sber

захоронение моряка с ПЛ К-8

7 сообщений в этой теме

Завтра, на гражданском кладбище пос. Пролетарий, Новгородского р-н состоится захоронение капсулы с останками одного из моряков с подводной лодки Комсомолец, каким образом эта капсула попала в Россию пока не известно , сообщение родственникам было отправлено только вчера . как только будут подробности сообщу обязательно .

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Захоронение состоялось , были захоронены останки матроса Кульша Александра Сергеевича , капсулу передали Французские представители через Пермское поисковое сообщество.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

08.04.70

К-8 возвра­щалась с боевой службы и учений "Океан".

22.30 – в Бискайском заливе на глубине 120 метров при скорости хода 10 узлов почти одновременно в III и VII отсеках возникли пожары. ПЛ увеличила ход до 16 и начала всплытие.

22.36 – К-8 продула балласт, волна 2 балла, ветер 3 балла. Через несколько минут, из-за выхода из строя силовой элект­росети, сработала аварийная защита реакторов обоих бортов,. Вследствие повышения температуры и загазованности IV и VI отсеков личный состав из них был переведен на мостик.

09.04.70

02.00 – отдраили люк VIII отсека, из которого были выведены 4 человека и вынесе­но 15 человек, погибших от отравления окисью углерода.

Утром весь личный состав покинул кормовые отсеки с V по IX и они больше не посещались и не осматривались.

Во второй половине дня волнение увеличилось до 4 баллов, появились признаки нарастания дифферента на кор­му. Личный состав разместили в I и II отсеках и на мостике.

10.04.70

Утром к К-8 подошёл болгарский теплоход "Авиор", через который сообщили об аварии в Москву. К этому времени погода резко ухудшилась, стало ясно, что в 7-й отсек поступает вода, запасы ВВД закончились, дифферент продолжал нарастать. В условиях сильного шторма болгарское судно сняло с ПЛ 46 человек.

11.04.70

К 15 часам волнение достигло 6 баллов. Личный состав из I и II отсеков был выведен на мос­тик и в ограждение рубки во главе с командиром ПЛ капи­таном 2 ранга Бессоновым В.Б. Ночью к месту аварии подошли советские суда: т/х "Касымов", "Комсомолец Литвы" и НИС "Харитон Лаптев", их попытки взять подводную лодку на буксир не увенчались успехом.

В 21 час уже залива­ло ограждение рубки. К концу третьих суток аварии положение ещё более осложнилось - носовые отсеки постепенно загазовывались, в кормовые поступала вода, затапливались безкингстонные цистерны главного балласта. Оценив ситуацию, командир БЧ-5 начал настаивать покинуть корабль. Командир всё ещё надеялся продолжить борьбу за живучесть, и на борту ПЛ осталась одна боевая смена из 22 человек во главе с командиром лодки капитаном 2-го ранга Бессоновым.

12.04.70

06.20 – радиоло­кационный контакт с ПЛ был потерян. Вахтенный помощ­ник с транспорта "Касимов" увидел красную ракету с ПЛА. Волнение моря увеличилось до 8 бал­лов. Через короткий промежуток времени были зафиксирова­ны два мощных гидравлических удара. Спасти оставшихся на плаву моряков не удалось. Причиной гибели явилась потеря продольной остойчивости в результате последовательного поступления забортной воды в кормовые отсеки. ПЛА затонула в Бискайском заливе на глубине бо­лее 4 500 метров, погибло 52 человека.

Гибель К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота. Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, погибшие члены экипажа закрытым Указом Президиума Совета министров были награждены орденом Красного знамени, оставшиеся в живых - медалью Ушакова. Именем начальника медслужбы Соловья, отдавшего свой ИДА больному матросу была названа улица в пос. Гремиха, где базировался атомоход, там же погибшим морякам поставили памятник.

Список членов экипажа К-8 погибших 12 апрля 1970 года.

1

капитан 2 ранга

БЕССОНОВ Всеволод Борисович

2

капитан 2 ранга

ТКАЧЁВ Виктор Антонович

3

капитан 3 ранга

РУБЕКО Владимир Петрович

4

капитан 3 ранга

ХАСЛАВСКИЙ Валентин Григорьевич

5

капитан-лейтенант

КУЗНЕЧЕНКО Игорь Владимирович

6

капитан-лейтенант

ЛИСИН Анатолий Иванович

7

капитан-лейтенант

ПОЛИКАРПОВ Анатолий Васильевич

8

капитан-лейтенант

ЧУДИНОВ Александр Сергеевич

9

капитан-лейтенант

ЯСЬКО Н.Ф.

10

капитан м/с

СОЛОВЕЙ Арсений Мефодьевич

11

старший лейтенант

ГУСЕВ Мстислав Васильевич

12

старший лейтенант

ЛАВРИНЕНКО Анатолий Николаевич

13

старший лейтенант

ПОЛЕТАЕВ Юрий Петрович

14

старший лейтенант

ЧУГУНОВ Геннадий Николаевич

15

старший лейтенант

ШМАКОВ Николай Васильевич

16

старший лейтенант

ШОСТАКОВСКИЙ Георгий Васильевич

17

лейтенант

ШАБАНОВ Владимир Александрович

18

лейтенант

ШЕВЦОВ Владимир Иванович

19

мичман

БЕЛЕЩЕНКОВ Анатолий Иванович

20

мичман

ДЕРЕВЯНКО Леонид Николаевич

21

мичман

ЕРМАКОВИЧ Павел Степанович

22

мичман

КУЛАКОВ Виктор Григорьевич

23

мичман

МАЕВСКИЙ Виктор Иванович

24

мичман

МАРТЫНОВ Леонид Федорович

25

мичман

ПЕТРОВ Евгений Александрович

26

мичман

УСТЕНКО Алексей Антонович

27

главный старшина

ДОБРЫНИН Вячеслав Иванович

28

главный старшина

ЛЕОНОВ Виталий Васильевич

29

главный старшина

САВОНИК Василий Васильевич

30

старшина 1 статьи

БУСАРЕВ Александр Сергеевич

31

старшина 1 статьи

ФЁДОРОВ Евгений Григорьевич

32

старшина 1 статьи

ЧЕКМАРЁВ Леонид Венедиктович

33

старшина 2 статьи

ГАТАУЛЛИН Рудольф Гатауллинович

34

старший матрос

АСТАХОВ Виктор Николаевич

35

старший матрос

БУРЦЕВ Николай Степанович

36

старший матрос

ИНАМУКОВ Башир Ильясович

37

старший матрос

КИРИН Александр Михайлович

38

старший матрос

КОЛЕСНИКОВ Валентин Александрович

39

старший матрос

КОМКОВ Николай Александрович

40

старший матрос

КУЛАКОВ Анатолий Александрович

41

старший матрос

МАШУТА Юрий Алексеевич

42

старший матрос

МИЩЕНКО Виктор Михайлович

43

старший матрос

ПАНЬКОВ Евгений Викторович

44

матрос

ДЕВЯТКИН Виктор Николаевич

45

матрос

КОРОВИН Николай Михайлович

46

матрос

КУЗОВКОВ Вячеслав Иванович

47

матрос

КУЛЬШ Александр Сергеевич

48

матрос

ПЕЧЕРСКИХ Юрий Филатович

49

матрос

САМСОНОВ Евгений Алексеевич

50

матрос

ФРЕШЕР Константин Густавович

51

матрос

ФРОЛОВ Владимир Федорович

52

матрос

ШИШАЕВ Александр Петрович

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Подлинная информация искажена. Истории обрастают всякими домыслами и слухами. Попробую уточнить.

Кульш А.С., старший матрос АПЛ К-8, а не АПЛ "Комсомолец". К-8 затонула в результате пожара, начавшегося 8 апреля 1970 года на глубине в 3 и 7 отсеках одновременно. Лодка должна была сначала всплыть - шансы выжить в подводном положении во время пожара ничтожны. Огонь в замкнутом пространстве распространяется молниеносно. Аварийная защита сработала на одном реакторе, второй пришлось глушить вручную ценой жизни четырех офицеров, не покинувших свой пост управления ГЭУ, находящийся как раз в 7 отсеке. Отважная четверка задраилась изнутри, прекрасно осознавая, что выхода обратно не будет. В 7-м горела регенерация.

Всплыли. Второй реактор заглушен. Лодка без хода и связи. Люк из 8 отсека наверх заклинило из -за аварийного всплытия. Туда, в восьмой, вскоре стал поступать угарный газ через задраенную переборку из раскаленного 7 отсека. Саша Кульш был в числе тех, кто был в 8 отсеке и умер от смертельного отравления угарным газом на верхней палубе 9 апреля. Он мог бы спастись, в момент аварийной тревоги стоял в 9 отсеке у двери, но перешел в 8 и стал помогать товарищам включаться в ИДА. Аппаратов на всех не хватало, подводники включались в них по очереди, да и запас живительного воздуха в них не был расчитан на долгое пребывание. Все попытки открыть люк изнутри были безуспешны. Только через несколько часов этот люк поддался, его удалось вскрыть снаружи. Людей из 8 выносили наверх, не знали, как помочь, а доктор лежал среди них. Лазарет тоже был в 8 отсеке, и корабельный врач А. Соловей отдал свой ИДА недавно прооперированному больному старшине. Пытались делать искусственное дыхание, но спасти отравившихся уже было невозможно. Из 9 отсека в тот момент все вышли без потерь. В первые сутки экипаж потерял 30 человек. Находиться уже можно было только в первых двух отсеках.

Борьба за живучесть продолжалась до 12 апреля. 10 апреля на них вышел болгарский сухогруз "Авиор", с его помощью наладили связь с командованием. Он же взял на борт часть команды, так как и первые отсеки загазовывались, а на палубе находиться тоже было опасно- разыгрался шторм. На следующий день стали подходить спасательные суда. Вечером 11 апреля на лодке осталась только аварийная команда 22 человека, остальных переправили на подошедшие суда. В условиях шторма никак не удавалось взять субмарину на буксир. Утром надеялись продолжить работы по буксировке и на лучшие погодные условия. Но лодка до утра не дожила, дифферент достиг критической отметки и она пошла вниз. Спасти не удалось никого. К-8 лежит на почти 5 км отметке. Достать с такой глубины ее невозможно. Да и время было такое, что все, что было связано с этой историей, было засекречено.

Только сейчас, через 40 лет, начались мероприятия по увековечиванию подводников К-8. Инициатором была Русина М.А., доцент кафедры «Радиосвязь на морском флоте» факультета «Навигации и связи» СПб Университета морского и речного флота имени адмирала Макарова и Общество ветеранов-подводников 7 дивизии атомных подводных лодок СФ под руководством адмирала Кузнецова М.Ю. Совместно с Университетом морского и речного флота имени адмирала Макарова они приняли решение восстановить историческую справедливость и привезти на малую родину каждого погибшего матроса капсулу с морской водой, для символического захоронения, и увековечить память о героях. Поиск начался именно с семей срочников матросов, так как именно в этих семьях не было никакой информации о том, что и как произошло тогда.

В Университете, под руководством Русиной М.А., из курсантов создалась поисковая группа « Вахта памяти». По мере нахождения родственников погибших из них был создан Общественный совет, который тоже подключился к поисковой работе. Нашими судами в точке гибели К-8 был сделан забор морской воды. Были выполнены именные капсулы, наполненные этой водой. Вот такую капсулу и привезли 10 апреля 2014 года в поселок Пролетарий и захоронили рядом со школой, где учился Саша Кульш, в символической могиле. Курсанты "Вахты памяти" стояли рядом в почетном карауле. На сегодня уже 16 человек членов экипажа АПЛ К-8 таким образом увековечены. Открываются мемориальные доски, памятники на малой родине. Поиск продолжается...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу