Алекс21

ЛАГГ-3 № 2506 М-105ПФ № 3-697, Туапсинский район

36 сообщений в этой теме

Сегодня посетили место падения одного из наших самолётов в Туапсинском районе, недалеко от п. Шаумян. С первого раза не нашли, я тупо перепутал запятую в координатах. А вот нонче с первого захода, с двух сторон вышли на место падения. Сразу пошёл рубленый самолётный алюминий, что говорит только о том, что самолёт в трудные годы пошёл на нужды местного населения, тем более что и сейчас волок и свежепиленые деревья рядом, в 15-20 метрах. А одно из них вообще упало на воронку и наверно этим способствовало сохранению её содержимого. Были найдены пряжка от парашюта, фрагмент кресла пилота, ещё одна пряжка и самое главное - фрагмент мотора с номером двигателя ПФ 3-697.

Согласно имеющейся информации этот мотор стоял на ЛАГГ-3 № 2506, прибывшего с завода № 31 г. Тбилиси 21 сентября 1942 года в 246 ИАП 236 ИАД.

Место падения

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фрагмент мотора имеет на себе следы горения, как и прочем большое количество оплавышей и сгоревшие тормозные накладки, что говорит только об одном - горел он крепко, и причиной горения стали скорее всего повреждения полученные в воздушном бою.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

разорванные от пожара гильзы боезапаса 41-42 г. выпуска, 12,7 и 20 мм, фрагменты фонаря и другие обломки

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ещё фото, свежая шильда с датой производства, от даты выпуска до прибытия на фронт - 11 дней.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На обломке бронеспинки фрагменты кронштейна, на таком же кронштейне я обнаружил номер другого самолёта из 246 ИАП - № 2503.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

При всём "богатстве" выбора из потерь 246 ИАП у меня есть только две кандидатуры:

Погибших лётчиков из 246 ИАП на ЛАГГ-3 в этом районе у нас НЕ усматривается, а вот сбитых - двое:

Л. 151. Донесение о потерях материальной части и экипажей частей ВВС (наименование части) 246 ИАП на 12 октября 1942 года. Экз. № 2

«Типы самолетов: ЛАГГ-3. Сбито в воздушном бою: 6*. Сбито зенитной артиллерией: –. Не вернулось с боевых заданий: 2**.

[На обороте расшифровано:]

*) 5.10.1942 г. Зам. командира эск. Лейтенант Гуляев ЕА был сбит в воздушном бою в р-не Туапсе, выпрыгнув на парашюте, возвратился 7.10...

6.10.1942 г. Зам. командира эск. Лейтенант Патрин АВ был сбит в воздушном бою, выпрыгнув с парашютом в р-не Шаумян, возвратился 8.10...

7.10.1942 г. пилот сержант Поздняков К.К. был сбит в воздушном бою в р-не Шаумян, выпрыгнув с парашютом, возвратился 10.10.1942...

9.10.1942 г. пилот сержант Пантелеев В.Е. [или В.С.?] сбит в воздушном бою в р-не Туапсе. Летчик сержант Пантелеев погиб.

11.10.1942 г. Командир Эскадрильи капитан Федоров ПД сбит в воздушном бою в районе Туапсе. Летчик капитан Федоров погиб. ПОХОРОНЕН

11.10.1942 г. пилот ст. сержант Калмыков СП сбит в воздушном бою в районе Туапсе. Летчик ст. сержант Калмыков погиб. [Далее, л. …, а также в ф. 246 иап, оп. 118581с, д. 4 фамилия постоянно пишется как Колмаков] ??????????

**) Не вернулись с боевых заданий:

7.10.1942г. Командир звена младший лейтенант Стародубцев В. М. (ЛАГГ-3 № 2513 М-105ПФ № 3-714)

7.10.1942г. Командир звена младший лейтенант Дагаев АИ. НАЙДЕН! (ЛАГГ-3 № 2503 М-105ПФ № 3-1242)

Это лейтенант Патрин А.В. и сержант Поздняков К.К..

Но как следует из оперативной сводки самолёт К.К. Позднякова был сбит в районе Нефтегорска, а это далеко. А вот ЛАГГ-3 лейтенанта Патрина подходит идеально.

Какие будут соображения, и кто подсобит по поводу архива?

Изменено пользователем
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Альберт, спасибо, я это и подозревал, только думал это крепление стояло на кабине.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну это да ,крепёж от антенны,шестерня от двухступенчатой передачи нагнетателя

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Собственно говоря, при всем богатстве выбора другой альтернотивы, кроме Патрина, нет.

Подозреваю, что это Патрин Александр Васильевич, 1918 г.р., уроженец Тамбовской области.

В феврале 42-го года за бои на Южном фронте в составе 248 ИАП был награжден орденом Красного Знамени. С марта 43-го перегонял самолеты из Ирана в составе 6-го авиационного перегонночного истребительного полка, за что был еще награжден медалью "За боевые заслуги" и орденом "Красная Звезда".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нашел информацию только об одном пилоте люфтваффе заявившем 06.10.1942 г. о сбитом им ЛАГГ-3 под Туапсе

06.10.42 Hptm. Siegfried Simsch 5./JG 52 LaGG  95 734 at 2.000 m. 12.30

Родился 06.09.1913 г. в г. Позен (ныне г. Познань, Польша). С 01.04.1936 г. лейтенант Зигфрид Симш служил в I./JG134 (с 01.11.1938 г.-1./а С142, а с 01.05.1939 г.-1./Ю76). Затем в начале Второй мировой войны его перевели в учебный полк Люфтваффе. Осенью 1940 г. он прибыл в 5./JG52 и 14.02.1941 г. одержал первую победу. Затем 7 сентября обер-лейтенант Симш был назначен командиром 5./JG52. К концу 41-го года немецкий летчик имел на счету уже 20 побед. 29.05.1942 г. его Bf-109F был сбит в бою, и Симш, получив ранение, выпрыгнул с парашютом. 1 июля после 45-ти побед он был награжден Рыцарским Крестом. 6 октября на счету гауптмана Симша был «ЛаГГ», 10 октября - еще один «ЛаГГ», на следующий день И-153, 22 октября — И-16, а 26 октября - Ла-5. Сбив днем 29 октября в одном бою два «ЛаГГа», он достиг рубежа в 50 побед. На следующий день он снова в одном бою сбил пару «ЛаГГов» — как оказалось, это был его последний успех на Восточном фронте.

4 ноября его Bf-109G-1 W.Nr.13711 был подбит в бою и во время вынужденной посадки потерпел авариию. Симш получил серьезные травмы, и из-за повреждения позвоночника врачи' затем длительное время запрещали ему летать. Осенью 1943 г. его назначили командиром 10./JG11. В мае 1944 г. немецкий ас записал на счет еще два самолета союзников. Затем 1 июня Симш возглавил I./JG11. Спустя всего неделю — 8 июня — его FW- 190А-8 W.Nr.730448 в бою с Р-51 был сбит в районе г. Витре, в 34 км восточнее г. Рен, Франция, и Симш погиб. Всего он совершил около 400 боевых вылетов.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
06.10.42 15.(Kroat.)/JG 52 Oblt. Albin Starc LaGG-3 (10) PlQu. 95812/Maratuki

Спасибо за дополнительную информацию, но Маратуки это Апшеронский район и достаточно далеко от место обнаружения места падения самолета.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мишаня, вот эта-то пряжка и ставит нас в тупик, :-k кроме неё ничего, хотя может быть с глубинником ещё раз проверить яму не мешало БЫ.

Опыт с ЛАГГ-3 № 7203 Проценко заставляет нас сделать это, когда в первый раз на нём мы прошерстили ВСЁ, кроме горелого слоя в месте падения, потому-что невозможно было прозвонить слоёный пирог из обломков и горелого самолётного материала а после нас ребята с глубинником достали с 2 метров двигатель со ступицей и вооружением. Это может быть такой второй случай.

А были ли случаи, когда лишние элементы парашютной амуниции находились среди обломков или в самолёте? #-o

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Мишаня, вот эта-то пряжка и ставит нас в тупик, :-k кроме неё ничего, хотя может быть с глубинником ещё раз проверить яму не мешало БЫ.

Опыт с ЛАГГ-3 № 7203 Проценко заставляет нас сделать это, когда в первый раз на нём мы прошерстили ВСЁ, кроме горелого слоя в месте падения, потому-что невозможно было прозвонить слоёный пирог из обломков и горелого самолётного материала а после нас ребята с глубинником достали с 2 метров двигатель со ступицей и вооружением. Это может быть такой второй случай.

А были ли случаи, когда лишние элементы парашютной амуниции находились среди обломков или в самолёте? #-o

нет,такая пряжка на внешних карабинах была(три штуки) и на стропах внутри,отдельно в самолёте она не валялась,на фото она ещё и гнутая вроде, от удара

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все пилоты, погибшие по Туапсе в составе 246 ИАП в период сентябрь - декабрь 1942 г., известны. Как и известны номера самолетов и моторов, на которых они летали. ЛАГГ-3 № 2506 среди них нет! Значит пилот жив. Как туда попала пряжка, хрен его знает: может техники приспособили ее в кабине пилота для чего-либо не связанного с парашютной системой.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Во время войны были случаи, когда осколком перебивали ремни парашютной системы. Возможно это такой случай. Ещё вариант: лётчик покинул самолёт на земле. Парашют сгорел вместе с самолётом.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вариант: покинул самолет на земле отпадает. На месте падения большая воронка, да и броне спинка при ударе рас кололась на куски.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я так понял, что есть док- ты которые подтверждают, что этот лагг попал в 246 ИАП, а есть акт списания этого с- та из полка? Как вариант этот с- т могли передать в другой полк..

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Документ, подтверждающий факт передачи найденного ЛАГГа в 246 иап, представлен на первой странице темы. Всего в полку было 20 ЛАГГов. В период с 5 октября по 17 декабря 1942 года полк принимал участие в боях под Туапсе. При этом потерял в воздушных боях 14 самолетов, один был уничтожен на аэродроме и три разбиты в авариях, погибло 9 летчиков. 17.12.42 г. оставшиеся самолеты были переданы в 269 иап, а 246 иап убыл на переформирование. Список переданных самолетов имеется: ЛАГГи №№ 2510 и 2519 переданы в исправном состоянии, ЛАГГ-3 № 2521 в аварийном находился в 18-ом ж/д ПАМ, остальные были либо уничтожены, либо не подлежали восстановлению. Как видим, найденного среди них нет. Таким образом, совершенно очевидно, что самолет был потерял при боевой работе именно 246 иап. Как я уже писал ранее, у нас есть информация о всех погибших пилотах и номерах самолетов и моторов, на которых они погибли. Найденного самолета среди них нет. Из оставшихся самолетов, пилоты которых остались живы, подходит только один.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу