nicolayk

Определение самолёта по фрагменту крыла

53 сообщения в этой теме

Здравствуйте друзья.

Сразу прошу прощения, если что сделаю не так - опыта работы на подобных форумах не имею и в авиации разбираюсь слабо (хотя книгу "Вам взлёт!" храню с детства)))

Нужно определить тип самолёта по фрагменту крыла. Есть вариант, что это ИЛ-4.

Подробности, обстоятельства, уточнения позже. Пока попытаюсь дать 2 фото общего вида.

Нужно убедиться в правильности моих действий.

[attachment=0]P1070592.JPG[/attachment]

[attachment=1]P1070576.JPG[/attachment]

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот такая деталь ничего не подскажет?

Кронштейны справа и слева от лючка. По концам стальные стаканы, закрывающиеся резьбовыми пробками (одна сохранилась)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А другий частей нет? Может и ДБ-3/Ил-4. Есть там на крыле снизу похожее место.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пока ничего нет, может и не будет.

Вообще то я занимаюсь немного другим. У нас на кладбище есть безымянная могила, где захоронены три лётчика. В конце ноября 1941 недалеко был сбит самолёт. Лётчиков похоронили у нас, никаких документов нет. Там вообще пока тёмная история, противоречивые сведения. Я в детсве слышал про это, у меня в этой деревне, рядом с которой самолёт упал, прабабушка жила раньше.

Фронт проходил в 40-ка километрах от нас. И вот узнаю, что у нас в краеведческом музее есть фрагмент крыла якобы от этого самолёта. Сегодня наведался, сфотографировал. Никто не знает, когда и откуда он появился... Есть кое какие мысли и наработки, но это для темы установления фамилий, наверное?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот и Миша подтверждает. Все правильно ДБ-3. У Ил-4 и ДБ-3Ф на схемах уже нет этой части.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Для меня слишком много незнакомой информации в последнее время, никак в голове не систематизируется. Читал, искал, где то встретил как раз про лонжероны., на разных заводах, в разное время. Были варианты стыковки этих труб как на заклёпках, так и на сварке. Здесь есть и то и другое.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Для меня слишком много незнакомой информации в последнее время, никак в голове не систематизируется. Читал, искал, где то встретил как раз про лонжероны., на разных заводах, в разное время. Были варианты стыковки этих труб как на заклёпках, так и на сварке. Здесь есть и то и другое.

сварка всегда применялась как и клёпка...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вам с одной стороны повезло - у нас крылья вывезли в цветмет буквально сразу после войны, остались только лонжероны из труб и обрывки мелкие в земле.

И не повезло - толку разглядывать кусок самолета если на нем нет ни одного значащего номера. Нужно искать место падения.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кто то уже выставлял это железо на Тризне и на ещё каком то форуме была тема

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эта труба не лонжерон ДБ-3а, у ДБ-3 трубчатый лонжерон имел довольно частую характерную структуру стоек соединяющих нижнюю и верхнюю трубы лонжерона.

38.jpg

Причем это сохранялось до самого конца железных труб, т.е. буквально до законцовок крыльев, что технически понятно.

А тут какие-то элементы крепления повторяющиеся, но нет труб.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Литера "А" существенно? Могли ли такие самолёты стоять на вооружении 83 полка 26 ДБАД? И чо бы экипаж был 4 человека (не 3, которые похоронены, а именно 4)?

Я видел тему по этому полку в розыске. Может туда перейти? У меня есть что ПРЕДПОЛОЖИТЬ, и относительно того, как самолёт мог оказаться под Каширой и в нашей местности, тоже.

Это здесь viewtopic.php?f=27&t=47411

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Эта труба не лонжерон ДБ-3а, у ДБ-3 трубчатый лонжерон имел довольно частую характерную структуру стоек соединяющих нижнюю и верхнюю трубы лонжерона.

Причем это сохранялось до самого конца железных труб, т.е. буквально до законцовок крыльев, что технически понятно.

А тут какие-то элементы крепления повторяющиеся, но нет труб.

толще и чаще в центроплане,соответственно к законцовкам тоньше и меньше,тут у топикстартера трубы оторванны

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Скорее не оторваны, а отпилены.Срез ровный. Кто то под габариты подгонял.

Да в музее могли подпилить лишнее,что бы не цеплялись и места меньше занимала консоль

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Литера "А" существенно?

Не особо, но надо понимать что это не литера "Ф", т.к. у ДБ-3Ф (Ил-4) - лонжероны Т-образные, а тут труба. Вариантов же модификаций ДБ-3 было много, но в войсках их всех делили на А и Ф.

Обычно в дивизиях самолеты делили по полкам по типам для упрощения обслуживания - в одной А, в соседней Ф, но была и пересортица когда среди списанных полком Ф вдруг оказывается один А.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нет, это не в музее точно. Спрашивал. Основатель музея умер, а документов никаких нет. Но буду искать. Попробую связаться с преподавателем, который пытался заняться поисками места падения, но результатов никто не знает. Сегодня кроме фото ничего не смог выяснить, у директора (директорши) день рождения, да и недавно она на этой должности.

Так что насчёт 83-го ДБАП? Здесь результаты моих поисков выложить? Я этим всего неделю занимаюсь... Но некоторые соображения есть, а вот обсудить не с кем...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Так что насчёт 83-го ДБАП? Здесь результаты моих поисков выложить? Я этим всего неделю занимаюсь... Но некоторые соображения есть, а вот обсудить не с кем...

Открой новую тему или напиши в той http://trizna.ru/forum/viewtopic.php?f=27&t=47411.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Так что насчёт 83-го ДБАП? Здесь результаты моих поисков выложить? Я этим всего неделю занимаюсь... Но некоторые соображения есть, а вот обсудить не с кем...

Почему же нельзя? Форум!

За 83 дбап могу сказать, что он на типе "А" не летал. Все машины, что потеряны - тип "Ф".

Так, чтобы представлять - самая быстрая разница во внешнем виде.

[attachment=0]ДБ-3 и 3ф.jpg[/attachment]

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Пока ничего нет, может и не будет.

Вообще то я занимаюсь немного другим. У нас на кладбище есть безымянная могила, где захоронены три лётчика. В конце ноября 1941 недалеко был сбит самолёт. Лётчиков похоронили у нас, никаких документов нет. Там вообще пока тёмная история, противоречивые сведения. Я в детсве слышал про это, у меня в этой деревне, рядом с которой самолёт упал, прабабушка жила раньше.

Фронт проходил в 40-ка километрах от нас. И вот узнаю, что у нас в краеведческом музее есть фрагмент крыла якобы от этого самолёта. Сегодня наведался, сфотографировал. Никто не знает, когда и откуда он появился... Есть кое какие мысли и наработки, но это для темы установления фамилий, наверное?

Николай! Может быть стоит сразу озвучить место нахождения могилы и всю историю, известную Вам? Ведь можно и по месту по базе посмотреть...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поробую... Может немного сумбурно, но занимаюсь этим всего неделю, в голове как то не уложилось, не систематизировалось.

Сначала нахожу вот эту статью

http://rv-ryazan.ru/news/29154.html

Обратил внимание на то, что в статье Дударев почему то ограничился только ближайшими аэродромами, ну и начал наугад набирать различные варианты в ОБД.

Попалось вот это..

http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1192587

Нашел, что 26 АД 11.10.41 начала перелёт в р-н Рыбинска имея 258 ДБ-3.

http://boris-shestakov.ru/rybinsk-voenn ... sum-libero

Предположил, что такое количество не могло перелететь быстро, что, возможно, передислокация происходила постепенно. А маршрут вполне мог пролегать через нашу местность,по кромке фронта. Вот они и попали случайно.

У нас похоронено 3 неизвестных военных лётчика

http://www.obd-memorial.ru/html/info.ht ... 461&page=1

Со слов местных жителей (кого и когда-не установлено), четвёртый выпрыгнул, но парашют не раскрылся и его нашли позднее... Почему то фигурирует фамилия МАЛЫГИН. Откуда она взялась-пока не понятно. Но МАЛЫГИН так же встречается в БД...

Далее допускаю, что сведения могут быть не совсем точные, за давностью лет, и что выпрыгнувший лётчик не погиб, а был доставлен в ЭГ №3010, находящийся в нашем городе с начала войны. И это был командир ШАПОРОВ...

Но в донесении написано, что согласно телеграмме ШАПОРОВ находится в Горьковском госпитале.

ЭГ 3010 находился в Кораблино с 26.7.41 по 24.11.41. Вернее входил в состав действующих. Как раз в это время, возможно, началась передислокация, немцы рядом были.

Смотрю дальше и нахожу ЭГ № 3010 в г. Выкса Горьковской области, где он находился с декабря 41, по октябрь 42.

Далее забиваю в поисковик просто "ШАПОРОВ" (имя и отчество неизвестно),и перебираю слова " летчик, ВВС, капитан, бомбардировщик"... и на слове "командир" попадаю вот сюда...

http://www.pobeda1945.su/frontovik/46654

и читаю "... О награждении ходатайствовал командир 815 Дальне-Бомбардировочного Авиационного Полка (ДБАП) майор Шапоров 27 января 1943 года..."

Рассуждая, что у майора, командира полка, не может не быть наград, нахожу наградной лист, подписанный командиром 815 ДБАП на КОМЭСКа 815 ДБАП капитана Шапорова Дмитрия Васильевича, 1910 года рождения, в котором указано, что "...был сбит истребителем противника, в результате чего... получил сильные ожоги и перелом ноги ипосле выздоровления..."

Пока всё сходится...

Следующий наградной на подполковника Шапорова Д.В., командира 815 ДБАП...

А вот так он закончил...

http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=5422148

Далее нахожу вот это http://wlad-ladygin.livejournal.com/20592.html "Откровения полковника Клевцова", где он пишет

(с комментариями автора) "...«Прибыли в г. Тбилиси на аэродром Возиани, где не было ни людей, ни м/ч, потом стали прибывать личный состав, а м/ч – Ил-4 перегнали с воронежского завода».

Поэтому и дальнейшие события из письма Клевцова однозначно относятся именно к 83-му ДБАП и к 26 авиадивизии, в которую полк входил. (Wlad)/

Когда началась Отечественная война 1941 г. нашему полку была поставлена задача бомбить Иран. Я сделал 9 боевых вылетов своей эскадрильей, затем дежурил на турецкой границе, а потом наша дивизия перебазировалась на аэродром Кашино под Рыбинском.

И сразу приступила к боевой работе, было сделано ряд боевых вылетов по застрявшему танковому корпусу Гудериана без горючего. У деревни Старица. Этот корпус хотел с ходу ворваться в Москву. Но тылы его отстали, и он остался без горючего. Я лично 3 раза водил полк на эту цель. Но немцы не зевали и подтянули не только горючее, но и зенитную артиллерию и истребители. И вот в один из таких вылетов вел полк Набоков командир полка (к моменту перебазирования в Кашино он сменил Дрянина, последний ушел на дивизию). Полк был встречен зенитной артиллерией и истребительной авиацией. Не вернулись на свой аэродром 18 самолетов, часть личного состава пришла, но м/ч в полку остались единицы. Экипажей было в 2 раза больше, чем м/ч, вели боевые вылеты по очереди.

Карта обстановки на то время. Фиолетовой вертикальной стрелкой указал примерное место падения. До линии фронта, где наступала 2ТА Гудериана совсем рядом.

[attachment=0]Обстановка — копия.JPG[/attachment]

Ещё такой момент. (Опять допускаю) После выздоровления Шапоров вернулся уже не в свой полк, а в 815 ДБАП, командиром которого был его сослуживец Набоков, на должность командира эскадрильи.

В последствии сам стал командиром полка.

Конечно всё это похоже на "доказательство от обратного"... Но пока другого я ничего не вижу. Много неувязок с типами самолётов, датами, географией... Но, как я понимаю из своего небольшого опыта поиска (занимаюсь установлением судьбы своих земляков, участников ВОВ, погибших и вернувшихся домой...) это случается довольно часто.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Николай! Вот в этой ветке как-то обсуждался 83 дбап 26 дивизии, и ребята там работали в ЦАМО, по-этому наверное, что-то смогут подсказать... viewtopic.php?f=27&t=47411

а в донесении про Шапорова, как раз дальше и дается весь его экипаж: Рафалович, Хромушин и Горбаченко...

По ним противоречивые сведения в ОБД:

Рафалович в КП Москвы значится погибшем 1 ноября 1941 года,

Хромушин в КП Москвы дважды, как Дмитриевич погиб 1 ноября 1941, как Андреевич погиб 30 ноября 1941 года,

Горбаченко в послевоенном донесении Фастовского РВК учтен пропавшим без вести 1 августа 1941 и 30 ноября 1941 года...

По моему мнению, экипаж погиб 30 ноября 1941 года...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Разница в датах гибели зависит от того, кто сканировал и вносил. Кто то берёт первую дату, кто то в последню. В самом донесении дата не указана. А донесение "За период с 1, по 31", отсюда и путанница. Я с таким часто сталкиваюсь.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
... допускаю, что сведения могут быть не совсем точные, за давностью лет, и что выпрыгнувший лётчик не погиб, а был доставлен в ЭГ №3010, находящийся в нашем городе с начала войны. И это был командир ШАПОРОВ...

Конечно всё это похоже на "доказательство от обратного"... Но пока другого я ничего не вижу. Много неувязок с типами самолётов, датами, географией... Но, как я понимаю из своего небольшого опыта поиска (занимаюсь установлением судьбы своих земляков, участников ВОВ, погибших и вернувшихся домой...) это случается довольно часто.

Пока в этой истории не на что опереться. Не вижу оснований искать похороненный в Кораблино экипаж, среди лётчиков 83 дбап.

Нет никаких зацепок. Откуда такая крепкая дата - 29.11.41 ? Жив лётчик, мёрт? Если мёртв, почему выбран живой Шапоров? Там упал самолёт - не там?

Дело в том, что:

26-я дивизия перелетела на Рыбинский аэроузел, в количестве 42 машин (по другим данным - 43). А та, трёхзначная цифра, относится к её раннему состоянию до реорганизации. В 83-м полку было 20 машин перед началом боевых действий, к 13.10.41.

Потери этого же полка ограничиваются географией: р-ны Калинина, Можайска, Волоколамска, Малоярославца, и собственно самого аэродрома Исанино.

Экипаж Шапорова не возвращается с боевого задания 5.11.41 г. Телеграмма о его нахождении в Горьковском госпитале приходит 3.12.41. В документах нет номера "ЭГ 3010", поэтому утверждать, что сам Шапоров был именно в Кораблино, нельзя.

То, что Шапоров в дальнейшем попадёт в 815 дбап, нет ничего необычного. На формирование 815 дбап были обращены расформированные 83 и 452 полки.

Чтобы узнать о ранениях Шапорова, нужно обратиться в Архив Военно-Медицинских документов, г. Санкт-Петербург, Лазаретный пер., 2. Возможно, там есть интересующие данные.

Нужно поработать в местных архивах, разного уровня.

Наконец, найти архив газеты за июнь 1949 года, когда устанавливали памятник.

Место удара самолёта, если не застроили, то никуда не делось - надо обследовать.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наверное соглашусь с Игорем, на счет 83 дбап... нет у них потерь в этом районе...

Игорь, спасибо за уточнение даты вылета экипажа Шапорова!

Кстати сказать, жизнь командира 815 дбап подполковника Шапорова оборвалась трагически (не буду писать причины, они не для массового тиражирования) в Ленинграде, он похоронен на Пискаревском кладбище...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо большое за информацию по Шапорову... Я же говорил, что у меня больше доказательство от обратного... Просто допустил это...

Сейчас в ОБД нашел ещё некоторые части, которые могли участвовать в БД в нашем районе. Но сведения опять противоречивые. Будем искать...

Вопрос по определению места падения.

Опять же по словам, этот фрагмент нашли в районе боя. А сбитый самолёт, пролетев несколько км упал в р-не другой деревни. Каково может быть это расстояние?

С учётом наступивших морозов в в конце ноября 1941 глубоко ли он мог войти в грунт? У нас почва не болотистая, суглинки, с большим плодородным слоем. И если тела похоронили, значит они были все на поверхности. Посмотрел на гугловской карте район вероятного места падения- на полях видно много мелких необрабатываемых участков. Лесов в этом районе нет, ровные поля. На что обратить внимание? Какие то характерные признаки могут быть?

В статье написано, что у лётчиков были пеналы, документы. Вера очередной вариант услышал- у лётчиков были только талоны на питание.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Николай! Надо распрашивать местных жителей, многие я думаю, знают где упал самолет... Почему только талоны? Практика показывает, что у летчиков может быть все, что угодно... мы находили и документы (всевозможные: партийнные и комсомольские билеты, удостоверения личности, справки, командировочные, расчетные книжки и др...), несколько раз попадались и медальоны (как Вы их называете - пеналы)...

Еще один совет: отработайте архив ЗАГСа Вашего района за этот промежуток времени, факт смерти там должен быть отражен, если погибших хоронили на городском кладбище, поищите кладбищенские книги... Возможно стоит обратится в областной архив, следует просмотреть документы того времени...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу