Жека

Як-1б вблизи пос. Нижнебаканский Крымский район

30 сообщений в этой теме

Сегодня по наводке местного жителя, посетили место падения нашего истребителя Як-1б. Самолет падал со стороны пос. Нижнебаканский. С большой долей вероятности пилота не было в кабине в момент удара о землю. Данная территория до середины сентября 1943 года контролировалась немцами. поэтому пилот либо погиб, либо попал в плен.

Наиболее вероятная дата гибели самолета - май 1943 года.

Траектория падения самолета почти совпала с рельефом склона горы. В связи с чем самолет скользнул по склону и даже толком не зарылся в землю. Редуктор был на глубине около 1 метра, соответственно мотор и самолет были на поверхности. Самолет сильно горел, много оплавленного дюраля.

Удалось найти только номера пушки ШВАК - ВТ270, продублированные как минимум в трех местах (больше не искали).

Номера мотора и самолета найти не удалось.

Яки в наших краях весной 1943 года были в 3 ИАК и 287 ИАД. По 3 ИАК у меня все номера вооружений, установленных на самолетах Корпуса. Найденного номера среди нах нет.

Таким образом, скорее всего самолет из 287 ИАД.

IMG00312.jpg.929aa8d0d9be0babc759ae19f5fe6a24.jpg

IMG00311.jpg.261b7ebac44fff6a664085c2e2b8740f.jpg

IMGP8530.jpg.b4c645d794020b45d63237789a03a31f.jpg

IMG00309.jpg.792605938a1f55a4bd250651d412ad80.jpg

IMGP8529.jpg.9cbec90ead59711589a5d61209bf1fb2.jpg

IMGP8533.jpg.200d90d836adedbde7ee4dd0f11f9c65.jpg

L-37-112.JPG.977f854f425121e277f6edbb5f844b6c.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, с ребятами решили доработать этот самолёт, выезд состоялся вчера, к сожалению то что видно на первом снимке - всё вывезено...

Пришлось перебирать вручную отвал тех годов, так как на поверхности ничего не осталось.

Прошлись по направлению вывоза обломков, попался искорёженный лючок, к сожалению без номера. Надпись красной краской разобрать не удалось.

Есть определённые мысли, коллега Синд их изложит.

20250728_160658.jpg

20250728_160702.jpg

20250728_160707.jpg

20250728_160713.jpg

Изменено пользователем Алекс21
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кинул клапана в кислоту - судя по состоянию клапанов мотор отработал не много моточасов.

То есть самолёт практически новый.

20250728_112526.jpg

20250728_180611.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В нашей базе насчитал 15 самолетов с номером мотора, начинающимся на 315-1хх. Из них четыре были в ВВС ЧФ, все они потеряны далеко от места находки. Так что их смело можно исключить. Из оставшихся 11 можно исключить также самолеты с моторами 315-1753 и 315-1838, найденные ранее.   

Таким образом на настоящий момент имеем 9 возможных вариантов:

315-100 (Як-1б № 19123, нбз в мае 1943);

315-124 (Як-1б № 16125, нбз 28.04.1943);

315-1752 (Як-1б № 31125, нбз 24.05.1943);

315-185 (Як-1б № 48125, сбит 22.04.1943, пилот мл. л-т Разумов выпрыгнул с парашютом);

315-188 (Як-1б № 29128, нбз 26.05.1943);

315-1933 (Як-1б № 38128, нбз 29.04.1943);

315-1357 (Як-1б № 07129, нбз 27.05.1943);

315-1151 (Як-1б № 14129, нбз 28.04.1943)

315-1422 (Як-1б № 23132, нбз 13.07.1943).

Практически все самолеты с этими моторами числились в составе 287 иад  

 

Изменено пользователем Синд
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если отталкиваться от места падения самолёта и брать во внимание гансзаявки, то этот самолёт скорее всего был потерян: конец апреля - первая декада мая.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На валу номер не сохранился. Я его сам осматривал. Вал был разорван, та часть, на которой должен был быть выбит номер мотора, вообще отсутствовала. 

Изменено пользователем Жека
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
29 минут назад, Алекс21 сказал:

Если отталкиваться от места падения самолёта и брать во внимание гансзаявки, то этот самолёт скорее всего был потерян: конец апреля - первая декада мая.

В таком случае число возможных вариантов сокращается до четырех (максимум пяти)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Синд сказал:

В нашей базе насчитал 15 самолетов с номером мотора, начинающимся на 315-1хх. Из них четыре были в ВВС ЧФ, все они потеряны далеко от места находки. Так что их смело можно исключить. Из оставшихся 11 можно исключить также самолеты с моторами 315-1753 и 315-1838, найденные ранее.   

Таким образом на настоящий момент имеем 9 возможных вариантов:

315-100 (Як-1б № 19123, нбз в мае 1943);

315-124 (Як-1б № 16125, нбз 28.04.1943);

315-1752 (Як-1б № 31125, нбз 24.05.1943);

315-185 (Як-1б № 48125, сбит 22.04.1943, пилот мл. л-т Разумов выпрыгнул с парашютом);

315-188 (Як-1б № 29128, нбз 26.05.1943); 09.5.43 293-й иап мотор 315-188 сдан на склад 514-го или 516-го бао как поврежденный в ВБ и непригодный к работе

315-1933 (Як-1б № 38128, нбз 29.04.1943); 06.5.43 старший летчик 148-го иап мл.лейтенант А.Н.Свиридов при прикрытии своих войск в районе Неберджаевская н.в.з.

315-1357 (Як-1б № 07129, нбз 27.05.1943);

315-1151 (Як-1б № 14129, нбз 28.04.1943)

315-1422 (Як-1б № 23132, нбз 13.07.1943).

Практически все самолеты с этими моторами числились в составе 287 иад  

 

 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей, спасибо большое. От места падения до Неберджаевской по прямой примерно 4,5 километра. Получается что найдены обломки самолета младшего лейтенанта Свиридова

Изменено пользователем Синд
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

младший лейтенант Свиридов Анатолий Николаевич, 1921, уроженец г. Фрунзе. Был награжден Орденом Красного знамени

Свиридов 2.jpg

Сввиридов 3.jpg

Наградной.jpg

000000751.jpg

Изменено пользователем Синд
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Дочь ветерана ВОВ 863 иап Будем при дальнейших поисках в районе Неберджаевская - Нижнебаканская использовать эту информацию для сведения. 

В данном конкретном случае этот вариант отпадает по причине того, что выше нашим коллегой Сергеем Кузнецовым дана привязка самолета к конкретным авиаполку и летчику

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Сергей Кузнецов А по остальным семи самолетам из списка (включая самолет мл. л-та Разумова) есть информация?

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, Синд сказал:

Сергей, спасибо большое. От места падения до Неберджаевской по прямой примерно 4,5 километра. Получается что найдены обломки самолета младшего лейтенанта Свиридова

Наверное нужно дождаться информацию по оставшимся семи машинам. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В районе Неберджаевской 148-й иап потерял один Як-1 4.5.43, четыре 6.5.43 и один 7.5.43 г.. Под описание Евгения КМК лучше всего подходит вот эта потеря машины: летчик сержант В.А.Дронов при прикрытии своих войск в районе Неберджаевская не вернулся с боевого задания. По данным коллег (документы ИАС 4-й ВА - искали номер именного самолета Леониду Смирнову, на котором Шкомплектов перелетел к немцам) машина Дронова - 32128 сгорела на вынужденной посадке, летчик вернулся в часть. Но мотор этого самолета ПФ4-3023 с завода (или у коллег привязка к Дронову не точная).

Изменено пользователем Сергей Кузнецов
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей, спасибо за информацию!

Я думаю что вариант с Дроновым можно не принимать во внимание - Дронов был обнаружен тяжёлораненным в одном из наших госпиталей, ситуацию со своим сбитием пояснить не смог. Значит его самолёт упал на нашей территории, раз его смогли подобрать и отправить в госпиталь.

МП этого Яка находилось на тот момент на территории занятой немцами.

Изменено пользователем Алекс21
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мы прорабатываем каждый вариант, анализируем все возможные "за" и "против".

Работа не быстрая...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На основании имеющихся данных,  на данный момент имеем следующий расклад по самолетам из списка, не привязанным к летчикам:

Потеряны 28.04.1943:   

16125 с мотором 315-124

14129 с мотором 315-1151

Оба самолета входили в состав 148 иап. Согласно данным ОБД полк в этот день вел боевую работу в районе Крымской. В этот день числятся не вернувшимися с задания 4 летчика: с-на Елисеев В.Д., ст. л-т Зажаев Л.Т., с-т Борисов П.З. и мл. л-т Слатин П.А.

 Потерян 24.05.1943:

31125 с мотором 315-1752

Самолет числился в 4 иап 287 иад. Согласно данным ОБД потерь самолетов с летчиками в 287 иад 24 мая 1943 не было

Потерян 27.05.1943:

07129 с мотором 315-1357

Самолет числился в 287 иад. Согласно данным ОБД потерь самолетов с летчиками в 287 иад 27 мая 1943 не было

Потерян в мае 1943 (точной даты нет):

19123 с мотором 315-100, самолет числился в составе 287 иад

Потерян 13.07.1943:

23132 с мотором 315-1422, самолет числился в составе 4 ВА.

Изменено пользователем Синд
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

148 иап, согласно спискам безвозвратных потерь 287 иад, в начале мая при прикрытии наших частей в районе Неберджаевской потерял 6 самолетов с летчиками:

04.05.1943  -  л-т Щипачев А.А.

06.05.1943:

к-н Смирнов Л.Д. (вылетал не на своем самолете)

л-т Цирихов Х.Е.

л-т Свиридов А.Н. (Як-1 № 38128 с мотором 315-1933)

с-т Дронов В.А. (Як-1 № 32128 с мотором 4-3203), тяжело ранен, сел на ВП, попал в госпиталь

07.05.1943:

ст. л-т Телешевский М.З., согласно наградного листа на присвоение звания Герой Советского Союза был тяжело ранен в воздушном бою в районе Крымской, выпрыгнул с парашютом. По состоянию на 22.05.1943 находился в госпитале. 

Так что, по меньшей мере, двух летчиков (с-та Дронова В.А. и ст. л-та Телешевского) можно из числа возможных кандидатов исключить

 

Изменено пользователем Синд
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати, именные машины были в 148-м иап кроме Смирнова еще у Телешевского, Дорошина и Рыбина (как минимум).

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
22 часа назад, Сергей Кузнецов сказал:

Кстати, именные машины были в 148-м иап кроме Смирнова еще у Телешевского, Дорошина и Рыбина (как минимум).

Это было БЫ большим подспорьем, если БЫ мы нашли что либо указывающее на именные машины.

Осталось 4 лётчика, номера самолёта/мотора одного из них (Свиридов) мы знаем.

Значит в разработке остаются:

04.05.1943  -  л-т Щипачев А.А.

06.05.1943:

к-н Смирнов Л.Д. (вылетал не на своем самолете)

л-т Цирихов Х.Е.

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Увы, надписи были на фанере за кабиной...

Смирнов  н.в.з. № 32122 с мотором ПФ4-3132

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Благодаря помощи коллег мозаика сложилась:

Приказ на списание.jpg

Согласно Приказа списано 6 Як-1, потерянных 148 иап 4,6 и 7 мая 1943:

02125 с мотором 315-2788, 38128 с мотором 315-1933 (в Приказе 315-1939), 21126 с мотором 4-2366, 32122 с мотором 4-3132, 31926 с мотором 315-657 и 44128 с мотором с мотором 315-37. При этом из указанных в списке лишь один мотор имеет заводской номер, начинающийся на 315-1 (а именно 315-1933)

Вторым и четвертым в списке идут Як-1, на которых вылетали л-т Свиридов (38128) и к-н Смирнов (321220.

Первым стоит Як-1 № 05125 с мотором 3-2788, наиболее вероятно что он потерян  4 мая 1943. Последним - Як-1 № 44128 с мотором 315-37, очевидно потерянный 7 мая 1943.

Исходя из этого имеем следующий расклад по самолетам:

02125 - л-т Щипачев А.А., н.б.з. 04.05.1943

38128 - л-т Свиридов А.Н., н.б.з. 06.05.1943

32122 - к-н Смирнов Л.Д., нбз 06.05.1943

44128 - ст. л-т Телешевский М.З., тяжело ранен в воздушном бою 07.05.43, выпрыгнул с парашютом

Остальные два Як-1: 21126 с мотором 4-2366 и 39126 с мотором 315-657 потеряны 6 мая 1943. Логично предположить, что на одном из них вылетал л-т Цирихов Х.Е., а на втором - с-т Дронов В.А. (а не на самолете с заводским номером 32128, как указано выше, тем более что наш коллега Сергей Кузнецов упомянул что привязка к Дронову может быть неточной).

Суммируя все вышенаписанное: единственным возможным кандидатом остается лейтенант Свиридов Анатолий Николаевич, вылетавший на самолете с заводским номером 38128 и мотором М-105ПФ № 315-1933

 

Изменено пользователем Синд
4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нашлось описание воздушного боя от 06.05.43 года лётчиками 148 ИАП.

Беря во внимание изложенное в тексте, получается что Свиридов и Цириков могли быть сбиты оборонительным огнём немецких бомбардировщиков.

Хотя есть одна заявка в том квадрате, откуда падал наш Як-1.

06.05.43                          Ltn. Alfred Grislawski  7./JG 52    LaGG            £ 75 261: at 1.000 m.                   14.35  Film          C. 2032/II            Anerk: Nr. 681

 

Но в заявке указан ЛаГГ-3. 

У А.Гриславски встречались случаи не правильного указания типа советского самолёта.

Но мы не знаем время вылета нашиз самолётов.

Тем не менее возможные причины гибели нашего истребителя удалось выяснить.

Top (5).jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На самом деле это ужасно: из семерки вернулось на свой аэродром всего трое.

Из группы сковывания истребителей остался только ведущий Васильев. Смирнова и Дронова сбили. Опыт 1941 года показал, что в тройке один всегда "лишний".

Из ударной группы вернулась только ведущая пара Телешевский-Серебренников, ведомая пара Свиридов-Цириков была сбита.

Вопросы к данному документу также есть, т.к. не указан пилот, сбивший один бомбардировщик Ю-88. Однако, по личному счету Телешевскому за этот день записаны два сбитых Хе-111 и ни одного Ме-109? Васильеву записан один Ме-109, Дронову два Ме-109. Остальные участники боя не сбили ни одного самолета..

Возможно есть где-то и другое описание или у кого-то в наградных документах что-то есть.

Изменено пользователем Сергей Кузнецов
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Сергей Кузнецов В наградном на звание ГСС у Телешевского за 6 мая 1943 указаны не два Хе-111, а один Ю-88

00000212.jpg

00000213.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу