Инкерманец

ИЛ-2 район горы Ташкелак, Керчь

22 сообщения в этой теме

Уважаемые форумчане, обсуждалась ли эта тема на форуме?

http://kerch.com.ru/articleview.aspx?id=23603

Изменено пользователем Инкерманец
пунктуационная ошибка
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Саша, вопрос конечно интересный. У меня, например есть данные, что в том районе в августе 1942 был сбит СБ 40 бап ввс чф.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На том месте был сам, видел фрагменты брони и куски фанеры, немного собрал фрагментов, может по ним можно что-то определить. Может и ошибся в определении модификации. При опросе местных жителей узнали, что в 2012 году "пикальщики" обнаружили место падения самолёта, начали копать и нашли человеческие останки под большим алюминиевым куском самолёта, сообщили в МЧС, а те, видимо, дирекции заповедника и т.д. После того. как поработали археологи и забрали останки лётчика, приехали "металлоломщики" пытались откопать двигатель, но так и не нашли. На глубине 2,5 метра нашли воткнутую пушку под углом 45 градусов, затем вторую на некотором расстоянии и под тем же углом  на такой же глубине. Со слов охотников за металлоломом "одна из пушек была сильно повреждена снарядами, взорвавшимися внутри неё" (можно предположить, что ШВАК)

 

 

IMG_0457.JPG

IMG_0458.JPG

IMG_0459.JPG

IMG_0422.JPG

IMG_0423.JPG

IMG_0424.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Керченском музее хранятся останки летчика и фрагменты самолета. При обнаружении на фрагментах была красная краска (такой на Илах номера писали). Рядом с останками крыльевой ШКАС. Попросил местного поисковика забрать из музея что есть и будем мыть.

П,С. Пушки (и ШВАК, и Вя) рвало от удара о землю - срабатывал спуск от натяга тросов. У нас таких 3 штуки розочкой разорванных.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Побывали на месте падения, немного копнули. Пушки стояли на нём ВЯ-23, а не ШВАК. Найдено много звеньев и несколько смятых патронов с ВЯшки. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Моя версия.

Сначала хотела отписаться в теме «Ю-88, р-н озера Чокрак, Керчь», но сейчас решила, что помещу свой пост в тему «ИЛ-2, р-н горы Ташкелак, Керчь».  В целом  думаю, что обе темы затрагивают события одного дня (возможно).  Теперь конкретика.

 Для ясности: гора Ташкелак расположена рядом с озером Чокракское (солёное), прилегает к его восточной стороне. Примерно через эту местность проходил маршрут наших летчиков при авиаударах по Багерово - аэродрому и ж/д станции (сначала летели вдоль побережья  Азовского моря Керченского полуострова и здесь, у озера Чокрак, сворачивая к югу, выходили на заданную цель).

        image (1).png

Именно в дни атак  по Багерово в районе озера Чокрак 863 иап понёс две боевые потери лётчиков.

 19.01.44 во второй половине дня от 4 ВА 230 шад  получила дополнительное задание - нанести удар  по  ж/д станции Багерово 2-мя группами: одна подавляет ЗА противника и наземные силы в р-не станции, другая действует непосредственно  по ж/д эшелону (мой папа- участник этого вылета, сопровождал 4 ИЛ-2 в р-н Керчь-2).

В бою ЗА  был сбит летчик 863 иап мл. лейтенант Погорелов Федор Николаевич,  самолет упал в озеро Чокрак.

Погорелов Н. Ф. 1922 г.р., уроженец Орловской обл., Новосильского р-на Хворостянского с/с д. Варваровка. Наград не имел. Отец проживал в  г.  Люберцы М. о.

image (2).png

 

И еще одна потеря 31.12.43.

  В этот предновогодний день задание 230 шад нанести удар по а/э Багерово выполняли 8 ИЛ-2 7 гшап  под прикрытием 12 ЛаГГ-3 863иап. 

Завязался воздушный бой, в котором был сбит летчик 863 иап мл. лейтенант  Трахов Валид Салихович.  Летчик погиб, самолет упал в озеро Чокракское и затонул.

Трахов В. С. 1917г.р. адыгеец, уроженец Адыгейской АО, Тахтамукайского р-на, аула Шенджий, награжден орденами «Красная Звезда» приказом №099/н от 07.12.43 4 ВА ОПА и «Отечественной войны II степени» (посмертно) приказом №07/н от 22.02. 44 4 ВА. Произвел 66 боевых вылетов и провел 6  воздушных боев.

image (3).png

 

Всего в этом бою потери 230 шад составили 1 ЛаГГ-3 и 1 ИЛ -2.

Экипаж потерянного ИЛ-2 7 гшап состоял из летчика,  гв. лейтенанта Степанова Бориса Михайловича и воздушного стрелка,  гв. сержанта Леонова Василия Григорьевича.

Степанов Борис Михайлович – летчик, гв. лейтенант, 1921 г.р., уроженец Тульской обл., г. Ефремов, награжден орденом «Красной звезды» приказом 230 шад Северо-Кавказского фронта  31/н от 02.10.1943  и орденом «Отечественной войны I степени» приказом 4 ВА 102/н от 29.12.1943. 

image (4).png

 

Леонов Василий Григорьевич – воздушный стрелок, гв. сержант,1925 г.р.,уроженец Смоленской обл., Екимовичского р-на, д. Старая-Буда.

 

image (5).png

            Из жбд 230 шад за 31.12.43

           image (6).png

В донесении о безвозвратных потерях указано, что при штурмовке а/э Багерово при  выходе от цели  ИЛ-2 был подбит, сел на территории противника. Судьба экипажа не известна.

Запись  в жбд более подробно описывает потерю самолета: при попытке атаковать МЕ-109 на левом боевом развороте ИЛ-2 перевернулся на спину и упал у Чокракского озера. Летчик выбросился с парашютом и приземлился на территории противника у выс.127,1. Стрелок погиб, самолет затонул.

 

А теперь сопоставим изложенный факт с  сообщением Керченского историко-культурного заповедника от 13.09.2012 о находке в районе горы Ташкелак под Керчью разбитого самолета времен войны.

 «В поврежденном самолете нашли останки члена экипажа и пулемет. Сотрудники заповедника увидели место падения самолета и сумели по разбросанным фрагментам летательного аппарата определить направление его движения и пришли к мнению, что машина была подбита в районе Чокракского озера, и затем шла в восточном направлении. Был обнаружен ржавый советский пулемет ШКАС калибра 7,62 мм. Под ним нашли останки одного из членов экипажа самолета, предположительно, стрелка-радиста. Детали обшивки самолета были оплавлены, костные останки также сильно обожжены т.к. самолет при падении или после горел».

Предполагаю, что обнаруженный разбитый самолет и есть тот самый ИЛ-2 экипажа летчика Степанова Б.М. и воздушного стрелка Леонова В.С., потому что слишком много совпадений.

Но одна уточняющая деталь: погиб летчик Степанов Б.М., а воздушный стрелок Леонов В. Г. выбросился на парашюте. Из чего сделан такой вывод? В ОБД оба числятся как нбз, но, однако Леонов В. Г. проходит по юбилейному списку награжденных участников ВОВ 06.04.1985 г и, следовательно, остался жив. Другие подробности не известны.

Леонов Василий Григорьевич 1925г.р. Год рождения: __.__.1925 Место рождения: Смоленская обл., Екимовичский р-н, д. Старая Буда № наградного документа: 81 Дата наградного документа: 06.04.1985 Номер записи: 1515474074 Орден Отечественной войны I степени 

Относительно Ю-88 у озера Чокрак. В жбд 230 шад за 31.12.43 отмечено,  что было сбито 2 МЕ-109. 1 сбил воздушный стрелок 7 гшап,  гв. старшина Федоров Михаил Игнатьевич (1921- 26.01.1944, менее чем через  месяц получивший смертельное ранение снарядом ИА противника и похороненный в  ст. Фонталовская),  другой -  летчиками 863 иап (фамилия не указана). Но вероятнее всего, сбил Трахов  Валид, причем сбил именно «Юнкерс», а не МЕ-109 и в жбд допущена неточность. Дело в том, что после войны спустя годы братья Трахова Валида смогли все же узнать подробности его последнего боя от  однополчан: командира 2 АЭ 863 иап Гуляева Евгения Антоновича и Павлова Анатолия Борисовича – участников этого боя. Именно они рассказали родным, что Валид в начале боя «завалил» немецкий «Юнкерс», ударив в хвост самолета, но почти сразу попал под огонь другого самолета и был сбит.

Меня же в биографии Трахова Валида Салиховича поразило, что до войны он работал учителем в родной школе аула Шенджий, куда был направлен для усиления учительских кадров (по решению райкома комсомола), до призыва в РККА в 1939 г.

  Но еще сильнее поразило, что из небольшой сельской школы, в которой работал В. С. Трахов 18 учителей во главе с директором школы ушли на фронт. 12 из них погибли - остались на полях сражений. Думаю, один этот факт наводит на мысль, какой ценой доставалась ПОБЕДА, когда даже малочисленные народы, маленькие села отдавали в таком количестве своих лучших сыновей на защиту нашей Отчизны. Низкий поклон ВСЕМ, кто ковал ПОБЕДУ.  ОДНУ и на ВСЕХ.

С уважением дочь ветерана ВОВ, летчика 863 иап.

 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

карта высота 127.png

Встретилась более наглядная карта, где указана высота 127 в районе горы Ташкелак рядом с восточным берегом озера Чокрак. Именно в этом месте был сбит 31.12.43 ИЛ-2 7 гшап 230 шад с экипажем Степанов Б. М. – Леонов В. Г. согласно записи в жбд 230 шад.

 Хотелось бы, чтобы все же не игнорировали и не отметали сразу вышеизложенную  версию, а попытались внимательно проанализировать и проверить. Очень высока степень вероятности, что это тот самый обнаруженный ИЛ-2!

На форуме есть высочайшие специалисты и настоящие энтузиасты, которые могут точно определить, верна ли версия. В этом многократно убеждалась и восхищалась их интеллектом и энергией!

С уважением дочь ветерана ВОВ, летчика 863 иап.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Самолет, скорее всего, 70-х серий. Похожую технологическую шильду находили на месте падения Ил-2 экипажа Иноземцева из 47 шап ВВС ЧФ, номер близкий к номеру серии, но с ней не совпадает

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хочу обратить внимание на маленький нюанс, который может ввести в заблуждение уважаемых поисковиков.

В сводке 230 ШАД, и это упомянуто в постах выше, упоминается о том, что 31.12.43 наша авиация наносила БШУ по аэродрому Багерово.

Ил-2 л-нта Степанова при попытке атаковать Ме-109 перевернулся на спину и упал в озеро Чокрак, лётчик выбросился с парашютом и приземлился на территории противника у выс. 127.1

При внимательном изучении военной карты тех лет обнаружилось, что: высота 127,1 находится примерно в 2,5 км ЮЖНЕЕ озера Чокрак, а высота, 127,0, или иначе, г. Ташкелак, где нашли МП Ил-2, находится примерно в 3,5 км ВОСТОЧНЕЕ озера Чокрак. 

Так что, по моему мнению, мы имеем два разных случая.

В случае с л-нтом Степановым получается, что эпизод воздушного боя проходил в районе нанесения БШУ - аэродрома Багерово. 

Выс.127,1 находится примерно в 1,5 км от района аэродрома в направлении озера Чокрак. И если верить боевой сводке, что самолёт Степанова упал именно в озеро, то этот факт и является подтверждением, того, что восточнее г. Ташкелак, или выс. 127,0, скорее всего находится МП другого Ил-2. 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Самолёт Ил-2 № 7260 Н.Б.З. 04.10.43 года. бои в это время велись ещё на земле Кубани, так что этот вариант отпадает.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 hours ago, Инкерманец said:

побывали на МП пособирали фрагменты, из наиболее информативных:

 

2 (2).JPG

 

 

 

1 (1).JPG

 

 

лента-- лента крепления бака

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Снова вернулась к этой теме. Объясню, почему.

В документах 4 ВА обнаружила карту с высотой 127,1. На ней все именно так , как изложил Алекс 21. Согласна со всеми его выводами и предостережениями, что это возможно 2 разных случая.

Единственное, можно добавить, что и в  военной документации не редки неточности и опечатки, а порой просто недопустимые для профессианалов ошибки. К примеру, штурман 863 иап в документах полка записан Костанди Н.И.,  в документах 230 шад и 4 ВА – Констанди, а в наградном листе на ГСС Карабута И.Л. вообще Констанкин. Или  другой пример, летчик 863 иап Погорелов Ф.Н., сбитый ЗА – его самолет упал в озеро Чокрак, в жбд 230 шад  ошибочно отмечено озеро Чурбаш (кто знаком с картой Керченского п-ова, согласится, что между этими озерами, как говорится, «дистанция огромного размера»). Поэтому с 100% -тью утверждать, что верно указана высота, сложно. Алекс 21 выразил это еще точнее: «Если верить боевой сводке». Полностью исключать версию, думаю, не стоит.

Однако я хочу прояснить другой вопрос.

 В описании Иваном Лавриненко штурмовок а/э Багерово нашей авиацией в декабре 43 г обратила на себя  внимание цитата: «По воспоминаниям летчика II./ JG 52 Хайнца Эвальда, одержавшего 31 декабря при отражении налёта три победы, его «Мессершмитт» получил повреждения и больше не был пригоден для использования на фронте».  В этот день по Багерово вела работу только 230 шад, в документах 4 ВА нет упоминаний о др. дивизиях. 329 иад вела разведку. (Оговорюсь - в той части документов, которые в открытом доступе и с которыми я ознакомилась).

 Получается, что  Эвальд сбил летчиков 230 шад? И, вероятно, подбил еще один самолет, т.к. 230 шад отметила всего две свои потери. Самого же Эвальда сбил стрелок 7 гшап Федоров?

Кто-то из участников форума располагает сведениями о воздушных победах немца с расшифровкой  дат и координат, где они одержаны, точнее за 31.12.43? Тогда можно было бы прояснить  судьбу ИЛ-2.

        *Хайнц Эвальд (01.09.1922 г. - 14.03.2002)- ведомый командира группы II./JG52 гауптмана Баркхорна.  

И, дополнительно, вопрос авиаторам: если стрелок выбросился с подбитого самолета (в.127,1),  какое максимальное расстояние мог еще пролететь горящий ИЛ-2 с летчиком на борту? Чисто теоретически, он мог бы дотянуть  до той злосчастной точки, где обнаружили обломки разбитого самолета? Или это не реально?

С уважением дочь ветерана ВОВ, летчика 863 иап.

P.S. Уважаемый Алекс 21! Вам большое спасибо, что «не прошли мимо» изложенной версии.

 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу