Игорь Мохов

Як в Угранском районе Смоленской обл.

25 сообщений в этой теме

В Угранском р-не Смоленской области, возле д. Холмы, местный житель обнаружил место падения советского самолета. Выкопал обломки экскаватором и начал сдавать в металлолом. Однако был перехвачен полицией.

Для осмотра места падения, с поисковой вахты, проходившей в Сычевском р-не, выезжали командир отряда "Бастион" и представитель п/о "Гром".

Осмотр места падения показал, что обломки находятся на глубине до 4-х метров, на поверхность извлечены часть блока двигателя М-105, большое количество деформированных стальных труб. Останков летчика и парашютной системы не найдено.

Предположительно, тип самолета - Як-7(?). Найдены гильзы и патроны пушки ШВАК и пулемета БС. Маркировка на гильзах - 1942 год. Также, найден хвостовой "дутик" в сборе с амортизатором. Были 2 шильды: "Завод №153 Серия 45 №94" и "Завод №153 серия 42 №..."

На шатунах двигателя выбит номер "315-335". Кроме того, на куске алюминиевой литой детали также выбит номер "315-335", однак этим номером забит другой - "ПФ-1370"

Найдены куски покрышки и камеры от основной стойки шасси. Маркировка: "650х200"

Возможно, у кого-то есть информация по этой машине?

С уважением

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пытался найти у себя в записях, на каком самолете стоял мотор 315-335 при выпуске с завода №153. Судя по номерам серий - 42 и 45 - это действительно Як-7б. Но не нашел. То ли пропуск в данных, то ли этот мотор отправили с моторного завода для ремонтных целей. Вообще, на №153 в первую половину 1943 года была какая-то чехарда с моторами, все было перемешано.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Угранский район был освобожден в марте 1943 г. По времени падения самолета данных, к сожалению, нет. Место катастрофы расположено в километре от деревне, практически возле ЛЭП, но про него не знали и не помнили. Местный поисковый отряд постарается провести раскопки, чтобы убедиться в отсутствии останков, но у них мало людей. Если бы была определенность по судьбе летчика, можно было бы провести работы силами и других отрядов. Грунт глинистый и экскаваторщик кучу наворотил изрядную. Среди обломков видел части пристежных ремней от пилотского кресла. Замок пристяжной системы не найден. Проблема еще в том, что выкопавший обломки житель, свалил все найденное железо в кучу другого хозбытхлама. Например, ствол пулемета БС он даже не опознал.

Для примера добавлю еще фото.

7e41b66050ee.jpg

воздушный баллон

3e11620257d5.jpg

ствол пулемета БС

ae106a6a7517.jpg

обломки набора фюзеляжа

7cee094e07b1.jpg

шильда

ee6fd8541f0d.jpg

головка блока

f3b3af25e55a.jpg

раскоп

e848d43998ac.jpg

раскоп

c93166d6ab84.jpg

педали управления

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Посмотрел еще раз свои записи. Нашел среди моторов 4-хххх и ранних 315-ххх мотор 315-3035. Это явная ошибка. То ли 315-335, то ли 4-3035.

Был установлен на Як-7б №4015345. Его 2.2.1943 предъявили военной приемке. Дальше у меня провал в записях, неизвестно когда он был принят военной приемкой.

И еще. Если на самолете были детали от 45-й серии Як-7б завода №153, то они сдавались где-нибудь в апреле-мае 1943 года, не ранее. Это я о временных рамках потери.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Если на самолете были детали от 45-й серии Як-7б завода №153, то они сдавались где-нибудь в апреле-мае 1943 года, не ранее.

К сожалению, фото шильд у меня не осталось. Пишу по памяти. Одна шильда была отдельно, одна - приклепана на небольшой алюминиевый короб.

Еще могу добавить, что одна из панелек имела следы пробоины, похожей на пулевую.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если не ошибаюсь, место находки было в нашей прифронтовой зоне до освобождения Ельни в 1943 г. Это 1 ВА. На Як-7б там были полки 303 и 309 иад, а также 323 иад 8 иак.

В 323 иад в описаниях потерь мелькали названия нас. пунктов, не так уж далеко от Холмов: Жданово, Слузна.

В имеющихся у меня разрозненных материалах по потерям вышеуказанных дивизий и их полков не встретил пока ни мотор, ни самолет.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Если не ошибаюсь, место находки было в нашей прифронтовой зоне до освобождения Ельни в 1943 г. Это 1 ВА. На Як-7б там были полки 303 и 309 иад, а также 323 иад 8 иак.

В 323 иад в описаниях потерь мелькали названия нас. пунктов, не так уж далеко от Холмов: Жданово, Слузна.

В имеющихся у меня разрозненных материалах по потерям вышеуказанных дивизий и их полков не встретил пока ни мотор, ни самолет.

Над Угранским районом воевали не только в 43м. Может стоит чуть расширить поиск раздвинув временные рамки и на 1942 год

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дело в том, что первые три цифры номера мотора "315", указывают на то, что он был произведен в первом квартале 1943 года, и, как следствие, самолет не мог быть сбит в 1942 году.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дело в том, что первые три цифры номера мотора "315", указывают на то, что он был произведен в первом квартале 1943 года, и, как следствие, самолет не мог быть сбит в 1942 году.

Тогда это меняет дело и сужает временной период минимум на три месяца.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Более того, самолет с таким мотором, скорее всего, попал на фронт не раньше марта 1943 года, а после этого еще успел побывать в ремонте.

Если это родной мотор, с которым самолет ушел с завода, то это примерно 40-е серии Як-7, как и указано на бирках.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По 323 иад за август-сентябрь мне раньше попадались акты расследования летных боевых потерь. Только в актах 149 иап были указаны номера самолетов и моторов. Но очень плохого качества документы были. Кое-где не разглядеть. По 149 иап 323 иад за август 1943 года потеряно 20 самолетов, из них 19 Як-7б. 315-335 не было, как и 40-й серии. Есть один 4592, почти как на бирке с 4594, но мотор 325-ххх (не различимы были цифры). Кстати, нбз Черкасов Василий Николаевич после воздушного боя в районе Буда . В 2-х км от Холмов есть такая деревня. В списке потерь личного состава указан как нбз из р-на Слузна. То есть все рядом.

В августе 1943 из состава 323 иад потери Як-7б были только в 149 иап. В сентябре была по крайней мере одна потеря Як-7б в 518 иап этой дивизии. В журнале дивизии указано, что она сформирована в июне 1943 года в Калуге и приняла участие с бд с 7.8.1943. Но помери матчасти 149 мап есть за 1.8.43? Возможно, еще в тылу числились?

Это я к тому, что 323 иад и 8 иак в целом , скорее всего не подходят.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

303 иад по 2.8.43 были на аэродромах узла Козельск. Далековато от места потери (данные у меня с начала августа только).

18 гиап (есть Як-7б) переброшен из Козельска на аэр Ивашутино 2.8.43, с 14.8. Городечня

168 иап (есть Як-7б) переброшен с Вязовой в Мещенки (где это?) только 12.8.43, с 21.8 - Цаплино.

По номерам в 303 иад можно точно сказать, что до мая 1943 года такого мотора в дивизии не было. Потом полные данные прерываются.

Добавлю по 309 иад

Як-7 были в 162 иап и 172 иап, в начале августа аэродромы Езовня м Бол. Лохово (и тот и тот).

По 162 иап есть хорошие данные, нужных номеров там нет.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати, а "забитый" номер "ПФ-1370" не сможет подсказать нам часть, к которой принадлежал самолет?

С уважением

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый вечер! Вот есть немного информации из архива. Может, что прояснится по этому самолёту

3.5.43 г 162 ИАП 4 ЯК-1 совместно с 49 КИАП сопровождали 6 Пе-2в р-не д.Холмы. 2 ЯК-1 отстали мл л-нт Грибов и ст л-нт Батурин.Находясь в р-не Холмов 2 Ме-109ф вылетели из облаков и атаковали Батурина и Грибова. После первых атак самолёт Батурина загорелся , лётчик раненый в ногу и руку выпрыгнул с 300 метров, а самолёт врезался в на восточной окраине Полушки.Самолёт Грибова был так же сбит врезался в болото С-З д.Холмы.Ушёл на 6-8 метров. Вот такая информация из ЦАМО по 162 ИАП.

Так же точно не могу сказать но примерно 3-4 года тому назад нашли самолёт и останки пилота Грибова .Перезахоронили кажется на Угре.Может в это сухое лето у деревни Холмы капали самолёт Грибова. С уважением Александр.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Извиняюсь за назойливость: а "забитый" номер на детали - "ПФ-1370" - не сможет нам ни о чем рассказать?

894e8ccc7fcf.jpg

С уважением

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Добрый вечер! Вот есть немного информации из архива. Может, что прояснится по этому самолёту

3.5.43 г 162 ИАП 4 ЯК-1 совместно с 49 КИАП сопровождали 6 Пе-2в р-не д.Холмы. 2 ЯК-1 отстали мл л-нт Грибов и ст л-нт Батурин.Находясь в р-не Холмов 2 Ме-109ф вылетели из облаков и атаковали Батурина и Грибова. После первых атак самолёт Батурина загорелся , лётчик раненый в ногу и руку выпрыгнул с 300 метров, а самолёт врезался в на восточной окраине Полушки.Самолёт Грибова был так же сбит врезался в болото С-З д.Холмы.Ушёл на 6-8 метров. Вот такая информация из ЦАМО по 162 ИАП.

Так же точно не могу сказать но примерно 3-4 года тому назад нашли самолёт и останки пилота Грибова .Перезахоронили кажется на Угре.Может в это сухое лето у деревни Холмы капали самолёт Грибова. С уважением Александр.

Еще немного поясню. Холм (ныне урочище), где был сбит Грибов и Холмы, где нашли данный самолет, это разные пункты. Холм в 25 км севернее Холмов. И самолет Грибова был Як-1 №3036 с мотором №8631 (не совсем понятно).

пф1370 вряд ли чем поможет. Этот мотор выпущен во втором квартале 1942 года и явно разошелся на запчасти.

Смотрел сегодня на микропленке по 303 и 309 иад за июнь-июль 1943 года. Как-то они в нужном районе практически не отметились.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

...А   Волкорезов  из  172 иап      не вернулся на   Як-7  ?     в  плен  он  попал  7.5.43  ,   а нбз   в документах    8.5.43 ....???

в книге  памяти    он числится   погибшим   хотя вернулся из плена...
 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 02.10.2015 в 19:10, Игорь Мохов сказал:

Извиняюсь за назойливость: а "забитый" номер на детали - "ПФ-1370" - не сможет нам ни о чем рассказать?

894e8ccc7fcf.jpg

С уважением

Мотор ПФ-1370 с завода стоял на Як-1 № 1979, который убыл с завода с летчиком 32-го иап 8.7.42 г. Других данных по этой машине пока нет.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

.........рядом  с Холмы     с южной  стороны     7.5.43  ...

Майер Руди        9./JG51    MiG-3    35 491: tiefflug    16:23      ---упал  плашмя 
 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, misha-mo сказал:

Майер Руди        9./JG51    MiG-3    35 491: tiefflug    16:23      ---упал  плашмя

Простите, а где написано про "плашмя"?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу