Constrictor59

Ил 2 Кумское водохранилище (Топозеро_

75 сообщений в этой теме

Первый раз я увидел этот с-т пять лет назад и почти каждый год наблюдаю, как от него ничего не остается (( Изначально по нему прошлись металлисты, почти весь дюраль срублен, двигла нет, похоже по льду зимой уволокли.. осталась бронекапсула и куски крыльев со стойками шасси... Может кто сталкивался с его историей? Номер нигде обнаружить не удалось, только технологические, по всей видимости...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добавлю фото с номерами, которые удалось найти на частях и шасси (где в том числе год выпуска 43). Лежит все это дело в южной части озера на небольшом острове. Вода была теплая понырял с маской, достал одну крупную часть и множество мелких осколков, в том числе от двигателя (силуминовые). Похоже с-т упал плашмя с плоского штопора, прямо под бронекапсулой крошки стекла, хотя может и вынужденная... у кого какие мысли по установлению имени пилота?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

30 5 43 не может быть число месяц год? Это предположение... На гильзе ничего не смог рассмотреть.. гладкое все...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По моему номер, выбитый керном, 0448 и есть номер самолёта. Там ещё на круглом лючке есть какой-то номер. Хорошо бы его тоже посмотреть.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
По моему номер, выбитый керном, 0448 и есть номер самолёта. Там ещё на круглом лючке есть какой-то номер. Хорошо бы его тоже посмотреть.

11819 еще натуральнее выглядит.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Обычно пишут или четырёхзначный номер, или шести-семизначный.

Тут ликбез слишком долго придется проводить. Вариантов гораздо больше.

0448 действительно похож на сокращенный номер завода №18 или 30

11819 похож на полный номер завода №1 в 1944 году.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А где вы усмотрели год выпуска 1943?

И какой год выпуска гильзы ВЯ, не смотрели?

Гильза голая.. ничего не удалось разглядеть(((

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Коллеги! Керном номер самолета не наносился... Такой брони с технологическими номерами сделаными керном до дури на каждом Ил-2...

Вообще фото очень знакомое, мне кажется как-то у нас на форуме уже обсуждался данный самолет...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из доступных источников более-менее складывается следующая картина. С-т явно из 7 Воздушной армии. Если бы еще удалось привязать его к конкретному году... В период по ноябрь 42 год на этом направлении действовал 17 ГШАП 26 Армии , в частности совершали налеты на немецкий аэродром в районе Тунгозера. Потом была сформирована 7 ВА куда 26 Армия вошла, как 261 ШАД, в ее составе остался 17 ГШАП и 828 ШАП. Налеты на аэродром Тунгозеро продолжались и в 43 году силами 828 ШАП. Насколько я понял, они базировались на аэродроме Лоухи. Может у кого есть данные по потерям 17 и 828 в период 42-43? К сожалению не имею возможности съездить в Москву, чтоб посетить ЦАМО. Согласен с Ильей по вопросу определения номера... набитые керном - скорее это технологические номера, на круглом лючке так же выбит номер, но не керном, а чеканами (40 07772). Есть вероятность, что двигатель при ударе улетел в воду. Я нырял неглубоко, дно бухточки усеяно мелкими обломками дюраля и железа, дно каменистое и слегка заилено... снарягу надо, однако...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В 2009 году мне кто-то уже присылал эти фотографии и именно с указанными (технологическими) номерами:[attachment=1]DSC_0113.JPG[/attachment][attachment=0]ил_карелия_1.jpg[/attachment]

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 2009 году мне кто-то уже присылал эти фотографии и именно с указанными (технологическими) номерами:[attachment=1]DSC_0113.JPG[/attachment][attachment=0]ил_карелия_1.jpg[/attachment]

Да, это я присылал... после этого каждый год езжу на Топозеро, заглядываю к самолету заодно... Время прошло, может новые доки появились.. хочу все ж установить кто летал, пока совсем не расстащили. Попробую понырять со снарягой, может чего и найду.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Понятно... надо номера искать... пока нет номеров по нему мало что удастся установить... В этом районе есть потери у 828 ШАП в апреле 1944 года

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Понятно... надо номера искать... пока нет номеров по нему мало что удастся установить... В этом районе есть потери у 828 ШАП в апреле 1944 года

Да, я тоже нашел предварительную информацию на 02 апреля 1944 года в 19.16 - 19.25 летчики 4/JG 5 в районе Тунгозеро отражали налет 11 Ил-2 828 шап (ведущий к-н Рубанов) под прикрытием 10 Ла-5 261 сад. Наши потеряли 4 штурмовика (один пилот попал в плен, два погибли, по остальным членам экипажа данных нет), по два самолета от вражеских истребителей и зениток. Немецкие истребители претендуют на 6 побед, советские летчики - на 4 сбитых Ме-109 (один из которых был сбит стрелком Ил-2). Место падения Ила находится в 50 км от Тунгозера. Кстати, на броне моторного отсека следы попадания 15-20 мм снарядов, один - почти пробил...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В догонку инфа по февралю 1944 24 февраля 1944 г.

Группа Ил-2 под прикрытием 6 "Аэрокобр" 19 гиап наносила удар по ледовому аэродрому противника Тунгозеро. В то же время с аэродрома Понтсаленйоки вылетели истребители 8./JG 5 с целью сопровождения штурмовиков ФВ-190 из 4./SG 5 (бывшей 14.(Jabo)/JG 5). В 45 км к юго-востоку от немецкого аэродрома разгорелся воздушный бой (как раз недалеко от места падения Ила, на соседнем острове я находил мелкие части дюраля и трубок, явно самолетного происхождения) В результате боя немцы признают потерю 1 Ме-109 Ф-4, летчик уфц.Бадер, советская истребительная авиация лишились трёх опытных воздушных бойцов: командира эскадрильи м-р Фомченкова, л-т Сверкунова и л-т Лелик. Согласно советским наградным листам м-р Фомченков записал на свой счет 1 ФВ-190, л-т Фабристов - 1 ФВ-190 и 1 Ме-109, л-т Журавлев - 1 ФВ-190 и 1 Ме-109, л-т Сверкунов - 1 Ме-109.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Есть информация что 03.04.44 4Ла-5 уничтожили посаженный на лед ИЛ-2 в р-не острова Жилой (Топозеро)

Ого! Это интересно.. совпадает с налетом наших вечером 02.04.44 на аэродром Тунгозеро, как раз Лавочки прикрывали... можно предположить, что несовпадение чисел из-за того что "добивали" на следующий день. Правда о. Жилой далековато от этого места, около 15 км, но как ориентир с названием вполне подходит. А откуда инфа?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вообще очень интересный район для поиска, только в период за февраль - апрель в юго-западной части озера было сбито четыре Ил2, три Р-39, два Ла-5, четыре Ме-109. Командир эскадрильи (19 ГИАП) ГСС м-р Фомченков согласно документам о потерях сгорел вместе с самолетом. Кстати в этом районе стояла оборудованная немецкая зенитная позиция, прямо на берегу в лесу.. до сих пор площадки остались... Большой минус, что глушь и без дорог...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дык, озеро огромное! Четвертое место в Карелии по величине после Ладоги, Онеги и Выгозера... в самом озере вряд ли возможен поиск, слишком велика акватория и глубины, ухохочешься бороздить))) Я говорю о юго-западной части берега, дремучей тайги и болот... Кстати, тут подумал, -вариант, что найденный Ил "добивали" с воздуха свои маловероятен, он не горел, дерево на нем целое... да и сел не на лед, а на остров... в общем гадание будем прекращать методом поиска какой нить детали с номером ... и еще вот на этой детали (похоже закрылок. ) что за номера? Может это быть номером самолета?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дык, озеро огромное! Четвертое место в Карелии по величине после Ладоги, Онеги и Выгозера... в самом озере вряд ли возможен поиск, слишком велика акватория и глубины, ухохочешься бороздить))) Я говорю о юго-западной части берега, дремучей тайги и болот... Кстати, тут подумал, -вариант, что найденный Ил "добивали" с воздуха свои маловероятен, он не горел, дерево на нем целое... да и сел не на лед, а на остров... в общем гадание будем прекращать методом поиска какой нить детали с номером ... и еще вот на этой детали (похоже закрылок. ) что за номера? Может это быть номером самолета?

технологические номера..

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Продолжу умозаключения, после ночных посиделок в инете... 02.04.44 во время штурмовки аэродрома Понтсаленйоки (в 13 км от зимнего Тунгозеро), на который по данным разведки прибыли бомбардировщики ю-88 и Хе-111, из 12 Илов были сбиты 4. Два прямо над аэродромом летчики л-т Нечаев Анатолий Ефимович, мл. л-т Винокуров Николай Тимофеевич (оба погибли со стрелками) 828 ШАП 261 САД, по журналу потерь проходит еще л-т Иванов Иван Александрович, где упал самолет неизвестно, но по данным немцем один пилот (стрелок?) числится попавшим в плен. Группу воглавлял, как уже упомянуто капитан Рубанов, с-т которого при отходе был подбит и практически упал на краю озера.. собственно его воспоминания : "После атаки я подал команду: “сбор!” Немцы продолжали яростно атаковать нас. Стрелок Анатолий Лаврентьев крикнул: “Слева “мессеры”! и открыл по ним огонь. Один из них задымился. Но тут же появились еще два. Я не заметил, как один из них подкрался сзади. Самолет задрожал и стал терять высоту. В кабине появился дым, приборная доска разбита. Но самолет был управляем. Я почувствовал, что по лицу течет что-то теплое. Левая рука сильно заныла. Решил идти на вынужденную посадку и по радио передал командование своему заместителю капитану Боровкову. Впереди увидел озеро. Надо было дотянуть до него. Я почувствовал, как самолет стал касаться верхушек деревьев, потом — сильный удар. Крылья отлетели, а кабина с центропланом рухнула на лед озера. Я понял, что мы со стрелком сбиты, и самолет упал на занятую немцами территорию. На центроплане увидел фигуру человека. Сразу узнать его не смог, и рука потянулась за пистолетом. Оказалось, что это мой стрелок Лаврентьев. Он дергал фонарь, пытаясь его открыть. Попробовали вдвоем — не получается. Тогда я сказал Толику: “Иди к нашим. Если доберешься, все расскажешь. Я буду драться до последнего, в плен не сдамся. Ты же знаешь, как они поступают с коммунистами”. Но Толик ответил, что не бросит меня. Я попытался встать, но резкая боль пронзила спину. С горем пополам, сняв куртку и гимнастерку, я таки выбрался через форточку. Обнялись с Толиком и плакали от счастья. Живы!

По карте мы определили: до линии фронта 65 километров. Достали лыжи (они всегда были в самолете) и ушли в лес. Пять долгих дней и ночей мы пробирались к своим. Прошли мимо немецких постов, через минное поле. Были на волоске от смерти, но, к счастью, нам везло. Обессилевших, голодных и чудом не замерзших нас обнаружили свои и привели в землянку. Через два дня прилетел командир полка Краснолуцкий."

Найденный Илюша действительно лежит практически на берегу, на небольшом островке, зимой вполне можно подумать, что на льду... одно крыло отсутствует практически полностью, второе на на треть... Километраж 65 совпадает, где-то так и будет... Как можно узнать какой номер самолета на тот момент был у ГСС к-на Рубанова, может у кого в база 7 ВА есть списаные потери в апреле 44?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Могу добавить:

- Нечаев Анатолий Ефимович, лейтенант, командир звена

02.04.44г. сбит при БШУ аэр. Тунг-озеро, не вернулся с б\з, вынужденная посадка, плен, был в лагерях Лодзь, Кометау, освобожден из плена в 1945г., вернулся в полк, ЖИВ

воздушный стрелок ст.сержант Карташов Андрей Терентьевич, тоже попал в плен, но судьба его не известна...

Самолет Нечаева имел номер: 3554

- Иванов Иван Александрович, мл.лейтенант, командир звена

02.04.44г. в р-не Лоухи не вернулся с б\з, попал в плен 13.04.44г., освобожден 09.05.45г.

(о стрелке информации нет)

- Экипаж Винокурова - Атаманюк - погиб

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ух! Спасибо, Илья! Нечаев и Иванов числятся в списках безвозвратных потерь в ОБД... Написал в Запорожье, где сейчас живет Рубанов П.А. может свяжутся с ним, поспрошают карту с местом падения покажут... правда ему уже 93 года...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Докладываю о проделаной работе. Нашел телефон ГСС Рубанова Петра Акимовича. Позвонил. Для человека в 93 года вполне здорово общается! Многие в 70 так складно не говорят. Извинился и честно признался, что не помнит уже очень многого, особенно названий озер кроме Топозера и Тунгозера... но достаточно уверенно сказал, что его самолет был сбит не над ними... эх, поговорить бы с ним лет десять назад...

Короче, надо нырять летом в поисках номера...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

да... и еще надо в архиве эти эпизоды внимательней посмотреть...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Можно попробовать перечислять ему названия озёр. В этом случае больше надежды, что вспомнит.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Можно попробовать перечислять ему названия озёр. В этом случае больше надежды, что вспомнит.

Да по уму, хорошо бы ему карту показать... но у него в доме ни кто с инетом не дружит, он, как я понял, живет с дочерью 69 лет...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу