linnet

Совместные раскопки Caproni Ca-135 в Урыв-Покровка

24 сообщения в этой теме

В эти дни проводим совместные раскопки венгерского бомбардировщика в поселке Урыв-Покровка Острогожского района Воронежской области. Четыре венгерских поисковика под руководством Кароя Маго в третий раз приехали на совместные раскопки в РФ. Поездка проходит под эгидой Поискового движения России, непосредственно раскопки осуществляются с ПО "Дон", руководитель Михаил Сегодин.

14.8.1942 года венгерский бомбардировщик итальянского производства был сбит над Урывско-Сторожевским плацдармом советских войск на Дону. Два члена экипажа выбросились с парашютами, приземлились на линии фронта, но добрались до венгерских позиций. Оставшиеся трое членов экипажа вместе с самолетом упали на Горной улице поселка.

Среди них был майор Иштван Моцари, офицер самого высокого звания из погибших авиаторов на Восточном фронте.

Сегодня был первый день на раскопках в Урыве. До этого посетили места предыдущих раскопок в 2012 г под Алексеевкой Белгородской области и в 2013 под Лисками Воронежской.

Сигналов глубинных не засекли. Неглубоко проследили зоны разброса оплавленного алюминия, боеприпасов от стрелковки, кусков алюминия, возможно, приборной доски.

По рекомендации поисковиков ДОНа сделали несколько неглубоких шурфов. Уже в третьем среди мелких обломков нашли остатки предположительно нарукавного шеврона офицера ВВС Венгрии. Среди погибших были капрал, сержант и майор. Карой будет сегодня вечером запрашивать спеца по знакам отличий.

5853d3b4a2f69_IMG_6112copy.jpg.cb334afa8fd96b3f1cb56a7199d56bad.jpg

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Раскопки в основном проводятся в саду частного дома. Нашелся сегодня свидетель, который указал, где лежали на улице у забора обломки самолета. Максим проверил щупом и предложил проверить шурфами. Там где я копал, ничего не было. С другой стороны Ласло нашел итальянскую шильду, на которой без очистки можно разглядеть TIPO Ca-135.

На Дону венгры потеряли два таких бомбардировщика. Один из них мы поднимали 2 года назад под Лисками, сегодня подтвердили находку второго.

Фрагменты костные немного встретились, но пока нет уверенности в их происхождении.

5853d3b4da79c_IMG_6125copy.jpg.eff9a78a9c32ba33a622028aeb65dd5a.jpg

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Редкий случай, что бы к нам за "своими" приезжали. Интересно, держите в курсе! :?:?

Остальное время эта команда (и не только они) копают у себя наших и определяют имена.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще вчера вечером эксперт из Венгрии ответил, что шеврон точно офицера ВВС Венгрии. У сухопутных таких не было. Я для порядка сомневался - вдруг местный дембель-ефрейтор выбросил. Но это явно не наша лычка.

DSC00007111.jpg.07689d9554600c5419c26f5632e7791f.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По железу пока найдена мелочь.

Руководитель венгерской команды Карой Маго на Горной Улице в пос. Урыв-Покровка демонстрирует первые находки - куски обшивки с фрагментами родной краски.

IMG_61161111.jpg.3d89c64a3fdaf45b5d96a5423bc91233.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня подняли одного из членов экипажа. Сохранилась значительная часть. Рядом были пряжка привязной/парашютной системы?, сгоревшая ткань сложенного парашюта, кусок металла с фрагментами названия миланской фирмы по производству батарей для раций.

На фото место, где нашли, еще немного покопав вглубь.

IMG_6145111.jpg.46985cae1f5431ecf8beb55a98f27cbe.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фото пряжки. То ли привязная система, то ли парашют. Подскажите, кто в курсе. Справа кусок ткани, видимо от ремня.

IMG_61581111.jpg.15f29e3c9ea7dc6746807ec6ac0b94f2.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот клеймо миланской компании по производству батарей для раций. Ребята нашли ее полное название, но у меня не отложилось.

IMG_6151111.jpg.042fab0b162f01cab343e64ad3252821.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На фото две симпатичные дамы из венгерской киносъемочной группы. Они делают 50-ти минутный документальный фильм о поисках майора Моцари.

Справа Зита, слева Жужа, а не Гита.

IMG_6135111.jpg.1bd362861b4089ac84f8429f7e3fdd1c.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А эти симпатичные дамы живут на Горной улице пос. Урыв-Покровка. Справа хозяйка дома Варвара Максимовна, любезно согласившаяся на наше присутствие у нее в саду и огороде на несколько дней.

IMG_6166111.jpg.89bd5f4716f9d85591ca7c98c2020feb.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Надеюсь, Капитан Батлер, один из организаторов всех наших побед на раскопках, расскажет нам историю подготовки к этим раскопкам, краеведах, которые помогали в поисках данных. И в завершении расскажет по фамильному портрету Моцари и его сыне живущем в Дебрецене.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Признаюсь, предложение Бориса застало меня врасплох. Не готов выложить видеоряд. Но обещаю сделать это позже, когда соберу из разных закоулков фотографии. А в общем ничего особенного. Понадобилось всего-то три года, чтобы поставить руками венгерских и российских поисковиков точку в истории затянувшегося полета майора Моцари. Сам факт его гибели довольно хорошо известно. Именно тем, пожалуй, что вместо того, чтобы немедленно спастись с парашютом, командир бомбардировочного полка, один из лучших летчиков венгерских ВВС держал горящую машину в воздухе и дал тем самым шанс нескольким членам экипажа спастись.

Горящая машина упала на территории села Урыв, в тот момент занятую советскими войсками.Поиски начались с обращения к воронежскому историку С.В.Марковой. Она занималась боями за Урыв в июле-августе 1942 г. Но, сама Светлана Васильевна по самолетам ничего сказать не могла и передала эстафету директору местного музея села Гремячье Юрию Кашкину. Села эти недалеко друг от друга и Юрий вывел меня на бывшего жителя Урыва Михаила Кузьмича Волкова. Пережив ребенком все ужасы оккупации Михаил Кузьмич занялся сбором и обработкой воспоминаний своих односельчан, благо, что к тому времени он уже работал в областной газете и одинаково профессионально владел пером и фотоаппаратом. Вот от него мы и узнали, что было с тем самолетом сразу после освобождения села, когда домой вернулся его товарищ Серафим Гнездилов, житель дома 25 по Горной улице. Но об этом позже.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фото поясняют, как близко нашли Шильду и летчика. Максим, Михаил Сегодин и Ярослав Латарцев планируют сделать шурфы на месте, где стоят. Там и нашли шильду самолета. А одного из членов экипажа с остатками снаряжения на следующий день подняли немного правее, за забором и штакетником. Шеврон майора Моцари нашли с другой стороны гаража левее и сзади точки съемки.

5853d3b69a7d8_IMG_6124copy.jpg.524321171aa580d7920cfdbfe5cb2136.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Бессменный комендант всех раскопок с венграми, Петрович. Держит в руке скобу, которая попалась как и прочее железо типа гвоздей, минометных осколков и т.д. Но через пять минут я попытался копнуть лопатой на бахче на месте сигнала детектора. Копнул и даже не поцарапал плотную солонцеватую почву, превратившуюся в большие граненые куски. И тут Петрович как багром вытаскивал кусок почвы и уж потом его кололи в поисках железа.

5853d3b6a21de_IMG_6132copy.jpg.6d911278dd190204b6901af69a1633e7.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По предварительным предположениям руководителя ПО "ДОН" Михаила Сегодина, найденные останки принадлежат человеку около 40 лет, что соответствует возрасту майора Моцари. Есть много зацепок - стоматологический мост, проблемы с позвоночником, крестик с уменьшительно-ласкательным венгерским вариантом имени Мария (примерно как Машенька на венгерском) и датой по 1942 году.

Венгерские коллеги будут искать семьи двух других членов экипажа и опрашивать семью майора.

В понедельник, 14 сентября на венгерском кладбище в Рудкино Воронежской области состоялась церемония прощания венгерских поисковиков с останками найденного соотечественника. Останки переданы от ПО "ДОН" представителю Ассоциации "Военные мемориалы" в Рудкино.

Теперь от венгерской стороны зависит, будут ли останки захоронены в Рудкино или перевезены в Венгрию.

Кстати, имена погибших членов экипажа уже есть на мемориальных досках в Рудкино. Там увековечивают и имена считавшихся ранее пропавших без вести.

На фото Ласло, Зита и Жужа (не Гита!) перед входом на венгерское воинское кладбище в Рудкино, имя майора Моцари на плите.

5853d3b905960_IMG_6193111.jpg.aa8905a3dc36b4501f729178dd2dd821.jpg

5853d3b90c4dd_IMG_6191copy.jpg.deec9f884af568142dc551337a0cc83c.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пока Борис едет в поезде в Москву постараюсь закончить тему. Остатки самолета и довольно внушительные занимали большую площадь. Весь огород был завален кусками дюраля. А семье надо было кормиться. К весне собрали с поля обломки, выдернули один двигатель. Шасси вкопали рядом с колодцем, лошадей привязывать. Ребята играли в остатках фюзеляжа среди взорвавшихся патронов и обгорелых костей. Это была привычная для того времени картина. Потом что осталось засыпали, посадили картошку. Однажды, в году примерно 47-м, выкопали с картошкой кожаную перчатку, точнее крагу. Потрясли её, высыпались кости кисти руки, а с ними два кольца. Одно серебряное, второе перстень с черным камнем и гравировкой на камне. Перстень долго хранился в доме. Носить был великоват, да и кто тогда видел крестьянок с перстнями.. Позже, когда подросли дети, перстень исчез. Бывает. Остался от самолета только баллон с вентилем, лежал в сарае у хозяина. Потом Волков выпросил его себе в коллекцию, а уж от Волкова этот баллон перекочевал к В.П. Чернышову, нашему Полковнику. В августе 2012 года после работ на самолете Хорти заезжали мы вместе с венграми в Урыв. К тому времени Шасси выкопали и сдали "металлисты". На месте воронки хозяева построили гараж,попортивший потом нам немало крови. Но местные показали еще одну точку падения самолета. Посему было неясно, в каком мог быть майор Моцари. И тут пришла в голову идея. Поискать родственников майора. А вдруг! Может остались фотографии с перстнем. Удивительно, но пришло письмо из Дебрецена. Писал сын майора. Сообщил, что точно так и было. После венчания майор Моцари носил два кольца, обручальное и перстень на левой руке. Перстень фамильный с гербом рода Моцари. Сохранился портрет, написанный кузеном майора в 1938 году. На полотне точно перстень. Таким образом, сомнения где копать отпали. Остальное уже описано Борисом. А дальше пойдет поток публикаций в СМИ с новыми подробностями, которых в действительности и не было. Жаль только, что эта экспедиция оказалась последней. Больше интересных венгерских самолетов в нашем регионе нет. Хорошо сработались с ребятами. Местные бабушки отнеслись благосклонно к венграм. Хотя сами видели и пережили все, что творилось в июле 42 года. В последний день намяли картошки, принесли помидоры, огурцы, угостили экспедиционеров, приговаривая "Кушайте, кушайте оккупантишки наши". Вот такой русский народ живет в Урыве на Дону.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

После обработки найденных фотографий выкладываю повтор.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Для оживления темы постараюсь вывесить две фотографии майора Моцари. К сожалению венгры привезли не сканы, а перефотографированные на скорую руку снимки из семейного альбома и пересъемку портрета. Так что о качестве говорить не приходится. На портрете виден перстень с черным камнем, а в распахнутом вороте рубашки майора в 42 году видна цепочка и круглое ушко какой-то подвески. Это что-то типа ладанки. Она тоже обнаружена на останках. лтсутствуют кости верхних конечностей по локоть. Кости все в зеленоватых пятнах. Полагаем, это от обилия арматуры кабины из медных сплавов. Все краны, клапана, даже таблички из бронзы, попадались латунные шурупы и винты. Ничего удивительного. Бомбардировщик имел.. деревянные силовые лонжероны крыла. Т.е. строили его римляне по технологии строительства деревянных яхт. Отсюда, наверное, и бронза кругом. Откуда только они её набрали.

5853d3b9671e2_1938.jpg.87be6f7c23696d2082686291def8757c.jpg

5853d3b96dc13_1942.JPG.b6cc517c13ea8ba1405d1cde6c2b819c.JPG

5853d3b9951bb_135.jpg.d6a94d11ce20f699c002c5f6f73a8ab7.jpg

5853d3b9c3194_..jpg.36edf4f7454597a1d816493cc2533d7a.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Виталий Николаевич, я прибыл домой. Спасибо за рассказ, но фото не открывается.

Пардон, теперь нормально!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу