7.62

Як-1 №3545 (или 3245)

19 сообщений в этой теме

Доброго дня, уважаемые коллеги.

Пока очень кратко. Фотоотчет и подробности чуть позже.

Як-1, в р-не пос. Карманово (Гагаринский р-н Смоленской обл.)

Найдены номера:

3545 (выбит и написан краской на закрылке) и 3245 (выбит на капоте).

Просьба помочь с идентификацией.

с уважением,

Сергей

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый день, 

Пока повторю то, что сообщал ребятам в лес - самолет скорее всего из 1 ВА:

Як-1 3245 - выпущен с завода 28.12.1941 года в адрес 580 ИАП ВВС ПриВО (скорее всего перегоняли). Дальнейших сведений нет.

Як-1 3545 - отметился косвенно в ремонте в 7 ПАРБ 1 ВА ("починены изломанные щитки уборки шасси") - даты не известны (точно после мая 1942 года - возможно лето-осень 1942), полк не известен. 

Возможно Як-1 №3545 как-то причастен к 627 САП, но неточно (полк упомянут в том же источнике - ему принадлежал починенный той же командой чуть ранее И-16, а другому Як-1 "из стареньких" ставили фотооборудование "со сложным управлением").

627 САП имел на вооружении частично Як-1 (примерно с августа 1942 и позднее), базировался изначально в Адуево, Медынский район (ВВС 43 Армии); 

Примерно в период 02-16.09.1942 передан в подчинение 33 А и перелетел в Тишинино (было не менее 3 Як-1, действовал совместно с 172 САП, ещё 3 Як-1 были на ВП или других аэродромах), к 17.09.1942 перелетел в Спас-Загорье (в подчинении 1 ВА);

24-25.09.1942 передал 6 И-16 в 248 ИАП в Климово, который собрал матчасть с других полков, к 27.09.42 ушло и пару Як-1 (один в ремонт, второй куда не ясно - возможно тот же 248 ИАП), к 01.10.1942 вернулись отданные И-16 (не все), 02-03.10.1942 похоже 248 ИАП отдал все (не менее 5) собранные Як-1 в 627 САП, но к 07.10.42 пять машин убыло в 516 ИАП 203 ИАД. К 15.10.1942 полк перебазировался в Слабцово.

В конце ноября - декабре 1942 упоминается как армейский полк при вылетах на разведку в полосе 29 Армии.

Ближе всего к Карманово на Як-1 627 САП работал в ноябре-декабре 1942 года - остальное время далековато.

Но единственную потерю летчиков-истребителей нашел только гибель ст. л-та Журова Александра Емельяновича, 1917 г.р. в воздушном бою над аэродромом Климово от 23.09.1942 (это когда эскадрилью И-16 отдавали в подчинение 248 ИАП).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

№ 3245 в дополнение к вышесказанному: с завода мотор ПА 125-355, машина была с фарой, РО-82 и на лыжах

№ 3545 с завода мотор ПА 354-638, машина была с фарой, РО-82 и на лыжах, убыла 17.01.42 г. с летчиком 211-го иап.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Сергей Кузнецов сказал:

№ 3245 в дополнение к вышесказанному: с завода мотор ПА 125-355, машина была с фарой, РО-82 и на лыжах

№ 3545 с завода мотор ПА 354-638, машина была с фарой, РО-82 и на лыжах, убыла 17.01.42 г. с летчиком 211-го иап.

Сергей, спасибо за уточнения.

Эту самую фару мы, выходит, нашли...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доброго вечера, коллеги!

Наконец-то появилась возможность сделать небольшой фоторепортаж по этому месту падения Як-1.

Оно было найдено немногим более недели назад, после нескольких месяцев бесплотных поисков наших друзей по смоленским болотам и буреломам. Как оказалось, люди, нашедшие в блиндаже бронеспинку, как выяснилось, надеялись какие-то материальные блага на этом месте получить (а оно весьма отдалено от точки находки бронеспинки). Ну да ладно, упорство и старание было вознаграждено – наши разведчики нашли место падения! В лютых болотах и буреломах, уже бродя по подмерзшим топям, проваливаясь регулярно в ледяную жижу – все же искали. И нашли!

3-треста.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

За пару часов работы наши друзья нашли примерно 10-20 обломков, среди которых был гнутый капот, триммер руля высоты и лючок залива бензобака. При существенном минусе отмывать обломки на месте возможности не было. Поэтому удалось отмыть эти обломки только перед выездом, где на внутренней части капота был выбит номер 3245.

Само место падения – довольно локальная полоса, длиной не более 60 метров, и метров 15 шириной на краю болота с трестой. Простирание линии нахождения обломков – азимут 305 (т.е. с северо-запада на юго-восток).

1-пейзаж.JPG

2-калина.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Довольно экзотично выглядели наши раскопки. К счастью, с собой взяли лом. Первым шагом после нахождения сигнала с помощью металлоискателя, долбился ломом по периметру раскопа периметр, после разбивался на куски, потом лопатой выбиралось все из ямы. Только далее в торфяной жиже старались пробиться через корни к каждому из обломков. Примерно в половине случаев пришлось, засучив рукав по локоть, шарить в поисках обломка в ледяной воде.

4-коп0.JPG

4-коп1.JPG

6-коп-3.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ниже – первые найденные крупные фрагменты, фильтр, отлично сохранившаяся трубка Пито. В болотной среде зачастую хорошо сохранилась краска. Кроме первичного горохового или голубоватого окраса, поверх него покраска бежевым цветом, поверх него – черный камуфляж. Фильтр с фото ниже - оливкового цвета.

7-куски.JPG

8-фильтр.JPG

9-пито.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Довольно много было частей капотов. На одном из них под клепками виден технологический номер 936. Удивительно, но нашли всего один обломок двигателя – половинку дюралевой шайбы редуктора. Увы, на этой части номера мотора не оказалось. Не повезло с ним…

11-капот936.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 Еще пара вкладышей коленвала нашлись метрах в тридцади друг один от другого. Также от рамы истребителя – всего 2-3 мелких фрагмента, на удалении около 50 метров в северо-западной части полосы.

Чуть в стороне оказалось место скопления обломков, часть остекления фонаря, остатки фары с хорошо сохранившимся отражателем.

10-куски-фара.JPG

12-плекс.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И уже в самом конце дня неподалеку от частей фонаря нашелся обломок (предположительно закрылка). На нем были видны следы черной краски. После того, как его поверхность немного обсохла на морозе, стали видны три цифры – 354… Рядом выбит номер 3545. Полагаем, что капот заменить проще, чем закрылок, также играет роль дублирование номера (даже на одном фрагменте). Поэтому полагаем, что номер данного самолета именно 3545 (и менее вероятно 3245).

Все найденные обломки были собраны с целью отмывки и документирования особенностей конструкции и камуфляжа.

13-номер_3545-x.jpg

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На щитках диагональных клепок не было. Это КМК остатки от щитка стойки шасси.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доброго дня, уважаемые коллеги.

Первичная работа в ЦАМО с документами по ремонтам принесла результаты. Оказалось, что ЯК-1 №3545 из 211 ИАП был в марте месяце в ремонте. (степень ремонта надо уточнить).

Если в марте 42-го 211 ИАП входил в состав 43 САД, то вполне мог севернее Гжатска залететь.

Есть и потеря у 211 ИАП в марте (по другим документам - в мае).

Если у кого-то есть данные по потере самолета Сугоконом - прошу сообщить.

С ув.,

Сергей

211-Сугокон-ч.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все что есть, это по 211 иап упоминается потеря в районе Медынь 3 Як-1 27-31 марта 1942, в составе 5 уаг.  В отчетных бумагах 211 полка по этим потерям на 11.4.42 аэродром базирования указывался Ватулино.

Изменено пользователем linnet
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нашел в мемуарах Героя Советского Союза гв. полковника Михайлика Якова Даниловича (тогда сержанта, позже в 237 иап и др. частях 16 ВА) описание гибели его первого командира звена мл.л-та Сугокон Н.А.:

"...Слушая командира (речь про комэска ст. л-т Андреева С.Ф. - позже капитан/майор в составе 16 ВА - 220 иад, 11 оутсап, 127 иап), мы не заметили, как открылась дверь в землянку. В белых космах стужи выросла фигура посыльного.

- Товарищ старший лейтенант, вас вызывает командир полка майор Лесков. (Александр Петрович, 211 ИАП)

Перестали стучать костяшки «козлятников», угомонились «анекдотчики». На командный пункт. Значит, жди новостей. Какие они будут, новости?

Андреев вернулся минут через пятнадцать. Запорошенный. Оживленный. Что скажет, чем порадует?

- Погода улучшается. Эскадрилье поставлена задача - прикрыть наземные войска с воздуха. Вылетаем шестеркой. - В числе других старший лейтенант назвал и мою фамилию. (Чуть ли не второй вылет полка на фронте)

В районе прикрытия все небо в облаках. Высота метров четыреста - пятьсот, а кое-где и того меньше. В воздухе противника нет. Делая круг за кругом, расширяем радиус виражей с заходом на вражескую территорию. Перестроились во фронт. Слева - пара Андреева, справа от нее - командир звена младший лейтенант Сугокон, а я еще правее.

Внизу замельтешили желтые языки, нас обстреливают из зениток. Спокойно, сержант. На такой высоте трудно предпринять противозенитный маневр. Накреняюсь, чтобы осмотреть заданную полусферу. Огонь усиливается. Но откуда появился сноп пламени здесь, в воздухе? Не успев как следует осмыслить, увидел взрыв. Обломки самолета командира звена беспорядочно падали вниз. [9]

Острая боль утраты сдавила сердце. Погиб мой ведущий Сугокон. Холодная бездна поглотила горящие останки. Даже могилы со скромным деревянным обелиском не будет. Ничего не будет, кроме трагизма похоронной и долгой, бережливой памяти однополчан...

На аэродром (по контексту Спас-Загорье, до перелета в район Медынь - начало марта 1942 ?) вернулись впятером. Расстегнув привязные ремни, я долго сидел в кабине. Усталый. Опустошенный. Бессмысленно тикали часы, вмонтированные в приборную доску. Остывал разгоряченный мотор, и в мареве, поднимавшемся от него, чудился падающий факел.

Подошел невысокий, щуплый паренек, механик сбитого самолета.

- А мой командир?..

Безответная тишина. Что ему ответить? Понял - нет ни командира, ни самолета. Смахнув со скуластой щеки скудную солдатскую слезу, он повернулся и медленно, волоча ноги по снегу, побрел на стоянку. Теперь она выглядела пустой глазницей.

С трудом выбравшись из кабины, я попросил у молчаливого техника Шаповалова закурить. Неумело свернул толстенную самокрутку и впервые в жизни затянулся горьким табачным дымом. Глубоко, на весь вдох. Дым обжег гортань, легкие...

А вечером, тоже впервые в жизни, выпил положенную порцию водки. Выпил, чтобы заглушить боль утраты. Но боль не проходила. Не прошла она и тогда, когда Степан Филиппович Андреев, выходя из столовой, попытался утешить:

- Война, Яша, суровая штука. Без потерь не обходится. Мы за него рассчитаемся. С завтрашнего дня будешь летать со мной.

Ночью снились желтые всплески огня, шевелящиеся клубки разрывов, факелы, падающие в ледяную бездну. И еще снились глаза командира звена. Живые, призывающие к возмездию: «Отомсти, сержант!»
Ссылка {9}Архив МО СССР, ф. 1 гв. ИАД, оп. 41409, д. 2, л. 94.

..."

Не ясно почему ссылка на фонд 1гв.иад (220 иад), если 211 иап там ещё не состоял на тот момент.

Далее по тексту описываются бои с аэродрома под Медынью и как раз на Як-1 с лыжами (была у самого автора ВП на линии фронта)

http://militera.lib.ru/memo/russian/mihailik_ad/01.html

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу