Опубликовано: 1 февраля, 2014 Здравствуйте! Вопросы по технической части самолётов СССР периода 30х-40х годов... -С какого времени на шкалы советских авиаприборов стали наносить люминофор для улучшения читаемости в ночное время? -С какого времени на советских самолётах начали применять ультрафиолетовую подсветку шкал? -Имелся ли люминофор на приборах самолётов оснащённых фальш-панелями освещения (Пе-2, Ил-4 и т.п)? Если у Вас имеются образцы хорошо сохранившихся шкал приборов выпуска 39-41гг от cамолётов ДБ-3, Ил-4, Пе-2 - не могли бы вы проверить светятся ли они в темноте, и если светяться, то каким цветом. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 февраля, 2014 не только светятся, но и фонят нехило, фосфор радиоактивный.. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 февраля, 2014 (изменено) Если сильно фонят, это лишний аргумент проверить имеющиеся шкалы на "светимость". Поскольку материал "светящейся массы" наносившейся на авиаприборы точно не известен, можно только догадываться: фосфор, радий, или что-то ещё. О применении радия для подсветки часов ещё в первую мировую можно почитать тут http://german242.com/articles/radiation/radiation.htm , цвет краски с радием немного желтоватый (ну или коричневатый). Такой цвет шкал имеют многие штурманские авиационные часы. А вот имела ли люминофор более распространённая чисто-белая краска встречающаяся на большинстве авиаприборов? Неужели на военных самолётах люминофор наносился на все приборы, даже вспомогательные (индикаторы КПА-3, манометры, и т.п) Изменено 2 февраля, 2014 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 февраля, 2014 Если сильно фонят, это лишний аргумент проверить имеющиеся шкалы на "светимость".Поскольку материал "светящейся массы" наносившейся на авиаприборы точно не известен, можно только догадываться: фосфор, радий, или что-то ещё. О применении радия для подсветки часов ещё в первую мировую можно почитать тут http://german242.com/articles/radiation/radiation.htm , цвет краски с радием немного желтоватый. Такой цвет шкал имеют многие штурманские авиационные часы. А вот имела ли люминофор более распространённая чисто-белая краска встречающаяся на большинстве авиаприборов? Неужели на военных самолётах люминофор наносился на все приборы, даже вспомогательные (индикаторы КПА-3, манометры, и т.п) я лично не заострял на этом вопросе внимание, мне это не к чему, но практически все приборы которые я видел не были с чисто белыми цифрами и стрелками.. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 февраля, 2014 Вот примеры шкал приборов из других тем форума 1)http://www.trizna.ru/forum/download/file.php?id=132130&mode=view Краска на рисках прибора достаточно белая - она имеет какой-нибудь люминофор? 2)http://www.trizna.ru/forum/download/file.php?id=132129&mode=view Краска на рисках прибора достаточно белая - она имеет какой-нибудь люминофор? 3)http://www.trizna.ru/forum/download/file.php?id=132126&mode=view Краска на рисках прибора почти белая - она имеет какой-нибудь люминофор? 4)http://trizna.ru/forum/download/file.php?id=127040&mode=view Индикатор курса с Пе-2 кажеться очень белым, имеет какой-нибудь люминофор? 5) Целиком панель, тут уже интереснее http://img-fotki.yandex.ru/get/9510/629 ... 86cd4_orig На часах явно видно желтоватую краску и зеленоватую краску - часы скорее всего имели радиевый люминофор. А вот остальные приборы (термометры, указатели наддува) имеют заметно "чисто былый" цвет шкал. На этих приборах наносился люминофор? 6) http://trizna.ru/forum/download/file.php?id=140360&mode=view Другая панель с "чисто былым" цветом шкал. На этих приборах наносился люминофор? 7) http://trizna.ru/forum/download/file.php?id=137496&mode=view Качество фотографии среднее, цвет рисок колеблется между белым и желтовато-белым. Тут больше экспериментально можно определить - светится шкала в темноте или нет. 8) Панель от Ил-2 (год выпуска точно не знаю) http://postimg.org/image/6vlfvotxb/ тут явно присутствуют две краски: чистая белая и желтоватая. Предположительно желтоватая это люминофор - т.к. им обработаны кончики стрелок, основные риски шкал и т.п. А второстепенные написи на шкалах приборов выполнены обычной белой краской. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 февраля, 2014 Да тут у Вас половина фоток моих на них особо ориентироваться не стоит, т.к. на напанели приборов заново нарисованные шкалы.. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 февраля, 2014 В этом и проблема. В музеях обычно стоят приборы после реставрации, может даже выпуска послевоенного. Поисковики шкалы рисуют заново оказывается - такой "подставы" от них не ожидал ) А как всё-таки узнать про эту злосчастную подсветку и люминофор? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 февраля, 2014 В этом и проблема. В музеях обычно стоят приборы после реставрации, может даже выпуска послевоенного.Поисковики шкалы рисуют заново оказывается - такой "подставы" от них не ожидал ) А как всё-таки узнать про эту злосчастную подсветку и люминофор? Так эта приборка была скомкана как раздавленная алюминиевая банка, стекла на приборах разбиты, часть шкал стерта, поэтому как могли парни так и сделали,тут полная аутентичность не нужна.. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 февраля, 2014 Короче, радиевые светомассы и сейчас очень дороги, а до появления атомной промышленности с огромным количеством отходов имели вообще заоблачные цены. Поэтому в массовом порядке активные светомассы начали наносить ПОСЛЕ войны, когда уже работали реакторы, дающие "побочные" дешёвые изотопы. Посмотрите, какими сериями строили боевые самолёты в годы ВОВ в СССР и вам всё сразу станет ясно. Светомассы в войну чаще использовались "пассивные", то есть в кабине была лампочка "УФО" - "Ультрафиолетового освещения кабины". В её свете пассивная светомасса ярко светилась, а человеческий глаз УФ-излучение не видит, зрачок оно не сжимает, ночное зрение не нарушает. Да и было оно слабенькое, чтобы только "завести" светомассу на стрелках и шкалах. А ещё чаще просто подсвечивали электролампой и плевали на "засветку" глаз лётчика от сильного освещения приборки. Всё равно в то время ночью авиация РККА почти не работала. Были специальные "ночные истребители", были "ночные бомбардировщики" У-2, а основная масса лётчиков даже была не обучена к полётам по приборам. Радионавигационное оборудование, способное вывести самолёт точно на посадочную полосу в условиях отсутствия визуальной видимости, стояло только на тяжёлых самолётах, бомбардировщиках и транспортниках. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 февраля, 2014 Наши пилоты ночью на всех типах с- тов летали и подсветка кабины на всех с- тах одинаковая, не было никаких спец. ночных истребителей, единственное для ночных полетов на У-2 пламегасители вешали, а приборы фонят будь здоров, сам лично дозиметром проверял.. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 февраля, 2014 Короче, радиевые светомассы и сейчас очень дороги, а до появления атомной промышленности с огромным количеством отходов имели вообще заоблачные цены. Поэтому в массовом порядке активные светомассы начали наносить ПОСЛЕ войны, когда уже работали реакторы, дающие "побочные" дешёвые изотопы. . Радиоактивные материалы применяли, в частности для лечения рака и изготовления светомасс , до первой мировой войны, задолго до атомной эпохи. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 февраля, 2014 приборы фонят будь здоров, сам лично дозиметром проверял Если прибор плохо сохранился, можно конечно и дозиметром подтвердить (или опровергнуть), что на военных самолётах СССР выпуска ~1939-1941гг широко применялась краска с содержанием люминофоров. А как выглядят и светятся радиевые приборы тут хорошо показано: 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 февраля, 2014 Радиоактивные материалы применяли, в частности для лечения рака и изготовления светомасс , до первой мировой войны, задолго до атомной эпохи. Да, применяли - (кто, собственно, спорит?) но стоили они безумно дорого. А серии самолётов в WWII были огромны. Проще и дешевле было использовать УФО или просто лампочку поставить. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 февраля, 2014 Радиоактивные материалы применяли, в частности для лечения рака и изготовления светомасс , до первой мировой войны, задолго до атомной эпохи. Да, применяли - (кто, собственно, спорит?) но стоили они безумно дорого. А серии самолётов в WWII были огромны. Проще и дешевле было использовать УФО или просто лампочку поставить. стоили не стоили... факт в том, что приборы фонят на каждом советском с- те, не все подряд, но фонят, проверенной лично 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 апреля, 2014 Прошу прощения что влезаю в ваше обсуждение, но тут прозвучали такие слова: не только светятся, но и фонят нехило, фосфор радиоактивный.. Фосфор не радиоактивный и как люминофор его никогда не применяли. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 октября, 2019 подниму темку слишком много флуда про радиактивный фосфор, и мы все от него умрём... применяли ли радиактивные приборы именно в войну? И желательно документ какой 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 октября, 2019 Применяли Измерял дозиметром профессиональным- на некоторых приборах превышение в 20 раз но только на близком расстоянии с 15-20 см уже норма 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 октября, 2019 5 hours ago, Polk1818 said: Применяли Измерял дозиметром профессиональным- на некоторых приборах превышение в 20 раз но только на близком расстоянии с 15-20 см уже норма может есть документик какой? или именно копанный прибор с дозиметром, в доказательсто что прибор именно военного выпуска, а не точно такой же после война. просто тоже самое выше написано и потом ужасы про радиацию спасибо за ответ 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 октября, 2019 Ой какую рыбную тему я пропустил... 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 июня, 2020 Попутно встретилось, январь 42-го.. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 июня, 2020 Про приборы и про радиацию и еще про многое занимательное https://storyfiles.blogspot.com/2014/03/blog-post_6.html 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 июня, 2020 Не знаю, как на войну, но манометры производста 80г.прекрасно светятся в темноте. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах