Жека

Ил-2 № 1879061 пос. Саук-Дере

26 сообщений в этой теме

Пару недель назад было найдено место падения самолета Ил-2 вблизи пос.Саук-Дере Крымского района.

Сегодня была проведена экспедиция. Эксгумированы останки экипажа и установлены номера самолета и мотора.

Теперь обо всем подробнее.

Воронка встретила нас полной воды.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По данным нашей базы, мотор АМ-38 № 245185 был установлен на самолете Ил-2 № 1879061, который входил в состав 214 шад и не вернулся из боевого задания 12.08.1943 г.

Проблема в том, что в этот день не вернулось три экипажа из состава дивизии.

Но есть нюанс: по одному из самолетов указано, что он был сбит огнем ЗА над целью и горящим упал в 500 метрах южнее Молдованское, а это погрешность почти на 4 км.

Другой самолет НБЗ в районе Молдованкое, без указания подробностей.

По третьему указано, что самолет был сбит ЗА противника и на полной скорости врезался в землю и сгорел южнее Молдованкое, что по всем позициям соответствует картине установленной при проведении работ.

Тем не менее подождем уточнения данных в архиве.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В сегодняшней экспедиции принял участие легенда российского спорта, чемпион мира по боксу, а в обычной жизни замечательный и мега позитивный человек Дмитрий Пирог - копал на ровне со всеми.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нашел кое-какие воспоминания об этом вылете:

12.08.1943 г. 16 штурмовиков Ил-2 из 618 шап (214 шад, 2 сак, 4 ВА, Северо-Кавказский фронт) вылетели на боевое задание в район н.п. Молдаванское. Впервые перед вылетом самолетов было вынесено и развернуто боевое знамя полка.

В этом вылете самолет командира 3 аэ лейтенанта М.А.Астахова и воздушного стрелка М.С.Буденца был сбит огнем зенитной артиллерии. Горящий самолет с экипажем врезался в позиции вражеских войск в 800 метрах южнее Молдаванской.

Самолет зам. командира 2 аэ мл. лейтенанта В.И.Верятина и воздушного стрелка Б.Н.Бородина также был сбит огнем зенитной артиллерии, и, объятый пламенем, стал вначале беспорядочно падать, но перед самой землей изменил направление и врезался в батарею МЗА южнее н.п. Молдаванское.

В этом же бою погиб летчик И.А.Кузьмичев.

Огнем зенитной артиллерии был подбит самолет летчика А.К.Гащенко, но летчик сумел довести и посадить на аэродром поврежденный штурмовик. В задней кабине штурмовика обнаружили убитым воздушного стрелка И.Е.Саблукова. Комсомольский билет стрелка был пробит осколком и залит кровью.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Женя, привет! У Вас не команда, а энеджайзер! Мои поздравления! Даже Дмитрий не устоял. :?:?:?:?:?:?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Самолет был новенький, выпущен 22.6.1943, мотор не менялся. На нем были установлен увеличенный набор радиоаппаратуры: РПК-10, РСИ-3, РСИ-4.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за дополнительную информацию. А по экипажу нет данных? Я думаю, что это экипаж Верятин - Бородин, но нужно проверять.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нашелся у одного человека вот такой документ. Документ объемный, но по тексту упоминается искомый самолет и мотор, которые числятся за 618 ШАП, фамилий экипажей в документе нет. В этом вылете 618 ШАП потерял два экипажа из трех (Верятин - Бородин и Астахов - Буценец), о который выше уже писалось (третий экипаж из 502 ШАП). Экипаж Астахова упал в 500 (по другим документам 800) метрах южнее н.п. Молдованское, что не соответствует фактическому месту обнаружения обломков самолета. По экипажу Верятин - Бородин все совпадает с описанием в документах: на полной скорости врезался в землю (мотор зарылся почти на 5 метров); сгорел (следы горения присутствуют, все гильзы разорваны); врезался в артиллерийскую батарею (вокруг реально со всех сторон позиции артиллеристов 75, 105 мм, "ванюши"); упал южнее н.п. Молдованское (реально место падения по карте 4,3 км южнее Молдованкое). Учитывая, что доступа к полковым делам в архиве нет и когда он появится непонятно, можно ли считать, что найден экипаж Верятин - Бородин?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фото командира экипажа мл. л-та Верятина, любезно предоставленное его племянником, которого то же назвали Валентином в честь дяди летчика.

Если обратите внимание, то на фото у летчика присутствуют и погоны и петлицы. Если можно так выразится "переходный вариант" - весна 1943 года.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Жека, если еще актуально, я на среду заказал по несколько дел из 502 и 618 шап. 618 шап дела менее перспективные.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Конечно актуально! Заранее благодарен!!!

Особенно интересуют номера самолетов и моторов. Это поможет вернуть имена нескольких ранее найденых экипажей, предположительно из 214 шад.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Подтверждается!

В одном из дел Верятин-Бородин потеря №9061, в другом хвостовой №12.

Потом будет время подробные цитаты дам.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо, Братуха!!!

Это очень важно для нас!!!

Тем более, что родственники уже найдены и даже вчера в присутствии племянника Верятина в одном из ВУЗов Краснодара был открыт небольшой "музей", посвященный этому экипажу.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ЦАМО, фонд 618 шап, опись 213790, дело 3, лист 184

"Боевое донесение штаба 618 шап 12.8.1943, Краснодар

..618 шап группами между 6:15 - 8:50, под прикрытием 14 истребителей 805 иап, выполнял задачу по уничтожению ЗА точек, огневых точек и живой силы противника 500 м южнее и юго-западнее Молдаванское.

Всего 17 самолетов-вылетов, налет 18 часов.

..Свои потери: Огнем ЗА над целью сбито 2 экипажа. Мл. л-т Астахов Михаил Александрович, воздушный стрелок старшина Буценец Михаил Сергеевич, № с-та 8558. Самолет упал горящим в районе цели.

Лейтенант Верятин Валентин Иванович, воздушный стрелок Бородин Борис Николаевич, № с-та 9061. Самолет на полной скорости врезался в землю и сгорел...

ЦАМО, фонд 618 шап, опись 148093, дело 2, лист 216

12.8.1943

1-я группа 6 Ил-2, ведущий м-р Солдатов, л-т Верятин-Бородин хвостовой номер 12, взлет 6:15, над целью 6:45-7:02, посадка вернувшихся в 7:40.

Маршрут полета: Краснодар-Северская-Абинская-цель-Крымская-Краснодар. Строй шестерка с правым пеленгом.

Высота атаки 100-800 метров, штурмовки 200-50 метров. Атака произведена с планирования. Заходов 6-8 (для разных групп).

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  linnet писал:
ЦАМО, фонд 618 шап, опись 213790, дело 3, лист 184

"Боевое донесение штаба 618 шап 12.8.1943, Краснодар

..618 шап группами между 6:15 - 8:50, под прикрытием 14 истребителей 805 иап, выполнял задачу по уничтожению ЗА точек, огневых точек и живой силы противника 500 м южнее и юго-западнее Молдаванское.

Всего 17 самолетов-вылетов, налет 18 часов.

..Свои потери: Огнем ЗА над целью сбито 2 экипажа. Мл. л-т Астахов Михаил Александрович, воздушный стрелок старшина Буценец Михаил Сергеевич, № с-та 8558. Самолет упал горящим в районе цели.

Лейтенант Верятин Валентин Иванович, воздушный стрелок Бородин Борис Николаевич, № с-та 9061. Самолет на полной скорости врезался в землю и сгорел...

ЦАМО, фонд 618 шап, опись 148093, дело 2, лист 216

12.8.1943

1-я группа 6 Ил-2, ведущий м-р Солдатов, л-т Верятин-Бородин хвостовой номер 12, взлет 6:15, над целью 6:45-7:02, посадка вернувшихся в 7:40.

Маршрут полета: Краснодар-Северская-Абинская-цель-Крымская-Краснодар. Строй шестерка с правым пеленгом.

Высота атаки 100-800 метров, штурмовки 200-50 метров. Атака произведена с планирования. Заходов 6-8 (для разных групп).

Спасибо!!!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В семейном архиве Бородиных нашлось отретушированное довоенное фото сержанта Бородина

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу