. Нужны данные штатно-послужного списка. В этом деле они есть, у меня их нет.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
21 час назад, Shkas сказал:

Спасибо, уважаемый "Дьяк"! Но, если бы не Тимин, мы бы видно еще долго ждали информации. Будем рады любой информации по номерам самолетов из состава 10,11,12,13 АД периода июня-июля 1941г.

Дмитрий, не поднимись тема, так её никто бы и не увидел.

А с манерами общаться надо что-то делать... В Минске, в "Академкниге" очень большой и хороший выбор литературы. Можно взять, что-нибудь по этике. Иначе рискуете сами закрыть портал для общения.

Дальше.

Никаких "штатно-послужных списков" не существует. Либо учётно-послужной, либо штатно-должностной. Ни в одном из них не может быть состава экипажа. На это существует начальство, которое своим приказом закрепляет боевой расчёт: экипажей, пар, звеньев и т.д. 

Конкретный состав, в конкретном вылете может не соответствовать боевому расписанию, в силу ряда причин. Болезнь, ранение, отсутствие, усталость и т.п.

За 3.07.41 список лётчиков и штурманов, не вернувшихся с боевого задания, раздельный. А в другие дни: пилот-штурман. Это может говорить о том, что за этот день полк не знал точно, кто с кем вылетел. Поэтому, вычислить - невозможно. Предположить - да, но не более.

В списках 43 ббап не указана машина с № 2273. Была 2213 с мотором 1040, разбитая противником на аэродроме Б.Ситцы 25.06.1941. 

Так что, пока есть деталь с номером мотора (1728), подлежащего списанию, с самолёта 2277 - мл.л-та Кейва.

История, на мой взгляд, не закончена.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу