Опубликовано: 27 марта, 2015 Добрый вечер! Сегодня удалось посетить место падения нашего самолёта в Лазаревском районе г. Сочи. Проблема была в погоде - необходимо было несколько погожих деньков, чтобы просохла дорога на хребет. Доехали на уазике, буквально выползли, потом бросили нашего трудягу и попёрлись в гору. В результате неимоверных усилий 1,5 км вверх ползли почти 2 часа. Крутовато! Проводник привёл на место, на котором не был 45 ) лет. Вывел с точностью -150 метров. Не дошли мы 150 метров. Но хозяин леса сегодня к нам сжалился, и мы нашли место падения с первого захода. Надеюсь фото передадут всю красоту и крутизну склона, на котором впору было бы альпинистское снаряжение. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 марта, 2015 Пардон, влезаю в явно незаконченную историю. Этот самолет с этим мотором отправлен в полк (этот) с завода №31 В Тбилиси 10.10.1942 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 марта, 2015 Первым попался впускной клапан, поднял голову, огляделся и увидел ШВАК, зажатый деревом и прижатый к стволу другого дерева. Номеров на ШВАКЕ уйма, да и читались они без зачистки. Сохран вообще порадовал, высота где-то под 800 метров над уровнем моря. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 марта, 2015 Потом подтянулись ребята и сразу нашли бронеспинку - целую! (первый раз вижу целую). 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 марта, 2015 А потом пошла работа, определились с типом самолёта, местом падения, с направлением падения, стали собирать то немногое, что осталось после голодных 90-х, когда за копейки несли в металлолом все, что можно было унести. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 марта, 2015 Немного передохнув, решили прошерстить склон хребта ниже места находки ШВАКА и бронеспинки уже без МД (на таком склоне стоять сложно, не то что работать с МД). И тут же, в 1,5 метрах от места залегания бронеспинки мне улыбается УБС из листвы. Сохран дельтадревесины просто поражает! Её вокруг немеряно! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 марта, 2015 Напоследок решили всё-таки спуститься вниз по склону в поисках мотора, стоек шасси или редуктора, вдруг улыбнётся ещё раз! И улыбнулось!!! При спуске вниз не так видно предметы, как при подъёме вверх. Пока мой коллега проверял слияние двух рукавов ручья я решил подняться вверх прямо по краю русла ручья. И сразу же увидел ТО, ЧТО ожидал увидеть - коленвал! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 марта, 2015 Молодцы! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 марта, 2015 Кольца на шестерне не осталось, проверили все положенные места: в итоге получили номер ПФ 3-1107 !!! Дальше не составило труда - по записям мотор М-105 ПФ № 3-1107 был установлен на самолёте ЛаГГ-3 № 2560, отправленному в 269 ИАП, 236 ИАД, 5 ВА в октябре 1942 года (точнее 12 октября 1942 года полк принял самолёты, 23 октября прибыл на фронт, 24 октября вступил в бой) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 марта, 2015 Теперь самое интересное: я проверил по приказам ЛаГГ-3 № 2560 - здесь имеется немаленькая чёрная дыра - в соответствии с приказами на списание в 1943 этот самолёт на проходит, а по 1942 году в приказах - та самая чёрная дыра По боевым донесениям 236 ИАД у нас числится за 269 ИАП в октябре 8 потерь. Нельзя не взять во внимание сведения местных жителей, которые утверждали, что лётчик на этом самолёте погиб и был похоронен. Чтобы не терять время в догадках и поисках я взял да и сверил наши потери с немецкими заявками на победу. И получилось вот что. Квадрат по сетке Люфтваффе, в котором мы нашли ЛаГГ-3 - 95783, а здесь у нас единственная потеря 30 октября в 269 ИАП! 30.10.42 Oblt. Gerhard Barkhorn (п Вишневка) 4./JG 52 LaGG-3 95 783: at 1.000 m. 11.50 Film C. 2035/I Anerk: X k Берём во внимание боевое донесение 269 ИАП за 30.10.42 г.: 6. Воздушные бои за 30.10.42 года. а/ В период 9.30 – 10.50 на Н- 600-800 в составе 7 ЛАГГ-3 непосредственно сопровождали штурмовиков 5 Ил-2 в районе цели Котловина. Не доходя до цели и в районе цели выше облаков экипажи наблюдали 2 Ме-109 и 2 Ме-110, которые в бой не вступили. После выполнения задачи не вернулся один экипаж – старшина НИКОЛАЕВ, очевидно подслежен и подбит противником. [Из таблицы на л. 186: «ничего не известно».] Остальные экипажи падения самолета не наблюдали. Потеря 1-ЛАГГ3 и командир звена старшина НИКОЛАЕВ. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 марта, 2015 Здорово, молодцы! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 марта, 2015 Вот так-то - при всём богатстве выбора а альтернативы нет! Постараемся навести справки по захоронению лётчика, хотя уже никого в живых не осталось. Ну, судя по той информации, что дошла до нас, лётчика нашли и захоронили солдаты НКВД, как впрочем и всех остальных у нас на побережье. Ещё один маленький нюанс: подтверждение из ЦАМО - связка самолёт-лётчик! Может быть наш уважаемый Борис (Linnet), или кто ещё, встретит такие данные, не сочтите за труд - выложите на форуме. Буду очень признателен! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 марта, 2015 А дела 269 иап в ЦАМО уже смотрели? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 марта, 2015 [quote name= 6. Воздушные бои за 30.10.42 года. а/ В период 9.30 – 10.50 на Н- 600-800 в составе 7 ЛАГГ-3 непосредственно сопровождали штурмовиков 5 Ил-2 в районе цели Котловина. Не доходя до цели и в районе цели выше облаков экипажи наблюдали 2 Ме-109 и 2 Ме-110' date=' которые в бой не вступили. После выполнения задачи не вернулся один экипаж – старшина НИКОЛАЕВ, очевидно подслежен и подбит противником. [Из таблицы на л. 186] Остальные экипажи падения самолета не наблюдали. Потеря 1-ЛАГГ3 и командир звена старшина НИКОЛАЕВ. 07:30 - 08:50 (Берлин) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 марта, 2015 А дела 269 иап в ЦАМО уже смотрели? Сказано же - нет альтернативы, зачем смотреть дела? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 марта, 2015 А дела 269 иап в ЦАМО уже смотрели? Не все, по 42 году по 236 ИАД очень мало информации. Причём попадается досадные описки по поводу времени, дат, и типов сбитых самолётов, как с нашей так и с немецкой стороны. Приходится делать поправки " на ветер". Но вот вечерняя информация от местного историка прямо таки обрадовала - сбитый 30 октября 42 года в в/б старшина Николаев Н.Ф. - выпрыгнул с парашютом и остался ЖИВ! При приземлении лётчик немного пострадал и попал сразу в санчасть. Как объяснил наш краевед - конец месяца, лётчик в срок не вернулся из боевого вылета, дело закрыли и в архив. А он через несколько дней вернулся в часть и его как воскресшего тут же отправили на какие-то курсы... Вот такие повороты! А я днём пытал местных жителей насчёт могилы, захоронения, солдат НКВД. Удивительно, обычно такие вещи в памяти народной остаются и передаются из поколения в поколение - а здесь вообще полный ноль!!! Теперь понятно, откуда ноги растут... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 марта, 2015 Так я не понял, ВСЕ ли дела 236 иап посмотрели в ЦАМО, что ЕСТЬ в описи полка? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 марта, 2015 Саш,Лагг не битый,он явно сел на вынужденную,ланжирон передний центроплана вообще цылый.. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 марта, 2015 Так я не понял, ВСЕ ли дела 236 иап посмотрели в ЦАМО, что ЕСТЬ в описи полка? Борис, спасибо что откликнулся.. В наличие по 269 ИАП только д.1, оп.604217, кор.11373 и потери по полкам 236 ИАД. ВСЁ! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 марта, 2015 Саш,Лагг не битый,он явно сел на вынужденную,ланжирон передний центроплана вообще цылый.. Миша, так он падал с высоты небольшой! Наши дают 600-800 метров, немцы 1000 метров, а нашли его на высоте около 700 метров. И как следствие самоль оставался неразграбленным до 90-х годов. Потому что ещё в 70-х ЛаГГ лежал нерастащенный и стояли поломанными те деревья, которые он посшибал при падении. А садится на вынужденную на склон крутизной около 75-80 градусов - я не думаю что летчик не был камикадзе, поэтому и сиганул с парашютом, просто верхушки деревьев наверное с амортизировали посадку и ЛаГГ плюхнулся плашмя - воронки нет! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 марта, 2015 Потрясная спинка, можно Вас попросить сделать обмеры, находка уникальная. Мне для моей работы нужно. А как она в профиль и с изнанки выглядит, можете фото сделать? Вообще я всегда считал что броня на лагге стандартного типа, аналогичная первым якам и мигам и бомберам. А тут спинка походу идентичная И-16. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 марта, 2015 Вот тоже ЛАГГовская из наших мест: в районе Геленджика валяется. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 марта, 2015 Артём, при первой возможности всё сделаю - и фото и обмер. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 марта, 2015 Александр, Майкл немного ошибся про Берлинское время - до 02.11.1942 у немцев действовало "летнее" время, поэтому "период 9.30 – 10.50 на Н-600-800 в составе 7 ЛАГГ-3..." - это по берлинскому времени 08.30-09.50 Но думаю, что заявка Баркхорна в 11.50 к данному Лаггу отношения не имеет - два часа это все же большая разница, да и признаки вынужденной малой высотой (800м) не объяснить. Возможно была другая причина. 30.10.42 Oblt. Gerhard Barkhorn (п Вишневка) 4./JG 52 LaGG-3; 95 783: at 1.000 m. 11.50 - по другим данным значится как его 77я заявка на победу "10 км восточнее Schatschi" Кстати в тот день 30.10.1942, наши истребители западнее Туапсе завалили "Густав" Лейтенанта Йосипа Николайчича из 15-го (хорватского) штафеля 52-й эскадры - интересно кто его? А насчет альтернативы, только навскидку: - тот же самый трапец: 11.10.42 Hptm. Rudolf Resch 6./JG 52 Yak-1 95 783: Bodennähe 13.48 - примыкающий с юга трапец: 16.10.42 Ltn. Walter Krupinski 6./JG 52 Yak-1 94 121: at 3.000 m. 05.55 - трапец к юго-востоку: 02.11.42 Uffz. Friedrich Barnickel 6./JG 52 Yak-1 94 122 at 4.000 m. 12.05 10.11.42 Uffz. Scholze 4./JG 52 Yak-1 94 122 at 1.700 m. 14.05 10.11.42 Obfw. Reinhardt 4./JG 52 Yak-1 94 122 at 1.500 m. 14.07 - трапец с северо-запада: 09.10.42 Ltn. Walter Krupinski 6./JG 52 LaGG-3 95 772 at 1.000 m. 13.20 С уважением, Кирилл 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 марта, 2015 Потрясная спинка, можно Вас попросить сделать обмеры, находка уникальная. Мне для моей работы нужно. А как она в профиль и с изнанки выглядит, можете фото сделать? Вообще я всегда считал что броня на лагге стандартного типа, аналогичная первым якам и мигам и бомберам. А тут спинка походу идентичная И-16. У Лагга всегда была своя спинка,точно такая же как и на И-16 только с вырезом под тягу руля глубины,вот кстати и такие необычные спинки были на Лаггах 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 апреля, 2015 Так я не понял, ВСЕ ли дела 236 иап посмотрели в ЦАМО, что ЕСТЬ в описи полка? Борис, спасибо что откликнулся.. В наличие по 269 ИАП только д.1, оп.604217, кор.11373 и потери по полкам 236 ИАД. ВСЁ! В описи 269 иап по 1942-43 годам только это дело. Посмотрел на всякий случай исторический формуляр полка, но там ничего нет по потерям, как обычно. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах