Алекс21

И-153 № 6556, 267 ИАП, Туапсинский район

43 сообщения в этой теме

Всем добрый вечер! В прошлом году мы трижды наведывались сюда, один раз даже с проводником, но место падения самолёта так и не нашли. А в этом году случайно вышел на местного аксакала, 1932 года рождения, который и рассказал, что осенью 1942 года, когда стали собирать каштаны (местный отсчёт времени -начало и до середины октября) он с ребятами стал невольным свидетелем воздушного бою между нашими и немецкими самолётами. По его словам, утром на север пролетело 10 "чаек", (тип самолёта называл с твёрдой уверенностью) а чуть позже обратно летело только девять, десятая чуть приотстала от других. Вот её то и выскочили из облаков добивать 2 "мессера". Её сбили с одного захода, загоревшись и описав полукруг она врезалась в склон горы в окрестностях посёлка. Бросив собирать каштаны пацаны побежали на место падения, ориентиром им служили звуки разрывающихся от пожара патронов. К месту падения они прибежали одновременно с пятью красноармейцами, выскочившими из соседней щели. Когда утих огонь, бойцы из искорёженных обломков извлекли обгорелые части тела советского пилота... К сожалению, дядя Вова не запомнил произошедшее после, так как от увиденного его мутило, и где похоронили останки лётчика красноармейцы он не знал.

Тем не менее, с небольшими перерывами на отдых, в свои 83 годика он с точностью в 5 метров вывел нас на место падения самолёта.

P2090453.JPG.3f490d21e044477da4cdda639cf87351.JPG

DSC_0071.JPG.22960889584f659a877f03cace681936.JPG

DSC_0058.JPG.30bde2cb03d51b88c2f42517d3b489c2.JPG

P2090455.JPG.51a67ac44df4a6b95c71f4c4cea361d5.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А затем пошла работа. Довольно быстро удалось обнаружить на одной из ферм самолёта приваренную шильду, которую наполовину закрывал хомут, пришлось повозиться с ней в итоге обнаружился первый номер, которому я не придал большого значения, т.к. первые цифры плохо разглядел, тем не менее их сфотал.

P2090461.JPG.1d635f2ec73f071feba7cb3c668d35df.JPG

P2090456.JPG.e6094e2b7fd8f3ce8c5a11173eac5778.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сразу пошли находки, работать пришлось в сплошных зарослях азалии, нашли обломок звеньеотвода от ШКАСа, я пояснил, что на целом таком может быть номер самолёта. И тут же новичок нашей группы огласил утренний лес радостным возгласом: "Во, блин, я что-то похожее нашёл! И номер есть - 6650". Это было уже что-то! К сожалению, а потом оказалось и к радости, это было неправильное прочтение номера - оказалось не 6650, а 6630!

P2090492.JPG.f37ba5a54cc949153ff5fd1c0507e404.JPG

P2090460.JPG.99fb9808e2fcad2f9d2bd9735ddf7332.JPG

P2090462.JPG.6cc4aa8c73f479afc6bb4fc544d532ff.JPG

P2090469.JPG.309d63f8c35333766df769e2e7ded5bd.JPG

P2090470.JPG.7cba360fd5ec951c8eec4ad1ab5d36b9.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чуть позже локализовали место падения, пошёл сплошняк, удалось найти ещё один звеньеотвод от ШКАСа, но теперь с другим номером - 6556. Возникает дилемма - какому номеру верить?

P2090484.JPG.4d9aec930e22579df35c2e90d73fc063.JPG

P2090489.JPG.7997f6256fa6ab73b64459434765bc83.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поскольку на раме выбит номер 6556, как и на одном из звеньеотводов, то и верить нужно номеру 6556.

Тем более, что номер этот у нас в базе есть.

5853d4443ff61_-1536556.jpg.d9bcae73aecc07070e0e2fc9075f84cc.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Учитывая, что самолет из 267 иап, можно легко проанализировать потери наших чаек сравнить их с немецкими донесениями.

По координатной сетке люфтваффе подходит это вариант

11.10.42 г. Ltn. Walter Krupinski 6./JG 52 I-153 95 751 at 200 m. 05.35

11.10.42 г. Ltn. Walter Krupinski 6./JG 52 I-153 95 751 at 200 m. 05.37

11.10.42 в 6.35 группа И-153 при штурмовке войск пр-ка у Котловина атакованы 8 Ме-109. В результате в/б сбиты самолеты мл. лейт. Логинова и Чумичева. Потери: убит мл. л-т Логинов, тяжело ранен мл. л-т. Чумичев. Самолеты разбиты.

5853d4444cc32_.jpg.210d574ef4280983f40bf364972cffd4.jpg

5853d44450664_.jpg.7c1a1b732e1bb25a0774fb06b34b7978.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Получается что номер 6630 был на одном из ранее списанных самолётов, который после списания разобрали на запчасти и уже использовали их для восстановления других аппаратов, в частности на самолёте 6556, что оТчень редкий случай, когда два ЛА, отремонтированных за счёт друг-друга, списаны одним приказом!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что касается Ltn. Walter Krupinski, то он одержал 197 побед, из них 177 на Восточном фронте. До 1952 года находился в плену. После этого продолжил службу в ВВС ФРГ. Уволен в запас в звании генерал-лейтенанта в 1976 году. Умер 07.10.2000 года.

krupinski.jpg.8a2bfbd8443470beb48214197de7d4e5.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ты тогда уже расскажи, что рядом с этим местом была могила неизвестного летчика и за ней долгие годы ухаживали местная женщина. Потом она умерла и могила была утрачена, но думаю надо ее поискать. Там вроде стоял металлический обелиск.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Остальное находится в "бане", если будет что-то интересное - выложу, хотя бы подборку штампов на различных обломках И-153.

Фото нашего проводника на память и окрестный немой страж и свидетель тех лихих событий.

P2090482.JPG.436ca5eae0387370106f31ab38aed5fb.JPG

P2090479.JPG.e39cd99ac0467de4b70f2ce988fdb3cf.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А какой период рассматривался? Вдруг, дети недозрелые каштаны собирали или они в тот год раньше поспели?

Например, 23.9.42 на Горячий Ключ вылетало 9 И-153, ст. л-т Козарез нбз.

Деду здоровья!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вообще период охватывающий период списания самолетов по этому приказу: август - октябрь, но по месту падения больше никто не подходит. Что касается Горячего Ключа, то туда летали с Агоя по другой долине.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ты тогда уже расскажи, что рядом с этим местом была могила неизвестного летчика и за ней долгие годы ухаживали местная женщина. Потом она умерла и могила была утрачена, но думаю надо ее поискать. Там вроде стоял металлический обелиск.

Ты уже рассказал, я потом поищу. Если нужна будет подмога - позову на помощь. Здесь в клубок спутались несколько легенд - и где какая, пока не разобрался. Факты - вещь упрямая, но обращаться с ними надо аккуратно. В этом районе, как я предполагаю из архивных источников - 4 "чайки", найдены две,а "непонятки" с тремя!

Сержант Тарелко М.К. погиб где-то здесь, похоронен здесь, известен его номер самолёта/мотора, НО неизвестно место падения его самолёта!

"Чайка" Чумичева - аналогично, но ГДЕ?

"Чайка" № 6293 на г. Лысая - НИ концов, НИ кольцов...

Вот только сегодня стало известно с "чайкой" Логинова.

А есть ещё обломки с мотором "звезда" в районе чуть дальше г. Лысой.... :shock:

Собрать столько неизвестных под один знаменатель - дело не одного дня, и дай Бог здоровья этим людям, чтобы они ещё успели оставить немного информации для потомков. Успеть это сделать при их жизни - вот сейчас задача! :cool:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А какой период рассматривался? Вдруг, дети недозрелые каштаны собирали или они в тот год раньше поспели?

Например, 23.9.42 на Горячий Ключ вылетало 9 И-153, ст. л-т Козарез нбз.

Деду здоровья!

Борис, спасибо за поддержку, но "вдруг" - здесь не катит, дедушка в полном здравии ума и тела и показал с точностью до метров 2-й самолёт за 10 дней.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А какой период рассматривался? Вдруг, дети недозрелые каштаны собирали или они в тот год раньше поспели?

Например, 23.9.42 на Горячий Ключ вылетало 9 И-153, ст. л-т Козарез нбз.

Деду здоровья!

Борис, спасибо за поддержку, но "вдруг" - здесь не катит, дедушка в полном здравии ума и тела и показал с точностью до метров 2-й самолёт за 10 дней.

Речь идет о временных рамках (может, не только первая половина октября, но и конец сентября), а не о сомнении в данных очевидца.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Вообще период охватывающий период списания самолетов по этому приказу: август - октябрь, но по месту падения больше никто не подходит. Что касается Горячего Ключа, то туда летали с Агоя по другой долине.

Я так понимаю, что места падения - это из заявок немцев.

Насколько они точны?

И все ли потери наших И-153 указанные как от ИА противника заявлены также немцами? И наоборот?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, именно так. Всего 267 иап потерял за период август- октябрь 1942 года порядка десятка самолетов с пилотами. Примерно в половине случаев указано точное место падения. Остальных смотрели по заявкам истребителей люфтов. Без подтверждения номер самолета - пилот, всегда будут сомнения, но к сожалению, по 236 иад за осень 1942 года такие сомнения будут в каждом случае, ибо большая часть документов по списанию самолетов уничтожена.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Жека: Мл. Лт. Николай Степанович Логинов 10.10.1942

10.10.1942 Uffz. Hermann Kiworra I-153 (9) 16:02 PlQu. 95741 и I-153 (10) 16:06 PlQu. 95741

11.10.1942

5./JG 52 Hptm. Siegfried Simsch I-153 (48) 05:35 PlQu. 95761

6./JG 52 Lt. Walter Krupinski I-153 (52) 05:35 PlQu. 95751 и I-153 (53) 05:37 PlQu. 95751

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Жека: Мл. Лт. Николай Степанович Логинов 10.10.1942

10.10.1942 Uffz. Hermann Kiworra I-153 (9) 16:02 PlQu. 95741 и I-153 (10) 16:06 PlQu. 95741

11.10.1942

5./JG 52 Hptm. Siegfried Simsch I-153 (48) 05:35 PlQu. 95761

6./JG 52 Lt. Walter Krupinski I-153 (52) 05:35 PlQu. 95751 и I-153 (53) 05:37 PlQu. 95751

По времени вылета "бъется" только третий вариант.

Лл. 195–204. Отчет о боевой работе 267 иап за период с 15.7 по 28.10.42 г.

...VI. НАШИ ПОТЕРИ:

1. Боевые потери с 15.7 по 28.10.42. Разбито самолетов И-153 – 23, убито летчиков – 14.

Повреждено в воздушных боях с-тов И-153 – 12.

Ранено летчиков – 13.

2. НЕБОЕВЫЕ ПОТЕРИ:

Аварий самолетов – 3».

Лл. 205–211. Итог боевой работы 267 иап за период с 1 по 28.10.42 г. Рукопись, карандаш.

11.10.42 в 6.35 группа И-153 при штурмовке войск пр-ка у Котловина атакованы 8 Ме-109. В результате в/б сбиты самолеты мл. лейт. Логинова и Чумичева. Потери убит м/лейт Логинов, тяжело ранен мл. лейт. Чумичев. Самолеты разбиты 2

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В донесениях о безвозвратных потерях почему-то постоянно идет смещение на 1 день. В этом же донесении есть еще один найденый пилот - ст. л-т Козарев и он тоже смещен на один день.

В оперативных сводках 236 иад все верно - 11.10.42 г. К тому же 11 октября время боя, заявленное нами и немцами совпадает до минуты с разницей в час (бородинское и московское время). А в немецкой заявке 10 октября бой был в 16 часов, в то время как в заявке 11 октября в 5:30 утра, что соответсвует оперативной сводке 236 иад.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На просрах ОБД нашлось подтверждение правильности сделанных выводов. В учетной карточке точно указано место гибели, котрое полностью совпадает с фактическим местом обнаружения места падения, примерно в 2 км от станции Индюк

5853d444af7c6_.jpg.9179728c84a50f12b68d43f6fd1a88cd.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дополнительно можно сказать, что мл. л-т Логинов был награжден орденом Красной Звезды, и посмертно Красного Знамени.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Круто! Дважды представляли к награждению орденом "Ленина"! Местные жители обещали помочь узнать о могилке лётчика.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Появилась первая информация о возможном месте захоронения лётчика, а также о том, кто ухаживал за могилкой. Будем по погоде выезжать, проверять.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ну вот, погода дала возможность - -7 по Цельсию, без снега. Сегодня два часа ушло на встречи с старожилами села: кто в лес, кто по дрова. Один говорит - летчик захоронен там то, другой говорит, что в другом месте, третий рассказывает, что его никто не хоронил, так как они на месте крушения самолёта видели поверх обломков человеческие останки, и в 1976-77 годах подняли на МП медальон с фотографией нательный...

Короче, послушали мы этот оркестр и двинули опять на место падения самолёта, ибо все факты говорили: начинать надо оттуда!

До обеда вскрывали МП, те места, что не успели в прошлый раз: грустная картина - все в кустарнике, приходиться заниматься корчёвкой, вручную выдирать кустарник и деревья под 3 метра высотой.

Солнце пошло к горизонту и по одному известному закону в воронке попадается фрагмент черепной коробки. Мой напарник через несколько минут находит фрагмент ребра... Пришлось заново очищать площадь работ: костные останки лётчика находились в 1,5 метрах от воронки под листьями, на глубине не более 1-2 см.

За 2 с небольшим часа удалось насобирать энное количество останков. Вернёмся туда по весне, когда лист сопреет, тогда, думаю появиться возможность доработать МП окончательно.

несколько фото с места гибели одного из сотен не вернувшихся с боевого вылета лётчиков:

IMG_20151218_132402.jpg.8f66a1b67bbab0596450c08246099dba.jpg

IMG_20151218_132535.jpg.b2004b2ac93b6560cc2c84cc3ed61d1a.jpg

IMG_20151218_132547.jpg.24f57e2b83be0831f6df426d178e224a.jpg

IMG_20151218_132349.jpg.c26148f087fb4f1257d57d83bf67875f.jpg

IMG_20151218_152843.jpg.3528cc7dde736106da15ab3846e9d9fa.jpg

IMG_20151218_150135.jpg.63e5a20224b0474c6e3f73772904cedd.jpg

IMG_20151218_150119.jpg.ea87912e5ac628c32c3e78253947cd8c.jpg

IMG_20151218_154015.jpg.13de7d4c9602c4c8e30a9453ed18d00c.jpg

IMG_20151218_154006.jpg.79a155ec056e9a1a7a29097182a800e0.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу