Опубликовано: 15 октября, 2015 Уважаемые коллеги! Многие уже видели (или слышали) о новости, что поисковым отрядом «Фронт» (г. Киров, руководитель Алексей Кутергин) в районе деревни Ретлё Старорусского района Новгородской области обнаружено место падения самолета ДБ-3ф (Ил-4). http://www.rf-poisk.ru/news/1090/ «…Советский бомбардировщик ИЛ-4 обнаружили поисковики на берегу озера Ильмень в районе деревни Ретлё Старорусского района Новгородской области. Работы по поиску членов экипажа ведут поисковики отряда «Фронт» (город Киров) экспедиции «Долина». Уже найдены останки двоих наших летчиков. «Обнаружить самолет помог случай, - рассказывает командир отряда «Фронт» Алексей Кутергин. – Из-за низкого уровня воды в этом году прибрежная зона озера увеличилась. Местные жители обнаружили торчащее из песка шасси самолета. Известили нас. Рассказывают, что об этом самолете знали давно: при спаде воды иногда видна была часть крыла. В 1980-х годах была предпринята попытка подъема боевой машины с помощью плавсредств, но неудачная. На сегодняшний день нам уже удалось поднять останки двух членов экипажа, частично – останки третьего летчика». «В самолёте, судя по сохранившимся останкам, было три человека, из них двое – штурман и стрелок-радист, третий не опознан, - сообщает заместитель командира поискового отряда «Фронт» Артём Хоменко. - При штурмане – подписной портсигар и перочинный нож. Надпись выполнена карандашом, прочесть мы не смогли, так как не рискнули промыть портсигар. Отправим его на экспертизу в Новгород. Судя по всему, самолёт был в пике и горел. На бирке самолёта есть дата: декабрь 1942 года. На кислородных баллонах маркировка 1943 года. Экипаж был одет в тёплую форму: обнаружены останки унт, кожаного полушубка, шлемофон с наушниками и микрофоном…Скорее всего, бомбардировщик, скинув все бомбы, возвращался на базу, когда был подбит. Думаю, что произошло это в феврале-марте 1943 года». Поисковики надеются, что историю боевой машины удастся восстановить. Найдено большое количество номерных агрегатов и шильда самолета. Работы при благоприятных погодных условиях будут продолжены…». По просьбе Алексея Кутергина размещаю эту информацию на форуме, с просьбой помочь установить личности погибших. На сегодняшний день обнаружены останки трех членов экипажа самолета. Установлены номера обоих мотором М-88 №\№ 889947 и 889001. Кроме того, обнаружена шильда с номером: 1449 и номер на крышке от топливного бака: 1662. На месте падения работал и участник нашего форума Игорь Кун (stilet), который сможет дополнить эту информацию... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 октября, 2015 Илья, несколько дней назад на ВВ2 открыли тему по этому самолету. Я задал вопрос: "А какой номер видится? 889917? Моторы 8899хх на заводе №126 устанавливали на Ил-4 с декабря 1943 года." Определились, что 889947? Получается, потеря 1944 года. Самолет, возможно, 1942 года - начало 1943? Там бензобак мелькал завода №126, какой на нем год? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 октября, 2015 Борис, приветствую! Да, номера моторов 889947 и 889001. Вот еще какие бирки (и не только) были найдены: 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 октября, 2015 Есть похожие потери, но экипажи выбросились на парашютах. 7.2.1944 налет на Хельсинки, 2 гак дд, 8 гад дд, 19 гап дд командир экипажа Кулагин. Подбит над целью ЗА, тянул на одном моторе. Оз. Ильмень. Проверить живы ли все? 7.2.1944 налет на Хельсинки, 2 гак дд, 8 гад дд, 8 гап дд командир экипажа Скрипникю Заклинило мотор, экипаж выбросился с парашютами, прибыл в часть. р-н Ильмень 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 октября, 2015 Похожие клейма - приборные заводы. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 октября, 2015 Есть похожие потери, но экипажи выбросились на парашютах.7.2.1944 налет на Хельсинки, 2 гак дд, 8 гад дд, 19 гап дд командир экипажа Кулагин. Подбит над целью ЗА, тянул на одном моторе. Оз. Ильмень. Проверить живы ли все? 7.2.1944 налет на Хельсинки, 2 гак дд, 8 гад дд, 8 гап дд командир экипажа Скрипникю Заклинило мотор, экипаж выбросился с парашютами, прибыл в часть. р-н Ильмень Борис! Я тоже рассматриваю эти вылеты на Финляндию в феврале 1944 года... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 октября, 2015 Моторы выпускались на заводе №29 в Омске. Нашел только, что 97хх -е отправляли в середине октября 1943 г. Завод в октябре-ноябре выпускал по 300 моторов. Теоретически №9947 могли успеть довезти до склада в Ногинске, а потом поставить на самолет ремонтный в 1943 году и потерять этот самолет в том же году. Но это вряд ли. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 октября, 2015 Близкий мотор №9002 согласно приказа №051 от 30 октября 1943г. зачислен в 16 ГАП АДД. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 октября, 2015 Есть похожие потери, но экипажи выбросились на парашютах.7.2.1944 налет на Хельсинки, 2 гак дд, 8 гад дд, 19 гап дд командир экипажа Кулагин. Подбит над целью ЗА, тянул на одном моторе. Оз. Ильмень. Проверить живы ли все? 7.2.1944 налет на Хельсинки, 2 гак дд, 8 гад дд, 8 гап дд командир экипажа Скрипникю Заклинило мотор, экипаж выбросился с парашютами, прибыл в часть. р-н Ильмень Борис! Я тоже рассматриваю эти вылеты на Финляндию в феврале 1944 года... Очень интересно выходит по экипажу Кулагина: 7 февраля 1944 года экипаж 19 гв.АП АДД, прои возвращении с БШУ Хельсинки летчик Кулагин (по судьбе ни чего сказать не могу) штурман Криченко (по судьбе ни чего сказать не могу) возд.стрелок-радист сержант Азаренков Егор Власович, 1919 г.р., уроженец Калининская обл. - погиб стрелок-радист младший сержант Зимнюков Владимир Филиппович, 1925 г.р., уроженец: Молотовская обл. - погиб. В этот день еще один экипаж 19 гв.АП АДД погиб (командир экипажа Крутогуз) разбились при попытке сесть на лес (попали в туман) в р-не Баталы, после БШУ по Хельсинки 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 октября, 2015 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 октября, 2015 Если что, могу найти у себя номера самолета Кулагина. Заодно уж. Сегодня встретил упоминание о двух Ил-2 потерпевших аварию и затонувших в озере Ильмень 3.10.1942 из 949 шап. Имеются номера. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 октября, 2015 Если что, могу найти у себя номера самолета Кулагина.Заодно уж. Сегодня встретил упоминание о двух Ил-2 потерпевших аварию и затонувших в озере Ильмень 3.10.1942 из 949 шап. Имеются номера. Борис! Буду примногом благодарен! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 октября, 2015 Пардон, озер Ильмень десяток. Это где-то недалеко от Куйбышева должно быть. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 октября, 2015 У самолета Кулагина оказались другие номера моторов (это выяснилось благодаря работе Бориса Давыдова)... теперь, если рассматривать потери начала 1944 года остаются следующие экипажи, у которых не известны номера моторов: - в ночь с 26 на 27 февраля 1944 года экипаж самолета Ил-4 из состава 8 гв.АП АДД 8 гв.АД АДД - командир экипажа старшина Пауков (штурман жив, летчик и стрелки погибли), не вернулись с б\з после нанесения удара по Хельсинки... - в ночь с 22 на 23 февраля 1944 года экипаж самолета Ил-4 из состава 109 АП АДД 48 АД АДД - командир экипажа лейтенант Покатилов, не вернулись с б\з после нанесения удара в р-не Оулу... как варианты... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 октября, 2015 А посмотрели бы внимательно ветрочет штурмана. Вдруг подписан. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 октября, 2015 А посмотрели бы внимательно ветрочет штурмана. Вдруг подписан. Костя! Я думаю, что ребята посмотрели... вообще они все обломки вывезли в деревню и там еще досих пор отмывают каждую железку... Кстати, забыл добавить, что в том числе, просмотрел Реестр авиамоторов ВВС КБФ - таких номеров моторов в ВВС КБФ не было... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 октября, 2015 теперь, если рассматривать потери начала 1944 года остаются следующие экипажи, у которых не известны номера моторов:- в ночь с 26 на 27 февраля 1944 года экипаж самолета Ил-4 из состава 8 гв.АП АДД 8 гв.АД АДД - командир экипажа старшина Пауков (штурман жив, летчик и стрелки погибли), не вернулись с б\з после нанесения удара по Хельсинки... - в ночь с 22 на 23 февраля 1944 года экипаж самолета Ил-4 из состава 109 АП АДД 48 АД АДД - командир экипажа лейтенант Покатилов, не вернулись с б\з после нанесения удара в р-не Оулу... как варианты... 8 гап в полковой описи на начало 1944 года ничего нет. Ни приказов, ни сводок. Заказал дело с приказами 1943, вдруг там что будет из моторов. 109 ап опись мне подозрительной показалась, ни слова о дальней авиации. Придется потом смотреть в дивизиях и корпусах. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 октября, 2015 теперь, если рассматривать потери начала 1944 года остаются следующие экипажи, у которых не известны номера моторов:- в ночь с 26 на 27 февраля 1944 года экипаж самолета Ил-4 из состава 8 гв.АП АДД 8 гв.АД АДД - командир экипажа старшина Пауков (штурман жив, летчик и стрелки погибли), не вернулись с б\з после нанесения удара по Хельсинки... - в ночь с 22 на 23 февраля 1944 года экипаж самолета Ил-4 из состава 109 АП АДД 48 АД АДД - командир экипажа лейтенант Покатилов, не вернулись с б\з после нанесения удара в р-не Оулу... как варианты... 8 гап в полковой описи на начало 1944 года ничего нет. Ни приказов, ни сводок. Заказал дело с приказами 1943, вдруг там что будет из моторов. 109 ап опись мне подозрительной показалась, ни слова о дальней авиации. Придется потом смотреть в дивизиях и корпусах. Борис! Огромное спасибо! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 октября, 2015 Уважаемые коллеги! Пришла очередная информация от Алексея Кутергина: "...Вот подсох портсигар, стало, что написано, видно лучше фамилия вроде ЗАВАЕВ надпись сделана простым карандашом , и не терпит вообще прикосновений Слева от надписи видно букву И....возможно Иван Заваев и цифры мне видятся 1...26 может 1926??? с ребятами обсуждали-версий данной надписи у нас очень много, но странно подписывать свою вещь карандашом, но все может быть...". 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 октября, 2015 А мне видится Засохов 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 октября, 2015 как версия, сделали портсигар на подарок, написали карандашом кому чтобы дорезать и не успели. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 октября, 2015 И так и так пытаюсь смотреть разные варианты, как погибший состав ВВС, так и живых... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 октября, 2015 Как уже говорил по 8 гап ничего нет за начало 1944 года. Сегодня смотрел приказы за 1943 год. За Пауковым был закреплен 19.11.43 Ил-4 №172305, хвостовой №7. Но я не нашел этот самолет в поступлениях 1943 года. Моторы не попадались, разве что были близкие 9081 и 9066, полученные со склада. Заказал дела по технике 48 ад и 8 гад. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 октября, 2015 Борис! Спасибо! Уже ближе 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 октября, 2015 Это не потеря 8 гап точно. У Паукова, Петрова и пр. другие номера моторов. По 48 ад дело оказалось с номерами только по ремонтной части и списанию по износу. Нужные моторы не мелькали. Заказал дела по 109 ап. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 октября, 2015 Это не потеря 109 ап дд точно. В ночь с 22 на 23 февраля 1944 года нбз два Ил-4 и у всех другие моторы. Думаю, поисковикам нужно самим потратить время и составить из ОБД полный список потерь личного состава АДД по налетам на Хельсинки и Таллин в 1944 году. С указанием полка, дивизии, корпуса. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 октября, 2015 Борис! Огромное спасибо! Постараюсь на днях сделать небольшой обзор... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 октября, 2015 Моторы 8899хх попадались в 42 ап дд 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2015 Новости от Алексея Кутергина: Все, до-перебирали остатки корпуса, и вот части документов которые удалось обнаружить, они были зажаты , как будто в куске алюминиевого столика 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 ноября, 2015 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах