Опубликовано: 16 февраля, 2018 В январе 2014 года Жека переслал мне письмо жителя с.Загедан Евгения Деренского с фотографиями обломков самолёта И-16 с просьбой помочь с установлением имени пилота, лётавшего на нём. На фото виден обелиск с обломками авиамотора М-25 и фрагментами конструкции самолёта. Данный обелиск находится в долине на развилке речек Санчарки и Адзапш у подножия перевала Санчаро. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 февраля, 2018 Местные ребята нашли место падения нашего самолёта, также некоторые обломки сохранились в местной школе. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 февраля, 2018 Ещё фото 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 февраля, 2018 Среди обломков удалось найти лючок с номером самолёта - 521731! Это была большая удача! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 февраля, 2018 Согласно приказа 5 ВА от 03 февраля 1943 года № 025 самолёт И-16 № 521731 с мотором М-25В № 1916884, принадлежащий 975 ИАПу списан в январе месяце как боевая потеря. Удалось установить, что 2 И-16 975 ИАП потерял в один день - 22 января 1943 года. Стал смотреть по боевым сводкам обстановку на фронте: 22 января В ночь с 21 на 22 января один СБ бомбардировал Краснодар, один ДБ-3 – Хадыженский. Днем выполнено 20 боевых вылета. Четыре самолета И-153 штурмовали войска противника в районе Шабанов, Новоалексеевский. Выведено из строя семь автомашин, рассеяно до двух взводов пехоты. Огнем с земли подбит И-153 старшего лейтенанта Н.Д. Пантелеева. Во время вынужденной посадки в районе Садовое самолет разбит, летчик ранен. 14 самолетов (два И-16, шесть И-153, шесть ЛаГГ-3 - летали их разведку и два (ЛаГГ-3) – на перехват самолетов противника. Транспортная авиация произвела 42 вылета, из них 27 – в 56-ю армию (5400 кг грузов) и 15 – в 46-ю армию (долетело восемь У-2, доставив 1200 кг грузов). Два И-16 (975 иап) сбиты огнем зенитной артиллерии в районе Смоленской. Один из пилотов – младший лейтенант И.Б. Шейко пропал без вести. ... ...Войска Черноморской группы вели тяжелые бои в районе Церковной, Смоленская, Григорьевская, Новодмитриевская, Тохтамукай, Пензенская, Горячий ключ. В связи с отставанием артиллерии и недостатком боеприпасов темп наступления советских войск начал замедляться. Погода: облачно, в горах туман, температура днем около 0 градусов, легкий мороз; дороги в горах местами оттаяли и трудно доступны для проезда. (ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д. 66, л. 34; ф. 20218, оп. 1, д. 13, л. 42) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 февраля, 2018 Вот это да! Лётчики 975 ИАПа с аэродрома в Лазаревской летали на выполнение боевого задания в район станицы Смоленской - а самолёт одного из них оказался в 270 км от места выполнения боевого задания в противоположной стороне!!! Как же так? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 февраля, 2018 Попытались разобраться - единственное более менее объяснимое решение нам показалось кроется в последних строчках боевого донесения: Погода: облачно в горах туман... И здесь мы ребятами зашли в тупик.. Так прошло четыре года... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 февраля, 2018 Две недели назад один из моих коллег-поисковиков переписывался в "Однаклассниках" со своим знакомым, который у себя на страничке, как обычно, выкладывал фотографии себя, своих родных и тех мест, где удалось побывать. На двух фото он был запечатлён на фоте обелиска. А когда немного пригляделись, то оказалось, что это обелиск, уже знакомый нам. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 февраля, 2018 (изменено) Списались, созвонились. Да оказывается в 2012 году он был в районе перевала Санчаро, делал много фотографий, в том числе и обелиска с обломками самолёта и мотора... Через время Сетрак Кешищян прислал нам фото этих обломков. И, о чудо! на одном их фото чётко виден номер мотора - 252702! Изменено 17 февраля, 2018 пользователем Алекс21 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 февраля, 2018 Самолёт И-16 № 521377 с мотором М-25В № 252702 не вернулся с боевого задания в ноябре 1942 года - запись в нашей базе данных. Это уже было ближе к истине, так как 975 ИАП в сентябре-октябре входил в состав Закавказского фронта и базировался в Сухуми. В район выполнения боевых задач входил и район перевала Санчаро. Но вот сюрприз - 975 ИАП в конце октября убыл на переформирование и боевых действий не вёл, соответственно - потерь не имел. А вот в октябре есть боевые потери: 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 февраля, 2018 Два лётчика: ст. сержант Цыбесков А.П. Н.Б.З 07.10 42 и сержант Павлов А.Ф. Н.Б.З. 11.10.42 года. Кто из них пилотировал И-16 в последнем полёте и какого его дальнейшая судьба? За это время ребята с Загедана тоже не сидели сложа руки. Им удалось получить доступ к документам 4-й горнострелковой дивизии немцев которая воевала в этих местах. Лучше за меня расскажет вот это письмо: Документы 4-й горнострелковой дивизии немцев, которая воевала в наших местах, в настоящее время находятся в американском архиве. Житель Краснодарского края Александр Мирзонов каким то образом добрался до документов в этих архивах, и по моей просьбе прислал ряд фотографий немецких документов по нашей местности. Мы вместе с Александром также ломали голову о дате падения этого самолета и о последующей судьбе летчика. У нас на окраине поселка Загедан находится одиночная могила, якобы летчика расстрелянного осенью 1942 года. Хотя одна бабуля рассказывала нам, что летчик похороненный на Загедане был с самолета упавшего на Загедане и что хвост с этого самолета валялся на Загедане до 1952 года. А когда самолет упал, в поселке немцев не было, но летчик был смертельно ранен и умер через несколько часов после падения самолета. Местные его сразу же захоронили, чтобы немцы над них не надругались. И мол, якобы местные знали имя летчика, то ли он сам сказал, то ли они они в его документах прочитали. И вот мы с Александром и думку думаем. Склоняемся к мысли, что рассказ бабули фантазия, так как в немецких документах "засветился" только один самолет, упавший на территории седьмого поста. У немцев там были зенитчики, имеются и гильзы 20 мм, а также на месте подорванного склада боеприпасов на территории 7-го поста тоже находятся покореженные 20 мм зенитные снаряды. У немцев на Загедане находилась комендатура, скорее всего плененного летчика спустили вниз в Загедан, где после допроса расстреляли. Высылаю Вам текст из письма Александра Мирзонова, а также фото немецкого документа, где описывается падение самолета, картосхемы 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 февраля, 2018 Пришла очередь немецких документов 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 февраля, 2018 А данный рапорт датирован 07 октября 1942 года. Отсюда следует, что лётчиком, пилотировавшим И-16 № 521377 в последнем бою был старший сержант Цыбесков Алексей Петрович. Вы спросите, а как же лючок с номером 521731? каким образом он попал на самолёт 521377? Самолёты были боевые, не раз участвовавшие в боевых вылетах, соответственно, и в ремонте побывали не раз. Поэтому скорее всего этот лючок попал на самолёт 521377 в один из ремонтов. А уже сам И-16 № 521731 погиб позже. Вот такая история длиной в четыре года. 4 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 февраля, 2018 Координаты обелиска 43°29'31.08"С 40°57'10.49" 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 февраля, 2018 (изменено) . Изменено 16 февраля, 2018 пользователем TITANIK 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2018 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2018 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2018 По моим данным в октябре 1942 был сбит 5 21 0 377, а 5 21 377 26-й ИАП сбит 26.09.41 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2018 С какими моторами, номера есть? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 февраля, 2018 (изменено) Надо глянуть, сразу не скажу, интересно что и 5 21 А 377, тоже мог быть 26 ИАП, Там были 5 21 378, 5 21 390, 5 21 395, 5 21 А 375, 5 21 А 378, 5 21 А 393, А 394, А 395, А 399 Вполне возможно, что могли быть неполные записи и ошибки. Например 377 вместо 0377 и А377. P.S. Мотора нет, сбит над Шушарами (ныне район СПБ) Изменено 17 февраля, 2018 пользователем lindr 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 февраля, 2018 А здесь оба И-16 с указанными номерами моторов! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 февраля, 2018 Проблема состоит в том что буквы О и А перед номером могли опускать. Не помешало было фото шильдика с зав номером. Все соседние были в 26 ИАП например 521А378 тип 5 №21 А 378 СССР 26-й ИАП потерян 27.12.39 521377 тип 5 №21 нет 377 1936 СССР 26-й ИАП сбит 26.09.41 Тут два варианта. 1- В 26 ИАП сбили А377, а в приказе перепутали и написали 377. 2- В 975 ИАП сбили 0377, в А377 в составе 975 ИАП слабо верю, А3ХХ и 3ХХ сплошь запад, северо запад. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 февраля, 2018 В 17.02.2018 в 21:41, lindr сказал: Надо глянуть, сразу не скажу, интересно что и 5 21 А 377, тоже мог быть 26 ИАП, Там были 5 21 378, 5 21 390, 5 21 395, 5 21 А 375, 5 21 А 378, 5 21 А 393, А 394, А 395, А 399 Вполне возможно, что могли быть неполные записи и ошибки. Например 377 вместо 0377 и А377. P.S. Мотора нет, сбит над Шушарами (ныне район СПБ) Тот И-16, что сбит над Шушарами мотор М 25 № 1916110 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 февраля, 2018 Дополнительная информация по фрагменту данного мотора укрепленного на памятнике: номер на блоке 3124 номер на цилиндре 300612 номер на цилиндре 300(8?)12 номер на цилиндре 178 ??2 номер на цилиндре 1 - 35 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 февраля, 2018 В 18.02.2018 в 22:13, lindr сказал: в А377 в составе 975 ИАП слабо верю, А3ХХ и 3ХХ сплошь запад, северо запад. А здесь вопросами веры не надо оперировать. После финской войны куча техники переехала из ЛенВО в ЗакВО - возьмите навскидку 25 ИАП или 68 ИАП. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 февраля, 2018 Небольшое дополнение по истории сооружения памятника, составной частью которого стал фрагмент авиационного двигателя с И-16. В середине 70-х годов ХХ в. при сооружении памятника защитникам перевалов Кавказа, строители памятника столкнулись с проблемой: как при отсутствии моста переправить тяжелый авиационный 9-ти цилиндровый мотор с правого берега реки Санчаро, на левый, к месту сооружения памятника. Не имея техники, чтобы при помощи тросов перетащить мотор волоком по каменистому дну реки, строители решили использовать для памятника не целый мотор, а только его фрагмент. При помощи кувалды от мотора был отбит фрагмент алюминиевого блока с четырьмя цилиндрами и двумя поршнями в них. Этот меньший фрагмент мотора был обвязан веревками и волоком вручную перетащен на левый берег реки, где был при помощи цемента укреплен в центральной части памятника. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 февраля, 2018 При этом большая часть мотора с пятью цилиндрами, коленчатым валом, семью поршнями (пять поршней были в цилиндрах, а ещё два поршня торчали на шатунах из отбитой части двигателя) осталась на месте крушения самолета на правом берегу реки Санчаро. Таким образом, появилась легенда о двух авиационных моторах – один на памятнике, на левом берегу реки, а на другой на правом берегу реки. В 1978 году бригада лесорубов погрузила большую часть авиационного мотора на платформу трактора-трелевочника и перевезла его с правого берега реки на левый берег и установила на земле перед памятником защитникам перевалов Кавказа. Таким образом, два фрагмента одного мотора вновь оказались в одном месте. На фото бригада лесорубов с большей частью авиационного мотора, перемещенного ими к памятнику Приходится сожалеть, что до наших дней эта большая часть мотора, установленная у памятника, не сохранилась. Кто-то её похитил в конце 80-х годов. Так как в ту пору сдачей металлолома на хлеб себе ещё не зарабатывали, то можно предположить что фрагмент мотора попал в какой-то музей. Может быть этот фрагмент мотора попадался на глаза кому-нибудь из форумчан? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 февраля, 2018 Ну если хватило ума расчленить мотор, то спереть его часть, лежащую около обелиска, наверно вообще не понадобилось - закидывай в багажник уазика и езжай! Грустно всё это, тем более с таким отношением к раритетам прошедшей войны встречаемся в каждом втором, если не в каждом первом случае! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 февраля, 2018 Фрагменты данного истребителя И-16 собранные на месте крушения в настоящее время представлены в экспозиции музея школы № 1 с. Курджиново 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 февраля, 2018 Что касается места захоронения летчика, то предположительно, оно находится на южной окраине поселка Загедан. В немецких документах имеется информация только об одном сбитом советском самолете на территории в границах горной местности Урупского района КЧР. Также, на территории Урупского района известно только одно место захоронения советского летчика - п.Загедан. Выше в теме приводился рассказ одной бабули об истории появления данной могилы. Но, данная бабуля в период боевых действий находилась в Закавказье, а на территории Урупского района она проживала с 1948 года и то в п.Пхия, а не на Загедане. Её рассказ, это якобы пересказ чужих слов. В настоящее время в Загедане проживает только одна семья, чьи родители проживали в пос. Загедан в годы войны. Они ничего не слышали о падении советского самолета в Загедане. Поэтому более достоверной нам кажется версия, что летчик Цибесков Алексей Петрович сбитый и пленный на территории 7-го поста, был доставлен в п.Загедан, где и был расстрелян после допроса. Тем более, что местная легенда говорит именно о захоронении расстрелянного летчика. Также ничего не известно об обнаружении каких-либо фрагментов самолета на территории Загедана. На фото могила летчика на южной окраине поселка Загедан. Весной и летом в нашей местности очень много осадков. Трава пышно разрастается. Мы когда с учащимися поднимаемся в горы, всегда наводим порядок на могиле летчика. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах