Alex S.

Новости.

1 сообщение в этой теме

"Интернет-газета "Вслух.ру" Адрес публикации в Интернет:

http://www.vsluh.ru/news/society/51585.html

«Наша война. Тюмень 41–45» [11]

«Наша война. Тюмень 41-45» — так называется спецпроект телеканала «Ладья-СТС», посвященный 60-летию Победы. Три месяца телезрители следили за хроникой событий, происходивших во время Великой Отечественной войны в Тюмени. Сегодня о «Нашей войне» расскажут авторы проекта — корреспонденты «Ладьи-СТС» Роман Мамонтов и Ксения Волкова.

Семь лет назад Ксения Волкова первокурсницей прошла летнюю практику на «Ладье». С тех пор ни разу не изменяла родному каналу. Кроме информационных программ работала в развлекательно-познавательном проекте «Ладья-День», вела рубрики о кулинарии, моде, красоте и здоровье. За заслуги в развитии средств массовой информации на фестивале «Тюменская пресса-2004» Ксения Волкова получила благодарность из рук губернатора.

- Накануне 60-летия Победы в эфире большинства российских телеканалов шли программы, посвященные Великой Отечественной. В чем отличие проекта «Наша война. Тюмень 41-45»?

- В чем главное отличие, понятно из самого названия. Во-первых, «коллективный разум» службы информации выбрал именно слово «война», а не «Победа» (как это сделали другие). «Война» в широком смысле. Это не только сражения, это битвы за урожай, выпуск стратегически важной продукции… Во-вторых, на протяжении трех месяцев мы рассказывали и показывали вклад тюменцев в Победу (этого на центральных каналах не увидишь). Мы выбрали оптимальный для проекта хронометраж — 4-5 минут. И пытались собрать самые интересные, иногда малоизвестные факты о тюменских предприятиях, госпиталях, училищах, о воинах-сибиряках. Мы сразу решили для себя — соревноваться с коллегами бесполезно. У нас свои рамки. Если честно, мне кажется, мы своего добились.

- Кому принадлежит идея проекта?

- Идею подала наша ведущая, Светлана Голякова. Другая ведущая — Ольга Солоницына, шеф-редактор Людмила Кириллова, несколько режиссеров, операторы и т. д. — все думали над этим проектом. В том числе я и мой коллега Роман Мамонтов. Кстати, и название проекта состоит из двух частей. Все потому, что в нем уместились два варианта, предложенные разными людьми. Так что, наша сила — в коллективе.

- Каким образом подбирались темы для сюжетов, где вы находили материал?

- Основной список тем составил Роман. Ему структурировать события Великой Отечественной легче. Он, как любой мальчишка и мужчина, войной интересовался больше. К тому же Рома уже который год занимается поисковой работой. Потом и я подключилась. Занималась более «женскими» темами. Например, как школьники на фронт уходили, как медики наши работали. Хотя я и про 368-ю дивизию сибирскую снимала сюжет, и про пехотное училище. Естественно, какие-то темы мы отбрасывали на стадии подготовки к съемкам. Созванивались с нашими музеями, архивами. Если у них нет документов, экспонатов или, к сожалению, никого из свидетелей событий по этой теме нет уже в живых, — приходилось искать замену. Мы выпустили в эфир 22 сюжета рубрики. Но список тем у нас не иссяк. Еще есть о чем рассказать зрителям.

- За время съемок и подготовки проекта были ли моменты, заставившие переоценить, взглянуть по-новому на события тех лет?

- Иногда в голове была полная каша. Один ветеран рассказывает одно, другой говорит, что первый не прав. Было все не так. Приходилось перепроверять иногда сведения — в музеи звонить, историкам нашим, краеведам. А вообще, кстати, меня очень раздражали в эти предъюбилейные месяцы программы, ток-шоу по федеральным каналам на тему типа: «А нужна ли нам была такая победа?». Война была. Люди гибли, люди жили, работали, детей учили. Была наша война и наша Победа.

- Воевал ли кто-то в твоей семье?

- Да, бабушкин отец, брат. В школе я каждый год самодельные открытки ветеранам делала, ходила их поздравлять. Каждый что-то рассказывал, я впитывала. …Я в книжном магазине себе книги купила «Стихи и песни о войне», пришла домой и пела, одна. Мне как новые факты, исследования о ВОВ интересны, так и банальные четверостишья.

- На телевидении, в отличие от газет, не бывает подшивок. Будет ли найденный вами материал, каким-то образом обобщен?

- Отрадно, что нашу с Ромой идею и руководство канала поддержало. И зрители с подобным обращением к нам подходили не раз прямо на съемках. Так что скоро проект «Наша война. Тюмень 41-45» выйдет на DVD. Я считаю, что наши материалы — это неплохое дополнительное пособие к учебникам по истории.

Роман Мамонтов на телевидении — с 99-го. Работал корреспондентом, выпускающим редактором, ведущим утренней программы. В соавторстве с Павлом Лопаревым снял два документальных фильма о поисковиках: «Десант памяти» и «Мертвые и живые». В 2002 и 2003 гг. эти проекты вошли в тройку лучших и были отмечены спецдипломами телевизионного конкурса «ТЭФИ — Регион».

- Рома, что значат для тебя слова «Великая Отечественная война», «9 Мая», «Победа»?

- В детсаду мы часто играли в «войнушку» пластилиновыми солдатиками. Мои бойцы всегда были с красными звездами на шлемах. А еще выжигали на фанерках танки «тридцатьчетверки» и штурмовики «ИЛ». Такой для меня и осталась эта война. А слова «Великая Отечественная» до сих пор ассоциируются с неровными бортами танков, летящих над окопами, и «ранеными» пластилиновыми солдатами. В тех сражениях у нас всегда был 41-й год. Наши отступали, но знали: через четыре года мы фрицам дадим прикурить. Я буквально вырос на военных фильмах, книгах и бабушкиных рассказах о тыловой жизни в деревне. Великая Отечественная — это такой глубокий слой в жизни, что я готов часами говорить о 41-45-м. И жена уже к этому привыкла, и родители. Правда, историк из меня никудышный! Но отдельные военные эпизоды героев «Нашей войны» обязательно друзьям рассказываю. А 9 Мая для меня — это финал. Конец поисковой экспедиции вот уже 7 лет. И где бы я ни был в этот день: в Великом Новгороде, Ржеве, Москве, Тюмени или Берлине, — я его отмечаю, как свою маленькую победу.

- Что привело тебя в отряд поисковиков и что заставляет каждый год вновь отправляться в Долину смерти?

- Привела некая элитарность, ранее существовавшая в поисковом отряде. На втором курсе я попал в «Савояр», который работал при организации «Республика Неугомонных». Туда вообще вначале брали тех, кто прошел спецподготовку в Школе выживания, — очень надежных людей. Потому что в Долине из человека наружу выходит вся грязь. Это настоящий экзамен. Вот и я захотел окунуться в войну 60-летней давности. Меня и Пашу Лопарева командарм Артур Ольховский взял как журналистов. Мы описывали экспедицию в дневнике. А потом — поехало. Камеры стали возить, аппаратуру. Фильмы снимать. И настолько это захватило! Потому что за две недели ты проживаешь жизнь солдата 2-й Ударной армии, почти полностью погибшей в новгородских болотах. Конечно, ты не голодаешь, в тебя не стреляют, но место-то не изменилось. Оно дышит теми боями. А когда на раскопе анализируешь, как мог человек погибнуть, учитывая расположение останков, личные вещи, местность, — полностью в этом растворяешься. Рассказать о людях, которые проходят через поиск, — задача, которую мы несколько лет выполняли. И конечно, в Долине особая философия жизни, которая заставляет взглянуть на привычные вещи под немыслимым углом.

- «Наша война» не первый твой проект о Великой Отечественной войне. Чем работа над ним отличается от работы над предыдущими проектами?

- Другие проекты — это опять-таки фильмы о Долине. Сейчас смотришь — они какие-то угловатые. Но я отношусь к ним, как к победе. Где-то над собой, где-то над природой (потому что снимали в ужасных условиях). Те фильмы — это часть сознания, которое отвечает за патриотизм, наверное. Я горжусь теми проектами. К «Войне» подошел по-другому. Когда узнал, что «Тюмень» и «1941-1945» столько связывает, подумал, что тут никакого эфирного времени не хватит, чтобы все рассказать. Сразу удвоили расчетный хронометраж. Если фильмы про Долину — это боль людей, оставшихся лежать в лесах 42-го, то «Наша война» — боль людей, которые выжили в таких условиях, в которых мы точно не выживем. И это истории ну, допустим, ста человек, а ветеранов — несколько тысяч. Можно тонны бумаги исписать. И нужно это сделать. К каждой серии я относился, как к небольшому памятнику тем тюменцам, которые рассказывали о войне.

- Начиная подготовку проекта «Наша война», вы в качестве одной из главных ставили цель найти как можно больше неизвестных исторических фактов. Удалось ее достичь?

- Судить зрителю. Но я уверен, что все наши эпизоды открывают что-то новое. По крайней мере, представителям молодой аудитории «Ладьи-СТС». Если историей специально не заниматься, не узнаешь, что в Туре, возможно, лежат обломки учебной торпеды; что тюменские минометы изготавливали в том числе и заключенные; что в деревнях было полно дезертиров, которые нападали на сельмаги; что кошек, которые спасли Эрмитаж от крыс, тюменцы сами несли на сборные пункты, и т. д.

- Возникали ли какие-либо трудности в работе над проектом?

- Трудность первая и главная — время. Иногда ветеран мог наговорить кассету на 35 минут. И 30 из них слушаешь на одном дыхании. А продолжительность готового интервью — всего 1 минута. Резали со слезами на глазах. Трудно работать с документами. В гос-архиве Тюменской области — масса интересных документов, иногда уникальных. К сожалению, много сведений осталось за бортом. Спасибо Майе Андреевне Смирновой, которая зачастую была нашим гидом по «бумажной войне». Вообще, историкам низкий поклон. А вот операторам нашим цены нет. Ведь порой «картинки» для сюжета крайне мало, и приходилось играть с тенями, с изображением в расфокусе и т. п.

- Что есть патриотизм в современном мире? Что для тебя значит быть патриотом и считаешь ли ты себя таковым?

- В юбилейный год столько «патриотов» появилось! А нужны люди, которые, рассуждая о Памяти, делали бы реальные вещи, чтобы эта память осталась не только на растяжках и плакатах. Для меня слово «патриот» напрямую связано с людьми, которые принесли в мир победу и которым даже в Берлине говорят: «Спасибо, солдат!». Ты вот представляешь, что такое броситься под танк с миной? Не бросить мину, а самому лечь под гусеницы. Чтоб не прошел этот танк через линию обороны. Я — нет. И когда у героев «Нашей войны» спрашивал: «Зачем?», — ответа не добился. Этот вопрос для меня, наверное, самый сложный. По современным параметрам — мы все время от времени патриоты. А вот если бы я снял фильм с таким же эффектом, как «Спасти рядового Райана» Спилберга, тогда записывай Мамонтова — в патриоты. По тем меркам — фронтовым.

Автор: Наталья Линдер

Адрес публикации в Интернет: http://www.vsluh.ru/news/society/51585.html

© 2000-2005 Тюменская региональная интернет-газета «Вслух.ру»

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу