Командир Николаич

летчик Лошаков Николай Кузьмич, побег из плена на самолете

142 сообщения в этой теме

Вчера исполнилось ровно 70 лет со дня подвига Н.К. Лошакова, в этом году еще одна годовщина, в декабре исполнилось бы ему 90 лет...

Провели лекцию, показали фильм 1961 года и фильм Георгия Чухрая "Чистое небо"

Помнят тогда, когда напоминают. Поэтому решил создать тему объединенного материала, особая благодарность тем, кто предоставил материалы в наш музей: И.Прокофьеву, С. Таскаеву (командир отряда имени летчика-истребителя Н.К.Лошакова. Сыктывкар) и исследователя судьбы летчика Ц. И. Зильберг

Подвиг Николая Кузьмича Лошакова

[attachment=0]фото 2.jpg[/attachment]

Ночью 12 августа 1943 года на колхозное поле у деревни Бритино Маловишерского района Новгородской области совершил посадку немецкий самолет «Шторх». Это был многоцелевой самолет поддержки сухопутных войск - физелер Fi 156 - «Storch», что в переводе с немецкого обозначает - «аист». Из поврежденного самолета вышли два летчика, в немецкой форме, они стали обниматься, плясать и разговаривать по-русски. Об этом происшествии вездесущие местные мальчишки Миша Веселов, Яша Сидоров и Ваня Кудрявцев сразу же сообщили председателю колхоза. Он вызвал сотрудников «СМЕРШа» Волховского фронта.

Спустя некоторое время эти два «странных» летчика были арестованы. Поврежденный немецкий самолет увезли. Уже впоследствии стало известно, что летчиками были гвардии младший лейтенант Николай Кузьмич Лошаков и красноармеец Иван Александрович Денисюк, совершившие побег из немецкого плена на самолете.

Они считаются первыми, кто совершил такой побег из плена, потом будут и другие случаи. Самый известный побег - старшего лейтенанта Михаила Петровича Девятаева.

Так получилось, что о судьбе и подвиге М.П. Девятаева, который

8 февраля 1945 года совершил побег с секретного немецкого полигона Пенемюнде, расположенного на острове Узедом (Неер) в Балтийском море с группой советских военнопленных, захватив немецкий самолет «Хейнкель-111» и перелетев на нем через линию фронта, знают многие. И хотя слава и известность к Михаилу Петровичу Девятаеву пришли намного позже совершенного им подвига, но он был не единственным летчиком, сумевшим бежать из плена на самолете. В этом списке он был только седьмым или восьмым из одиннадцати летчиков. Но он стал первым летчиком, которого называли человеком-легендой. О нем были написаны книги и сняты фильмы. Только ему присвоено звание Героя Советского Союза - «за проявленные мужество, отвагу и героизм…». Правда, уже спустя годы, после войны.

Но первыми в списке совершивших побег считаются Николай Кузьмич Лошаков и Иван Александрович Денисюк.

Родился Николай Кузьмич Лошаков 17 декабря 1923 года в селе Малинино Тимашевского района Краснодарского края в крестьянской семье.

После школы обучался в аэроклубе на пилота, а в мае 1941 года поступил в Краснодарское военно-авиационное училище летнабов и штурманов.

Закончил училище Н.К. Лошаков в мае 1942 года в звании сержанта, по специальности «летчик-истребитель». Он был направлен в запасной авиаполк города Кадникова Сокольского района Вологодской области.

18 ноября 1942 года Н.К. Лошаков был направлен на фронт в состав 286-го истребительного авиаполка 13-й Воздушной армии и участвовал в обороне Ленинграда.

К концу мая младший лейтенант Лошаков, летчик 14-го гвардейского Ленинградского ордена Красного Знамени истребительного авиаполка им. тов. Жданова имел уже 119 боевых вылетов, в которых лично сбил 2 немецких самолета и 1 самолет в составе группы.

27 мая 1943 года Н.К. Лошаков вернулся из первого боевого вылета на поврежденном самолете, поэтому на второй вылет был вынужден взять запасной самолет «Як-1 б».

Так свой последний 121-й боевой вылет вспоминал Николай Кузьмич Лошаков:

«Когда я находился над вражеской территорией около 61 км и на высоте

7000 м, мотор моего истребителя стал сдавать обороты. Ведущий группы капитан Баранов дал по радио мне указание, чтобы я вернулся на аэродром один, без прикрытия. Выполняя приказ, я развернул свой самолет в сторону Ленинграда. Вот здесь и началось…

С трудом отбившись с неисправным мотором от наседавшего в «хвост» ФВ-190 (Focke -Wulf Fw 190 Wurger - Фокке - Вульф Fw 190 «Сорокопут» - И.Н.), я увидел ниже себя на встречном курсе «Ме-110» (Messerschmitt Bf.110 - И.Н.) который один возвращался с нашей стороны. Поддавшись искушению, я бросил свой ястребок на фашиста, открыв по нему в пикирующем положении огонь со всех точек. «Ме-110» удалось удрать с подбитым правым мотором, но зато я оказался через некоторое время зажатым в «клещи» двумя «ФВ-190». Из-за двух предыдущих «встреч» я потерял время и высоту, а неисправность мотора не давала возможности вырваться из этих «клещей». Я был тяжело ранен в левую руку и ногу. Самолет, изрешеченный пушечным и пулеметным огнем фашистов, вскоре загорелся. Мне удалось дотянуть до своей территории и выпрыгнуть с парашютом с горящего самолета, но сильно дувший встречный ветер отнес меня в окопы фрицев…»

Н. Лошаков выпрыгнул с парашютом из горящего самолета в районе Синявино (по другим данным в районе Келлколово Мгинского района) Ленинградской области и попал в плен. Его направили в госпиталь для военнопленных, где ему сделали операцию и перевязали. Затем его перевезли в концлагерь г. Риги, где после многочисленных допросов он дал согласие на службу в немецкой авиации (так называемой «Авиации РОА»). В ходе допросов Лошакову удалось убедить немцев, что он «молодой» летчик, только что прибыл в полк и был сбит в первом бою, но свое согласие он дал только с целью бежать из плена любой ценой и любыми путями. В ходе операции и перевязок ран ему удалось спрятать под бинты свою кандидатскую карточку ВКП(б). Хранить при себе такой документ в плену, одно только это свидетельствует о мужестве этого человека. Ведь если бы кандидатскую карточку нашли, это была бы уже верная смерть.

В плену он предпринимал попытки побега, но только последняя увенчалась успехом (когда его перевезли в аэродромную команду на полевой аэродром у города Остров Псковской области). Здесь он познакомился с военнопленным –бывшим пехотинцем Иваном Александровичем Денисюком, в обязанности которого на аэродроме входила заправка бензином немецких самолетов. После нескольких бесед Н. Лошаков понял, что ему можно доверять и вместе легче осуществить дерзкий план побега из плена на самолете.

В ходе подготовки побега они изучили работу аэродрома, расположение самолетов на поле, расписание караульной службы, изучили расположение приборов на немецких самолетах, достали немецкую форму.

Несколько почти верных попыток побега сорвались, но 11 августа 1943 года, наконец, подвернулся подходящий случай.

Вечером на летное поле приземлился на самолете «Шторх» комендант аэродрома Алоиз Мойзиш. Самолет сразу же стали заправлять топливом для следующего полета, а комендант и второй пилот Густав Хойлер пошли на ужин… Этот верный шанс беглецы и использовали… Переодевшись в немецкую форму, проникли в самолет и взлетели.

Немцы сразу же организовали погоню, оповестили все службы об угоне самолета, на перехват были высланы истребители, которые почти догнали и обстреляли самолет, но сбить не смогли. Досталось беглецам и от огня немецких и наших зенитных батарей. Самолет получил около девяти пробоин, а Лошаков получил легкое ранение.

Через три часа полета самолет, пролетев более 400 километров, приземлился на поле у деревни Бритино Маловишерского района. Н. Лошаков и И. Денисюк рассказали председателю колхоза, а потом и представителям военной контрразведки об обстоятельствах своего побега на самолете. Н. Лошаков также показал сохраненную им в плену карточку кандидата ВКП(б), но им не поверили…

12 августа 1943 года Лошаков и Денисюк были арестованы. В ходе многочисленных допросов с применением физического воздействия Денисюк не выдержал и дал «признательные» показания, а вот Лошакова следователям не удалось «сломать», он не признал предъявленных обвинений, и не подтвердил «признательные» показания своего напарника.

4 декабря 1943 года Особое совещание (ОСО) при НКВД СССР признало их виновными по статье 58–1б Уголовного кодекса РСФСР - «за измену Родине во время пребывания в плену» и назначило наказание И.А. Денисюку в виде 20 лет лишения свободы, а Н.К. Лошакову - 3 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовых лагерях.

В январе 1944 года Лошаков был направлен в «Воркутлаг». И хотя срок его истекал только 12 августа 1946 года, уже 12 августа 1945 года, благодаря рекомендациям руководства лагеря и положительным характеристикам, он был освобожден от дальнейшего отбывания наказания со снятием судимости.

После освобождения он остался жить и работать в Воркуте, устроился авиамотористом в авиаотряд комбината Воркутауголь и вскоре был назначен на должность начальника центрального аэропорта авиаотряда. Участвовал в спасении людей со льдины после аварии тяжелого самолета в Байдарацкой губе и в розысках пропавшего экипажа командира авиаотряда Зайцева в январе 1947 года.

В дальнейшем Н.К. Лошаков связал свою жизнь с горным производством - шахтами объединения Воркутауголь. Работая шахтером, за безупречную работу и выслугу лет он получил нагрудный знак «Шахтерская слава» трех степеней, звание «Почетный шахтер СССР» и «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР».

В 1951 году досрочно, после отбытия семи лет лишения свободы, был освобожден и И.А. Денисюк.

В 1958 году Н.К. Лошакова реабилитировали, а И.А. Денисюка - только через четыре года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года № 3537-VI лейтенант запаса Лошаков Николай Кузьмич за совершенный подвиг был награжден орденом «Красной Звезды». Впоследствии ему вручили медаль «За оборону Ленинграда» и медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Главнокомандующий Военно – Воздушных Сил СССР, заместитель Министра обороны СССР Константин Андреевич Вершинин, пригласив Николая Кузьмича Лошакова в Москву, объявил ему благодарность «за стойкость и мужество, проявленные при нахождении в плену и побег из плена на вражеском самолете», и подарил ему охотничье ружье марки ИЖ-54241.

До настоящего времени многие исследователи недоумевают, почему все же Н.К. Лошакову не присвоили звание Героя Советского Союза. Так получилось, что его наградили за совершенный им подвиг орденом «Красной Звезды» и повторное награждение было бы просто неуместно. Выход из данного положения был только один - отменить ранее вынесенный Указ и вынести другой. Это было бы определенной проблемой. Возможно, именно поэтому и не стали создавать себе лишних проблем. А наградное охотничье ружье ИЖ-54, которое вручили летчику, маловероятно, что было простым серийным, скорее всего оно было сделано на заказ. Подобные ружья и тогда, и сейчас являются лучшими бескурковыми ружьями - мечтой любого охотника.

В 1969 году Лошаков был приглашен союзом немецкой молодежи в ГДР. Молодые немцы хотели встретиться и пообщаться с человеком из легенды. В Берлине Лошаков встретился и с владельцем ресторана Отто Блаттом, который в день его побега служил охранником на аэродроме и чудом избежал расстрела... Была трогательная встреча и с летчиком Густавом Хойлером, который и рассказал, что после его побега комендант аэродрома Алоиз Мойзиш, чей самолет угнал Лошаков, узнав, что похищенный самолет не догнали, застрелился…

Незадолго до смерти Н.К. Лошаков вернулся на родину в г. Краснодар, а 14 февраля 1984 года он умер.

В 1961 году на экраны страны вышел художественный фильм режиссера Григория Чухрая «Чистое небо», рассказывавший о судьбе и подвиге летчика Алексея Астахова (играл актер Евгений Урбанский), но мало кто знает, что прототипом героя Евгения Урбанского был летчик-истребитель Николай Лошаков.

Аналогичные подвиги совершили около пятнадцати летчиков, но официально пока признано только восемь: Н.К. Лошаков, А. Ковязин, В. Муратов, В. Москальц, П. Чкуасели, А. Карапетян, М. Девятаев, С. Вандышева.

Хронология остальных подвигов примерно такова:

- 4 октября 1943 возле г. Ржева приземлился на самолете «Ме-110» летчик лейтенант Аркадий Михайлович Ковязин, бежав из плена. Летчик был арестован и осужден, впоследствии реабилитирован и награжден орденом «Ленина».

- В мае 1944 года летчик Владимир Иванович Муратов совершил побег из плена на самолете с аэродрома в Румынии. Пройдя проверку в особом отделе, он вернулся в свою часть, где воевал до конца войны, был награжден двумя орденами «Красной Звезды», двумя орденами «Красного Знамени» и многими медалями.

- 3 июля 1944 года три летчика: старший лейтенант Владимир Сергеевич Москальц, лейтенант Пантелеймон Владимирович Чкуасели и младший лейтенант Арам Саркисович Карапетян, завербованные в плену в «1-ю восточную эскадрилью» Холтерса - Мальцева, угнали сразу 3 самолета Люфтваффе «Arado Ar-66C» и «Gotha Go-145A» (немецкие одномоторные двухместные учебно-тренировочные самолеты - бипланы - И.Н.) с Лидского аэродрома в Белоруссии. 29 декабря 1944 года Москалец, Карапетян и Чкуасели были арестованы. 17 марта 1945 года они были осуждены военным трибуналом Московского военного округа «за измену родине» к 10 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях, с поражением в правах на 5 лет. Реабилитированы определением военной коллегии Верховного суда СССР от 23 марта 1959 года, уголовное дело в отношении них прекращено по вновь открывшимся обстоятельствам.

- 8 февраля 1945 года Михаил Петрович Девятаев совершил побег с группой советских военнопленных: Иваном Кривоноговым, Владимиром Соколовым, Владимиром Немченко, Федором Адамовым, Иваном Олейником, Михаилом Емецом, Петром Кутергиным, Николаем Урбановичем и Дмитрием Сердюковым на самолете «Хейнкель-111» с секретного немецкой полигона Пенемюнде, расположенного на острове Узедом в Балтийском море. Девятаев прошел 10 месяцев фильтрационных лагерей, осужден не был. В 1957 году его подвиг получил известность, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Все остальные беглецы погибли в штрафных батальонах.

- 22 апреля 1945 год майор, летчик-штурмовик Сергей Иванович Вандышев совершил побег из плена на самолете с острова Рюген. По другим данным и материалам архивного дела, версия о побеге на самолете не подтвердилась, да и сам Вандышев в своих кассационных жалобах ни разу не писал о побеге на самолете, а только указывал на то, что был участником восстания военнопленных... Вернулся в часть и воевал до Победы. После войны был осужден. В 50-х годах был освобожден от отбытия наказания из-за полученной инвалидности. 3 декабря 1954 года Постановлением Пленума Верховного суда СССР производство по уголовному делу в отношении С.И. Вандышева было прекращено «за недоказанностью». 6 мая 1994 года Указом Президента России ему присвоено звание Героя Российской Федерации.

Еще известны фамилии бежавших из плена летчиков: Абашидзе, Мартимян, П. Марченко, Н. Петров, но, к сожалению, неизвестны обстоятельства побегов.

Имеются и еще сведения о побегах из плена летчиков на самолетах. Они взяты из литературных источников и сайтов:

1. В начале сентября 1941 года во время очистки аэродрома неизвестный летчик с несколькими военнопленными угнал самолет и улетел за линию фронта.

Источник - «Книга Памяти Украины», в которой имеется ссылка на воспоминания фронтовика В.В. Ковалева - бывшего военнопленного концлагеря «Шталаг-364», информация им получена от военнопленного майора Михаила Александровича Устинова.

2. В октябре 1941 года военнопленный летчик Павел Иванович Цыганков совершил побег на истребителе Ме–109 с Бобруйского аэродрома (Белорусская ССР). Дальнейшая судьба летчика неизвестна.

Источники:

Левин В. Кто угнал самолет?: док. повесть / Левин В., Ципис Н. // Уральский следопыт». - 1972. - № 5. http://www.uralstalker.su/persons_us.html

Левин В. Кто угнал самолет?: док. повесть / Левин В., Ципис Н. // «Красная Печора». - 1972. - 22-27 июля, 1-10, 15, 19-31 августа.

Н. Ципис - «Небо Марка Галлая» - повести, Проза.ру: русскоязычный литературный портал. http://www.proza.ru/2010/09/08/1073

3. В октябре 1941 года военнопленный летчик С.Н. Сетраков совершил побег на самолете с Бобруйского аэродрома (Белорусская ССР). Но попытка была неудачная, под г.Быхов его самолет был сбит истребителями «мессершмитт», летчик вновь попал в плен. Дальнейшая судьба неизвестна.

Источники:

Об итогах областного конкурса «Тут ни прибавить, ни убавить - так это было на войне» - Могилевский облисполком. Могилев, 2012. - http://region.mogilev.by/ru/node/11273

Хроника ОО МОИППК «Виккру» за 2010 год,- Могилевский облисполком. Могилев, 2012. – http://region.mogilev.by/ru/page/khroni ... a_2010_god

4. В январе 1942 года неизвестный летчик - военнопленный угнал с аэродрома немецкий бомбардировщик, произвел бомбардировку аэродрома и улетел. Дальнейшая судьба летчика неизвестна. Из воспоминаний фронтовика Азамата Беслановича Кайтукова бывшего военнопленного.

Источники:

Кайтуков А. Долгая дорога домой // Дарьял». - 2003. - № 1. - Владикавказ. http://www.darial-online.ru/2003_1/kaytuk.shtml

Карданов Т. Подвиг в плену // Пульс Осетии. - Владикавказ. - 2009. http://gazeta.pulsosetii.ru/index.php?o ... &Itemid=39

5. Летом 1942 года военнопленный неизвестный летчик - бывший командир самолета ДБ-ЗФ 212-го отдельного дальнебомбардировочного авиаполка совершил побег на пикирующем бомбардировщике «Юнкерс-87». Перелетел линию фронта, но был впоследствии расстрелян. Из рассказа командира 12-го гвардейского Гатчинского дальнебомбардировочного авиаполка Николая Григорьевича Богданова, записал М.И. Веллер.

Источник:

М. И. Веллер Баллада о бомбере (1996).

http://lib.ru/WELLER/bogdanow.txt_with- ... ures.html#

http://militera.lib.ru/prose/russian/veller1/index.html

6. Осенью 1942 года совершил побег из плена летчик Петр Вересоцкий на немецком самолете–истребителе с Кировоградского аэродрома. После взлета на самолете атаковал и поджег бензохранилище, расстрелял стоявшие на стоянке самолеты. После чего улетел в сторону фронта в направлении Знаменки… Дальнейшая судьба летчика неизвестна. Сведения установлены из рассказов Л.В. Матвиенко, Л.Г. Скороход и А. Андреева.

Источники:

Матвієнко Л.В. Пам’ятники нашого міста: - Реферат //Кіровоградська обласна бібліотека для дітей ім. А. П. Гайдара. Кировоград.

http://librarychl.kr.ua/pro_bib/nah_vud ... h_krai.php

Памятник летчику П. Вересоцкому - ПОМНИТЕ НАС! - Описание памятника: «г. Кировоград (Кіровоград), Кировоградская область, Украина». 2006-10. http://pomnite-nas.ru/mshow.php?s_OID=8433

Козацька толока - Портал гражданской журналистики. Интернет-издание ХайВей. Портал громадянської журналістики. Інтернет-видання ХайВей. 2008. http://h.ua/story/93647/#ixzz20Du6KIMg

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=3]Безымянный.jpg[/attachment]

Фотография Коли Лошакова(9 лет) с мамой Анной Анисимовной

Лошаковой(1905 г.р.), Краснодарский край, 1932.

Коллекция Н.К.Лошакова в Национальном музее РК, передана в музей Ц.И.Зильберг.

[attachment=2]фото 1.jpg[/attachment]

Николай Лошаков, учащийся средней школы им. А.И.Герцена,

Краснодарский край, станица Тимашевская, 1939 г. (ныне г. Тимашевск).

Коллекция Н.К.Лошакова в Национальном музее РК.

[attachment=0]фото 2.jpg[/attachment]

Николай Лошаков – на курсах пилотов аэроклуба при ОСОВИАХИМе

Краснодарской военной авиационной школы. 1940-1941 гг.

Коллекция Н.К.Лошакова в Национальном музее РК.

[attachment=1]фото 3.jpg[/attachment]

Гв.мл.лейтенант летчик-истребитель Н.К.Лошаков: из следственного дела(авг.1943 г.)

Фотография прислана в Сыктывкар из музея семьи Степановых г.Тимашевск Краснодарского края, в 1998 г. Личный архив Ц.И.Зильберг.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

фото 4.jpg[/attachment]

Красноармеец Иван Александрович Денисюк. 1941-1943 гг. Фотография прислана в Сыктывкар в 1998 г. Из личного архива Ц.И.Зильберг. Фотография прислана в Сыктывкар в 1998 г. Личный архив Ц.И.Зильберг.

[attachment=1]фото 6.jpg[/attachment]

Самолет ЯК-1Б (Н.К.Лошаков совершил свой последний 121-й

боевой вылет на самолете-истребителе этого типа). Фотография из Интернета.

[attachment=0]фото 7.jpg[/attachment]

Немецкий учебный самолет Fi 156 Storch «Шторх» (с немец. «Аист»).

Самолет этого типа был захвачен Н.К.Лошаковым, И.А.Денисюком

в августе 1943 г. на аэродроме вблизи г. Остров Ленинградской

области(ныне Псковская обл.). Фотография из Интернета.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

фото 10.jpg[/attachment]

Н.К.Лошаков с отцом Кузьмой Ивановичем и сестрой Лидией(1932 г.р.) 50-е гг.(?)

Коллекция Н.К.Лошакова в Национальном музее РК.

[attachment=0]фото 11.jpg[/attachment]

Лошаков Н.К. среди коллектива бригады(бригадир Малых Ф.И.), занявшей 1-е место по шахте №40 по итогам работы за 1958 г.

Слева-направо: в первом ряду – Малых Ф.И., горный мастер Зубарев Е.И., начальник участка Лошаков Н.К., горный мастер Романюк М.Ф., бригадир комплексной сквозной бригады Берестный С.И., занявший 2-е место по шахте №40. 1959 г.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=3]фото 12.jpg[/attachment]

Вручение знака «Шахтерская слава» III степени Н.К.Лошакову. Награду вручает Команов И.Л, парторг шахты №40 комбината «Воркутауголь» в присутствии горняков и руководства шахты. Коллекция Н.К.Лошакова в Национальном музее РК. 1 марта 1959 г.

[attachment=2]фото 13.jpg[/attachment]

Шахтер Н.К.Лошаков. Воркута, шахта №40 комбината «Воркутауголь», 1959 г.

Коллекция Н.К.Лошакова в Национальном музее РК.

[attachment=1]фото 14.jpg[/attachment]

Первомайская демонстрация в Воркуте, 1960 г.

Коллекция Н.К.Лошакова в Национальном музее РК.

[attachment=0]фото 15.jpg[/attachment]

В нарядной участка №2 горный надзор обсуждает план участка на июль 1960 г. и мероприятия по снижению себестоимости одной тонны угля. Слева-направо: горный мастер Зубарев Е.М., Лошаков Н.К., помощник начальника участка Шпак М.Г., горный мастер Сухоручко И.М. Шахта №40, 24.06.1960 г.

Коллекция Н.К.Лошакова в Национальном музее РК.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

фото 17.jpg[/attachment]

Встреча друзей-угонщиков: И.А.Денисюк, Н.К.Лошаков. г. Ткварчели(Грузия), 1961 г.

Коллекция Н.К.Лошакова в Национальном музее РК.

фото 19.jpg[/attachment]

Рабочие очистного забоя шахты №40 комбината «Воркутауголь»: Шарифзянов Ш., Гобозев Б.Н., Харченко А.Ф., звеньевой Санников В.С., комбайнер Никифоров М.Ф., звеньевой Жуков М.В. 1960, 1961 г. (?)

Коллекция Н.К.Лошакова в Национальном музее РК.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=3]фото 20.jpg[/attachment]

Н.К.Лошаков на праздновании XX летия «Союза Свободной Немецкой молодежи» в г. Берлин. Надпись на баннере «Встреча молодых социалистов 5-7 октября 1969».

Коллекция Н.К.Лошакова в Национальном музее РК.

[attachment=2]фото 21.jpg[/attachment]

Лошаков Н.К. возлагает цветы на могиле советского воина. Слева стоит – А.А.Сарапкин. ГДР, 1969 г.

Коллекция Н.К.Лошакова в Национальном музее РК.

[attachment=1]фото 22.jpg[/attachment]

Лошаков Н.К. в гостях у немецких военных. ГДР, 1969 г.

Коллекция Н.К.Лошакова в Национальном музее РК.

[attachment=0]фото 24.jpg[/attachment]

Делегаты IX –й Коми областной конференции ВОИР г. Сыктывкар, 1978 г.

В третьем ряду: вторая - Ц.И.Зильберг, третий - Н.К.Лошаков.

Коллекция Н.К.Лошакова в Национальном музее РК.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=2]фото 25.jpg[/attachment]

Торжественный вечер «Дерзкий побег из плена», посвященный 85-й годовщине со дня рождения Н.К.Лошакова(1923-1984 гг.). Ц.И.Зильберг, заслуженный работник культуры РК, РФ. Сыктывкар, Национальная библиотека РК, 18.12.2008 г. Текущий архив ПО «Наследие».

[attachment=1]фото 26.jpg[/attachment]

Участники торжественного сбора ПО «Наследие», посвященного Дню защитника Отечества, присвоению отряду имени летчика-истребителя Н.К.Лошакова. В первом ряду крайний справа Сергей Таскаев. Сыктывкар, гимназия искусств при Главе РК, 17.02.2010 г. Текущий архив ПО «Наследие».

[attachment=0]фото 27.jpg[/attachment]

Могила Н.К. Лошакова. Краснодар, Славянское кладбище. С. Таскаев.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Жаль,что не могу прикрепить документальные фильмы 60-х и 80-х годов

ну хотя бы прикрепил ссылку на фильм Георгия Чухрая "Чистое небо"

http://go.mail.ru/search_video?mailru=1 ... 1&s=mailru

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И еще дополнение.

Ц.И. Зильберг написала интересную книгу "Герои и жертвы Летчики Великой Отечественной" но тираж слишком мал 30 штук, даже пока не знаю как ее прикрепить. Но книга интересная и надо отдать должное этой женщине, которая такое длительное время исследовала судьбу Н.К. Лошакова.

Пока все, если кто-то что-то может дополнить буду рад.

Нужно не только знать, но и помнить...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Игорь! Спасибо! Очень интересные сведения, есть и новое для меня!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Илья, спасибо за хорошую оценку работы. К 20 ноября выйдет моя книга о летчиках воевавших и погибших в Маловишерском районе, там для тебя тоже будет много интересного. Так, что жду в личку адрес, куда выслать книгу, я свои обещания всегда сдерживаю...

А теперь займусь историей всех авиаполков, личного состава и фотографиями, которые раздобуду, еще хранится большой материал интересного...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Автор темы сообщает (13 авг 2013 21:46): «Вчера исполнилось ровно 70 лет со дня подвига Н.К. Лошакова...».

= =

Ровно 70 лет со дня этого подвига исполнилось 11 августа (а не 12-го).

«...в этом году еще одна годовщина, в декабре исполнилось бы ему 90 лет...».

= =

10.09.1943 г. в заявлении «Начальнику Главного Управления контрразведки гр. Абакумову» арестованный Н.К. Лошаков написал:

«... мне 20 лет, я прошу Вас разобрать мое дело, решить мою судьбу, дать возможность быстрей вернуться в строй, чтобы стать защитником своей Родины. ...»*.

* Из этого упоминания возраста вытекает вывод, что 10 сентября 1943 года 20 полных лет арестанту могло быть лишь в том случае, если он родился в период с 11.09.1922 г. по 10.09.1923 г., а не 17.12.1923 г.

17.06.1960 г. В. Новоселов, рассказывая со слов Н.К. Лошакова о том, что происходило с ним после пленения, упомянул его возраст:

«Немецкий офицер держал в руках отобранные документы. Двадцатилетний летчик молчал, готовый бесстрашно принять смерть, как подобает коммунисту. ...

...

пос. Горняцкий. Коми АССР»*.

* Новоселов В. Минули годы… // Правда. 1960. 17 июня.

18-25.09.1998 г. Т. Борисевич, вспоминая о публичном выступлении Н.К. Лошакова в 1977 году, в частности, отметила его возраст: «...Родные получают похоронку: погиб 27 мая 1943 года. В двадцать лет. ...»*.

* Борисевич Т. Из плена в лагерь : Покаяние // Комсомольская правда. 1998. 18-25 сентября. (КП в Республике Коми). – Копию статьи см. ниже.

В автобиографии от 09....20.01.1948 г. - при оформлении перевода в Сыктывкарский Отдельный Авиаотряд Г.В.Ф. на должность начальника аэропорта города Воркута - Н.К. Лошаков написал: «Я Лошаков Николай Кузьмич, родился в семье крестьянина-середняка 17 декабря 1923 года ...»*.

* Личное дело начальника аэропорта города Воркута Н.К. Лошакова хранится в Тимашевском музее семьи Степановых.

27.07.1961 г. в автобиографии им указано следующее: «Я, Лошаков Николай Кузьмич, родился 17 апреля 1923 г. ...».

Эту же дату он привел и в «Личном листке по учету кадров».

В мае 1962 года в журнале латвийских пионеров «Bērnībā» (bērnība – детство) была напечатана статья кинорежиссера В. Соломоника «Vīrišķība» ( vīrišķība – мужество), в которой автор документального фильма «Продолжение подвига» указал апрельскую дату рождения Н.К. Лошакова: «Nikoladjs Lošakovs piedzimis 1923. gada 17. aprili nelielajā Krasnodaras apgabala ciemā Malino» / «Николай Лошаков родился в 1923 году 17 апреля в небольшой деревне Малино в Краснодарском крае».

Изменено пользователем Dunaev
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наряду с автобиографическими документами от 27.07.1961 г., из недавно опубликованной исследовательской работы гимназистки Т.В. Поповой «Жизнь и судьба летчика-истребителя Н.К. Лошакова (1923-1984 гг.)» известно о другом варианте автобиографии, в процитированной копии которой сообщается следующее: «Я, Лошаков Николай Кузьмич, родился 17 декабря 1923 года в селе Малинино Тимошевского района, Краснодарского края в семье крестьянина-середняка. ...»*.

http://vk.com/doc9003536_138369288?hash ... 72d273c178

* В разговоре с ее научным руководителем С.В. Таскаевым выяснилось, что он считает «опиской» дату рождения «17 апреля», указанную Н.К. Лошаковым как в автобиографии, так и в «Личном листке по учету кадров»... Выяснить то, насколько соответствует оригиналу текст автобиографии, процитированной Т.В. Поповой под научным руководством ст. преподавателя С.В. Таскаева (и есть ли в нем «опечатки», исправленные ими при цитировании), в настоящее время не представляется возможным. Вместе с тем, отдельные фрагменты данной автобиографии упоминаемая в этой работе Ц.И. Зильберг цитирует иначе (подробности см. ниже).

В данной связи необходимо обратить внимание на две почетные грамоты, которыми руководители комбината “Воркутауголь” наградили Лошакова Николая Кузьмича:

«...в честь дня рождения...

...

17 апреля 1968 г.»*;

* Следовательно, 45-летие Николая Кузьмича отметили 17.04.1968 г.

«...в связи с 50-летием со дня рождения...

...

18 декабря 1973 г.».

Кроме того, на надгробной плите указана еще одна дата рождения:

«Лошаков

Николай

Кузьмич

14 XII 1923 – 14 II 1984».

...

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

«Ночью 12 августа 1943 года... совершил посадку немецкий самолет «Шторх». ... летчиками были гвардии младший лейтенант Николай Кузьмич Лошаков и красноармеец Иван Александрович Денисюк,..» (и т.п.).

= =

10.09.1943 г. в упомянутом заявлении Лошаков указал следующее:

«... Находясь два с половиной месяца в плену я все искал случая побега из плена на Родину. При допросах немцами мне было предложено вступить в создававшуюся 1 эскадрилью РОА. Посоветовавшись с товарищами, пленными летчиками, майором Банщиковым, майором Мартыновым, инженер-капитаном Свечниковым и ст. лейт. Лученко А.  я дал свое согласие на вступление, с той целью чтобы бежать на Родину.

Взаимно договорившись с механиком самолета о побеге со ст. сержантом Денисюк И.А., 11 августа 1943 г. мы бежали на самолете У-2 из плена. с г. Остров. Перелетев линию фронта я приземлился в р-не Б. Вишера д. Бритино.   в 22’40 минут. О вступлении в эскадрилью РОА и о цели побега из плена, я подробно рассказал и чистосердечно начальнику контрразведки Волховского фронта. ...».

Ошибку в названии типа самолета, видимо, следует рассматривать, учитывая физическое и психологическое состояние Н.К. Лошакова, в котором он находился, сообщая начальнику ГУКР «СМЕРШ» В.С. Абакумову (не в качестве жалобы на действия следователей, а в порядке описания предшествовавших событий) о том, что его доставили в органы НКВД г. Москвы: «После 10'ти дневного допроса...»*.

* При этом 17.08.1943 г. очередной допрос был начат в 23'45 (необходимо заметить, что ночные допросы применялись не только в советской контрразведке).

Изменено пользователем Dunaev
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

«В 1961 году на экраны страны вышел художественный фильм режиссера Григория Чухрая «Чистое небо»,.. но мало кто знает, что прототипом героя Евгения Урбанского был летчик-истребитель Николай Лошаков».

= =

Это - и ему подобные - утверждение принадлежит некоторым «биографам» Н.К. Лошакова, которые за несколько десятилетий так и не нашли времени ознакомиться ни с содержанием упомянутого фильма (1961), ни со сценарием Д.Я. Храбровицкого «Чистое небо: кинороман» (1963), ни с воспоминаниями Г.Н. Чухрая «Мое кино» (2002).

Астахов никакого вражеского самолета из немецкого плена не угонял.

Более того, указанному «кинодвойнику» (по сценарию - вернувшемуся после войны из Бухенвальда) не удалось совершить даже наземный побег из плена – см.:

к/ф «Чистое небо»: «...я бежал, а меня поймали и собаками рвали на мне мясо...»;

книгу Г.Н. Чухрая «Мое кино»: «Астахов, военный летчик, был сбит вражеским самолетом. ... попал в плен. ... он пытается удрать из плена, но попытка кончается неудачей»,

а также киносценарий Д.Я. Храбровицкого «Чистое небо» (ни о существовании, ни о содержании которого «биографы» Николая Кузьмича предпочитают не упоминать):

«Погоди, - запротестовал председательствующий. - Нужно, чтобы она поняла. ...

...

- ... как он сам говорит, он работал на немецком аэродроме. Так или не так?

- Так, - согласилась Саша.

- Иными словами, сотрудничал с немцами?

- Это же все неправда! – воскликнула Саша, – Он хотел оттуда бежать.

- Почему не бежал?

- Но вы же знаете!

- Вот то-то и оно, что не знаем. И ты не знаешь. ...».

Кроме этого, не сложно обнаружить более двух десятков других существенных несоответствий кино-судьбы Астахова и реальной биографии Лошакова...

= =

P.S. Дальше всех как-бы-биографов пошли как-бы-исследователи, которые назвали кино-героя Астахова «прототипом» Лошакова:

- «В 1961 г. на экраны кинотеатров Советского Союза вышла картина Георгия Чухрая под названием "Чистое небо". Главного героя фильма - летчика Астахова (прототипа Лошакова) - сыграл Евгений Урбанский...» (Н.С. Калинин*, 2004);

- «Летчик Астахов - прототип тимашевца Николая Лошакова, его сыграл знаменитый Евгений Урбанский...» (В. Селуянова**, 2012).

* См.: Калинин Н.С. Первый побег на немецком самолете / Участие жителей Коми в войнах и вооруженных конфликтах ХХ века : Труды Коми отделения Академии военно-исторических наук. Выпуск 2. Сыктывкар, 2004. - С. 110-114.

** Старший научный сотрудник Тимашевского музея семьи Степановых (в настоящее время уволена).

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Согласно «Архивной справке» Центрального архива Минобороны России от 27.11.1997 г. № 11/98884:

«...

В картотеке учета награжденных значится:

“Лейтенант ЛОШАКОВ Николай Кузьмич, 1923 г.р., уроженец Краснодарского края Тимашевского р-на, с. Малинино, пилот 14 истребительного авиационного полка, награжден: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9.05.1945 г. медалью “За победу над Германией” (без номера);

- Указом ПВС от 6.05.1965 г. орденом Красной Звезды № 3569535 (за ранение).

Награды вручены”.

…» (Музей семьи Степановых, г. Тимашевск Краснодарского края).

27.07.1961 г., заполняя «Личный листок по учету кадров», Лошаков написал в разделе «16. Какие имеете правительственные награды» следующее:

«В 1945 году двумя медалями: “За победу над Германией 1941-1945 г.г.” и “За оборону Ленинграда”» (Национальный архив Республики Коми, г. Сыктывкар).

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» была вручена Н.К. Лошакову 20.03.1959 г. (военкомом г. Воркуты).

Упомянутая благодарность и награждение ценным подарком были объявлены Приказом Главкома ВВС СССР от 30.03.1961 г. № 36, в мотивировочной части которого отмечено следующее: «Находясь в плену, тов. Лошаков Н.К. высоко держал честь и достоинство советского воина, свято хранил военную и государственную тайну и проявил стойкость и мужество».

= =

P.S. Кроме того, см. сообщение А. Симонова:

«В Центральном архиве Министерства обороны РФ есть наградная картотека. В наградной карточке Н.К.Лошакова записан только один орден Красной Звезды, которым он награждён Указом Президиума ВС СССР от 6 мая 1965 года. Более того, я поднимал его наградной лист к этому Указу. В нём есть графа "Чем ранее награждён". В этой графе значатся только медали "За оборону Ленинграда" и "За победу над Германией". Т.е. никаких орденов на 27 марта 1965 года (дата заполнения наградного листа) у Н.К. Лошакова не было. ...

... Андрей Симонов 19:45, 16 октября 2009 (UTC)».

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%F8% ... C%EC%E8%F7

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0% ... 0%B8%D1%87

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1% ... 0%BE%D0%B2

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

«После школы обучался в аэроклубе на пилота, а в мае 1941 года поступил в Краснодарское военно-авиационное училище летнабов и штурманов».

= =

Утверждение: «После школы...» требует внесения ясности. В аэроклуб Николай Лошаков был направлен райкомом комсомола задолго до окончания средней школы - 22.11.1940 г., т.е. через 2 месяца и 3 недели после начала учебы в выпускном 10 классе. По этой причине в его анкетах 1943 и 1948 годов в графе об образовании указано: «9 классов».

Окончив аэроклуб ОСОАВИАХИМа, Н.К. Лошаков поступил в Краснодарскую ВАШП, а не в Краснодарское ВАУ (готовившее стрелков-бомбардиров)*.

В «Именном списке безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава Частей 275 ... Истребит. Авиа-дивизии с “17” по “31.5” 1943 г.» отмечено: «Лошаков ... 5.5.41 г. добровольно вступил в Краснодарскую военную школу пилотов».

В автобиографии от 27.07.1961 г. Николай Кузьмич указал: «С 5.05.41 г. по 30.05.42 г. учился в Краснодарской Военно-авиационной школе пилотов».

* См.: Приказ НКО № 049 от 5.02.1941 г. «О переименовании военных авиационных школ и училищ ВВС и переводе их на новые штаты»:

«Перечень военных авиационных школ и училищ ВВС КА, подлежащ[их] переименованию и переводу на новые штаты.

[Существующее название - Новое название и №№ новых штатов]

Военные авиационные школы первого типа

...

11. Краснодарское ВАУ — Краснодарская ВАШ стрелков-бомбардиров. Штат № 20/20, литер «Б».

...

Военные авиационные школы второго типа

...

20. Краснодарская ВАШП — Краснодарская ВАШП. Штат № 20/12-А (истребителей).

...». http://vif2ne.ru/rkka/forum/archive/4/4589.htm

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

«Об этом происшествии вездесущие местные мальчишки Миша Веселов, Яша Сидоров и Ваня Кудрявцев сразу же сообщили председателю колхоза».

= =

Журналист Владимир Краснов, встречавшийся с одним из очевидцев посадки «Шторха», называет другую фамилию - Кудряшов (Иван Николаевич)*,**,***.

* Краснов В. Яблоки сорок третьего... // Новгородская правда. - 1991. - 9 мая.

** Краснов В. Свинцовый дым // Новгородские ведомости: плюс. - 2000. - 6 мая.

http://adm.niac.ru/pressa.nsf/861a4d212 ... enDocument

*** Карточка награжденного к 40-летию Победы

Кудряшов Иван Николаевич

Орден Отечественной войны I степени

год рождения __.__.1926

место рождения: Новгородская обл., Маловишерский р-н, д. Бритино

№ наградного документа: 176

дата наградного документа: 06.11.1985

http://www.podvignaroda.ru/

= = = =

Ю.В. Дунаев

Изменено пользователем Dunaev
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Рассказывая о событиях 11-12 августа 1943 года, необходимо помянуть Ивана Николаевича добрым словом. Если бы Ваня Кудряшов проявил малодушие, то угонщиков «Шторха», обвиненных по расстрельной статье 58-1б УК РСФСР, вероятнее всего, ожидали не лагерные сроки, а высшая мера наказания: «...офицеры-смершевцы, квартировавшие по соседству, пытались выбить у него признание, что лётчики будто бы оказали им вооружённое сопротивление. Он отказывался, проявив совсем недетское упрямство, и взбешённый лейтенант вывел его однажды в сад, поставил к яблоне и сказал, что пристрелит, если он не согласится. А он слушал, как глухо и мягко падают в росистую траву яблоки (много их было в то давнее лето) и молчал, глядя поверх пьяного лейтенанта на светлый клочок неба на востоке»*/**.

* Краснов В. Яблоки сорок третьего... // Новгородская правда. - 1991. - 9 мая.

** Краснов В. Свинцовый дым // Новгородские ведомости: плюс. - 2000. - 6 мая.

= =

Быть может, маловишерцы смогут выяснить то, с кем именно на этих кадрах* здоровается Н.К. Лошаков?

* Продолжение подвига : документальный фильм / сценарист и режиссер В.М. Соломоник. – Л. : Ленинградская студия кинохроники, 1961.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Решение о вступлении в эскадрилью РОА с целью побега из плена младший лейтенант Лошаков принял, посоветовавшись не только со своими старшими товарищами - военнопленными майорами Банщиковым и Мартыновым, инженер-капитаном Свечниковым и старшим лейтенантом Лученко. Еще один совет ему дал старший лейтенант Андреев Николай Степанович - псевдо-перебежчик, оказавшийся в плену по заданию Управления контрразведки «СМЕРШ» Ленинградского фронта под видом обиженного на своих командиров бойца-разведчика, якобы умышленно отставшего от разведгруппы при возвращении с задания.

Абверовцы из 18-й немецкой армии, блокировавшей Ленинград, устроили Андрееву тщательную проверку (в частности, подсаживая к нему в камеру так же под видом «перебежчика» своего агента-провокатора). Затем Андреева отвезли в город Остров, где содержали в камере при комендатуре гарнизона. Здесь он по воле случая встретился и познакомился с пленным летчиком Лошаковым.

Бывший сотрудник контрразведки «СМЕРШ» Ленинградского фронта А.А. Богданов, основываясь на последующем отчете Н.С. Андреева («сумевшего проникнуть в центральную школу абвера»), с содержанием которого через четверть века писатель ознакомился «в ходе исследовательской работы над материалами о борьбе армейских чекистов против абвера», рассказал о встрече Андреева и Лошакова в июле 1943 года, написав очерк «В стане врага» (1977).

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Лошаков объяснил Андрееву, что попал в плен после того, как в воздушном бою был ранен, сбит и приземлился на парашюте за линией фронта. Сообщил и про то, что гитлеровцы пытаются склонить его к службе в РОА.

«Андреев, – заметил Богданов, – в свою очередь, рассказал Лошакову, как он оказался в плену.

– И ты пришел к фашистам только потому, что обиделся на командование?! – возмутился летчик. – Нашел причину! Ты или предатель, или трус!

Андреев не выдержал.

– Я не трус! И нахожусь здесь не без цели, – возразил он в запальчивости.

Лошаков задумался:

– Тогда будь осторожнее. Среди пленных встречаются всякие.

– Знаю. А тебе советую: ищи здесь тех, кто хочет быть полезным Родине, склоняй их к переходу на нашу сторону. И постарайся вернуться сам, чтобы снова бить фашистов.

– Об этом думают многие, кто сюда попал, – ответил Лошаков.

Вскоре его куда-то увезли. А через месяц Николай Кузьмич Лошаков принес чекистам первую весточку об Андрееве. Как это произошло, лаконично повествует хроника Великой Отечественной войны...» *,**.

Далее фронтовик-контрразведчик Богданов процитировал сообщение о побеге Лошакова и Денисюка, изложенное во втором издании сборника материалов «СССР в Великой Отечественной войне, 1941-1945: Краткая хроника» (Воениздат, 1970).

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Таким образом, Лошаков - в отличие от абверовского агента-провокатора - вынудил Андреева признаться в том, что тот, по сути, «перебежчиком» не является. Даже из одного факта, что за рискованным откровением не последовал провал советского разведчика (сумевшего в дальнейшем нанести существенный урон врагу), следует вывод - изменником Родины младший лейтенант Лошаков не был и его «согласие» на «сотрудничество» с гитлеровцами действительно носило обманный характер.

Вполне очевидно, что свидетельства разведчика «СМЕРШ» о том, как Лошаков вел себя в плену и какими мотивами руководствовался, давая «согласие» на «службу» в авиации РОА, было бы достаточно для того, чтобы закрыть уголовное дело ввиду отсутствия в его действиях какого-либо состава преступления. Однако показания такого свидетеля, как вернувшийся из-за линии фронта в октябре 1944 года после выполнения задания Андреев, никого не заинтересовали – видимо, потому, что сотрудники «СМЕРШ», выполнявшие задания в тылу врага, и их коллеги, трудившиеся в тылу советском, говорили на «разных» языках...

* Богданов А. В стане врага // Чекисты : сборник / сост. В. А. Ржанков, А. П. Сысуев. – Л. : Лениздат, 1977.

http://www.e-reading.biz/bookreader.php ... kisty.html

** Богданов А.А. Без права на ошибку // Армейские чекисты : воспоминания военных контрразведчиков / сост. А. А. Богданов, И. Я. Леонов. – Л. : Лениздат, 1985.

http://www.pseudology.org/Abel/ArmChekisty.pdf

= = = =

Ю.В. Дунаев

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Браво, Ю.В.Дунаев,блестящая работа профи! Истина превыше всего! И Николаевич молодец,хорошую тему развернул,столько материала и фото выложил. Дальнейших успехов и удачи обоим! С уважением,Владимир.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо Николаю Кузьмичу Лошакову, который - как и другие известные и безвестные воздушные рабочие войны, угонявшие самолеты врага - сумел совершить то, что за годы Великой Отечественной, начиная с ее первых месяцев, удалось осуществить всего лишь нескольким десяткам крылатых защитников Родины...

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из ответа Центрального архива ФСБ России (от 27.10.1998 г.) на запрос В.Б. Ершова – директора Музея семьи Степановых (Краснодарский край, г. Тимашевск):

«...

Направляем в Ваш адрес ксерокопии документов архивного следственного дела Лошакова Н.К.: анкету арестованного Лошакова, протокол допроса от 17 августа 1943 года, постановление Особого совещания при НКВД СССР от 4 декабря 1943 года, письмо Лошакова Абакумову от 10 сентября 1943 года, фотографии.

Приложение: по тексту на 8 листах, 6 фотографии.

...».

«ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

ОБВИНЯЕМОГО ЛОШАКОВА НИКОЛАЯ КУЗЬМИЧА от 17 августа 1 9 4 3 года

ЛОШАКОВ Николай Кузьмич – 1923 года рождения, уроженец Краснодарского края, Тимошевского района села Малинино, русский, гр–н СССР, кандидат в члены ВКП/б/, образование – 9 классов и Краснодарская годичная школа пилотов, холост, несудим, до армии учащийся. В Красной Армии с 5–го мая 1941 года, призван Тимошевским РВК.

До пленения мл:лейтенант РККА летчик–истребитель.

Допрос начат в 23ч.45м.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ВОПРОС: Расскажите о своей службе в Красной Армии?

ОТВЕТ: Призван 5 мая 1941 года Тимошевским РВК Краснодарского края. После призыва направлен на учебу в КВАШП– / Краснодарская Военно-Авиационная школа пилотов/, которую окончил в мае 1942 года.

По окончании школы направлен в 27 запасной авиаполк гор. Кадников Вологодской области, зачислен пилотом и находился до 17 сентября 1942 года.

Из запасного полка в числе 36 летчиков я выбыл в 15 ОАУТСП / отдельный авиа–тренировочный смешанный учебный полк/ где зачислен также пилотом и проходил службу до ноября 1942 г. осваивая новую матчасть.

В середине ноября 1942 года, в числе четырех летчиков выбыл на Ленинградский фронт в 286 ИАП 273 истребительной дивизии. В марте месяце 1943 года дивизия была расформирована, я был направлен в 14 Ордена Красного Знамени Гвардейский истребительный полк "Ленинградский летчик" им. тов. А.А. ЖДАНОВА", где служил до 27 мая 1943 года, когда во время боевого вылета был ранен, выбросился с парашютом из самолета и, приземлившись на территории оккупированной противником, –пленен.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу