Опубликовано: 10 декабря, 2015 Всем добрый вечер! В прошлом году мы трижды наведывались сюда, один раз даже с проводником, но место падения самолёта так и не нашли. А в этом году случайно вышел на местного аксакала, 1932 года рождения, который и рассказал, что осенью 1942 года, когда стали собирать каштаны (местный отсчёт времени -начало и до середины октября) он с ребятами стал невольным свидетелем воздушного бою между нашими и немецкими самолётами. По его словам, утром на север пролетело 10 "чаек", (тип самолёта называл с твёрдой уверенностью) а чуть позже обратно летело только девять, десятая чуть приотстала от других. Вот её то и выскочили из облаков добивать 2 "мессера". Её сбили с одного захода, загоревшись и описав полукруг она врезалась в склон горы в окрестностях посёлка. Бросив собирать каштаны пацаны побежали на место падения, ориентиром им служили звуки разрывающихся от пожара патронов. К месту падения они прибежали одновременно с пятью красноармейцами, выскочившими из соседней щели. Когда утих огонь, бойцы из искорёженных обломков извлекли обгорелые части тела советского пилота... К сожалению, дядя Вова не запомнил произошедшее после, так как от увиденного его мутило, и где похоронили останки лётчика красноармейцы он не знал. Тем не менее, с небольшими перерывами на отдых, в свои 83 годика он с точностью в 5 метров вывел нас на место падения самолёта. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 А затем пошла работа. Довольно быстро удалось обнаружить на одной из ферм самолёта приваренную шильду, которую наполовину закрывал хомут, пришлось повозиться с ней в итоге обнаружился первый номер, которому я не придал большого значения, т.к. первые цифры плохо разглядел, тем не менее их сфотал. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 Сразу пошли находки, работать пришлось в сплошных зарослях азалии, нашли обломок звеньеотвода от ШКАСа, я пояснил, что на целом таком может быть номер самолёта. И тут же новичок нашей группы огласил утренний лес радостным возгласом: "Во, блин, я что-то похожее нашёл! И номер есть - 6650". Это было уже что-то! К сожалению, а потом оказалось и к радости, это было неправильное прочтение номера - оказалось не 6650, а 6630! 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 Чуть позже локализовали место падения, пошёл сплошняк, удалось найти ещё один звеньеотвод от ШКАСа, но теперь с другим номером - 6556. Возникает дилемма - какому номеру верить? 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 Немного фото из выезда 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 Поскольку на раме выбит номер 6556, как и на одном из звеньеотводов, то и верить нужно номеру 6556. Тем более, что номер этот у нас в базе есть. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 Нашлось также и орудие уничтожения самолёта как исторической памяти! 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 Учитывая, что самолет из 267 иап, можно легко проанализировать потери наших чаек сравнить их с немецкими донесениями. По координатной сетке люфтваффе подходит это вариант 11.10.42 г. Ltn. Walter Krupinski 6./JG 52 I-153 95 751 at 200 m. 05.35 11.10.42 г. Ltn. Walter Krupinski 6./JG 52 I-153 95 751 at 200 m. 05.37 11.10.42 в 6.35 группа И-153 при штурмовке войск пр-ка у Котловина атакованы 8 Ме-109. В результате в/б сбиты самолеты мл. лейт. Логинова и Чумичева. Потери: убит мл. л-т Логинов, тяжело ранен мл. л-т. Чумичев. Самолеты разбиты. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 Получается что номер 6630 был на одном из ранее списанных самолётов, который после списания разобрали на запчасти и уже использовали их для восстановления других аппаратов, в частности на самолёте 6556, что оТчень редкий случай, когда два ЛА, отремонтированных за счёт друг-друга, списаны одним приказом! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 Что касается Ltn. Walter Krupinski, то он одержал 197 побед, из них 177 на Восточном фронте. До 1952 года находился в плену. После этого продолжил службу в ВВС ФРГ. Уволен в запас в звании генерал-лейтенанта в 1976 году. Умер 07.10.2000 года. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 Что удалось найти от лётчика, ещё одну пряжку сфотать не удалось. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 Удалось обнаружить фрагмент бензобака, пробитый 20-мм снарядом "мессера" 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 Ты тогда уже расскажи, что рядом с этим местом была могила неизвестного летчика и за ней долгие годы ухаживали местная женщина. Потом она умерла и могила была утрачена, но думаю надо ее поискать. Там вроде стоял металлический обелиск. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 Остальное находится в "бане", если будет что-то интересное - выложу, хотя бы подборку штампов на различных обломках И-153. Фото нашего проводника на память и окрестный немой страж и свидетель тех лихих событий. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 А какой период рассматривался? Вдруг, дети недозрелые каштаны собирали или они в тот год раньше поспели? Например, 23.9.42 на Горячий Ключ вылетало 9 И-153, ст. л-т Козарез нбз. Деду здоровья! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 Вообще период охватывающий период списания самолетов по этому приказу: август - октябрь, но по месту падения больше никто не подходит. Что касается Горячего Ключа, то туда летали с Агоя по другой долине. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 Ты тогда уже расскажи, что рядом с этим местом была могила неизвестного летчика и за ней долгие годы ухаживали местная женщина. Потом она умерла и могила была утрачена, но думаю надо ее поискать. Там вроде стоял металлический обелиск. Ты уже рассказал, я потом поищу. Если нужна будет подмога - позову на помощь. Здесь в клубок спутались несколько легенд - и где какая, пока не разобрался. Факты - вещь упрямая, но обращаться с ними надо аккуратно. В этом районе, как я предполагаю из архивных источников - 4 "чайки", найдены две,а "непонятки" с тремя! Сержант Тарелко М.К. погиб где-то здесь, похоронен здесь, известен его номер самолёта/мотора, НО неизвестно место падения его самолёта! "Чайка" Чумичева - аналогично, но ГДЕ? "Чайка" № 6293 на г. Лысая - НИ концов, НИ кольцов... Вот только сегодня стало известно с "чайкой" Логинова. А есть ещё обломки с мотором "звезда" в районе чуть дальше г. Лысой.... Собрать столько неизвестных под один знаменатель - дело не одного дня, и дай Бог здоровья этим людям, чтобы они ещё успели оставить немного информации для потомков. Успеть это сделать при их жизни - вот сейчас задача! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 А какой период рассматривался? Вдруг, дети недозрелые каштаны собирали или они в тот год раньше поспели?Например, 23.9.42 на Горячий Ключ вылетало 9 И-153, ст. л-т Козарез нбз. Деду здоровья! Борис, спасибо за поддержку, но "вдруг" - здесь не катит, дедушка в полном здравии ума и тела и показал с точностью до метров 2-й самолёт за 10 дней. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 А какой период рассматривался? Вдруг, дети недозрелые каштаны собирали или они в тот год раньше поспели?Например, 23.9.42 на Горячий Ключ вылетало 9 И-153, ст. л-т Козарез нбз. Деду здоровья! Борис, спасибо за поддержку, но "вдруг" - здесь не катит, дедушка в полном здравии ума и тела и показал с точностью до метров 2-й самолёт за 10 дней. Речь идет о временных рамках (может, не только первая половина октября, но и конец сентября), а не о сомнении в данных очевидца. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 Вообще период охватывающий период списания самолетов по этому приказу: август - октябрь, но по месту падения больше никто не подходит. Что касается Горячего Ключа, то туда летали с Агоя по другой долине. Я так понимаю, что места падения - это из заявок немцев. Насколько они точны? И все ли потери наших И-153 указанные как от ИА противника заявлены также немцами? И наоборот? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 Да, именно так. Всего 267 иап потерял за период август- октябрь 1942 года порядка десятка самолетов с пилотами. Примерно в половине случаев указано точное место падения. Остальных смотрели по заявкам истребителей люфтов. Без подтверждения номер самолета - пилот, всегда будут сомнения, но к сожалению, по 236 иад за осень 1942 года такие сомнения будут в каждом случае, ибо большая часть документов по списанию самолетов уничтожена. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 Жека: Мл. Лт. Николай Степанович Логинов 10.10.1942 10.10.1942 Uffz. Hermann Kiworra I-153 (9) 16:02 PlQu. 95741 и I-153 (10) 16:06 PlQu. 95741 11.10.1942 5./JG 52 Hptm. Siegfried Simsch I-153 (48) 05:35 PlQu. 95761 6./JG 52 Lt. Walter Krupinski I-153 (52) 05:35 PlQu. 95751 и I-153 (53) 05:37 PlQu. 95751 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 Жека: Мл. Лт. Николай Степанович Логинов 10.10.1942 10.10.1942 Uffz. Hermann Kiworra I-153 (9) 16:02 PlQu. 95741 и I-153 (10) 16:06 PlQu. 95741 11.10.1942 5./JG 52 Hptm. Siegfried Simsch I-153 (48) 05:35 PlQu. 95761 6./JG 52 Lt. Walter Krupinski I-153 (52) 05:35 PlQu. 95751 и I-153 (53) 05:37 PlQu. 95751 По времени вылета "бъется" только третий вариант. Лл. 195–204. Отчет о боевой работе 267 иап за период с 15.7 по 28.10.42 г. ...VI. НАШИ ПОТЕРИ: 1. Боевые потери с 15.7 по 28.10.42. Разбито самолетов И-153 – 23, убито летчиков – 14. Повреждено в воздушных боях с-тов И-153 – 12. Ранено летчиков – 13. 2. НЕБОЕВЫЕ ПОТЕРИ: Аварий самолетов – 3». Лл. 205–211. Итог боевой работы 267 иап за период с 1 по 28.10.42 г. Рукопись, карандаш. 11.10.42 в 6.35 группа И-153 при штурмовке войск пр-ка у Котловина атакованы 8 Ме-109. В результате в/б сбиты самолеты мл. лейт. Логинова и Чумичева. Потери убит м/лейт Логинов, тяжело ранен мл. лейт. Чумичев. Самолеты разбиты 2 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 декабря, 2015 В донесениях о безвозвратных потерях почему-то постоянно идет смещение на 1 день. В этом же донесении есть еще один найденый пилот - ст. л-т Козарев и он тоже смещен на один день. В оперативных сводках 236 иад все верно - 11.10.42 г. К тому же 11 октября время боя, заявленное нами и немцами совпадает до минуты с разницей в час (бородинское и московское время). А в немецкой заявке 10 октября бой был в 16 часов, в то время как в заявке 11 октября в 5:30 утра, что соответсвует оперативной сводке 236 иад. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 декабря, 2015 На просрах ОБД нашлось подтверждение правильности сделанных выводов. В учетной карточке точно указано место гибели, котрое полностью совпадает с фактическим местом обнаружения места падения, примерно в 2 км от станции Индюк 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 декабря, 2015 Дополнительно можно сказать, что мл. л-т Логинов был награжден орденом Красной Звезды, и посмертно Красного Знамени. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 декабря, 2015 Круто! Дважды представляли к награждению орденом "Ленина"! Местные жители обещали помочь узнать о могилке лётчика. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 декабря, 2015 Появилась первая информация о возможном месте захоронения лётчика, а также о том, кто ухаживал за могилкой. Будем по погоде выезжать, проверять. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 декабря, 2015 ну вот, погода дала возможность - -7 по Цельсию, без снега. Сегодня два часа ушло на встречи с старожилами села: кто в лес, кто по дрова. Один говорит - летчик захоронен там то, другой говорит, что в другом месте, третий рассказывает, что его никто не хоронил, так как они на месте крушения самолёта видели поверх обломков человеческие останки, и в 1976-77 годах подняли на МП медальон с фотографией нательный... Короче, послушали мы этот оркестр и двинули опять на место падения самолёта, ибо все факты говорили: начинать надо оттуда! До обеда вскрывали МП, те места, что не успели в прошлый раз: грустная картина - все в кустарнике, приходиться заниматься корчёвкой, вручную выдирать кустарник и деревья под 3 метра высотой. Солнце пошло к горизонту и по одному известному закону в воронке попадается фрагмент черепной коробки. Мой напарник через несколько минут находит фрагмент ребра... Пришлось заново очищать площадь работ: костные останки лётчика находились в 1,5 метрах от воронки под листьями, на глубине не более 1-2 см. За 2 с небольшим часа удалось насобирать энное количество останков. Вернёмся туда по весне, когда лист сопреет, тогда, думаю появиться возможность доработать МП окончательно. несколько фото с места гибели одного из сотен не вернувшихся с боевого вылета лётчиков: 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 декабря, 2015 В одном из сельских дворов нашлось кресло пилота, превращённое в табуретку... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах