Опубликовано: 23 января, 2014 Можно попробовать перечислять ему названия озёр. В этом случае больше надежды, что вспомнит. Судя по этим двум названиям там все озера такие? Не вспомнит. Вот вариант с картой лучше. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 января, 2014 Если услышать название озера первый раз, то , конечно, оно ни о чём не говорит. Но когда ты это пережил, достаточно небольшой подсказки и оживает картинка как в кино. Тем более далёкая память у стариков намного лучше ближней. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 января, 2014 Названия уж больно схожие Топ, Тунг... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 января, 2014 да... и еще надо в архиве эти эпизоды внимательней посмотреть... К сожалению не имею возможности.. далеко от Москвы.. Неплохо бы конечно взглянуть оперативные журналы 19 ГИАП и 828 ШАП, ведь именно прикрывая группу Ил-2 Рубанова 24 февраля при налете на тот же немецкий аэродром (Тунгозеро) был сбит ГСС м-р Фомченков, л-ты Сверкунов и Лелик все на Р-39 (Сверкунов похоронен на ст. Боярская Кировской ж/д, где находился аэродром, Лелик не найден, Фомченков не найден) Наши заявили тогда 6 сбитых, но немцы признают только один Ме-109, в литературе и этот бой описан в стиле агитки, где Фомченков прощально покачав крыльями направил горящий самолет на склады ГСМ вражеского аэродрома (?) По донесению бой происходил в 45 км на юго-восток от этого самого аэродрома, и самолет Фомченкова по словам вернувшихся летчиков после схождения в лобовой с ФВ-190 (с учетом что фока выплевывает 8,5 кг свинца в сек. немудрено) был поврежден, перевернулся и упал на землю (озеро?), Сверкунов сел на вынужденную и был найден много позже недалеко от самолета, когда наши освободили территорию от врага. По немецким документам после посадки к нему был направлен взвод солдат, оказал яростное сопротивление, а затем застрелился... В том же бою потеряли один Ил-2 (фамилии не нашел). Спустя месяц с небольшим при штурмовке на отходе - еще четыре Ил-2 были потеряны. Да, еще 14 января 1944 во время, опять- таки, в результате атаки того же аэродрома, был потерян еще один Ил-2. (не менее драматичная история, прикрывали тот же 828 ШАП. Группа штурмовиков Ил-2 под прикрытием "Киттихок" и ЛаГГ 760 иап (ведущий группы - ГСС м-р Королёв В.И.) нанесли удар по аэродрому противника Тунгозеро. 1 Ме-109 Ф-4 был уничтожен. Немецкие лётчики заявили 2 победы: в 10.28 лт.Штефан сбил ЛаГГ-3, одновременно уфц.Вельтайм - 1 Ил-2. 760 иап потерял 1 "Киттихок", (по данным Момбеека) В наградном листе м-р Королева говорится, - м-р Королев совершил вынужденную посадку на территории противника. Будучи раненым, он 4 дня выходил к своим войскам. Советские летчики сбили в составе тройки (Кузнецов Н.А., Будников А.В. и Маслов Ф.Д.) 1 самолет Ме-109. Итого в этом районе шесть сбитых Ил-2 за три месяца с января по 02 апреля. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 января, 2014 Все не могу уняться... зима... Вот нашел в каких доках должно быть подробно описаны события 24.02.1944. - ЦАМО ф.342; оп.5440; д.222а; л. 55-56. Вдруг кто-то будет в архиве, может глянете? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 января, 2014 Я Вам в личку написал, будет интересно - пишите. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 мая, 2014 Могу добавить:- Нечаев Анатолий Ефимович, лейтенант, командир звена 02.04.44г. сбит при БШУ аэр. Тунг-озеро, не вернулся с б\з, вынужденная посадка, плен, был в лагерях Лодзь, Кометау, освобожден из плена в 1945г., вернулся в полк, ЖИВ воздушный стрелок ст.сержант Карташов Андрей Терентьевич, тоже попал в плен, но судьба его не известна... Самолет Нечаева имел номер: 3554 Все верно, был сбит посадил самолет на озеро. Умер в 2005 в Новокузнецке, инсульт. пс. блин случайно наткнулся на форум ваш... внук я его) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 мая, 2014 Могу добавить:- Нечаев Анатолий Ефимович, лейтенант, командир звена 02.04.44г. сбит при БШУ аэр. Тунг-озеро, не вернулся с б\з, вынужденная посадка, плен, был в лагерях Лодзь, Кометау, освобожден из плена в 1945г., вернулся в полк, ЖИВ воздушный стрелок ст.сержант Карташов Андрей Терентьевич, тоже попал в плен, но судьба его не известна... Самолет Нечаева имел номер: 3554 Все верно, был сбит посадил самолет на озеро. Умер в 2005 в Новокузнецке, инсульт. пс. блин случайно наткнулся на форум ваш... внук я его) Здравствуйте! Спасибо что откликнулись! А у Вас сохранились воспоминания деда? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 августа, 2014 Освежу тему. Был на Топозере. Для себя решил, что буду проверять все и шерстить окрестности металлоискателем до умопомрачения. Начал с ныряния. Благо вода была +18С. Нырял без снаряги, на дыхалке, и не глубже 3 метров. Выловил кучу дюралевых остатков обшивки, куски брони, аэродинамический обтекатель то ли 37 мм пушки, то ли шасси... смущает отверстие по центру... фото прилагается. Потом начал махать клюшкой, но количество растительности не способствовало поиску, нашел в ста метрах патрон 7,62 с аббревиатурой VPT, похоже финский. Обреченно начал обследовать бронекорпус и остатки шасси и крыльев... Лазал по нему часа полтора - одни технологические номера и штампы ОТК... И вот! Обратил внимание на кусок металла, приклепанный к броне, защищающей бак сзади. Внимательно осмотрев увидел выбитый номер. Почистил - 15693, возможно 15893. Фото прилагаются. Насколько я понимаю 93 - это номер самолета, выпущенного заводом №1 из серии 158(6)..? Да? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 августа, 2014 Номер, очевидно, технологический. На заводе №1 до 15000 до конца войны не добрались. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 августа, 2014 А какой смысл техномер приклепывать к готовой детали? Не проще выбить прямо на ней? Это так.. мысли вслух... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 августа, 2014 А какой смысл техномер приклепывать к готовой детали? Не проще выбить прямо на ней? Это так.. мысли вслух... На задней бронеперегородке приклепывали шильду с левой стороны с номером бронекорпуса, обтекатель с ВЯшки 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 августа, 2014 А какой смысл техномер приклепывать к готовой детали? Не проще выбить прямо на ней? Это так.. мысли вслух... На задней бронеперегородке приклепывали шильду с левой стороны с номером бронекорпуса, обтекатель с ВЯшки Ясно... значит номер ничего не дает...печалька... будет чем заняться на следующий год... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 сентября, 2014 Не удержался, съездил еще раз.. понырял.. холодно ваще... Выловил кучу брони расколотой, снаряды от вяшки бронебойные, кусок поршня и лючок. На обратной стороне трудно читаемый номер. Это может быть номером самолета? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 сентября, 2014 Не удержался, съездил еще раз.. понырял.. холодно ваще... Выловил кучу брони расколотой, снаряды от вяшки бронебойные, кусок поршня и лючок. На обратной стороне трудно читаемый номер. Это может быть номером самолета? да,это номер с-та 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 сентября, 2014 А что читается? 33-7х? Или 33х7? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 сентября, 2014 Ну, наконец, хоть что-то... )) Имеем: гильзы от Вя 43 год, номер, конечно убитый 33 это точно, а дальше возможно тире и 7,а может и 6.. не разобрать, фоткал сразу,как из воды поднял, через день уже почти ни фига не видно было... Самолет 7ВА, возможно 828 шап (базировался в Колежме), а возможно 839 шап, который тоже принимал участие в штурмовых ударах по немецким аэродромам Тунгозеро и Понтсаленйоки. Так же 17 ГШАП, полк базировался на аэродромах Подужемье, Африканда, Лоухи, в конце февраля 1943 г. перебазировался в Заполярье (аэродромы Мурмаши, Шонгуй, Мончегорск). У кого-нибудь есть в базе данные по потерям 43-44 год этих авиаполков? Да, выловленные куски дюраля покрашены в темно-зеленый и черный цвета, вероятно сбит не зимой... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 сентября, 2014 Убрал в ФШ все цвета кроме черного и зеленого .. первые две цифры очевидны 33, далее либо тире, либо была все же цифра, последняя похоже на 6 или 0 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 сентября, 2014 У меня в базе есть: Ил-2 № 3360 из состава 839 ШАП 260 САД 7 ВА сбит 8 июля 1944 года летчик лейтенант Лазарев В.С. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 сентября, 2014 Спасибо, Илья! Появилась первичная инфа, что самолет был вытащен из воды после войны силами бригады лесорубов. Останки пилота и стрелка были захоронены на соседнем острове, т.к. у места, где самолет вытащили - сплошной гранит. В 70-е (возможно раньше) останки перезахоронили в Кестеньге на мемориале Курган Славы. Через "шестое рукопожатие" нашел человека в п. Пяозеро, который попробует в Кестеньге узнать, что кто помнит по этому самолету, ну и конечно посмотрит, есть ли фамилии летчиков на могиле. Очень надеюсь, что они не безымянные там лежат и вопрос можно будет закрыть по данному Илу. В ОБД не нашел такую фамилию по датам... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 сентября, 2014 Сегодня на работе посотрю, что есть еще... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 сентября, 2014 .. первые две цифры очевидны 33, далее либо тире ..., последняя похоже на 6 или 0 Больше похоже, что последняя цифра - 6. Перед ней, как вариант, 2. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 сентября, 2014 668 шап так же может оказаться, базировался в Подужемье до марта 1944, потом на Полярном круге. Да, хочу добавить по Лазареву В.С. - нашел список безвозвратных потерь по 260 САД за июнь-июль 1944 http://www.obd-memorial.ru/html/info.ht ... 598&page=1 нет его там... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 30 сентября, 2014 Пробил по наградам л-т Лазарев Владимир Сергеевич 1923 г.р. жив был в феврале 1945 и воевал после Карельского на Белорусском фронте. Так что это не тот Ил... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 октября, 2014 Спасибо, Илья! Появилась первичная инфа, что самолет был вытащен из воды после войны силами бригады лесорубов. Останки пилота и стрелка были захоронены на соседнем острове, т.к. у места, где самолет вытащили - сплошной гранит. В 70-е (возможно раньше) останки перезахоронили в Кестеньге на мемориале Курган Славы. Через "шестое рукопожатие" нашел человека в п. Пяозеро, который попробует в Кестеньге узнать, что кто помнит по этому самолету, ну и конечно посмотрит, есть ли фамилии летчиков на могиле. Очень надеюсь, что они не безымянные там лежат и вопрос можно будет закрыть по данному Илу. В ОБД не нашел такую фамилию по датам... Пока печалька... (( На Кургане Славы отдельного захоронения летчиков не обнаружено, в администрации Кестеньги предоставили список, тех кто там лежит - 1200 фамилий (год рождения - год гибели, род войск не обозначен). Местных, которые бы помнили что-то связанное с этим Илом, пока не нашлось... вот такие дела. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 октября, 2014 Прочесть бы номер точнее... у Ивана Дьякова есть все потери (списание) всех самолетов 7 ВА... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 октября, 2014 Ну, к сожалению, есть, только то что мы видим... 33х6 и период с 1943 по 1944 (скорее всего лето). То что я найду еще номерные детали на дне бухты, я уверен, но это только летом следующего года... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 октября, 2014 Попросил Ивана Александровича посмотреть по тому что есть... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 октября, 2014 Добрый день. Вот что есть. Самолет №1873360 отправлен 07.07.1944 в ПАМ-7, как вариант - летчик Лазарев был сбит, но остался жив. Поэтому его нет в денесениях. Под предполагаемый номер подходит: самолет Ил-2-2 №1873363 , боевая потеря. По документам 7 ВА проходит 27.03.1944, по документам 260 САД 29.03.1944. Вместе с ним в один день потерян еще один Ил-2-2 № 1873863. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 октября, 2014 Если переставить пары цифр, то еще такие варианты: 260 САД: №303633 27.06.1944 - боевая потеря, 06.07.1944 - №1871933 - боевая потеря, 05.07.1944 - №1878033 - боевая потеря. 261 САД: №1874133 06.04.1944 - боевая потеря. 257 САД: 29.06.1944 №1876533 - списан по аварии, 24.06.1944 №1875833 - сбит ЗА, 30.06.1944 №1872233 - списан по аварии, 14.07.1944 №1872733 - не вернулся с боевого задания. 7 ВА: 02.10.1943 №1875433 - боевая потеря. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах