Жека

ЛАГГ-3 № 2567 р-н Шепси

46 сообщений в этой теме

За 30.10.42 в полку только одна потеря и время не подходит:

9.30-10.50 ЛаГГ-3 Сопровождение 7 Ил-2 р-н Котловина старшина Николаев. Ничего не известно.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Проблема версии с Николаевым заключается еще и в том, что она не укладывается в легенду местных жителей о погибшем летчике, поскольку Николаев остался жив, хотя и был ранен и комиссован по ранению. В 1985 году награжден Отечкой 1-й степени.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
25.10.42

15 (Kroat)/JG 52

Hptm. Josip Helebrant LaGG-3 (10) 08.35 Krassnoje Kabischtsche

Oblt. Albin Starc LaGG-3 (11) 08.38 Krassnoje Kabischtsche

Скорее всего это населенный пункт Красное Кладбище, был такой до войны в районе горы Оплепен. Общее направление соответствует.

IMGP3680.jpg.413393bd05a3412b97a98078a25bf2fc.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По Николаеву точно отбой. Его самолет мы уже поднимали пару лет назад как-раз в 8 км восточнее Шепси. Там вынужденная посадка была. Уже столько самолетов нашли, что сам начинаю в них путаться.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Думаю, что в открытом доступе не все заявки на 29.10.42 г.

Дождемся Nokose, может он скинет дополнительную информацию.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Значит остается два варианта: Варганов или Борисов

Оба 29.10.42 16.10-17.10 Сопровождение 7 Ил-2 р-н Перевальный, вели воздушный бой, нбз

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У нас есть боевые донесения по 269 иап за период октябрь - ноябрь 1942 года с описанием всех воздушных боев.

По состоянию на 01.11.1942 г. в полку оставалось 5 ЛАГГ-3 и 15 пилотов + 2 после ранения на излечении в госпитале.

За ноябрь был потерян только один ЛАГГ-3 в районе Первомайское.

Начиная с декабря у нас есть не только боевые донесения, но и номера самолетов и моторов, причем как потерянных, так и находящихся в наличии, и самолета ЛАГГ-3 № 2567 среди них нет.

Значит это все-таки потеря октября 1942 года.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
У нас есть боевые донесения по 269 иап за период октябрь - ноябрь 1942 года с описанием всех воздушных боев.

По состоянию на 01.11.1942 г. в полку оставалось 5 ЛАГГ-3 и 15 пилотов + 2 после ранения на излечении в госпитале.

За ноябрь был потерян только один ЛАГГ-3 в районе Первомайское.

Начиная с декабря у нас есть не только боевые донесения, но и номера самолетов и моторов, причем как потерянных, так и находящихся в наличии, и самолета ЛАГГ-3 № 2567 среди них нет.

Значит это все-таки потеря октября 1942 года, причем именно 29 октября. В этот день было потеряно 5 ЛАГГ-3, два с пилотами.

Места падения двух самолетов указаны в донесении: выс. 1036 Кубыш (мл. л-т Руденко) и ст. Анастасиевская (с-т Молчанов).

Остаются неизвестными места падения самолетов с-та Варганова, с-та Борисова и ст. с-та Воронцова.

Я вернулся из леса, готов разгадывать ребус. Начнём по порядку от обратного:

30 октября 1942 года не вернулся из боевого вылета старшина Николаев;

6. Воздушные бои за 30.10.42 года.

а/ В период 9.30 – 10.50 на Н- 600-800 в составе 7 ЛАГГ-3 непосредственно сопровождали штурмовиков 5 Ил-2 в районе цели Котловина. Не доходя до цели и в районе цели выше облаков экипажи наблюдали 2 Ме-109 и 2 Ме-110, которые в бой не вступили. После выполнения задачи не вернулся один экипаж – старшина НИКОЛАЕВ, очевидно подслежен и подбит противником. [Из таблицы на л. 186: «ничего не известно».] Остальные экипажи падения самолета не наблюдали. Потеря 1-ЛАГГ3 и командир звена старшина НИКОЛАЕВ. Штурмовики потерь не имели.

30.10.42 Oblt. Gerhard Barkhorn 4./JG 52 Yak-1  94 154: at 2.000 m. 08.50 Film C. 2035/I Anerk: X k

30.10.42 Oblt. Gerhard Barkhorn п Вишневка 4./JG 52 LaGG-3 95 783: at 1.000 m. 11.50 Film C. 2035/I Anerk: X k

30.10.42 Oblt. Gerhard Barkhorn 4./JG 52 LaGG-3  94 133: tiefst. 12.05 Film C. 2035/I Anerk: X k

В квадрате 95 783, в правом верхнем углу, найдены обломки ЛаГГ-3 № 2560 из 269 ИАП, время вылета, место и дата совпадают 100 %. Старшина Николаев вернулся в расположение части 03.11.42, ведомости потерь закрывались последним числом месяца, поэтому он учтён как НБЗ.

29 октября 1942 года:

5. Воздушные бои за 29.10.42 года.

а/ В период 16.10 – 17.10 на Н- 600-1000 сопровождал штурмовиков 6 Ил-2 до цели Перевальный. В составе 8 ЛАГГ-3 в течении 20-15 минут вел воздушный бой с 18 Ме-109, 8 Ме-110 и 13 Ю-87. При подходе к цели экипажи заметили большую группу Ю-87 которые пикировали для бомбардирования наших войск на переднем крае. Группа прикрытия 2-го яруса сразу же пошла в атаку на бомбардировщиков, являющихся лакомой целью. Расстроив строй бомбардировщиков начали их бить по одиночке. После штурмовки Ил-2 основная группа ЛАГГ3 завязала воздушный бой с Ме-109, которые пикировали парами и звеньями со всех сторон на наши экипажи. Действуя парами и взаимно – прикрытием вели воздушный бой разрозненно. Группа штурмовиков под прикрытием 4 ЛАГГ-3 ушли на свой аэродром. В воздушном бою участвовали также ЛАГГ-3 с аэродрома Лазаревская, но к воздушному бою над целью опоздали и вели бой по маршруту от цели до Лазаревской.

В результате сбито самолетов противника: 2 Ме-109, 2 Ме-110 и 6 Ю-87 [далее расписано, кто именно какие сбил]. Все самолеты упали в долине реки Пшиш, на участке Гойтх – Перевальный по юго-западному берегу.

Наши потери 5 ЛАГГ-3 и 3 пилота: ст. сержант ВОРОНЦОВ, сержанты БОРИСОВ и ВАРГАНОВ. [В разделе 9-м отчета «Недостатки сопровождения»: «Летчики младший лейтенант РУДЕНКО и сержант МОЛЧАНОВ сбитые в этом воздушном бою и возвратившиеся в полк, сообщили...». [Из таблицы на л. 186: 7) мл. л-т к-р звена Руденко Е. Ф. «Что произошло с экипажем: сбит в воздушном бою вынуждено сел сев. Кубыш на высоте 1036д [видимо, так: д, а не 9, судя по след. записи:] Место (посадка): сев. Кубыш на высоте 1036.д. ??? Легко ранен в голову и ногу. Самолет разбит»; 8) сержант пилот Молчанов В. Н. «Что произошло с экипажем: сбит в воздушном бою выпрыгнул на парашюте. Место (посадка): р-он Георгиевская, Анастасиевская. Легко ранен в руку. Самолет разбит. ]] Потерь штурмовиков не было.

Я добавил в немецкие сводки места нахождения квадратов и фамилии лётчиков, данные не полные, но и так видно, что есть приписки со стороны немцев.

29.10.42 Ltn. Helmut Haberda хр.Мезецу 5./JG 52 ЛАГГ  95 763: at 1.600 m .Е.Ф.Руденко15.39 Film C. 2035/I Anerk: Nr. 230

29.10.42 Uffz. Otto Fönnekold хр. Анна-Ябух 5./JG 52 LaGG  95 873: at 500 m. Борисов, погиб 15.40 Film C. 2035/I Anerk: Nr. 580

29.10.42 Uffz. Willi Nemitz море Лаз 5./JG 52 LaGG  94 152: at 1.500 m. 15.50 Film C. 2035/I Anerk: Nr. 581

29.10.42 Hptm. Siegfried Simsch море Лаз 5./JG 52 LaGG  94 152: at 1.500 m. 15.55 Film C. 2035/I Anerk: Nr. 582

29.10.42 Hptm. Siegfried Simsch море Лаз 5./JG 52 LaGG  94 154: at 1.500 m.Кемарский, погиб 15.58 Film C. 2035/IAnerk: Nr. 583

29.10.42 Uffz. F. Barnickel х.Червяков 6./JG 52 Yak-1  95 681: at 2.000 m. 12.30 Film C. 2035/I Anerk: X k

29.10.42 Hptm. Rudolf Resch за п.Георгиевское 6./JG 52 ЛАГГ 95 722: at 1.000 m. В.Молчанов 15.35 Film C. 2035/IAnerk: X k ЛАГГ-3 № 2534

29.10.42 Ltn. Walter Krupinski р.Наужи 6./JG 52 ЛАГГ 95 791: at 800 m. Воронцов 15.40 Film C. 2035/I Anerk: X k

29.10.42 Uffz. Meinl хр.Анна-Ябух 6./JG 52 ЛАГГ  95 873: at 800 m. Варганов,погиб 15.45 Film C. 2035/IAnerk: X k

29.10.42 Oblt. Gerhard Barkhorn х. Терзиян 4./JG 52 Yak-7  95 722: at 1.200 m. Калараш,погиб 12.42 Film C. 2035/IAnerk: X k Як-7б № 820201

Руденко совершил вынужденную посадку сев.-зап. выс. 1036,9, это хребет Мезецу, квадрат 95 763, всё совпадает;

Молчанов выбросился с парашютом, обломки его самолёта ЛаГГ-3 № 2534 найдены в районе квадрата 95 752 (р.Георгиевская), направление падения из соседнего квадрата 95 722, всё совпадает;

Воронцов прыгает с парашютом, остаётся жив, (НБЗ 18.02.43) СКОРЕЕ ВСЕГО его ЛаГГ-3 упал в районе квадрата 95 791, именно в этом квадрате находятся обломки самолёта, по описаниям очевидцев, побывавших на МП, идентифицированный как ЛаГГ, (проводник сломал ногу, ждём поправки и тогда останется только прибыть на место и узнать номера), пока всё совпадает;

Варганов и Борисов НБЗ, по времени их сбития место предполагаемого их падения находится в квадрате 95 873, в районе хребта АННА-ЯБУХ, а это, по выражению всех без исключения людей, имеющих отношение к лесу, ТМУТАРАКАНЬ! Поэтому не исключаю такой возможности, что ребят найдут еще не скоро, хотя попытки и подвижки в эту сторону уже предпринимались и предпринимаются дальше.

Ещё немаловажное обстоятельство: все районы падения самолётов находятся практически на маршруте полёта на боевое задание и возвращения из района боевых действий наземных войск на свой аэродром.

28,27,26 октября потерь 269 ИАП не имел.

25 октября 1942 года, повторюсь:

1/ Воздушные бои за 25.10.42 г.

а/ В период 8.40 – 10.00 на Н-1500-2000 метров в составе 10-ЛАГГ3 против 2-Ме109 и 2-Ме110. Воздушный бой продолжался 00.15 ч. в районе цели Гойтх до Лазаревская. При сопровождении 4 Ил-2 в районе цели 2-Ме109 атаковали со стороны солнца нашу сопровождающую группу которая атаку противника отбила и продолжала сопровождение. 2-Ме-110 пытались атаковать штурмовиков но группа непосредственного прикрытия по обстановке увязалась в бой с противником и ст. лейтенант Попов в районе Гойтх сбил 1-Ме-110 который упал в районе Гойтх и 1-Ме110 подбил. Группа прикрытия третьего яруса перешла к непосредственному прикрытию. Группа первая т. е. непосредственного прикрытия была атакована 2-Ме109 и продолжала бой до Лазаревской. В результате 2 экипажа ЛАГГ-3: ст. лейтенант Долбин и сержант МАЛЫШЕВ с задания не вернулись, место и состояние их неизвестно. (Малышев спасся с парашютом).

Наша ЗА в районе Тихоновка подбила самолет ЛАГГ-3 ст. лейтенанта ПОПОВА, отбила 2 плоскости и он вынужденно выпрыгнул на парашюте. Самолет упал в море и разбит, летчик получил легкие ушибы о стабилизатор.

Командир эскадрилии капитан БЫЧКОВ П.А. вынужденно сел на аэродром Лазаревская, с пробитыми бензобаками и водорадиатором, сел хорошо, через 7 дней самолет вошел в строй.

Звено лейтенанта ВЕРШИНИНА М.В. не доходя 30 километров до цели вернулся на свой аэродром, мотивируя тем, что потерял группу, в самом же деле выяснено, что он струсил, удрал и не принял воздушного боя, за что предан суду военного трибунала.

В результате: сбит 1-Ме110, потеряно 3 ЛАГГ-3, 1 ЛАГГ-3 подбит. Не вернулось 2 летчика, 1 летчик получил легкие ушибы. Потерь штурмовиков нет.

[б/ и в/: два боя. «Наших потерь нет, потерь сопровождаемых также нет». «Потерь истребителей и штурмовиков нет».]

Уважаемый NOKOSE добавил информации

25.10.42

15 (Kroat)/JG 52

Hptm. Josip Helebrant LaGG-3 (10) 08.35 Krassnoje Kabischtsche

Oblt. Albin Starc LaGG-3 (11) 08.38 Krassnoje Kabischtsche

Hptm. Josip Helebrant LaGG-3 (11) 08.40 PlQu. 95853/ Urby

Oblt. Albin Starc LaGG-3 (12) 08.44 PlQu. 94124/ Lasarewskoje

в 08.35 и в 08.38 у нас заявлены 2 ЛаГГ-3 в районе Красное Кладбище, заметьте - квадрат не указывается, (хотя это район г. Оплепен, квадрат 95 821), через пять и шесть минут соответственно вышеуказанные асы заявляют победы ещё над 2 ЛаГГ-3 один в квадрате 95 853 (район п. Тубы) и в квадрате 94 124 (район п. Лазаревское) расстояние по прямой между этими посёлками более 70 км (через Главный Кавказский хребет).

По моему мнению, эти данные взяты с потолка, потому что они никак не укладываются в реальность, т.к. район действия группы прикрытия из 269 ИАП в это время находится совсем в другой стороне. И найденные вчера обломки ЛаГГ-3 № 2567 находятся в левом нижнем углу квадрата 95 781, т.е на маршруте следования на аэродром.

P.S. Маршруты следования проходили по долинам значимых рек или вдоль их до побережья Чёрного моря и дальше вдоль побережья, под прикрытием своей ЗА, до аэродрома.

МОЁ ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ: на МП самолёта не найдено останков пилота и парашютной аммуниции, следовательно, либо лётчик покинул самолёт в воздухе (вариант Малышев), либо его извлекли из обломков и по рассказам местных жителей похоронили (вариант Долбнин, как в случае с Николаевым). Но здесь есть один нюанс: недавно пришлось по крупицам собирать останки лётчика на МП, упавшего с небольшой высоты, поэтому то наверное бронеспинка оказалась целой и благополучно "уплыла" в владение одного из местных жителей. Здесь же я специально сфотографировал несколько раз обломки разбитой вдрыск бронеспинки, поэтому мне кажется, что при таком раскладе лётчика бы тоже разорвало на мелкие кусочки. Поэтому повторюсь, останков найдено не было.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

При таком раскладе остается только Молчанов.

Тогда, в воспоминаниях местных жителей произошло наложение двух историй. Где-то рядом есть место падения ЛАГГ-3 капитана Федорова, и на самом деле это скорее всего именно так. Именно его местные вытащили из леса, а потом военные перезахоронили в Лазаревской, что тоже полностью соответсвует действительности, а летчик с найденного нами самолета спасся на парашюте. В противном случае, с учетом силы удара и состояния самолета, на месте падения полюбому должны были быть элементы парашютной системы и фрагментирвоанные останки летчика.

А что касается заявки хорватов, то Красное Кладбище и Тубы, указанные ими как ориентиры, находятся в стороне от реального района выполнения боевого здания и указанных в нашем боевом донесении ориентиров.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

IMAG0063.jpg

Это же замок пристяжной и он раскрытый... если бы летчик был внутри при падении, то замок был-бы раскуроченный, но с остатками остальных двух "дельт"

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Петр Дмитриевич Малышев родился в 1922 г. в деревне Гнилище Псковского района, окончил семилетнюю школу, после обучения в аэроклубе и Батайской авиашколе в мае 1942 г. убыл в распоряжение командира 25-го запасного авиаполка на станцию Сандар – надолжность военного пилота в звании сержанта. Пройдя переподготовку на самолётеЛАГГ-3 (май – октябрь 1942 г.) был направлен в 269-й истребительный авиационный полк, сражавшийся на туапсинском направлении. Утром 25 октября 1942 г. полк получил задачу прикрыть действия штурмовиков в районе Гойтха. Вылетели в 8 час. 40 мин. утра, четверка «Илов» шла на высоте 1500–2000 м, выше летели истребители прикрытия. Но уже в начале полета произошли события, изменившие тщательно разработанный план действий: оказалось, что своего места в строю не заняла группа истребителей среднего яруса прикрытия. Командовавший ею лейтенант М.В. Вершинин при взлете потерял ориентировку и, не зная района действий, не сумел пристроиться к основной группе, в 30 км от Гойтха развернулся и своим звеном пошел назад. В 9 час. 10 мин., когда штурмовики уже вышли в район цели и делали боевой заход, неожиданно выскочили четыре немецких истребителя. Были сбиты старший лейтенант П.Б. Долбнин и сержант П.Д. Малышев, получил повреждение самолёт капитана Бычкова, но старший лейтенант П.С. Попов сумел одного «мессера» сбить, а другого подбил. В течение 15 минут он вместе с Бычковым вел бой с парой оставшихся«мессершмиттов», оттягивая противника к побережью. Но в районе Тихоновки самолёт Попова был подбит, и летчик воспользовался парашютом, Бычков на своем, тоже подбитом самолёте, сумел приземлиться на лазаревском аэродроме. Всего в этом воздушном бою советские летчики потеряли три истребителя, а еще один был надолго выведен из строя. Погиб старший лейтенант Петр Борисович Долбнин, сержант же Малышев после приземления с парашютом вернулся в свой полк. В феврале 1943 г. дивизия прикрывала и поддерживала наступление 10-го гвардейского стрелкового корпуса. 26 февраля 2-я эскадрилья, в которой находился и сержант Малышев, вылетела в район боевых действий под Новороссийск. В этом бою он снова был сбит и попал в плен: воспользовавшись парашютом, он приземлился в море, где его и подобрали немцы. В плену он находился до 1 мая 1945 г. в Восточной Пруссии и был освобожден советскими войсками. После этого прошел через сборно-пересыльный пункт и 11 мая 1945 г. был направлен в распоряжение командования 18-го армейского запасного стрелкового полка, а оттуда – в артиллерийскую батарею «сорокапяток» 339-го гвардейского стрелкового полка. 13 ноября 1946 г. П.Д. Малышев был уволен в запас, вернулся в Псков и работал в автоколонне 1122 – сначала оператором, а затем шофером. Умер в Пскове в 1989 г.

Источники:

ЦАМО РФ. Фонд 9-го гвардейского истребительного Одесского полка

untitled.png.d0d01176408c8981f86dbf506ec9280c.png

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
IMAG0063.jpg

Это же замок пристяжной и он раскрытый... если бы летчик был внутри при падении, то замок был-бы раскуроченный, но с остатками остальных двух "дельт"

Кирилл, совершенно верно, и мы так думали.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
25.10.42 в результате воздушного боя с большой группой противника, в районе Хадыженская-Шаумян потеряны 3 ЛаГГ-3. Летчики: ст л-т Долбин нбз. .

Не в курсе кто-нибудь - это не выпускник Качи в мае 1941го в составе спецнабора?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Не в курсе кто-нибудь - это не выпускник Качи в мае 1941го в составе спецнабора?

1922 года рождения, выпущен из Качи сержантом - для спецнабора молодой и в звании хиловат.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу