Жека

Ил-2 № 7826 экипаж Ударов-Калинкин

9 сообщений в этой теме

Пока форум пару недель висел, мы успели отработать пару самолетов. И хотя их истории уже известны, возможно для кого-то это будет интересно.

Итак, начну с Ил-2...

В середине августа 2015 года в дно Керченского пролива была вбита первая опора мостового перехода, который уже через три года соединит Крымский полуостров с материковой частью Российской Федерации. Но этому событию предшествовала большая подготовительная работа, в том числе связанная с исследованием акватории Керченского пролива на наличие затонувших объектов. Этот участок моря находился в центре исторических событий на протяжении нескольких тысяч лет и по сей день хранит скрытые толщей воды тайны со времен Пантикопейского царства до десантных операций в годы Великой Отечественной войны.

Одну из таких находок в августе 2015 года обнаружил экипаж гидрологического судна, обследовавшего дно Керченского пролива в районе предстоящего строительства моста. Со дна моря был поднят на поверхность и доставлен в Геленджик советский штурмовик Ил-2. Еще на борту судна при первичном осмотре самолета было установлено, что в кабине находятся останки пилота. Непосредственно процедура эксгумации проводилась уже в Геленджике силами ВПЦ «Подвиг» ККОПО «Кубанский плацдарм». Из толщи донных отложений, сформировавшихся в кабине за 70 лет, прошедших с момента гибели экипажа, были извлечены останки летчика и его личные вещи, в том числе спасательный жилет и орден Красного Знамени.

Само по себе наличие спасительного жилета изначально указывало на то, что самолет входил в состав ВВС Черноморского флота. В последствии это предположение подтвердится, а пока поисковики очищали от наростов фюзеляж самолета в поисках номеров самолета и мотора. Ранее полученный опыт проведения работ на местах падения этого типа самолетов позволил без особых усилий отыскать на корпусе мотора отчетливо читающиеся цифры его номера АМ-38Ф № 25301.

Благодаря информации, предоставленной Борисом, было установлено, что мотор АМ-38Ф № 25301 был установлен на самолет Ил-2 № 7826, выпушенный с завода 19.07.1943 года.

В нашем распоряжении имелись ведомости учета самолетов и моров, стоящих на вооружении в частях 4 воздушной армии за весь период 1943 года до октября включительно. Искомых номеров среди них не было. Благодаря помощи московских коллег, имеющих опыт работы в архивах, были изучены ведомости материальной части 4 ВА до середины 1944 года, но результат был прежний.

Параллельно изучению документов авиационных частей армейского подчинения, был направлен запрос в ЦВМА МО РФ об установлении принадлежности найденного самолета к одной из частей ВВС ЧФ. Теперь оставалось только ждать ответ.

Однако, все произошло гораздо быстрее, уже через три дня после обнаружения останков пилота, благодаря помощи коллег-поисковиков, удалось установить, что самолет Ил-2 № 7826 с мотором АМ-38Ф № 25301 входил в состав 2 АЭ 8 ГШАП ВВС ЧФ и не вернулся с боевого задания 01.11.1943 года.

Экипаж в составе пилота гвардии младшего лейтенанта Ударова и стрелка-радиста гвардии младшего сержанта Калинкина, был сбит в воздушном бою над Керченским проливом, упал в море на траверсе Тобечикского озера.

Из донесения о безвозвратных потерях офицерского и сержантского состава в частях ВВС ЧФ:

«01.11.1943 г. был сбит в воздушном бою и не вернулся с боевого задания из района Керченского пролива экипаж 2 АЭ 8 ГШАП в составе:

1. Ударов Александр Петрович, гвардии младший лейтенант, пилот, 1918 г.р., член ВЛКСМ с 1935 года, в РККФ с 1942 года, уроженец села Первомайское Чечено-Ингушской АССР. Отец Кулаков Андрей Михайлович, мать Кулакова Степанида Павловна, проживают по месту рождения учтенного.

2. Калинкин Петр Павлович, гвардии младший сержант, воздушный стрелок, 1924 г.р., член ВЛКСМ, в РККФ с 1943 года, уроженец села Сергиевка Уметского района Тамбовской области. Мать Калинскина Прасковья Ивановна, проживала по месту рождения учтенного».

Из оперативной сводки боевых действий 11 ШАД ВВС ЧФ за 01.11.1943 г.:

«В 12:00 6 Ил-2 8-го ГШАП (ведущий – майор Челноков) в сопровождении 2 Як-1 9-го ИАП вылетели на уничтожение атбатарей в районе Эльтигена. В 12:18-12:20 сделали 2 захода по зенитным батареям, блиндажам, окопам, автомашинам (до 12 штук), пехоте и огневым точкам 20-мм зенитных автоматов. По наблюдениям, разрывы наблюдались по целям, прямыми попаданиями РС-82 уничтожены 2 автомашины, уничтожены 2 огневые точки 20-мм автоматов и до 15 солдат противника. Вызван небольшой взрыв – предположительно уничтожен склад боеприпасов. Противник противодействовал зенитным огнем (в т.ч. огонь зенитных автоматов оценен как интенсивный).

Над целью были атакованы парой Ме-109.

После воздушного боя не вернулся с боевого задания экипаж в составе Ударов – Калинкин».

Самолет Ударова был расстрелян сзади с близкого расстояния «мессерами». Вероятно, первым погиб воздушный стрелок Калинкин. Более детальное обследование фрагментов самолета позволило выявить следы от попаданий 20-мм бортовой пушки истребителя Ме-109 как на всех трех лопастях винта самолета, так и на стволе и корпусе оборонительного 12,7 мм пулемета УБТ, которым был вооружен воздушный стрелок.

В этот день пилоты JG52 люфтваффе заявили о семи одержанных ими победах над советскими штурмовиками в районе Керченского пролива. Особенно «отличились» летчики хорватской эскадрильи, записавшие на свой счет 5 из 7 заявленных самолетов.

Однако, более детальное изучение донесений о безвозвратных потерях в частях ВВС ЧФ и 4 воздушной армии, позволило достоверно установить, что Ил-2 Ударова был единственным штурмовиком, не вернувшимся в этот день с боевого задания на данном театре боевых действий.

Сопоставив время выполнения боевого задания штурмовиками 8-го ГШАП с заявками пилотов люфтваффе об одержанных ими победах, можно сделать вывод, что самолет Ударова был сбит парой Ofw. Rudolf Trenkel и Oblt. Paul-Heinrich Dähne из состава 2./JG 52.

Согласно представленных ими рапортов, 01.11.1943 г. в 10:15 и 10:18 по берлинскому времени (12:15 и 12:18 соответственно по московскому времени) в квадрате 66731 по системе координат люфтваффе, на высоте 200 метров Trenkel и Dähne заявили о сбитых ими советских штурмовиках Ил-2. Однако, скорее всего, речь идет об одном и том же самолете, который они сбили в паре.

В книге «Штурмовик «Ил-2» (авторы В.И. Перов, О.В. Растренин), так описаны события этого дня:

«В период с 1 по 2 ноября, т. е. с момента высадки десанта и до момента его закрепления в поселке Эльтиген, штурмовики Ил-2 сводной морской авиагруппы непрерывными бомбоштурмовыми ударами в составе по 8-10 самолетов в группе уничтожали огневые точки и технику противника на плацдарме, обеспечивая огневой подержкой десантников, позиции которых противник в течение этих двух дней атаковал 37 раз, в том числе с применением танков. Только благодаря напряженной работе штурмовиков морской авиагруппы все контратаки противника были отбиты с большими для него потерями.

Так, экипажи 11-й шад, выполнив в течение 1 и 2 ноября 263 боевых самолето-вылетов, доложили об уничтожении 8 танков, 33 автомашин и 4 минометных батарей. Кроме того, штурмовики подавили огонь 4 артбатарей, одной батареи ЗА и 4 батарей МЗА и подбили одну БДБ. В воздушных боях над полем боя сбиты 2 "мессера". Свои потери составили 4 Ил-2 и 2 истребителя".

Одним из четырех потерянных штурмовиков был экипаж Ударов - Калинкин.

Как уже было сказано ранее, среди останков летчика был обнаружен орден Красного Знамени. Даже осенью 1943 года далеко не каждый летчик мог похвастаться столь высокой государственной наградой. Изучив короткий, но яркий боевой путь Александра Петровича, можно с уверенностью сказать, что фашисты дорого заплатили за его жизнь.

Гвардии младший лейтенант Ударов за период с начала июня по 12 августа 1943 года произвести 14 боевых вылетов, подтверждая печальную статистику, что средняя продолжительность жизни летчика штурмовика на фронте в 1943 году составляла 16 боевых вылетов. Но, даже за это время, он успел отправить на дно Черного моря десяток вражеских барж и десантных судов.

Из Приказа Командующего Черноморским флотом № 720 от 03.10.1943 г.:

«От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество – награждаю орденом «Красное Знамя»

77. Ударова Александра Петровича, летчика 2 АЭ 8 гвардейского авиаполка. Тов. Ударов молодой летчик-штурмовик, отлично владеет боевым самолетом Ил-2.

Действуя в составе группы штурмовиков произвел 14 эффективных штурмовок по переднему краю, аэродромам и плавсредствам противника на коммуникациях Анапа-Керчь. Каждый штурмовой удар наносил большой урон живой силе и технике противника, что дало возможность нашим частям занять лучшие позиции.

04.06.1943 г. в составе группы штурмовиков он произвел бомбовый удар по 8 баржам типа «Ф» в районе Благовещенская. В результате бомбового удара потоплено 3 БДБ и 2 БДБ повреждены.

13.06.1943 г. в составе группы штурмовиков произвел бомбовый удар по автомашинам и живой силе противника в районе северо-восточнее Мефодиевская. В результате бомбового удара уничтожено до 10 автомашин с живой силой и подавлен огонь минометной батареи.

02.07.1943 г. в составе группы штурмовиков произвел бомбовый удар по 2 сухогрузным баржам водоизмещение 600-800 тонн и одному моторному катеру в районе Соленое озеро северо-западнее лимана Бургасский. В результате бомбового удара одна сухогрузная баржа водоизмещением 600-800 тонн взорвалась, на второй сухогрузной барже и моторном катере возникли пожары.

08.07.1943 г. в составе группы штурмовиков произвел бомбовый удар по 6 БДБ в районе 3 км южнее Благовещенская. В результате штурмового удара потоплено 2 БДБ, еще 2 БДБ повреждены.

10.08.1043 г. в составе группы штурмовиков произвел бомбовый удар по плавсредствам противника. Лично им в этой штурмовке уничтожена 1 БДБ. При уничтожении БДБ был атакован Ме-109, получил ранение и будучи раненным благополучно возвратился на свой аэродром.

Тов. Ударов смелый, решительный летчик. На боевое задание всегда летает с большим желанием. Предан нашей Социалистической Родине. Достоин правительственной награды ордена Красное Знамя».

По данным Центрального архива министерства обороны РФ, 13.10.1943 г. гвардии младшему лейтенанту Ударову был вручен орден Красная Знамя за номером 50071.

Еще когда проводились работы по эксгумации останков гвардии младшего лейтенанта Ударова, мы обратили внимание на тот факт, что в кабине полностью отсутствуют остатки парашюта и элементы парашютной системы. Проще говоря, парашюта попросту не было. Раньше я только слышал о том, что некоторые пилоты, не допуская даже мысли о попадании в плен, не брали с собой в полет парашюты, исключая саму возможность спасения над территорией контролируемой противником. Их девизом была фраза «Победа или смерть». Именно таким человеком был Александр Петрович Ударов.

IMGP7298.jpg.2a401dd0f3ce1094b16415c77a1e6b3f.jpg

IMGP7301.jpg.e3bedb289618a37fb754132f8b17ecc1.jpg

101_0004.jpg.09643542c174d750d2e4189ccff1fe4d.jpg

IMG_6932.jpg.94531f0c5b8be93cf541215902b1e812.jpg

IMG_6928.jpg.d39242a14f333d56b772f2bf57b545ba.jpg

IMG_6860.jpg.761d9abef0412cf0f9ae53af04166cd9.jpg

IMG_6754.jpg.74f0f871ac889de46d55d4fe48329ade.jpg

IMG_6723.jpg.79be7c012f23bf7e34b6eb9ca3457c08.jpg

h618a922.jpg.1210d3a2fcffb7c2d972603be2eed004.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наличие спасательного жилета не обязательно говорит о принадлежности летчика к ВВС флота, кстати.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Благодаря чутким и отзывчивым работникам Центрального военно-морского архива, сегодня получено фото мл. л-та Ударова.

Фото с-та Калинкина на хранении в архиве, к сожалению, нет.

5853d3f0401d6_ajnjelfhjd.JPG.5c3914d83c654b52221333760fa374e9.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

замечательная история, интересное изложение! :?

Спасибо!

А ясна ли дальнейшая судьба бронебочки?

Кто-то будет заниматься консервацией или просто поставят на чурбаки в краеведческом музее?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Колдун пытается его отреставрировать и если удастся, то поставить в виде памятника в районе нынешнего аэропорта Геленджика, там, где в годы войны был военный аэродром.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот в Лебяжьем, на Ораниенбаумском пятачке, стоит Ил-2. В Гугле особенно хорошо видно, в режиме просмотра улиц.

5853d3fd5462d_-2.jpg.183cd04e284d065ecba2fb18eddec5d9.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу