tsiforkin

Поиск иформации по 943 шап 17.06.44

28 сообщений в этой теме

Здравствуйте!

Ищу информацию по своему деду Сидорову Сергею Константиновичу 1921 г.р. Летчику 943 ШАП 277 шад 13 ВА 17.06.44 были сбиты мессерами противника в районе Баборино, Выборгского района вместе с 3 другими Ил-2.

По остальным бортам вроде есть информация.

Интересует обстоятельства боя, место захоронения и нет информации о наградах, номера самолета и двигателя. Бортовой номер.

Заранее благодарен. По деду небыло никаких сведений, так что пока жива родная сестра, которая его искала, хочется помочь пролить свет на историю.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте!

Все, что есть:

В 14:10-15:10 и в период 13:50-14:50 две группы из четырех Ил-2 каждая, командиры – старший лейтенант Поляков и лейтенант Розанов, 943 ШАП 277 ШАД, вылетали на БШУ от Лийкола до Бабочино.

Группа Полякова по указанию офицера связи штурмовала в пункте Куккола до 4 батарей МЗА и в пункте Талиола до 2-х батарей МЗА. На втором заходе атакованы 8 Ме-109. Группа не успела замкнуть круг, в результате сбит Ил-2 – погибли летчик младший лейтенант Александр Павлович Шалимов и стрелок-радист младший сержант Василий Емельянович Семибратов.

Затем сбит второй. Погибли летчик младший лейтенант Иван Иванович Грачев и стрелок-радист рядовой Николай Иванович Лопаткин.

Подбит Ил-2 младшего лейтенанта Шмарова, совершил в/п на фюзеляж на аэродром.

Группа лейтенанта Розанова атакована при первом заходе на цель на высоте 110 метров четырьмя Ме-109. Сбито три Ил-2. Летчик младший лейтенант Баянов сел на в/п на свою территорию, самолет разбит. Стрелок-радист старший сержант Еремеев выпрыгнул на парашюте, невредим.

Сбит Ил-2 № 304756. Погиб летчик рядовой Сергей Константинович Сидоров и стрелок-радист рядовой Стефан Иванович Бондаренко.

Сбит Ил-2 № 304629. Погибли летчик младший лейтенант Иван Сергеевич Солянов и стрелок-радист гвардии сержант Николай Иванович Кирилин. Самолет упал в озеро Победное (Каннельярви).

По донесению полка – один Bf 109 сбит стрелком-радистом сержантом Семеновым.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще можно добавить, что Ил-2 № 304756 списан с мотором АМ-38ф № 4509322.

А Ил-2 № 4629 вытащен из озера Победное поисковым отрядом "Северо-Запад" в 2001 году. В кабине были обнаружены останки пилота И.С. Солянова. Останков стрелка Кирилина найдено не было.

Номера борта самолета Вашего деда, к сожалению, не знаю.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Посмотрите на "Подвиге народа". Но вряд ли у него были награды, он рядовой, что вообще нехарактерно для летчика.

Он упал на территории противника, поэтому место захоронения не указано. Правда, очень быстро ее освободили. Могли похоронить наземные части, как безымянного...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Меня тоже удивило, что рядовой. Хотя он закончил летное училище им. Серова в 41-42 году. Могли ли его разжаловать. Где встречал что он проходил как лейтенант

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все прояснилось. В мае 44 от только прибыл на фронт. Соответственно не успел еще ничего. Остался вопрос о месте захоронения. Будьте добры помогите. Известно, что личные вещи были переданы родным, значит его нашли и похоронили.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот уж тут не знаю... По всем донесениям он идет без места захоронения. Личные вещи часто пересылали те, что остались в полку. Он ведь не со всеми вещами летал.

В принципе, надо смотреть переписку по л/с полка, там может быть информация, что такой-то частью найдены обломки самолета, и останки экипажа похоронены. Но это только в ЦАМО.

100% утверждать не могу, но скорее всего - экипаж похоронен, как неизвестный после войны, или до сих пор в обломках лежит. Плюс - экипаж Солянова доставали из озера. А озер на Карельском перешейке очень много...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Скажите пожалуйста, где базировалась 943 шап в июне 1944 года. И не могу найте где точки Куккола и Талиола.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Здравствуйте!

Ищу информацию по своему деду Сидорову Сергею Константиновичу 1921 г.р. Летчику 943 ШАП 277 шад 13 ВА 17.06.44 были сбиты мессерами противника в районе Баборино, Выборгского района вместе с 3 другими Ил-2.

По остальным бортам вроде есть информация.

Интересует обстоятельства боя, место захоронения и нет информации о наградах, номера самолета и двигателя. Бортовой номер.

Заранее благодарен. По деду небыло никаких сведений, так что пока жива родная сестра, которая его искала, хочется помочь пролить свет на историю.

Здравствуйте! А фотографии Сергея Константиновича у Вас не сохранилось?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Будем очень благодарны если Вы разместите ее на форуме! Заранее спасибо! Для размещения немного уменьшите размер (вес фото)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пытаюсь понять квадрат, где упал самолет. Из донесения и мест первой бомбежки он мог упасть рядом с поселком Победа. И интересует место базирования. Парголово?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К стыду своему, место базирования не знаю. 277 и 281 ШАД летали в этот период с Парголово и Левашово.

Место падения - запросто. Поселок Победа - это как раз на берегу озера, откуда вытащили Ил-2 Солянова, а он сбит в том же вылете.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

943 ШАП базировался в Гражданке : [attachment=0]IMG_2353.JPG[/attachment]

Но, это был основной аэродром, где находился штаб полка, а летчики использовали и другие аэродромы на Карельском перешейке и в пригородах Ленинграда: Левашово, Парголово, Касимово, Каменка и др...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уже из информации каша. Где-то пишут, что базировались в Озерках у Дома Лесника. Теперь, вот Гражданка. Я вот думаю, дед был рядовым, так как не успел аттестацию пройти? Вроде из училища все приходили сержантами.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К середине 1944 года должен был быть не ниже младшего лейтенанта, даже если вышел из училища сержантом. Согласен, что был разжалован в рядовые за какую-то провинность и продолжал воевать. Такое среди авиаторов попадается. Мне встречался даже рядовой, командир звена Бостонов.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей Константинович в мае 44 только прибыл в полк. Писал, что перегонял в Ленинград самолет и базировались в районе Парголино. Закончил Батайскую школу пилотов

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Сергей Константинович в мае 44 только прибыл в полк. Писал, что перегонял в Ленинград самолет и базировались в районе Парголино. Закончил Батайскую школу пилотов

На счет звания, ни чего удивительного... многие летчики летали в звании рядовых (красноармейцев) и краснофлотцев... причины были у всех разные... По аэродрому уже писал выше, Гражданка - аэродром где находилось управление полка, а полком в том числе использовались и другие аэродромы в этом районе, в том числе и Парголово...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Помогите пожалуйста перевести старые названия деревень на современные. Нашел только Бабочино - это Каменка

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Небольшая выдержка из моей рукописи (готовил книгу по Выборгской операции) за 17 июня 1944 года...

Летом 1996 года поисковым объединением «Северо-Запад» под руководством Ильи Дюринского на дне озера Победное (бывшее Каннельярви) были обнаружены обломки советского штурмовика Ил-2. В течение нескольких лет длилась эпопея подъема обломков самолета из озера и поиска останков его экипажа. Обломки самолета находились на глубине 3-х метров и были полностью заилены. В первую экспедицию, участником которой был и автор, удалось поднять из воды хвостовое оперение самолета. Затем на следующий год, поисковики нашли место, где находилась сама бронекабина штурмовика. Видимость в озере была нулевой из-за цветения воды и пушистого ила. Несмотря на трудности, поисковикам удалось поднять на поверхность бронекабину самолета, а в ней были обнаружены останки летчика. Кабина воздушного стрелка оказалась пустой.

Вот как описывает проведенную экспедицию по подъему обломков самолета из озера ее руководитель, Илья Владиславович Дюринский: «...Картина вырисовывалась следующая: отдельные фрагменты частей торчали из ила - стойка шасси, правая консоль, а вернее - лонжероны консоли (т. к. фанерная обшивка расклеилась и сгнила). Толщина донного ила в этой части озера превышает 6 м, а уровень воды всего 2-3 м. На глубине 3 м едва выступала из ила задняя часть бронекорпуса, опутанная рыболовными лесками, блеснами и якорями от лодок. Бронекорпус торчал почти вертикально градусов под 70. Внешних повреждений торчавшей части «бочки» замечено не было. Правда, все обследования проводились на ощупь. Видимость была абсолютно нулевой. С помощью пожарной помпы и грунтоотсосных приспособлений произвели размыв ила и, застропив бронекорпус за кабину стрелка, вытащили часть бронекорпуса (до кабины летчика). Остальное было под глубоким слоем ила, и только после размыва на большой глубине выяснилось, что корпус расколот в результате падения...(...)... Как не странно, несмотря на такие фатальные разрушения, почти все оборудование кабины уцелело - приборы, приемник и т. п. Ручка управления и педали остались целыми. Абсолютно невредимым оказался умформер (преобразователь напряжения) и передатчик РСИ-4, установленный в фанерной части фюзеляжа на деревянной подставке. Последним из частей самолета достали мотор АМ-38ф. У двигателя отсутствовал редуктор, клапанные крышки были расколоты (одна листами ломавшейся брони, а вторая, похоже, прорублена загнутой лопастью при отрыве редуктора). Но поддон двигателя и вся навеска почти целая: нагнетатель (Э-67), карбюраторы, генератор, бензонасос (Бн-10), помпа системы охлаждения и маслонасос...».

Со слов местных жителей поисковики узнали, что в 50-е годы местные рыбаки часто цеплялись сетями за обломки самолета. Поэтому спустя какое-то время, местные жители неоднократно с помощью крючьев и кошек, пытались зацепить находящиеся на дне обломки самолета. В один из дней из воды удалось достать зацепившейся за крюк крупнокалиберный пулемет УБТ калибром 12,7. Вытаскивая пулемет, со дна озера они, наверное, зацепили и останки воздушного стрелка, так как буквально за пулеметом на поверхности озера всплыл развернувшийся купол парашюта. Со слов местных жителей, которые сами, к сожалению, не были свидетелями, а рассказывали это понаслышке, выходило, что еще в 50-е годы останки воздушного стрелка были извлечены со дна озера и где-то похоронены. Указать точное место и подтвердить факт захоронения одного из членов экипажа самолета ни кто не мог. Возможно, что останки воздушного стрелка до сих пор покоятся на дне озера, но найти их навряд ли удастся, так как дно озера очень сильно заилено.

После завершения экспедиции Илья Дюринский рассказывал: «...В кабине пилота нашли фрагменты останков летчика: кирзовые сапоги и части скелета до пояса снизу (один сапог был вставлен в ремешок педали). Но, ни парашюта, ни планшета, ни другой амуниции не было. Из личных вещей был только желтый целлулоидный портсигар с размокшими папиросами. По рассказам рыбаков, местные жители в стародавние времена (примерно в 60-е гг.) вытащили из кабины задний бензобак, расположенный за летчиком. По всей видимости, бронезаголовник они тоже извлекли, так как мы его не нашли. Возможно также, что и парашют с портупеей вытащили они же (в кабине был найден «трофей» от предшественников - многометровая железная колодезная цепь)...».

При подъеме кабины самолета, к сожалению, документы погибшего летчика не сохранились и поэтому установить личности погибших смогли, только благодаря установленным заводским номерам мотора и самолета, которые были установлены при обследовании обломков самолета. Так на многих элементах броневой защиты кабины самолета были найден, повторяющейся нанесенной черной краской, через трафарет номер 4629. Такой же номер был нанесен на все патронные ящики, которые стояли в крыльях самолета. На головке блока цилиндров мотора в нескольких местах дублировался номер 248, что являлось окончанием заводского номера двигателя самолета.

Согласно, документов Центрального архива Министерства Обороны РФ, на самолете Ил-2 (заводской номер 4629) с мотором АМ-38ф (заводской номер 4509248) не вернулся с боевого задания 17 июня 1944 года экипаж 943-го штурмового авиаполка 277-й штурмовой дивизии в составе летчика младшего лейтенанта Солянова Ивана Сергеевича, 1919 г.р., уроженца города Куйбышев (нынешняя Самара) и воздушного стрелка гвардии рядового Кирилина Николая Ивановича, 1923 г.р., уроженца Ростовской области.

В акте расследования причин летных боевых потерь в частях ВВС Красной Армии, который был составлен для списания данного самолета, говорилось: «…У командира и штаба была полная ясность в обстановке боевых действий – задание сопровождать наши танки от Лийкола на Бабочино. Район цели был прикрыт сильным огнем ЗА и МЗА. От аэродромов противника цель находилась в 30-40 км, поэтому противник имел возможность атаковать наших штурмовиков. Погода в районе цели – облачность 8-9 баллов, высота 700-1100 метров.

Боевую задачу группе ставил лично командир полка. Командиры групп – старший лейтенант Поляков и лейтенант Розанов получили боевую задачу – сопровождать наши танки в направлении от Лийкола на Бабочино. В районе сопровождения штурмовать артиллерию и опорные пункты противника по наведению авиационного офицера связи.

17 июня 1944 года в период 14.10 – 15.10 и в период 13.50 – 14.50 группа четыре Ил-2 под командованием старшего лейтенанта Полякова и группа четыре Ил-2 под командой лейтенанта Розанова вылетели на прикрытие танков в направлении от Лийкола на Бабочино. Группа старшего лейтенанта Полякова по указанию офицера связи штурмовала в пункте Кауккола до четырех батарей МЗА и в пункте Талиола до двух батарей МЗА. На втором заходе на цель группа сразу в бок была атакована восьмью Ме-109. Группа встала в оборонительный круг, но замкнуть не успела, в результате воздушного боя были сбиты – летчики Шалимов, Грачев и воздушные стрелки Семибратов, Лапаткин. Самолет младшего лейтенанта Шмарова сильно подбит, произвел посадку на свой аэродром, на фюзеляж. Группа лейтенанта Розанова при первой атаке была атакована сзади в бок на высоте 110 метров четырьмя Ме-109. В результате воздушного боя было сбито три Ил-2, летчики младшие лейтенанты Солянов, Сидоров, Баянов и воздушные стрелки - Бондаренко, Еремеев, Кирилин, которые упали в районе Бабочино. Летчик младший лейтенант Баянов произвел вынужденную посадку на свою территорию, стрелок старший сержант Еремеев выпрыгнул на парашюте. Воздушный стрелок Семенов сбил один истребитель противника Ме-109…».

В результате вышеописанного боевого вылета был потерян самолет Ил-2 (заводской номер 4716) экипаж которого младший лейтенант Баянов и воздушный стрелок младший сержант Еремеев получили легкие ранения. Но самое страшное было то, что на свой аэродром не вернулись и погибли следующие экипажи 943-го штурмового авиаполка:

- Ил-2 (заводской номер 304751) в составе экипажа - летчика младшего лейтенанта Шалимова Александра Павловича и воздушного стрелка старшины Семибратова Василия Емельяновича;

- Ил-2 (заводской номер 304741) в составе экипажа - летчика младшего лейтенанта Грачева Ивана Ивановича и воздушного стрелка рядового Лопаткина Николая Ивановича;

- Ил-2 (заводской номер 304756) в составе экипажа – летчика рядового Сидорова Сергея Константиновича и воздушного стрелка гвардии рядового Бондаренко Стефана Ивановича;

- Ил-2 (заводской номер 304629) в составе экипажа – летчика младшего лейтенанта Солянова Ивана Сергеевича и воздушного стрелка гвардии сержанта Кирилина Николая Ивановича.

Судя по всему, атакованный в районе Бабочино (сейчас поселок Каменка) самолет Ил-2 с экипажем Солянова-Кирилина пытался уйти от истребителей противника, но был сбит и упал в озеро…

При подъеме обломков было установлено, что самолет был сбит истребителями противника. Это утверждает Илья Дюринский, который руководил подъемом обломков самолета из озера: «...Найденный штурмовик был сбит немецким или финским самолетом сзади снизу (по горизонтали 0-15 градусов) из 20-мм пушки (пушка точно немецкая - Эрликон или Маузер, так как была найдена донная часть от бронебойно-зажигательного 20-мм немецкого снаряда 2cm Pzgr. o. Zerl. для авиационной пушки Эрликон FFM или Маузер MG 151/20 el). И пробоины кругом круглые - как раз от таких же снарядов. Попадания были в заднюю часть фюзеляжа, хвостовое колесо, зализы крыла и в сами консоли. Один из снарядов разворотил в крыле уже почти пустой ящик для 23-мм снарядов и разорвал снаряд в ленте. На одной гильзе от авиационной пушки отчетливо виден след от немецкого снаряда вдоль всей 23-мм гильзы (остаток 23-мм снарядов был по 17 штук на каждую пушку, а полный комплект по 150 шт.). Повреждений бронеспинки не обнаружили. Скорее всего, самолет упал из-за повреждения снарядами тросового управления руля поворота, которое не дублировалось и довольно часто повреждалось в бою...(...)... Судя по всему, самолет возвращался со штурмовки, во время которой сбросил все бомбы и выпустил все реактивные снаряды РС (переключатели электробомбосбрасывателей бомб и РС в положении «ВКЛ», а переключатель фотопленки «СЕРИЯ»/«ОДИНОЧНЫЕ» на пульте управления АФА установлен в положении «СЕРИЯ») и, возвращаясь на свой аэродром, был атакован вражескими истребителями. В воздушном бою стрелок израсходовал весь боезапас (хотя пустых звеньев ленты было найдено только 3) и стрелял во вражеский истребитель из ракетницы...».

К сожалению, до сих пор поисковикам не удалось разыскать родных и близких погибших авиаторов. Военный комиссариат Самарской области на наш запрос ответил следующим образом: «...Сведениями в отношении родственников младшего лейтенанта Солянова Ивана Сергеевича, 1919 года рождения, не располагает. Младший лейтенант Солянов И.С. значится в Книге Памяти по Самарской области: погиб 17 июня 1944 года, место захоронения не было известно...». В донесениях 277-й штурмовой авиадивизии и 13-й Воздушной армии, по ошибке писаря его фамилия звучит, как Салянов.

Военный комиссариат города Шахты Ростовской области попытался оправдаться перед поисковиками: «...На Ваш исходящий сообщаю, что о родственниках солдата Кирилина Николая Ивановича, 1923 г.р., ничего не известно. По Книге Памяти Кирилин Н.И., не значится. В подтверждение о проведенной нами работе высылаю в Ваш адрес объявления, напечатанные в шахтинских газетах, кроме этого были даны объявления по местному телевидению...».

Останки обнаруженные при подъеме обломков самолета были торжественно захоронены 9 сентября 2007 года на воинском мемориале, который находится на 4 км ленинградского шоссе в городе Выборге.

По проведенной исследовательской работе с документами Выборгского военного комиссариата было установлено, что из всех не вернувшихся с боевого задания летчиков 943-го штурмового авиаполка только младший лейтенант Шалимов Александр Павлович, значится похороненным в братском захоронении № 49 расположенным в поселке Гаврилово. В списке из 249-и погибших военнослужащих, которые значатся захороненными в этой могиле, воздушного стрелка из экипажа Шалимова – Василия Семибратова нет, как нет и остальных. Точно установить, похоронен ли младший лейтенант Шалимов в этом захоронении, или увековечен, пока выяснить не удалось. Если благодаря последующим поискам удастся подтвердить, что действительно Александр Шалимов был захоронен на станции Гаврилово, то это означает, что рядом с эго фамилией должна появиться на памятнике и фамилия воздушного стрелка самолета Василия Семибратова.

Также в документах Центрального Архива Министерства Обороны нашлись донесения Сталинского райвоенкомата Николаевской области, из которых стало известно, что в послевоенный период родственники Стефана Ивановича Бондаренко пытались прояснить его судьбу. Что интересно, в первом донесении, которое датировано 21 октября 1947 года имя погибшего указывается как Стефан, а во втором, которое было составлено 10 февраля 1948 года, его имя указано как Степан! Возможно, что мать Стефана Ивановича Бондаренко – Федора Герасимовна, которая и запрашивала сведения о сыне, получив в 1947 году ответ, о том, что ее сын учтен как пропавший без вести в сентябре 1944 года, повторно запросила орган военного управления, изменив столь редкое имя сына на более привычное и распространенное. Второй ответ был аналогичен первому: считать пропавшим без вести в сентябре 1944 года! Почему были даны такие ответы в 1947 и 1948 годах, непонятно, так как еще в 1944 году были составлены и находились в стенах этого же архива донесения полка, дивизии и армии, где проходил службу ее сын. Тем более что в своих запросах мать указывала, что письменная связь с сыном прервалась в июне 1944 года и последние письма приходили с пометкой полевой почты 55703, которая принадлежала 943-му штурмовому авиаполку!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А почему Шалимова похоронили именно в Гаврилово? Это ведь дальше цели? Бабочино это конечная цель или они должны дальше бли лететь? Спасибо за проведенную работу. А есть ли у Вас еще какие нибудь документы по этой теме или свои записи. Помимо поиска деда я увлекаюсь историей ВОВ и мне очень интересно все что открывает новые страницы наших героев.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Про Шалимова и захоронение в Гаврилово все написано в тексте... Скорее всего, после войны родные обращались для увековечения... почему в Гаврилово - не знаю...

Конечно, и материалов и записей много, всеже более 15 лет этой темой занимаюсь...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу