linnet

О нумерации мотора М-82фн завода 29 в Омске

6 сообщений в этой теме

Завод №19 в Молотове/Перми был не единственным, выпускавшим моторы М-82фн/АШ-82фн.

В декабре 1943 года завод №29 в Омске выпустил первые 5 моторов М-82фн. Кроме того, с августа того же года в Омске собрали 70 моторов из деталей завода №19.

Вопрос возник, какие номера были у моторов этого завода?

Известно, что моторы М-82фн основного завода №19 имеют в начале полного серийного номера цифру 82 - код мотора, потом 1 - степень редукции, потом 1-4 номера серий, потом 3-4 цифры серийного номера, например 8211041, установленный на Ла-5фн в апреле 1943 года или 82133552 и 8214230, установленные на Ла-7 в апреле 1945 года (все завода №21 в Горьком).

Попались на глаза необычные даже для сокращенно записанных номеров моторов, установленные в мае-июне 1944 года на Ла-5фн завода №99 в Улан-Уде: 9202, 9203 и т.п.

Это явно не части номеров завода №19. Более того, попались на глаза моторы с номерами типа 8292хх, т.е. без обязательных для №19 цифр 11-14 после 82. В итоге нашел, что в декабре 1943 года на заводе №21 на Ла-5фн изредка выпускали с моторами с номерами от 829005 до 829061. Вероятно, они были из тех 70 моторов, собранных на заводе №29 из деталей завода №19. В апреле 1944 года попался на заводе №21 мотор 829073, в июне - 829230, максимально встреченный номер в декабре 829358, в 1945 не встречал.

К сожалению, у меня нет количества выпущенных моторов по заводам в 1944-45 годах

Завод в Омске выпускал модификацию этого мотора долгие годы после войны.

Итак номера типа 829202 можно отнести к заводу №29, где 82 тип мотора, 9 - часть номера завода, 202 - номер или серия/номер.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуй Борис

У меня числится:

39211622 с 829068 потерян 159.ИАП 11.7.1944

39211715 с 829341 Ла-5УТИ 1.ЧСИАП

39213685 с 829299 1.ЧСЛП

Милош

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В документах 13 ВА видел такую расшифровку.

М82ФН завода № 19 номер 8211909

82 условное обозначение мотора

1 условное обозначение степени редукции 11:16

1 серия мотора

909 порядковый номер

13 ВА опись 6189, дело 85, страница 167.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Завод №29 в Омске к середине 1944 года, очевидно, перешел на моторы АШ82фн для бомбардировщиков Ту-2. С конца июля на заводе №23 на Ту-2 стали массово ставить моторы АШ-82фн производства завода №29, которые потом почти вытеснили моторы завода №19. Нумерация моторов 8292003, где 82 – код мотора, 9 – код завода №29, 2 – степень редукции, 003 – номер самолета. В мае 1945 максимально встреченный серийный номер 82921321.

Отдельно можно упомянуть первую пару моторов отличавшейся в конце июня от моторов завода №19. Подозреваю, что моторы тоже завода №29. Номера 8229246 и 8229241 Предполагаю, что 82 – код мотора, 2 – код редукции, 9 – код завода №29, 246 и 241 – номера самолетов. Т.е. код завода и код редукции переставлены местами по сравнению с массовыми «бомбардировочными» моторами завода №29, которые пошли месяцем позже. Это или опечатки или переделанные из «истребительных» моторов, схожих номерами.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу