Опубликовано: 25 января, 2016 ЯК-1 ст.лейт. Савченко-Львовский, 162 САП 5 Армии История установления истины и поиска погибшего летчика, длившаяся более 5 лет, наконец-то завершилась. Летчик найден. Но лучше по порядку. Более 5 лет, занимаясь поиском мест падений самолетов в Гагаринском р-не Смоленщины наша «авиа-группа» из поисковиков отрядов «Рейд» (г.Гагарин) и «Надежда» (г.Коломна) видела в разных документах упомянания о воздушном бое, произошедшем 27.08.42 в р-не дер. Махотино. В этот день 162 авиаполк 5 Армии понес ощутимые потери. Для понимания хода расследования, смотрим документы, доступные с недавнего времени на ресурсе «Память Народа». 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2016 За прошедшие несколько лет в тех местах мы работали на местах падений примерно 10 ЯК-1. К сожалению, не на всех удалось найти идентификационные номера. Но большинство найденных мест удалось установить достоверно по заводским номерам самолетов и моторов. Одному уважаемому форумчанину, товарищу А., проанализировав немецкие документы удалось найти место падения самолета комэска 162 САП ст.лейт. Захарова, описанного в документах боя. (Но это другая история). В течение последних лет наши друзья, бессменные разведчики, захаживали территорию вокруг урочища Махотино в надежде найти обломки дюраля. Таких безуспешных выездов было не менее 10 только у Александра. В декабре 2015г., после очередной поездки на местность, он засел за дешифрирование аэрофосъемки, пересмотренной им не раз уже. На нескольких снимках, в одном и том же месте, западнее Махотино, была крупная отдельная воронка. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2016 На современном снимке воронка попала на территорию охотбазы «Олеля» на Яузском водохранилище, причем буквально в 5 метрах от строений, ровно в курятник. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2016 Директор охотбазы сразу дал разрешение на разведку в частных владениях. И буквально между гусями и утками, на территории курятника, были найдены редкие обломки капотов ЯК-1 и магнитометром нащупана аномалия под нагребным валом вдоль опушки леса. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2016 В середине декабря сводная команда ПО «Рейд» (г.Гагарин) и ПО «Надежда» (г.Коломна), вместе с местными волонтерами, получив разрешение на сами работы у руководства базы, прибыла на место. Разогнав гусей и кур (это не шутка), стали долбить подмерзшую землю на месте аномалии. Обломки трубок рамы самолета пошли почти сразу. Увы, их было не так много. Но главное – под метровым валом был плотный материковый грунт – никакой воронки не было. Достали заднюю часть фюзеляжа с костылем (точнее – гору гнилых трубок). Пока гагаринцы расширяли раскоп, я стал захаживать ближайшие окрестности. Обломки попадались не далее 20 м от начальной точки работ. Попались два крупных фрагмента расколотой бронеспинки, доказывающие жесткий удар самолета о землю. Если так разорвало броню, то что стало с летчиком в кабине?.. ПС Вопрос по матчасти. На фото 4-железо есть рукоятка на трубе. У нас возник спор о ее назначении. Прошу спецов матчасти пояснить - что это и где стояло. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2016 Метрах в пятнадцати от «хвоста» детектор выдал четкий плотный сигнал на крупный объект. Но источник был под бревнами, хозимуществом, метрах в двух от забора из рабицы. Быстро разобрав все это, парни зашурфились на пару штыков вглубь – лопата буквально валилась. Это и была засыпанная воронка от падения. Сигнал был от задней части коленвала, который достали спустя несколько минут. Вот она – воронка от падения!!! После этого работы пошли куда быстрее. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2016 В итоге из воронки глубиной около 2.5 м и диаметром около 10 метров были извлечены сильно покореженные обломки самолета. Самыми крупными были стойка шасси и колесо, также попались несколько помятых нестреляных гильз 1942г.в. от пушки ШВАК, биметаллические гнилые патроны пулемета ШКАС (год невозможно прочесть). Передняя часть коленвала с головной шестерней была найдена метрах в 6 – с другого края воронки. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2016 В самой нижней точке, среди обломков, обнаружили бедренную кость. После этого стало однозначно ясно, что погребение летчика на месте падения (отраженное в документах ОБД) было проведено лишь на бумаге. Самолет с пилотом взорвался при падении, тело как таковое не могло сохраниться. После этого все отвалы просеивались вторично на бруствере в поисках костных останков. Фрагменты пилота попадались разрозненно по всей площади воронки и на разной глубине. Были найдены фрагменты черепа, костей рук, ребра, позвонки поясничного отдела, тазовые кости, кости ног. (привожу данное описание, дабы не было сомнений в том, что пилот был ранее захоронен, как указано в некоторых документах). Из личных вещей были обнаружены: многочисленные кожаные обрывки шлемофона, крышка кабуры пистолета ТТ, офицерский ремень с двузубой рамочной пряжкой, фрагмент сапога, два перочинных ножа, ножницы. Все предметы повреждены при падении или взрыве. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2016 Бросалось в глаза отсутствие дюралевых обломков в воронке. Не вызывало сомнения, что место подвергалось раскопкам с целью сбора металлолома. При этом из-за агрессивности почвы большинство дюралевых частый были буквально «сожраны» коррозией. Например, от шайбы на шестрене (где был номер мотора) – остались лишь следы. Еще один поршень был просто насквозь прогнивший – это мы поняли когда проковыряли дыру в нем… 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2016 Но удача нам улыбнулась – охотники за цветметом не смогли отломать 4 поршня. Три из них были уничтожены коррозией, но на четвертом был номер мотора М-105 №354628. Это один из трех моторов, потерянных 162-м авиаполком в ходе боя 27 августа 1942г. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2016 Главное, как был установлен летчик. Внимательно изучив документы 162 САП (оперсводки, боевые донесения, приказы по полку) было установлено, что в ходе боя 27.08.1942 полк потерял три самолета из четырех. Летчик Савченко-Львовский - упал в р-не д.Махотино (где мы работали). Летчик Захаров - совершил вынужденную посадку и погиб в самолете при этом (был вынесен с нейтральной полосы на кладбище 49 ОСБр в д.Дегряр - это километров 15 от места работ) Летчик Бобров - подбитый смог посадить самолет в р-не н.п. Середа (около 30 км от точки). В результате боя потерял ногу. В полковых документах сохранились приказы о списании трех самолетов и трех моторов после боя 27.08.42. Также приказ о исключении из списков летчиков Савченко-Львовского и Захарова. Т.к. тело Захарова было вынесено и похоронено, то найденный нами летчик может быть только Савченко-Львовский. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2016 Сергей! МОЛОДЦЫ!!! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2016 ПС Вопрос по матчасти. На фото 4-железо есть рукоятка на трубе. У нас возник спор о ее назначении. Прошу спецов матчасти пояснить - что это и где стояло. Это рукоятка ручной перезарядки ШКАС. Находилась в кабине пилота. У меня мотор по базе не бьется. Не поделитесь актами списания всех машин? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2016 (изменено) По нашей просьбе товарищ Акваднепр приступил к поиску родни летчика на Украине в Ахтырке. Наши коллеги, работающие в Чечне, попытались найти потомков летчика в Грозном (безуспешно и безнадежно). Еще один момент. Летчик ст.лейт. САВЧЕНКО-ЛЬВОВСКИЙ Леонид Иванович значится похороненым аж в трех местах : 1. г.Гагарин 2. пос. Карманово 3. дер. Махотино На самом же деле, он все эти годы лежал в заровненной воронке. Как стало понятно, данные о находке летчика Савченко-Львовского Л.И. в 1990г. стало результатом наложения нескольких этапов увековечивания и бумажного переноса при укрупнении захоронений в 60-е годы (якобы, из Махотино перенесли могилу в Карманово, значит, и летчика тоже, и т.д.). После поиска родных летчика будет решен вопрос о месте погребения. Планируется установка памятной плиты на месте гибели летчика. Изменено 25 января, 2016 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2016 Отличная работа!!! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2016 Сергей,молодцы!!!!!!!!! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2016 Мужики, спасибо за добрые слова. Мы его искали более 5 лет. Так хотелось, чтобы он и правда был погребен... Это результат реально огромной работы небезразличных людей - и помощи местных егерей, и анализа документов, и выхаживания местности раз за разом. Хочу отдельно поблагодарить руководство охотбазы "Олеля" за содействие в работе. http://vk.com/id210395050 Так что кто на Яузу на рыбалку/охоту - только туда!!! (типа рекламы) А если серьезно - как было приятно после результативного дня зайти всем в кафе, навернуть по тарелке борща домашнего, котлет с картохой. Приятная девушка суетилась вокруг, салатики нам резала. Ценник просто ошарашил - я ожидал раза в 3-4 дороже! Там почти коммунизм! Еще б что по летчику узнать побольше - может в УПК есть подробности какие, или фото в личном деле... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2016 Это рукоятка ручной перезарядки ШКАС. Находилась в кабине пилота. У меня мотор по базе не бьется. Не поделитесь актами списания всех машин? Сергей, актов в полковых документах нет вообще. Есть приказ на списание в строку. Номера на работе записаны, пришлю. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2016 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2016 Сергею Каткову от Сергея Сергеева: re:ЯК-1,САВЧЕНКО-ЛЬВОВСКИЙ Леонид Иванович viewtopic.php?f=27&t=55522 ----------- http://xn--b1afa8admefdd2c.xn--p1ai/izd ... 17/001.htm САВЧЕНКО-ЛЬВОВСКИЙ Леонид Иванович (медальон). Родился: 1915 г., Чечено Ингушская АССР. Кадровый. Старший лейтенант. Семья: Савченко Львовская Евдокия Андреевна - мать, Чечено Ингушская АССР, г.Грозный, 1 й Сунчинский пер., 11. Найден: май 1990 г., Смоленская обл., Гагаринский р-н, г.Гагарин. Захоронен: 8.5.1990 г., Смоленская обл., Гагаринский р-н, г.Гагарин. Отряд: <Память>, г.Гагарин. == И проверить в ОБД вариант: http://yasnaya-luna.livejournal.com/1256022.html Владимир Иванович Савченко-Львовский 1917 года рождения Лейтенант Заместитель командира стрелковой роты 694 СП 303 Стрелковой дивизии Награжден медалью "За боевые заслуги" (Указ Президиума Верховного Совета от 06.11.1945), Орденом Отечественной войны I степени. (Приказ Министра обороны СССР № 78 06.04.1985) Зять старшей сестры моей прабабушки по Можаровской линии (Зинаиды Ивановны Ефановой (урожд. Можаровой) и, соответственно, муж Нины Федоровны Ефановой. -------------------- С уважением,Сергей Сергеев 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 января, 2016 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 января, 2016 Добрый день, Как уже говорил, упорство привело к закономерному результату. Отлично сработали!) Добавлю только данные со стороны противника (I/JG 54), с которым вела бой истребительная эскадрилья 162 САП в период 12.20 - 13.50, 27 августа 1942 года: 1./JG 54 Oblt Hans Gotz заявил Yak-1 в 11.44 на высоте 2500 в квадрате 46 231 (41-я заявка на победу) https://maps.yandex.ru/20601/zubtsov/?l ... 1666666667 2./JG 54 Uffz Hans-Joachim Kroschinski заявил Yak-1 в 11.48 на высоте 2000 в квадрате 46 232 (3-я заявка на победу) https://maps.yandex.ru/20601/zubtsov/?l ... 1666666667 1./JG 54 Ofw Hans Gotz заявил Yak-1 в 11.55 на высоте 1000 в квадрате 56 142 (42-я заявка на победу) https://maps.yandex.ru/?ll=35.125000%2C ... 8333333333 По заявкам видно, что бой смещался на восток-юго-восток (как и по нашим данным): - видимо первая заявка соответствует как раз сбитому самолету Савченко-Львовского (над Махотино); - вторая соответствует месту подбития Захарова (в районе Сажелки); - третья - району подбития самолета Боброва (район Никольское), откуда он дотянул ещё юго-восточнее в район вынужденной посадки (Дор) Любителей "определения найденных самолетов по совпадению с немецкими трапецами" хочется обратить внимание, что все немецкие заявки смещены примерно на 20 километров северо-западнее, что даже за пределами фронта 5 Армии! Хотя время совпадает точно при полном отсутствии альтернативы. Это, кстати, типичная точность немцев (от 10 до 20 км) для равнинной болотисто-лесистой местности Среднерусской возвышенности (особенно для JG54 в наших местах). С уважением, Кирилл 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 января, 2016 Радостная новость! Только что общался с племянницей летчика Савченко-Львовского. Наши питерские камрады не подкачали - оперативно сработали и все нашли. Савченко-Львовская Люция Анатольевна. Ей 81 год, живет в Питере. У летчика было 2 брата - Анатолий Иванович (1911г.р.) - отец Люции Анатольевны, с кем общался только что. Владимир Иванович (фронтовик, дальний родственник Виктории) - жил в Грузии, потом переехал в Ригу. Помнит эвакуацию в 41-м году с Украины (из Александрии) в Грозный (там жила бабушка Евдокия) от немцев. Потом такую же эвакуацию от чеченов в 90-х годах... В семье сохранилась переписка ее отца с ЦАМО - ответы от 1974, 80 и 81-го годов. Обещала нам переслать их. Фото в семье не имеется. Сказала, что по состоянию здоровья не сможет приехать на захоронение, но благодарит всех причастных к поиску людей. Ее однофамилица в телефонныз книгах СПб - Савченко-Львовская Эльза Ивановна - это дочь от второго брака (не понял, чья). Скончалась в 2003г. Остается шанс, что у родни брата летчика в Риге могут быть какие-то материалы... Спасибо всем, кто помогал нам в этой работе! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 января, 2016 Сергей! Молодцы! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 февраля, 2016 Сергей, поздравляю....!! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 февраля, 2016 Доброго вечера, коллеги! Сегодня получили фото Леонида Ивановича Савченко-Львовского из УПК ЦАМО Увы, заказ отсканировали в таком ужасном качестве... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 августа, 2017 Уважаемые коллеги! два дня назад была 75-я годовщина гибели летчиков 162 САП - Савченко-Львовского и Захарова. Останки лейт. Савченко-Львовского были похоронены на воинском мемориале д. Петушки Гагаринского р-на Смоленской области осенью 2016г. Вечная память героям-летчикам! Фото Л.И. Савченко-Львовского из Гагаринского краеведческого музея, куда были переданы письма и документы, полученные от родственников в 1970-х годах. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 августа, 2017 (изменено) Вот письмо-ответ, после которого становится понятным, почему не будучи похороненным в Карманово, имя летчика внесено на плиту. К сожалению, его данные там выбиты с ошибкой. Изменено 29 августа, 2017 пользователем 7.62 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 августа, 2017 Фото летчика А.А.Захарова, сбитого в том же бою. Он был тяжело ранен, но смог посадить свой самолет на нейтралку. Немцы немедленно накрыли его артогнем, когда наша разведгруппа 49 ОСБр пыталась спасти летчика. Тело лейт. Захарова было вынесено и похоронено на воинском кладбище д,Дегтярка Кармановского р-на (ныне Гжатского) Смоленской обл. Место падения его самолета также было найдено и обследовано нашей сводной командой. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 августа, 2017 Сергей! Молодцы! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах