Опубликовано: 12 января, 2018 (изменено) Уважаемые форумчане, обсуждалась ли эта тема на форуме? http://kerch.com.ru/articleview.aspx?id=23603 Изменено 12 января, 2018 пользователем Инкерманец пунктуационная ошибка 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 января, 2018 Артем, приветствую. Насколько я знаю, нет 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 января, 2018 А откуда взялся Ил-2? Когда и кто установил тип ЛА? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 января, 2018 Саша, вопрос конечно интересный. У меня, например есть данные, что в том районе в августе 1942 был сбит СБ 40 бап ввс чф. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 января, 2018 На том месте был сам, видел фрагменты брони и куски фанеры, немного собрал фрагментов, может по ним можно что-то определить. Может и ошибся в определении модификации. При опросе местных жителей узнали, что в 2012 году "пикальщики" обнаружили место падения самолёта, начали копать и нашли человеческие останки под большим алюминиевым куском самолёта, сообщили в МЧС, а те, видимо, дирекции заповедника и т.д. После того. как поработали археологи и забрали останки лётчика, приехали "металлоломщики" пытались откопать двигатель, но так и не нашли. На глубине 2,5 метра нашли воткнутую пушку под углом 45 градусов, затем вторую на некотором расстоянии и под тем же углом на такой же глубине. Со слов охотников за металлоломом "одна из пушек была сильно повреждена снарядами, взорвавшимися внутри неё" (можно предположить, что ШВАК) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 января, 2018 А в музей не обращались, может там что-то есть с номерами? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 января, 2018 В Керченском музее хранятся останки летчика и фрагменты самолета. При обнаружении на фрагментах была красная краска (такой на Илах номера писали). Рядом с останками крыльевой ШКАС. Попросил местного поисковика забрать из музея что есть и будем мыть. П,С. Пушки (и ШВАК, и Вя) рвало от удара о землю - срабатывал спуск от натяга тросов. У нас таких 3 штуки розочкой разорванных. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 января, 2018 Судя по клемам 18-й завод производитель. Так-что вполне может быть Ил-2. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 января, 2018 Надо копать! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 июля, 2018 Побывали на месте падения, немного копнули. Пушки стояли на нём ВЯ-23, а не ШВАК. Найдено много звеньев и несколько смятых патронов с ВЯшки. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2018 маркировка ВЯ-23 "606 43", ШКАС "17 ш 41" 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 августа, 2019 Моя версия. Сначала хотела отписаться в теме «Ю-88, р-н озера Чокрак, Керчь», но сейчас решила, что помещу свой пост в тему «ИЛ-2, р-н горы Ташкелак, Керчь». В целом думаю, что обе темы затрагивают события одного дня (возможно). Теперь конкретика. Для ясности: гора Ташкелак расположена рядом с озером Чокракское (солёное), прилегает к его восточной стороне. Примерно через эту местность проходил маршрут наших летчиков при авиаударах по Багерово - аэродрому и ж/д станции (сначала летели вдоль побережья Азовского моря Керченского полуострова и здесь, у озера Чокрак, сворачивая к югу, выходили на заданную цель). Именно в дни атак по Багерово в районе озера Чокрак 863 иап понёс две боевые потери лётчиков. 19.01.44 во второй половине дня от 4 ВА 230 шад получила дополнительное задание - нанести удар по ж/д станции Багерово 2-мя группами: одна подавляет ЗА противника и наземные силы в р-не станции, другая действует непосредственно по ж/д эшелону (мой папа- участник этого вылета, сопровождал 4 ИЛ-2 в р-н Керчь-2). В бою ЗА был сбит летчик 863 иап мл. лейтенант Погорелов Федор Николаевич, самолет упал в озеро Чокрак. Погорелов Н. Ф. 1922 г.р., уроженец Орловской обл., Новосильского р-на Хворостянского с/с д. Варваровка. Наград не имел. Отец проживал в г. Люберцы М. о. И еще одна потеря 31.12.43. В этот предновогодний день задание 230 шад нанести удар по а/э Багерово выполняли 8 ИЛ-2 7 гшап под прикрытием 12 ЛаГГ-3 863иап. Завязался воздушный бой, в котором был сбит летчик 863 иап мл. лейтенант Трахов Валид Салихович. Летчик погиб, самолет упал в озеро Чокракское и затонул. Трахов В. С. 1917г.р. адыгеец, уроженец Адыгейской АО, Тахтамукайского р-на, аула Шенджий, награжден орденами «Красная Звезда» приказом №099/н от 07.12.43 4 ВА ОПА и «Отечественной войны II степени» (посмертно) приказом №07/н от 22.02. 44 4 ВА. Произвел 66 боевых вылетов и провел 6 воздушных боев. Всего в этом бою потери 230 шад составили 1 ЛаГГ-3 и 1 ИЛ -2. Экипаж потерянного ИЛ-2 7 гшап состоял из летчика, гв. лейтенанта Степанова Бориса Михайловича и воздушного стрелка, гв. сержанта Леонова Василия Григорьевича. Степанов Борис Михайлович – летчик, гв. лейтенант, 1921 г.р., уроженец Тульской обл., г. Ефремов, награжден орденом «Красной звезды» приказом 230 шад Северо-Кавказского фронта № 31/н от 02.10.1943 и орденом «Отечественной войны I степени» приказом 4 ВА № 102/н от 29.12.1943. Леонов Василий Григорьевич – воздушный стрелок, гв. сержант,1925 г.р.,уроженец Смоленской обл., Екимовичского р-на, д. Старая-Буда. Из жбд 230 шад за 31.12.43 В донесении о безвозвратных потерях указано, что при штурмовке а/э Багерово при выходе от цели ИЛ-2 был подбит, сел на территории противника. Судьба экипажа не известна. Запись в жбд более подробно описывает потерю самолета: при попытке атаковать МЕ-109 на левом боевом развороте ИЛ-2 перевернулся на спину и упал у Чокракского озера. Летчик выбросился с парашютом и приземлился на территории противника у выс.127,1. Стрелок погиб, самолет затонул. А теперь сопоставим изложенный факт с сообщением Керченского историко-культурного заповедника от 13.09.2012 о находке в районе горы Ташкелак под Керчью разбитого самолета времен войны. «В поврежденном самолете нашли останки члена экипажа и пулемет. Сотрудники заповедника увидели место падения самолета и сумели по разбросанным фрагментам летательного аппарата определить направление его движения и пришли к мнению, что машина была подбита в районе Чокракского озера, и затем шла в восточном направлении. Был обнаружен ржавый советский пулемет ШКАС калибра 7,62 мм. Под ним нашли останки одного из членов экипажа самолета, предположительно, стрелка-радиста. Детали обшивки самолета были оплавлены, костные останки также сильно обожжены т.к. самолет при падении или после горел». Предполагаю, что обнаруженный разбитый самолет и есть тот самый ИЛ-2 экипажа летчика Степанова Б.М. и воздушного стрелка Леонова В.С., потому что слишком много совпадений. Но одна уточняющая деталь: погиб летчик Степанов Б.М., а воздушный стрелок Леонов В. Г. выбросился на парашюте. Из чего сделан такой вывод? В ОБД оба числятся как нбз, но, однако Леонов В. Г. проходит по юбилейному списку награжденных участников ВОВ 06.04.1985 г и, следовательно, остался жив. Другие подробности не известны. Леонов Василий Григорьевич 1925г.р. Год рождения: __.__.1925 Место рождения: Смоленская обл., Екимовичский р-н, д. Старая Буда № наградного документа: 81 Дата наградного документа: 06.04.1985 Номер записи: 1515474074 Орден Отечественной войны I степени Относительно Ю-88 у озера Чокрак. В жбд 230 шад за 31.12.43 отмечено, что было сбито 2 МЕ-109. 1 сбил воздушный стрелок 7 гшап, гв. старшина Федоров Михаил Игнатьевич (1921- 26.01.1944, менее чем через месяц получивший смертельное ранение снарядом ИА противника и похороненный в ст. Фонталовская), другой - летчиками 863 иап (фамилия не указана). Но вероятнее всего, сбил Трахов Валид, причем сбил именно «Юнкерс», а не МЕ-109 и в жбд допущена неточность. Дело в том, что после войны спустя годы братья Трахова Валида смогли все же узнать подробности его последнего боя от однополчан: командира 2 АЭ 863 иап Гуляева Евгения Антоновича и Павлова Анатолия Борисовича – участников этого боя. Именно они рассказали родным, что Валид в начале боя «завалил» немецкий «Юнкерс», ударив в хвост самолета, но почти сразу попал под огонь другого самолета и был сбит. Меня же в биографии Трахова Валида Салиховича поразило, что до войны он работал учителем в родной школе аула Шенджий, куда был направлен для усиления учительских кадров (по решению райкома комсомола), до призыва в РККА в 1939 г. Но еще сильнее поразило, что из небольшой сельской школы, в которой работал В. С. Трахов 18 учителей во главе с директором школы ушли на фронт. 12 из них погибли - остались на полях сражений. Думаю, один этот факт наводит на мысль, какой ценой доставалась ПОБЕДА, когда даже малочисленные народы, маленькие села отдавали в таком количестве своих лучших сыновей на защиту нашей Отчизны. Низкий поклон ВСЕМ, кто ковал ПОБЕДУ. ОДНУ и на ВСЕХ. С уважением дочь ветерана ВОВ, летчика 863 иап. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 сентября, 2019 Встретилась более наглядная карта, где указана высота 127 в районе горы Ташкелак рядом с восточным берегом озера Чокрак. Именно в этом месте был сбит 31.12.43 ИЛ-2 7 гшап 230 шад с экипажем Степанов Б. М. – Леонов В. Г. согласно записи в жбд 230 шад. Хотелось бы, чтобы все же не игнорировали и не отметали сразу вышеизложенную версию, а попытались внимательно проанализировать и проверить. Очень высока степень вероятности, что это тот самый обнаруженный ИЛ-2! На форуме есть высочайшие специалисты и настоящие энтузиасты, которые могут точно определить, верна ли версия. В этом многократно убеждалась и восхищалась их интеллектом и энергией! С уважением дочь ветерана ВОВ, летчика 863 иап. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 декабря, 2019 побывали на МП пособирали фрагменты, из наиболее информативных: 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 декабря, 2019 Самолет, скорее всего, 70-х серий. Похожую технологическую шильду находили на месте падения Ил-2 экипажа Иноземцева из 47 шап ВВС ЧФ, номер близкий к номеру серии, но с ней не совпадает 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 декабря, 2019 Хочу обратить внимание на маленький нюанс, который может ввести в заблуждение уважаемых поисковиков. В сводке 230 ШАД, и это упомянуто в постах выше, упоминается о том, что 31.12.43 наша авиация наносила БШУ по аэродрому Багерово. Ил-2 л-нта Степанова при попытке атаковать Ме-109 перевернулся на спину и упал в озеро Чокрак, лётчик выбросился с парашютом и приземлился на территории противника у выс. 127.1 При внимательном изучении военной карты тех лет обнаружилось, что: высота 127,1 находится примерно в 2,5 км ЮЖНЕЕ озера Чокрак, а высота, 127,0, или иначе, г. Ташкелак, где нашли МП Ил-2, находится примерно в 3,5 км ВОСТОЧНЕЕ озера Чокрак. Так что, по моему мнению, мы имеем два разных случая. В случае с л-нтом Степановым получается, что эпизод воздушного боя проходил в районе нанесения БШУ - аэродрома Багерово. Выс.127,1 находится примерно в 1,5 км от района аэродрома в направлении озера Чокрак. И если верить боевой сводке, что самолёт Степанова упал именно в озеро, то этот факт и является подтверждением, того, что восточнее г. Ташкелак, или выс. 127,0, скорее всего находится МП другого Ил-2. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 декабря, 2019 Самолёт Ил-2 № 7260 Н.Б.З. 04.10.43 года. бои в это время велись ещё на земле Кубани, так что этот вариант отпадает. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 декабря, 2019 11 hours ago, Инкерманец said: побывали на МП пособирали фрагменты, из наиболее информативных: лента-- лента крепления бака 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 февраля, 2020 Снова вернулась к этой теме. Объясню, почему. В документах 4 ВА обнаружила карту с высотой 127,1. На ней все именно так , как изложил Алекс 21. Согласна со всеми его выводами и предостережениями, что это возможно 2 разных случая. Единственное, можно добавить, что и в военной документации не редки неточности и опечатки, а порой просто недопустимые для профессианалов ошибки. К примеру, штурман 863 иап в документах полка записан Костанди Н.И., в документах 230 шад и 4 ВА – Констанди, а в наградном листе на ГСС Карабута И.Л. вообще Констанкин. Или другой пример, летчик 863 иап Погорелов Ф.Н., сбитый ЗА – его самолет упал в озеро Чокрак, в жбд 230 шад ошибочно отмечено озеро Чурбаш (кто знаком с картой Керченского п-ова, согласится, что между этими озерами, как говорится, «дистанция огромного размера»). Поэтому с 100% -тью утверждать, что верно указана высота, сложно. Алекс 21 выразил это еще точнее: «Если верить боевой сводке». Полностью исключать версию, думаю, не стоит. Однако я хочу прояснить другой вопрос. В описании Иваном Лавриненко штурмовок а/э Багерово нашей авиацией в декабре 43 г обратила на себя внимание цитата: «По воспоминаниям летчика II./ JG 52 Хайнца Эвальда, одержавшего 31 декабря при отражении налёта три победы, его «Мессершмитт» получил повреждения и больше не был пригоден для использования на фронте». В этот день по Багерово вела работу только 230 шад, в документах 4 ВА нет упоминаний о др. дивизиях. 329 иад вела разведку. (Оговорюсь - в той части документов, которые в открытом доступе и с которыми я ознакомилась). Получается, что Эвальд сбил летчиков 230 шад? И, вероятно, подбил еще один самолет, т.к. 230 шад отметила всего две свои потери. Самого же Эвальда сбил стрелок 7 гшап Федоров? Кто-то из участников форума располагает сведениями о воздушных победах немца с расшифровкой дат и координат, где они одержаны, точнее за 31.12.43? Тогда можно было бы прояснить судьбу ИЛ-2. *Хайнц Эвальд (01.09.1922 г. - 14.03.2002)- ведомый командира группы II./JG52 гауптмана Баркхорна. И, дополнительно, вопрос авиаторам: если стрелок выбросился с подбитого самолета (в.127,1), какое максимальное расстояние мог еще пролететь горящий ИЛ-2 с летчиком на борту? Чисто теоретически, он мог бы дотянуть до той злосчастной точки, где обнаружили обломки разбитого самолета? Или это не реально? С уважением дочь ветерана ВОВ, летчика 863 иап. P.S. Уважаемый Алекс 21! Вам большое спасибо, что «не прошли мимо» изложенной версии. 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 февраля, 2020 Нема за шо... приходите ишшо!!! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 февраля, 2020 Не-а, в Касьянов день из дома не выходють! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 декабря, 2020 технологические 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах