Алекс21

ЛаГГ-3 № 2560, М-105 ПФ № 3-1107, 269 ИАП

26 сообщений в этой теме

Добрый вечер! Сегодня удалось посетить место падения нашего самолёта в Лазаревском районе г. Сочи. Проблема была в погоде - необходимо было несколько погожих деньков, чтобы просохла дорога на хребет. Доехали на уазике, буквально выползли, потом бросили нашего трудягу и попёрлись в гору.

В результате неимоверных усилий 1,5 км вверх ползли почти 2 часа. Крутовато!

Проводник привёл на место, на котором не был 45 (!) лет. Вывел с точностью -150 метров. Не дошли мы 150 метров. Но хозяин леса сегодня к нам сжалился, и мы нашли место падения с первого захода. Надеюсь фото передадут всю красоту и крутизну склона, на котором впору было бы альпинистское снаряжение.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пардон, влезаю в явно незаконченную историю. Этот самолет с этим мотором отправлен в полк (этот) с завода №31 В Тбилиси 10.10.1942

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Первым попался впускной клапан, поднял голову, огляделся и увидел ШВАК, зажатый деревом и прижатый к стволу другого дерева. Номеров на ШВАКЕ уйма, да и читались они без зачистки. Сохран вообще порадовал, высота где-то под 800 метров над уровнем моря.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Потом подтянулись ребята и сразу нашли бронеспинку - целую! (первый раз вижу целую).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А потом пошла работа, определились с типом самолёта, местом падения, с направлением падения, стали собирать то немногое, что осталось после голодных 90-х, когда за копейки несли в металлолом все, что можно было унести.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Немного передохнув, решили прошерстить склон хребта ниже места находки ШВАКА и бронеспинки уже без МД (на таком склоне стоять сложно, не то что работать с МД). И тут же, в 1,5 метрах от места залегания бронеспинки мне улыбается УБС из листвы. Сохран дельтадревесины просто поражает! Её вокруг немеряно!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Напоследок решили всё-таки спуститься вниз по склону в поисках мотора, стоек шасси или редуктора, вдруг улыбнётся ещё раз!

И улыбнулось!!! При спуске вниз не так видно предметы, как при подъёме вверх. Пока мой коллега проверял слияние двух рукавов ручья я решил подняться вверх прямо по краю русла ручья. И сразу же увидел ТО, ЧТО ожидал увидеть - коленвал!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кольца на шестерне не осталось, проверили все положенные места: в итоге получили номер ПФ 3-1107 !!! Дальше не составило труда - по записям мотор М-105 ПФ № 3-1107 был установлен на самолёте ЛаГГ-3 № 2560, отправленному в 269 ИАП, 236 ИАД, 5 ВА в октябре 1942 года (точнее 12 октября 1942 года полк принял самолёты, 23 октября прибыл на фронт, 24 октября вступил в бой)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Теперь самое интересное: я проверил по приказам ЛаГГ-3 № 2560 - здесь имеется немаленькая чёрная дыра - в соответствии с приказами на списание в 1943 этот самолёт на проходит, а по 1942 году в приказах - та самая чёрная дыра :oops:

По боевым донесениям 236 ИАД у нас числится за 269 ИАП в октябре 8 потерь.

Нельзя не взять во внимание сведения местных жителей, которые утверждали, что лётчик на этом самолёте погиб и был похоронен.

Чтобы не терять время в догадках и поисках я взял да и сверил наши потери с немецкими заявками на победу. И получилось вот что. Квадрат по сетке Люфтваффе, в котором мы нашли ЛаГГ-3 - 95783, а здесь у нас единственная потеря 30 октября в 269 ИАП!

30.10.42 Oblt. Gerhard Barkhorn (п Вишневка) 4./JG 52 LaGG-3  95 783: at 1.000 m. 11.50 Film C. 2035/I Anerk: X k

Берём во внимание боевое донесение 269 ИАП за 30.10.42 г.:

6. Воздушные бои за 30.10.42 года.

а/ В период 9.30 – 10.50 на Н- 600-800 в составе 7 ЛАГГ-3 непосредственно сопровождали штурмовиков 5 Ил-2 в районе цели Котловина. Не доходя до цели и в районе цели выше облаков экипажи наблюдали 2 Ме-109 и 2 Ме-110, которые в бой не вступили. После выполнения задачи не вернулся один экипаж – старшина НИКОЛАЕВ, очевидно подслежен и подбит противником. [Из таблицы на л. 186: «ничего не известно».] Остальные экипажи падения самолета не наблюдали. Потеря 1-ЛАГГ3 и командир звена старшина НИКОЛАЕВ.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот так-то - при всём богатстве выбора а альтернативы нет! Постараемся навести справки по захоронению лётчика, хотя уже никого в живых не осталось. Ну, судя по той информации, что дошла до нас, лётчика нашли и захоронили солдаты НКВД, как впрочем и всех остальных у нас на побережье.

Ещё один маленький нюанс: подтверждение из ЦАМО - связка самолёт-лётчик! Может быть наш уважаемый Борис (Linnet), или кто ещё, встретит такие данные, не сочтите за труд - выложите на форуме. Буду очень признателен!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[quote name=

6. Воздушные бои за 30.10.42 года.

а/ В период 9.30 – 10.50 на Н- 600-800 в составе 7 ЛАГГ-3 непосредственно сопровождали штурмовиков 5 Ил-2 в районе цели Котловина. Не доходя до цели и в районе цели выше облаков экипажи наблюдали 2 Ме-109 и 2 Ме-110' date=' которые в бой не вступили. После выполнения задачи не вернулся один экипаж – старшина НИКОЛАЕВ, очевидно подслежен и подбит противником. [Из таблицы на л. 186] Остальные экипажи падения самолета не наблюдали. Потеря 1-ЛАГГ3 и командир звена старшина НИКОЛАЕВ.

07:30 - 08:50 (Берлин)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А дела 269 иап в ЦАМО уже смотрели?

Не все, по 42 году по 236 ИАД очень мало информации. Причём попадается досадные описки по поводу времени, дат, и типов сбитых самолётов, как с нашей так и с немецкой стороны. Приходится делать поправки " на ветер".

Но вот вечерняя информация от местного историка прямо таки обрадовала - сбитый 30 октября 42 года в в/б старшина Николаев Н.Ф. - выпрыгнул с парашютом и остался ЖИВ! При приземлении лётчик немного пострадал и попал сразу в санчасть. Как объяснил наш краевед - конец месяца, лётчик в срок не вернулся из боевого вылета, дело закрыли и в архив. А он через несколько дней вернулся в часть и его как воскресшего тут же отправили на какие-то курсы...

Вот такие повороты! А я днём пытал местных жителей насчёт могилы, захоронения, солдат НКВД. Удивительно, обычно такие вещи в памяти народной остаются и передаются из поколения в поколение - а здесь вообще полный ноль!!! Теперь понятно, откуда ноги растут...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Саш,Лагг не битый,он явно сел на вынужденную,ланжирон передний центроплана вообще цылый..

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Так я не понял, ВСЕ ли дела 236 иап посмотрели в ЦАМО, что ЕСТЬ в описи полка?

Борис, спасибо что откликнулся.. В наличие по 269 ИАП только д.1, оп.604217, кор.11373 и потери по полкам 236 ИАД. ВСЁ! :-#

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Саш,Лагг не битый,он явно сел на вынужденную,ланжирон передний центроплана вообще цылый..

Миша, так он падал с высоты небольшой! Наши дают 600-800 метров, немцы 1000 метров, а нашли его на высоте около 700 метров. И как следствие самоль оставался неразграбленным до 90-х годов. Потому что ещё в 70-х ЛаГГ лежал нерастащенный и стояли поломанными те деревья, которые он посшибал при падении. А садится на вынужденную на склон крутизной около 75-80 градусов - я не думаю что летчик не был камикадзе, поэтому и сиганул с парашютом, просто верхушки деревьев наверное с амортизировали посадку и ЛаГГ плюхнулся плашмя - воронки нет!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Потрясная спинка, можно Вас попросить сделать обмеры, находка уникальная. Мне для моей работы нужно.

0_e2e1a_30ee8cc2_XL.jpg

А как она в профиль и с изнанки выглядит, можете фото сделать?

Вообще я всегда считал что броня на лагге стандартного типа, аналогичная первым якам и мигам и бомберам. А тут спинка походу идентичная И-16.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Александр,

Майкл немного ошибся про Берлинское время - до 02.11.1942 у немцев действовало "летнее" время, поэтому "период 9.30 – 10.50 на Н-600-800 в составе 7 ЛАГГ-3..." - это по берлинскому времени 08.30-09.50

Но думаю, что заявка Баркхорна в 11.50 к данному Лаггу отношения не имеет - два часа это все же большая разница, да и признаки вынужденной малой высотой (800м) не объяснить. Возможно была другая причина.

30.10.42 Oblt. Gerhard Barkhorn (п Вишневка) 4./JG 52 LaGG-3; 95 783: at 1.000 m. 11.50 - по другим данным значится как его 77я заявка на победу "10 км восточнее Schatschi"

Кстати в тот день 30.10.1942, наши истребители западнее Туапсе завалили "Густав" Лейтенанта Йосипа Николайчича из 15-го (хорватского) штафеля 52-й эскадры - интересно кто его?

А насчет альтернативы, только навскидку:

- тот же самый трапец: 11.10.42 Hptm. Rudolf Resch 6./JG 52 Yak-1 95 783: Bodennähe 13.48

- примыкающий с юга трапец: 16.10.42 Ltn. Walter Krupinski 6./JG 52 Yak-1 94 121: at 3.000 m. 05.55

- трапец к юго-востоку:

02.11.42 Uffz. Friedrich Barnickel 6./JG 52 Yak-1 94 122 at 4.000 m. 12.05

10.11.42 Uffz. Scholze 4./JG 52 Yak-1 94 122 at 1.700 m. 14.05

10.11.42 Obfw. Reinhardt 4./JG 52 Yak-1 94 122 at 1.500 m. 14.07

- трапец с северо-запада: 09.10.42 Ltn. Walter Krupinski 6./JG 52 LaGG-3 95 772 at 1.000 m. 13.20

С уважением, Кирилл

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Потрясная спинка, можно Вас попросить сделать обмеры, находка уникальная. Мне для моей работы нужно.

0_e2e1a_30ee8cc2_XL.jpg

А как она в профиль и с изнанки выглядит, можете фото сделать?

Вообще я всегда считал что броня на лагге стандартного типа, аналогичная первым якам и мигам и бомберам. А тут спинка походу идентичная И-16.

У Лагга всегда была своя спинка,точно такая же как и на И-16 только с вырезом под тягу руля глубины,вот кстати и такие необычные спинки были на Лаггах

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Так я не понял, ВСЕ ли дела 236 иап посмотрели в ЦАМО, что ЕСТЬ в описи полка?

Борис, спасибо что откликнулся.. В наличие по 269 ИАП только д.1, оп.604217, кор.11373 и потери по полкам 236 ИАД. ВСЁ! :-#

В описи 269 иап по 1942-43 годам только это дело. Посмотрел на всякий случай исторический формуляр полка, но там ничего нет по потерям, как обычно.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу