Прокофьев Илья

Вопрос к коллегам из Московского региона

6 сообщений в этой теме

Уважаемые коллеги! Тут нашел в инете ссылку, может быть, кто-то располагает подробностями?

http://wikimapia.org/13559261/ru/%D0%9F ... 0%BE%D0%B4

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересное письмо мне прислал Сергей Сергеев (за что ему отдельное спасибо). В этом письме он дал ряд ссылок на форумы и сайты, где есть дополнительная информация об этом месте!

http://www.sntrus.ru/e107_plugins/forum ... c.php?33.0

Есть предложение. В лесу, по дороге в сторону кладбища есть нечто похожее на могилу лётчика.

Думаю, надо докопаться до истины, кто там, когда захоронен, и захоронение ли это? И по итогам "расследования", облагородить, вплоть до установки плиты или обелиска. Готов поучаствовать, как говорится, чем смогу-помогу!

Один из вариантов: Георгий Невкипелый, Герой Советского Союза

Правда это только гипотеза. Просто пока это единственный лётчик, о котором мне достоверно известно, что он был сбит в районе Дорохово и самолёт упал в лесу, и что в Братскую могилу у дороховского сельсовета его останки перезахоронили весной 42-го. Можно пытаться анализировать потери 65 ШАП: поверхностный просмотр даёт ещё десяток фамилий.

ФИО Дата рождения Дата выбытия Место рождения

Платонов Василий Николаевич 21.11.1941

Филиппов Лев Александрович 31.10.1941

Алешин Иван Николаевич __.__.1918 30.10.1941

Писанко Василий Мелентьевич __.__.1917 04.11.1941

Калужский Александр Георгиевич 30.11.1941 г. Киев, Предмостная слобода

Билибин Михаил Христофорович __.__.1916 29.10.1941 г. Курск, ул. Семеновская, 38

Форостьянов Григорий Александрович __.__.1918 12.11.1941 г. Одесса, ул. Дзержинского, 56-41

Скараев Иван Иванович __.__.1908 До 12.01.1942

Коробейников Кузьма Петрович __.__.1920 08.01.1942 Орловская обл.. г. Задонск, с. Репец

Интересно, что 65ШАП воевал в Карелии и только 2 эскадрильи были переброшены под Москву, так что список этот требует дополнительной проверки (хоть я и проверял, но, всё же), кто-то мог и в Карелии погибнуть.

Ну и: во-первых, совсем не обязательно, что "хомяковский" лётчик был из этой части, ведь 5 армии была придана, как минимум, 77 смешанная авиадивизия, да и на аэродроме в Кубинке могло такого быть понамешано.. во-вторых: места гибели лётчиков над территорией противника в документах о потерях не указывались- или указывались неточно. Вот такие возможности... Есть только более-менее определённый временной интервал- ноябрь-декабрь 1941 и первая половина января 1942.. А самолёт по тем обломкам, которые остались сейчас определить наверное нереально.. 65 ШАП летал вроде на штурмовиках Ил-2..

А вообще-то и не факт, что это могила, а не чисто символический холмик.. С другой стороны, и "перезахоронение" в 1942-м могло проводиться чисто формально, такое часто бывало.

О варианте с Невкипелым.. возможно что я не прав и это не он.. по свидетельствам сослуживцев, участников того боя, Георгий Терентьевич не покидал кабину самолёта: "Летчики видели, как Невкипелый начал бросать израненный штурмовик из стороны в сторону, пытаясь сбить пламя. Оно неумолимо подбиралось к кабине. Самолет, объятый пламенем, приближался к земле, занятой врагом. Капитан Невкипелый не стал выпрыгивать с парашютом, предпочтя плену геройскую смерть."

В то же время в деревне рассказывали об ином: "По словам неизвестного жителя деревни Хомяки (тому бабушка-очевидец рассказывала): В ВОВ был воздушный бой, и советский самолет был сбит, из него выпрыгнул парашутист, парашут раскрыл сразу и стал спускаться примерно над этим местом. Все это происходило зимой в дневоное время суток, и из д. Хомяки все было очень хорошо видно. В деревне стояли немцы, и из деревни выехал мототцикл с коляской и с пулеметом, доехал примерно до места, где сейчас дорога из деревни подходит к карьеру, и с этого места из пулемета расстрелял парашутиста еще в воздухе, над лесом. На землю парашютист упал уже мертвым, тело упало возле дороги в лесу, там, где сейчас этот памятник. Немцы месяц или два не разрешали местным трогать труп летчика, после чего деревенские похоронили его там, где памятник... Так рассказывал житель деревни Хомяки"

С другой стороны, у меня, в силу уже приобретённого на этом "поприще чужих воспоминаний" не совсем положительного опыта, оба рассказа очевидцев вызывают некоторые не сомнения, а своего рода "колебания". Ну, могли ведь сослуживцы (или последующие пересказчики) приукрасить немного устремления погибшего? Вроде бы и нужды в этом нет- и так ясно, что человек погиб геройски, но ведь ещё и идеологическую составляющую какой соблазн-то добавить:"предпочтя плену геройскую смерть". Вот может он просто ранен уже к тому моменту был или просто заклинило чего? А может он и выпрыгнул- а доложи сослуживцы об этом, тогда кто б ему Героя присвоил, ведь он числился бы "пропавшим без вести при выполнении боевого задания на территории, занятой противником" со всеми вытекающими по тем временам последствиями..

То же самое и с воспоминаниями бабушек из Хомяков.. Интересно мне было бы поглядеть, как немцы пулей промчалися по зимнему полю от Хомяков до нынешнего карьера на своём мотоцикле.. Наверное перед этим там парой бульдозеров дорогу расчистили, в "преддверии события"... И, кроме прочего, нафига им расстреливать беспомощного лётчика на парашюте, если он- готовый пленный, причём на 100% офицер и "свежий язык". Немцы, конечно, агрессоры и фашики, но ведь не идиоты же?

А чтоб окончательно разобраться с версией о Невкипелом, хорошо бы добраться до Дороховской поселковой библиотеки (ул.Невкипелого, 49 вроде), в которой, будто бы "собран большой материал о Герое Советского Союза Георгии Невкипелом, погибшем в небе над поселком Дорохово"

Здравствуйте! Разрешите представиться: А нуфриев Евгений Алексеевич. 1954 г.р.. Живу на Урале, Свердловская обл. г. Верхняя Салда. Мой отец Алексей Ильич 1914 г.р. уроженец д. Хомяки. В 41г. эвакуирован с металлургическим заводом из п. Сетунь на Урал. Два брата Сергей и Александр воевали. В деревне оккупацию пережили отец Ануфриев Илья Семенович, мать Лукерья Ивановна, сестра Зинаида и брат Николай. Из ныне здравствующих только моя тетя Трейвас(Ануфриева) Зинаида Ильинична. Живет в Москве, но летом хомяковская дачница. Сам я в Хомяках постоянно не жил, а только гостил летом начиная с 1957 г. Конечно к моим рассказам о Хомяках надо относиться с долей скептицизма, но вот что я помню из общения с местными жителями , а главное по воспоминаниям моего дяди Николая двенадцатилетним пацаном пережившего оккупацию.

Итак о памятнике летчику. Посредине Хомяков стоят(ли) штук пять вековых елей. На одной из них до сих пор висит вагонный буфер, ударами в который скликали людей на сход и работу. У одной ели, если присмотреться, заметно сбита макушка. Это результат падения подбитого немцами самолета. Еще в 66 году под елками и вдоль всей деревни были большие ямы, остатки немецких блиндажей, которые они строили в жилье, прикрываясь населением. Самолет подбили из пулемета. Пулеметы немцы устанавливали на крыше домов, крепили к печной трубе. Подбитый самолет утянул за деревню и упал на дороге в деревню Обокумово (кладбище справа и чуть подальше, а место падения –на развилке дорог). В 66 году в Обокумово (или Абакумово) была еще полуразрушенная церковь, поповский и помещицкий нежилые дома (сейчас ее даже на карте нет). В войну немцев там не было и много местных жителей там скрывалось. Самолет падал на лес, один летчик остался жив и скрылся до приезда немцев. Второй погиб в самолете. Спасшийся летчик после освобождения деревни приходил в Хомяки. Помню, дядя Коля называл его Мишкой. Расспрашивал у местных про самолет, что и как было дальше. Мы, когда ходили на кладбище, всегда останавливались на этом месте. Как такового памятника не было. В небольшую кучку собраны какие то гнутые алюминиевые конструкции и табличка на дереве. Примерно в 72 или 73 году от деревенских слышал, что якобы было перезахоронение останков летчика. Думаю, без ведома местного военкомата, такое мероприятие не могло произойти.

Ну вроде кратко все. Может чем это поможет в установлении истины. Если будет интересно, могу еще рассказать о других эпизодах боев за Хомяки.

Евгений, спасибо! Вот и ещё одна загадка: раз в экипаже было двое, то это не мог быть истребитель и даже не штурмовик: вроде бы у штурмовиков в 1941 в экипаже был один человек (по крайней мере у Ил-2). Тогда это был фронтовой бомбардировщик, вероятно Пе-2..

http://www.ruza.ru/content/view/209/18/

В небе над Дороховом

10.03.2006 г.

В Дороховской поселковой библиотеке собран большой материал о Герое Советского Союза Георгии Невкипелом, погибшем в небе над поселком Дорохово. Ас, первоклассный летчик похоронен на привокзальной площади поселка. Этими материалами постоянно пользуются ученики, учителя Дороховской средней школы, жители поселения, а библиотека, основываясь на них, проводит уроки мужества и вечера воспоминаний

В Дороховской поселковой библиотеке собран большой материал о Герое Советского Союза Георгии Невкипелом, погибшем в небе над поселком Дорохово. Ас, первоклассный летчик похоронен на привокзальной площади поселка. Этими материалами постоянно пользуются ученики, учителя Дороховской средней школы, жители поселения, а библиотека, основываясь на них, проводит уроки мужества и вечера воспоминаний

Судьба будущего Героя Со- ветского Союза Георгия Невкипелого поначалу ничем не отличалась от судеб миллионов российских мальчишек. Родился он в 1913 году в семье железнодорожника. После семилетки окончил школу ФЗУ, работал слесарем, овладел специальностью токаря и… летчика, учась в Краснодарском аэроклубе без отрыва от производства.

В 1935 году был призван на действительную военную службу в Красную Армию. Стал пилотом. Закончил с отличием Севастопольское военное училище и получил назначение в Ленинградский военный округ, где в 1940 году совершил три боевых вылета на штурм белофинских позиций линии Маннергейма.

…В начале Великой Отечественной войны, командиру звена 65-го штурмового авиаполка лейтенанту Георгию Невкипелому была поставлена задача: разыскать вражеский аэродром. Дважды вылетал он на разведку, ходил по тылам врага, до предела вырабатывая в баках горючее, возвращался недовольным.

– Опять слетал впустую.

– Что же будем делать дальше, лейтенант, – спрашивал его командир полка подполковник Витрук. – Врага надо обнаружить.

На следующий день лейтенант Невкипелый на своем самолете, скрываясь на фоне лесного массива, незаметно полетел за «юнкерсами», возвращавшимися с задания. Так фашисты привели «на хвосте» русского разведчика на аэродром. Сентябрьским вечером поднялся в воздух полк штурмовиков. Ведущим был Георгий Невкипелый. Удар по аэродрому был меток и неожидан. Пятнадцать «юнкерсов» были взорваны и подожжены. Взлетная полоса, ангары и служебные помещения выведены из строя, а у старшего лейтенанта Невкипелого засиял на груди орден Красного Знамени.

В октябре 1941 года 65-й

штурмовой авиаполк был

переброшен в Подмосковье. Старший лейтенант Г. Т. Невкипелый сражался на Тульском, Серпуховском, Наро-Фоминском, Можайском, Волоколамском и Клинском направлениях. Он в совершенстве знал управление десяти типов самолетов. Ему поручались самые трудные и сложные боевые операции.

«Ни одной бомбы мимо цели» – таким был боевой девиз старшего лейтенанта Георгия Терентьевича Невкипелого. «Четыре танка на дороге – каждому по бомбе». Так стремился бомбить он сам, такой же меткости требовал от подчиненных.

На личном счету у Невкипелого 37 уничтоженных танков, 6 самолетов, 9 орудий, 122 автомашины.

…Однажды после боя отдыхая под плоскостью ила, Георгий услышал голос дежурного офицера:

– Старшего лейтенанта Невкипелого к командиру полка!

Размахивая планшетом с картой, Георгий споро шагал к землянке КП. Шуршала под подошвами сапог поблекшая сухая трава, пахло печеной картошкой, сеном и медом. За аэродромом круто изгибалась река, блестя на солнце, а чуть дальше возвышался лес, достойный кисти Левитана.

В землянке над картой склонился командир полка Витрук:

— По какой-то из этих дорог, Георгий Терентьевич, – начал подполковник, – идут на столицу танки. Задача — обнаружить и разбомбить.

– Задание выполним! – отчеканил старший лейтенант Невкипелый.

Через час десяток бомбардировщиков, тяжело взревев моторами, поднялись в воздух и скрылись за лесной грядой.

Фашистская колонна была обнаружена выходящей из небольшого лесочка. Это было очень выгодно для наших летчиков: из-за деревьев враг не мог маневрировать и вести прицельный огонь.

– В атаку! – скомандовал Георгий и ринулся в пике. Оставляя серые стежки дыма, стремительно понеслись реактивные снаряды. Потом засвистели бомбы. Там, где минуту назад тянулась колонна танков и автомашин, рвались снаряды и бомбы, расплескивая вокруг черные фонтаны дыма и оранжевые языки пламени… Танки были остановлены.

Вскоре летчик Невкипелый был назначен заместителем командира эскадрильи. Ему было присвоено звание капитана.

27 октября в районе деревни Гостищево возле Наро-Фоминска были сосредоточены крупные силы танков и мотопехоты немцев. Они построили через речку Нару мост и начали переправлять войска на левый берег. Советским летчикам был дан приказ: разрушить переправу.

Штурмовики, ведомые капитаном Георгием Невкипелым, дважды поднимались в воздух и сбрасывали бомбовый груз на переправу, танки и пехоту. Переправа была разбита.

– Благодарю за ювелирную работу! – сказал подполковник Витрук, пожимая капитану руку. — Отдохните, поостыньте немного.

Но отдохнуть капитану Невкипелому и его группе так и не удалось.

Через час они опять вылетели в район Наро-Фоминска бомбить вражеские танки и артиллерию. Возвращаясь с задания, капитан обнаружил еще одну колонну мотопехоты немцев. И опять штурмовики пошли в атаку. Когда же штурмовики приземлились, механик насчитал более двух десятков пробоин в фюзеляже и крыльях.

27 ноября 1941 года группа самолетов под командованием Невкипелого получила задание выбить противотанковые части противника из деревни Ливаново-Лижнина. Несмотря на шквальный зенитный огонь, Невкипелый провел две атаки, уничтожив 12 танков, 17 автомашин и 2 бензоцистерны.

Сопровождающие группу штурмовиков истребители видели, что все четыре бомбы Невкипелого точно были положены в танки. 4 бомбы и 4 прямых попадания!

Наступил снежный и морозный декабрь 1941 г.

Наши войска, прорвав немецкую оборону, пошли в наступление. На Можайском направлении гитлеровцы сосредоточили большое количество артиллерии и танков. На помощь пехоте, ринувшейся в прорыв, пришла авиация. По нескольку раз в сутки вылетал на боевые задания Георгий Невкипелый.

Пятнадцатого декабря фашисты бросили большие силы пехоты и артиллерии, пытаясь захватить Дорохово, освобожденное накануне нашими войсками. Над поселком разгорелся жестокий бой. Летчики трижды обрушивали снаряды на головы фашистов, однако к вечеру они вновь пошли в контратаку.

Капитан Невкипелый опять поднялся в морозное небо. На подходе к эшелонам врага, стоявшим западнее станции, штурмовики подверглись сильному обстрелу. Сделав зигзагообразный маневр, капитан вывел десятку ИЛов на цель и сбросил бомбы. Внизу загорелся склад. Еще сильнее захлопали зенитки. Машину капитана подбросило и накренило. Прямым попаданием снаряда был выведен из строя мотор. Смолк гул винта. По бронированной обшивке мотора и фюзеляжа поползли струйки огня.

Летчики видели, как Невкипелый начал бросать израненный штурмовик из стороны в сторону, пытаясь сбить пламя. Оно неумолимо подбиралось к кабине. Самолет, объятый пламенем, приближался к земле, занятой врагом. Капитан Невкипелый не стал выпрыгивать с парашютом, предпочтя плену геройскую смерть.

26 февраля 1942 года капитану Георгию Терентьевичу Невкипелому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Казалось бы, имя героя должно было быть сразу увековечено, однако во время войны и сразу после нее сбором документов и реликвий, восстановлением событий, обстоятельств и подвигов многих геройски павших в боях за наш район заниматься было просто некогда. Позже потребовался труд многих краеведов, который восстановил историческую справедливость.

В 1965 году местный краевед П. С. Георгиевский получает письмо супруги Г. Т. Невкипелого, в котором она пишет:

«Я очень благодарна за Вашу работу и старания об установлении мемориальной доски. Сколько лет эта была безымянной могила».

Действительно, П. С. Георгиевский узнал «некоторые биографические сведения в архивах, добыл копии документов, нашел фотоателье, где был заказан и изготовлен медальон с фото Г. Т. Невкипелого; заказана мраморная мемориальная доска. Все технические работы были проделаны при участии и на средства поссовета В. А. Лымарем».

Сейчас в Дорохове на здании администрации висит мраморная доска: «Именем Героя Советского Союза капитана Георгия Терентьевича Невкипелого названа одна из главных улиц поселка Дорохово».

Память о герое свято чтут жители поселка Дорохово.

публикацию подготовили сотрудники Дороховской библиотеки

Надежда Русакова,

Надежда скородумова

Рисунки учащихся

Дороховской школы

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Илья, привет.

Мы 30 августа будем недалеко от Дорохово дорабатывать ПЕ-2 №8/50.

Можем заехать и на эту точку, оценить варианты работ там. Но хотелось бы контакты местных краеведов или заинтересованных в идентификации людей. У тебя есть кто-то на примете?

Уж обломки ИЛ-2 от ПЕ-2 то мы отличим, если не всё вывезли ранее.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей! Привет! Здорово! К сожалению, я тоже не знаю заинтересованных лиц в этом районе... Может быть Вы посмотрите и сможете разобраться с типом самолета...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще небольшая подсказка от Сергея Сергеева:

Контакты местных активистов Дорохова, СНТ в Хомяково можно получить по

московским телефонам музея Рузы ,школы Дорохова ,совета Дорохова(это большое

поселение).

У главы дачников- садоводов можно узнать и кто на форуме СНТ Русь занимался

пилотом.

контакты в раионе Рузы :

http://ruzamuseum.ru/content/rodilsya-g ... yy-1913-19

41

http://www.dorohovo-info.ru

http://www.ruzaregion.ru/organyi-mestno ... utatov.htm

l

-----------

"РУСЬ", САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО

143103, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ОДИНЦОВСКИЙ РАЙОН, Д ХОМЯКИ

Телефон(495) 254-64-80

Контактное лицо ЕЛИСЕЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

--

контакты поисковиков

------------------------------------

История Братской Могилы в деревне Хомяки Одинцовского р-на Московской обл.

http://homjaki.info/page.php?29

С уважением,

Сергей Сергеев

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Версия зачем немцам расстреливать летчика в небе как раз выглядит правдоподобной - они поняли что не смогут доехать до места его приземления из-за снега и летчик уйдет.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу