Опубликовано: 7 ноября, 2017 (изменено) Добрый вечер! Позавчера выезжали на место ещё одной самолётной трагедии. Легенда такова. В октябре 1942 года над деревней Горушки Валдайского р-на Новгородской ( Ленинградской) области появился Советский самолёт. Бомбардировщик. Он не летел мимо, а стал кружится, как будто выискивая место для посадки . Была вторая половина дня, ближе к вечеру. Когда уже наступили сумерки самолёт , снизившийся уже очень низко, вдруг упал в нескольких километрах от деревни . Раздался сильнейший взрыв и все, кто наблюдал за падением ( сотрудники и больные госпиталя, местные жители, свидетель произошедшего ( 12 лет) побежали к месту трагедии . Всё вокруг горело и от самолёта остались только искарёженные конструкции. Пытались гасить горение. Быстро приехали военные , которые их под обломков собирали части тел лётчиков . Собрав, посовещались, и вырыв могилу, захоронили то , что смогли собрать. На следующий день приехали военные грузовики и вывезли с места трагедии наиболее крупные части самолёта. Вот почти и вся история. Лётчики были не опознаны и удостоились только деревянной пирамидки. Через какое то время после войны на могиле появилась оградка. Её появление имеет несколько толкований вплоть до того , что кто то из родственников поставил... Но это легенда , а имён и фамилий так и не появилось. Сейчас место падения самолёта сильно заросло и найдено было с трудом. Задача довольно понятна - попытаться вернуть погибшим имена. Место, где сконцентрированы обломки представляет собой воронку ( воронки - пока не понятно) в которых множество крупных осколков от бомб и такое же множество мелких обломков самолёта. За день , который был потрачен на разведку ,крупных обломков за исключением "Т" образного профиля крыла найдено не было . Сохран того , что найдено, никудышный: железо ржавое моторный алюминий разложился практически в порошок...((( В самом начале нашлась на поверхности часть клапанной коробки , но увы не та, без номера. По найденному, делаю предварительный вывод , что имеем дело с самолётом ДБ3Ф ( ИЛ4) . Если не прав - поправьте.) В яме среди обломков кабины попадались обрывки кожаной одежды, небольшие обломки костей и части каких то газет. Их собрали и дома разложили. Ниже привожу фото. Один образец - по моим представлением политическая ( возможно партийная ) брошюра. И что интересно- на Белорусском языке. Второй обрывок , на мой взгляд , фрагмент какой то периодической газеты ( боевого листка и т. п.) Есть место, где напечатано. Есть - кому принадлежит. Намёк есть и на название : думаю обрывок названия происходит от слова " Родина". Очень прошу дорогие товарищи , подсказать по этим печатным изданиям. Может это хоть как то сузит поиск. Фотки ниже. Может , что и забыл написать - добавлю по ходу темы. Копать ещё будем. Постараемся навести справки и о появлении оградки . С уважением Александр. Изменено 3 сентября, 2022 пользователем janus13 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 ноября, 2017 Ещё фотки... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 ноября, 2017 Это явно не дивизионная или фронтовая газета, выпуск в г. Москва. Мне видится слово в названии "... РОДИНЫ". Еще видно упоминание Старой Руссы, дата " 4 марта ..." 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 ноября, 2017 ИМХО в листовке доклад Сталина к 25 годовщине Красной Армии - 43 год. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2017 (изменено) Нет, это доклад посвященный 24 годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции, т.е. брошюра издана в ноябре 1941 года или позже. Газета на русском нам тоже не поможет в плане уточнения сроков. Она явно от начала марта 1942 года. Выше обратили внимание на дату 4 марта, упоминание Старой Руссы (в марте 1942 там были бои). Также есть Юхнов - он как раз освобожден 5 марта 1942 г. Александр предполагал, что кто-то из членов экипажа белорус по национальности. Если уж совсем фантазировать, то газета могла быть не для самокруток, а со статьей о ком-то из экипажа? Изменено 8 ноября, 2017 пользователем linnet 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2017 Так там всего одна газета ? Я то думал, это листовки для сбрасывания в тылу врага, как раз для ДБ задание, одновременно с бомбардировкой. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2017 Доброе утро! Ну вот я и забыл кое что сказать...( На Белорусском языке - небольшая книжка с обложкой .Я предположил , что брошюра с политическим содержанием. На белорусском язык. Дальше , как правильно и говорит Борис, только фантазии , но не без смысла.))) Кто то в самолёте носит с собой подобную книгу на Белорусском? Кто? На самокрутки - это вряд ли - расстрельно. Русский? Я бы не стал носить - не понимаю почти ничего в написанном... Газета ещё более интересна! Предположение Бориса имеет смысл до меня раньше не дошедший. В газете о событиях под Старой Руссой ( в частности) . Зачем носить этот листок? Предположение может оказаться верным! Увидеть бы эту газету полностью! Там есть за что зацепиться: г. Москва, Главное полит управление, ориентировочный срок ( после марта 1942года) , слово из названия, Номер заказа в выпускных данных. Где то могут быть подшивки подобной прессы? Всё таки Главное полит управление!!! Я думаю эта газета смогла бы что то подсказать. Там есть слова и про авиацию.. Март 42ого - это активнейшие бои в Демянском котле. Могла быть и статья и награждения лётчиков. Да много чего... Как найти подобную газету никто не подскажет? Может в интернете есть? С уважением Александр. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2017 не совсем ясно газета ли это или ежедневный боевой листок , название под слово Родина не подходит так как явно видно что к краю листка сохранились буквы ...ДИН... , последняя буква уж точно не ...А..., а скорей всего ...Ы... то есть нечто похожее на издание ЗА ЧЕСТЬ РОДИНЫ ,ЗНАМЯ РОДИНЫ , ЗАЩИТА РОДИНЫ и т.п. , 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2017 Коллеги, смотрел сканы газеты ЗНАМЯ РОДИНЫ, в заголовке шрифт другой, обратите внимание на букву Д. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2017 ещё даже не ясно каким боком эта газета относится к экипажу самолета и вообще имеет ли какое отношение , на место падения наверняка приходили местные колхозники открутить какую нибудь нужную гайку для плуга , а в газету обед свой заворачивали , или это вообще была набивка в сапог . 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2017 (изменено) Доброго здравия - автор темы писал -/ множество крупных осколков от бомб и такое же множество мелких обломков самолёта./ - по всей видимости борт был с бомбовой нагрузкой и возможно из за повреждения или неисправности бомба-люка вынужден был искать место аварийной посадки - вырабатывая топливо дабы уменьшить риск вынужденной с боекомплектом и рухнул подорвавшись на боекомплекте - возможно хотели сохранить мат часть - возможно кто то был ранен тяжело и не мог выпрыгнуть и командир принял решение садиться . При всей ситуации командир должен был дать команду на сброс бомб при вынужденной . Но так или иначе в донесении по полку должно быть отображено что отошел от цели не отбомбившись Изменено 8 ноября, 2017 пользователем Vladimirbrest 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2017 Товарищи, добрый день. 1. Поблизости от Горушек был военный аэродром? Большое поле, подходящее для посадки? Т.е. есть ли какая-то объективная причина, из-за которой самолет пытался сесть именно в этом месте, а не добраться до родного аэродрома? 2. если на борту были раненые из-за которых командир хотел посадить самолет, то может быть было известно о наличии госпиталя в селе, тогда - где ближайший аэродром бомберов, где могли знать о нахождении в селе госпиталя? 3. Какой госпиталь стоял в селе. Его номер известен? Если известен - посмотреть в ОБД умерших, похороненных за октябрь 42. В ОБД по запросу, Валдайский р-н, д. Горушки есть только боец по 41 году, умерший в госпитале. С уважением. Константин 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2017 9 часов назад, Vladimirbrest сказал: Доброго здравия - автор темы писал -/ множество крупных осколков от бомб и такое же множество мелких обломков самолёта./ - по всей видимости борт был с бомбовой нагрузкой и возможно из за повреждения или неисправности бомба-люка вынужден был искать место аварийной посадки - вырабатывая топливо дабы уменьшить риск вынужденной с боекомплектом и рухнул подорвавшись на боекомплекте - возможно хотели сохранить мат часть - возможно кто то был ранен тяжело и не мог выпрыгнуть и командир принял решение садиться . При всей ситуации командир должен был дать команду на сброс бомб при вынужденной . Но так или иначе в донесении по полку должно быть отображено что отошел от цели не отбомбившись Действительно ямы на фото - это большая ( большие) воронки . Это без сомнений. Части от самолёта в них не вбиты в песок , а находятся в его толще. Думаю , что уборка места закончилась тем, что соскребли с краёв всё в яму. Вот осколки д вбиты в стенки ямы. Сергей Сергеев смог почти точно установить время выпуска найденной газеты. Судя по приведённому ниже - после 5 марта 1942г Вношу исправление в мое раннее определение текста у самолета ДБ-3 (?).Теперь 100% соответствие начала текста.Заголовок меняют. Газета "Советская Сибирь". Новосибирск. 7 марта 1942 ТАСС. 5 Марта 1942 ."Отповедь турецкого журналиста ,thkbycrbv ghjdjrfnjhfv "http://elib.ngonb.ru/jspui/bitstream/NGONB/7272/2/056.pdf - Джахид Ялчин- редактор ,депутат турецкого парламента и переводчик "Маин Камф" А.Гитлера . С. С уважением Александр 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 ноября, 2017 Цитата Сразу видно,что Дб-3ф,лонжерон крыла его,толкатель и шестерня с редуктора мотора М-88 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2017 9 часов назад, Миша7777 сказал: Миша, привет!) Я не понял, а где ты взял эту цитату? В теме её вроде нет.... То есть всё очень стандартно и этот же вопрос был по какому то другому самолёту?)))))))))))))) Можно утверждать , что это ДБ3ф , а не что то иное двухмоторное? С уважением Александр 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2017 (изменено) А тут и сомнений то не было что это семейство дб-3 - все бросились анализировать легенду . Изменено 9 ноября, 2017 пользователем Vladimirbrest 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2017 (изменено) Как вариант: катастрофа самолета 2 гв.АП АДД 1 гв.АД АДД 16 декабря 1943 года. Погибли летчик, штурман, два стрелка и 4 техника (при чем двое техников как раз белорусы)... похоже на перелет... но вот беда не знаю на каком самолете они вылетели... 2 гв.АП имел самолеты ДБ-3ф (Ил-4), но к августу 1943 годы был перевооружен на Б-25 "Митчел"... все 8 человек значатся в ОБД как: похоронен в районе г. Валдай. Изменено 9 ноября, 2017 пользователем Прокофьев Илья 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2017 (изменено) 2 часа назад, Прокофьев Илья сказал: Как вариант: катастрофа самолета 2 гв.АП АДД 1 гв.АД АДД 16 декабря 1943 года. Погибли летчик, штурман, два стрелка и 4 техника (при чем двое техников как раз белорусы)... похоже на перелет... но вот беда не знаю на каком самолете они вылетели... 2 гв.АП имел самолеты ДБ-3ф (Ил-4), но к августу 1943 годы был перевооружен на Б-25 "Митчел"... все 8 человек значатся в ОБД как: похоронен в районе г. Валдай. 16.12.43 г. во время перелета с аэр н. Дугино на аэр Выползово молодой экипаж 3 аэ мл. л-та Матвиенко потерпел катастрофу на самолете Ил-4 хвостовой №22... ...самолет обледенел и упал в 6 км юго-восточнее Валдай. Весь экипаж в количестве 7 человек погиб, самолет сгорел на 100%. В книге потерь лс полка 16.12.43 погибло и похоронено 7 человек. В ОБД два списка - 4 офицера и 3 сержанта =7. Матвиенко Александр Анисимович мл. л-т пилот Межерецков Михаил Петрович мл л-т штурман Князев Сергей Степанович мл. с-т возд стрелок-радист Савин Никита Семенович мл. с-т, возд стрелок Корбан Исак Денисович гв. инж-кн, техник ав звена Жевнов Евстафий Федотович гв. тех-лт, техник ав. младший Замараев Василий Иванович гв. сержант, механик ав. Судя по всему это Ил-4 № 5023910 с моторами 885088, 883036. По направлению - противоположное, расстояние в 2 раза отличается. Изменено 9 ноября, 2017 пользователем linnet 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2017 Да, Борис! Я этот экипаж имел ввиду... ошибся, все правильно погибли 7 человек! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2017 от Сергея Сергеева: Список погибщих включает авиторов Корбана и Межерецкова. "Пороховников, Валерий Савельевич, Защитники неба Валдая 2011. - 439 с. Сведения о военнослужащих ВВС Красной Армии, погибших в годы ВОВ (1941 - 1945 гг.) и похороненных на территории Валдая и Валдайского района Новгородской области . - С .428-439"http://irbis.reglib.natm.ru/cgi-bin/irbis64r_13/cgiirbis_64.exe?LNG=&Z21ID=& I21DBN=KRAY&P21DBN=KRAY&S21STN=1&S21REF=5&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=10 &S21P01=0&S21P02=0&S21LOG=1&S21P03=K=&S21STR=%D0%BB%D1%91%D1%82%D1%87%D0%B8% D0%BA%D0%B8 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2017 Товарищи, но Горушки находятся 14 км северо-западнее Валдая. Ошибка в донесении? Место падения находится же у д. Горушки. И откуда при перегоне боезапас? В первом посте написано, что много крупных осколков от бомб. С уважением. Константин 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2017 Константин! Мы же проверяем предположение!!! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2017 (изменено) Ил-4 и ДБ-3 штатно брали 5 человек, еще 2х без нарушения центровки можно запихнуть в бомбоотсек. Там можно снять сбрасыватели, и положить доску поперек набора, вполне комфортно сидеть не боясь вывалиться, даже если пилот бомболюк откроет. Изменено 9 ноября, 2017 пользователем Линевич 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2017 5 часов назад, Прокофьев Илья сказал: Как вариант: катастрофа самолета 2 гв.АП АДД 1 гв.АД АДД 16 декабря 1943 года. Погибли летчик, штурман, два стрелка и 4 техника (при чем двое техников как раз белорусы)... похоже на перелет... но вот беда не знаю на каком самолете они вылетели... 2 гв.АП имел самолеты ДБ-3ф (Ил-4), но к августу 1943 годы был перевооружен на Б-25 "Митчел"... все 8 человек значатся в ОБД как: похоронен в районе г. Валдай. Для митчелла народу мало. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июля, 2018 .... пропавший экипаж 751 апдд 24.10.42 лысенко-алексеев-рябов-гриненко не мог там оказаться... ? ст.л-т. Лысенко --из Белорусии... и еще такое... ....751 апдд Киселев илья григорьевич белорус стрелок 28.10.42 ???…. погиб при катастрофе .... где это случилось ? где похоронен ? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 августа, 2018 В 16.07.2018 в 18:58, misha-mo сказал: .... пропавший экипаж 751 апдд 24.10.42 лысенко-алексеев-рябов-гриненко не мог там оказаться... ? ст.л-т. Лысенко --из Белорусии... и еще такое... ....751 апдд Киселев илья григорьевич белорус стрелок 28.10.42 ???…. погиб при катастрофе .... где это случилось ? где похоронен ? В октябре у 751 ап АДД основные вылеты в р-не Вязьмы, Юхнова и Смоленска 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 августа, 2018 (изменено) В октябре 42-го - это тыл 34 армии Изменено 18 августа, 2018 пользователем Барсс 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 сентября, 2022 Добрый вечер друзья!!! Вот потихоньку разбираемся и ещё с одной задачкой.... Некоторое время назад работали с товарищами в ЦАМО. Удалось в документах ВНОС найти документ о нашем самолёте. Вот он! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 сентября, 2022 Еще раз смотрел по потерям 22.4.42-23.4.42 в Память народа. Майор Крячков Иван Васильевич потеря 23.4.42 452 бап 36 ад . В УПК как 452 дбап. Справки о потере из 36 ад. Но в подробном ЖБД 36 ад не нашел по близким датам такой потери, хотя действовали примерно в тех местах . Похоронен д. Александровка Ленинградской области. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 сентября, 2022 продолжу... Поиски в открытом доступе принесли сдедующие результаты. 23его апреля 1942 года не вернулись два ДБ3 АДД. Самолёты летали бомбить Рамушево ( Демянский котёл). Один из них потерпел катастрофу в районе Кимры. Второй пропал без вести . Экипажи 751 ого полка. Предполагаю , что это может быть наш самолёт.Экипаж Михаила Тимошина ( предположительно) Спецы по АДД !! Посмотрите свои базы!!! Пора ребятам возвращаться!!!! С уважением Александр 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах