messer

Последняя победа Люфтваффе – Аэрокобра или Як?

15 сообщений в этой теме

Очень известный случай.

8 мая 1945 полетели сдаваться на Запад пять пилотов из JG.7 - обер-лейтенант Фриц Штеле, лейтенант Ганс Дорн, фанен-юнкер-обер-фельдфебель Фрёлих, унтер-офицеры Гюнтер Энглер и Антон Шёпплер. Вскоре после взлета из аэродрома Жатец (Žatec) в 15 часов 20 минут, обер-лейтенант Фриц Штеле заметил, атаковал и сбил в районе Фрайберг(Freiberg) якобы Як-9.

В мае 1945 у села Клины (Klíny) Эрцгебирге (Крусны горы) в Чехословакии разбился советский истребитель. После войны были найдены документы летчика. Удостоверение комсомолца Степанова Сергейа Григорьевича. По данным хроники был советский истребитель сбит зенитной артиллерию примерно в 16 часов. В 1981 году были обнаружены фрагменты P-39 Q «Аэрокобру», летчик был определен в качестве гв. мл.л-т Сергей Григорьевич Степанов из 129-го гвардейского истребительного авиационного полка . В 1987 году был возведен памятник летчику.

Но 8 мая был сбит в воздушном бою якобы в районе севернее г. Теплице-Шанов, Чехословакия, еще один советский истребитель - гв. мл.л-т Иванюк Борис Васильевич из 152-го гвардейского истребительного авиационного полка на Як-1 или Як-9. Похоронен, однако, в Диппольдисвальде, Германия, Фед. Земля Саксония, округ Дрезденский.

По Степанову я нашел только упоминание в книге Покрышкинский авиаполк, но ничего конкретного. Известны детали к этим потерям?

С уважением. Радован

5853d3e1cc96e_.jpg.d8e9f78a0dcf5eb3f76f61d23b0f187c.jpg

3.jpg.7333c85f287f1878ec89978660138557.jpg

2.jpg.1114a78bf03d9d56ad290defcdc2f48a.jpg

1.JPG.13d940a914dbaa63d8f52c4c0f1d8156.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вылет 14:25-15:25, 6 экипажей, ведущий ст. лейтенант Мариинский, патрулирование района Сайда - Литвинов - Цинвальде. В районе 6 км восточнее Сайда на высоте 3500 м самолет Степанова внезапно перевернулся на спину и в отвесном пикировании пошел к земле, на высоте 1500 м скрылся в облачности. Падение не наблюдали, причина осталась не установленной.

При разборе вылета предположительной причиной потери был назван одиночный зенитный снаряд, который никто не заметил, но больше похоже на внезапную атаку, как мне кажется.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Вылет 14:25-15:25, 6 экипажей, ведущий ст. лейтенант Мариинский, патрулирование района Сайда - Литвинов - Цинвальде. В районе 6 км восточнее Сайда на высоте 3500 м самолет Степанова внезапно перевернулся на спину и в отвесном пикировании пошел к земле, на высоте 1500 м скрылся в облачности. Падение не наблюдали, причина осталась не установленной.

При разборе вылета предположительной причиной потери был назван одиночный зенитный снаряд, который никто не заметил, но больше похоже на внезапную атаку, как мне кажется.

Очень интересная информация, большое спасибо. Это имеет смысл. Время, согласен.

Но заявка Штелего есть в 30 км от места падения. Также район 6 км восточнее Сайда есть в 8,5 км на север от места падения. Согласно данным хроники, был самолет сбит зенитками над поселком Крижаткы (3.5 км Ю от места падения).

Следует добавить, что возле находился завод по производству синтетического бензина с массивной против воздушной обороной. В том числе радаров.

Было бы хорошо, чтобы определить время и обстоятельства потери Яка 152 гиап - гв. мл.л-та Иванюка. Несмотря на то, что может быть еще одна потеря "Яка", но без летчика.

Еще один вопрос. Известен заводской номер (или бортовой) машины гв. мл.л-та Степанова?

С уважением. Радован

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Еще один вопрос. Известен заводской номер (или бортовой) машины гв. мл.л-та Степанова?

P-39Q-25 № 4432215, насчет бортового сказать сложно - самолет поступил в полк лишь 20.04.1945, т.е. менее чем за три недели до потери, и мог вообще номера не иметь. Методом исключения - скорее всего бортовой был № 5 или № 9, но утверждать нельзя.

Скажите, нет ли у Вас возможности узнать судьбу захоронения еще одного погибшего на территории Чехословакии летчика 129 Гв.ИАП - младшего лейтенанта Григория Шаламова, который разбился 26 июня 1945 года при перебазировании из Германии в Австрию юго-восточнее Праги, у населенного пункта Бабице (Барице), и был там же похоронен. Цела ли могила, и каково ее состояние?

Номер поправил!

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В списке потерь 2 ВА на май 1945 года есть несколько Аэрокобр.

12. по 5-20.5 43694 авария

24. по 5-20.5 218602 нбз

25. по 5-20.5 432215 нбз

85. по 20.5 432610 ЗА

Не знаю, где ошибка. и 432215 и 432315 были в списке на 1.4.1945.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Не знаю, где ошибка. и 432215 и 433215 были в списке на 1.4.1945.

Борис, 433215 не попадает ни в один диапазон серийных номеров произведенных "кобр", это явная опечатка. Может быть 43215.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я как всегда опечатался. Это я к тому, что (4)432315 нет в списке потерь 2 ВА в мае 1945 г., но есть в списке на 1.4.1945.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я как всегда опечатался. Это я к тому, что (4)432315 нет в списке потерь 2 ВА в мае 1945 г., но есть в списке на 1.4.1945.

У 129 Гв.ИАП сохранилась книга учета самолетов и моторов, в ней по этому борту все прозрачно. И прошу прощения - это я баран:(

Сам проглядел свою опечатку, самолет действительно 432215. Он был с осени в управлении корпуса, а в апреле почему-то попал в 129 Гв.ИАП.

20802_01_016.jpg.261901941567e1720e7c95e7b8f73c35.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Скажите, нет ли у Вас возможности узнать судьбу захоронения еще одного погибшего на территории Чехословакии летчика 129 Гв.ИАП - младшего лейтенанта Григория Шаламова, который разбился 26 июня 1945 года при перебазировании из Германии в Австрию юго-восточнее Праги, у населенного пункта Бабице (Барице), и был там же похоронен. Цела ли могила, и каково ее состояние?

Номер поправил!

Огромное спасибо за все. Я дал новую тему.viewtopic.php?f=27&t=55047

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У никого нет инфо по потери Яка 152 гиап - гв. мл.л-та Иванюка? Похоже, что он был сбит Me 262!

"Шевчук В. М. Командир атакует первым. — М.: Воениздат, 1980."

вот цитата из книги: "Но в предпоследний день войны, 8 мая, мы потеряли одного из них — Алексея Иванюка.

Группа, в которой Иванюк шел ведомым замыкающей пары, возвращалась после выполнения задания. На его самолете что-то случилось с мотором, и он понемногу начал отставать. Здесь его и подстерег один из фашистских летчиков на реактивном самолете. На большой скорости он промчался позади группы и пущенной в общем-то наугад очередью из пушек попал в самолет Иванюка. Алексей был убит, видимо, сразу."

самолет гв. мл. лейтенанта Иванюка Б.В. упал вблизи селения Оберфрауэндорф (в непосредственоой близости от Диппольдисвальде).

http://forum.patriotcenter.ru/index.php ... #msg270278

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
У никого нет инфо по потери Яка 152 гиап - гв. мл.л-та Иванюка? Похоже, что он был сбит Me 262!

Тогда сходится с заявкой JG7. Они же на реактивных летали.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня по полку материалы только по 1943 год, а по дивизии есть только оперсводка за 8.5.45

Части дивизии 186 самолетовылетов на сопровождение штурмовиков в район Прага, Лауны, Теплице-Шанов с налетом 210 ч 25 мин.

Проведено два воздушных боя 5 Яков против 3 самолетов противника. Сбитых самолетов противника нет.

Потери: один Як-9 сбит ИА пр-ка, один Як-9 подбит ЗА, подлежит списанию.

152 иап 87 самолетовылетов с налетом 99 ч 45 мин на сопровождение штурмовиков. Проведено два воздушных боя. Сбитых самолетов противника нет.

Потери: летчик гв. мл. л-т Иванюк на самолете Як-9 во время воздушного боя внезапной атакой истребителя противника был сбит, летчик и самолет сгорели.в районе цели

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Благодаря Бориса за подтверждение. Но без времени вылета это пока только гипотеза. Интересно, что Штеле приземлился на аэродроме Жатец (Žatec) в 16 часов 25 минут. В Фассберг вылетел позже, там приземлился в 18 часов 40 минут!

Сергей Степанов

Спасибо Алексей за фото. Шаламов и Степанов были в 1 ае, не летали случайно вместе 8 мая 1945 года?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Шаламов и Степанов были в 1 ае, не летали случайно вместе 8 мая 1945 года?

К сожалению, таких сведений у меня нет, да и вряд ли они где-то сохранились.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу