kirche

Мотор М-105ПА №П2561 - 1 УТАБр 28.04.1943 Лихт И.Я.

23 сообщения в этой теме

Добрый день, уважаемые форумчане.

Один из знакомых прислал фотографию с шильдой от мотора М-105ПА - фотография сделана очень давно (точных данных по обстоятельтвам нет).

Видится номер как П2561, что выглядит (по моему скромному мнению) несколько странно.

По имеющейся легенде: "самолет Як-1", "предположительно 6 ИАК ПВО", "к югу от Москвы", "возможно 41 или 42 год", "пилот вроде был", "кроме данной фотографии ничего нет".

Какие будут мнения?

С уважением, Кирилл

5853d48196ec4_-1052561.png.2eae971772dd8366997aaddcc13f655c.png

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мнение такое - в 6 ИАК ПВО попадаются номера вида 125-6Х. Думаю, что перекладинки у литеры "П" лишние, и это единичка на самом деле.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
ИМХО 125-615

Да, еще одна циферка есть, похоже. Но 125-615 списан 25.02.1942 в 279 САМ МВО как неремонтопригодный.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

про различные варианты прочтения думал (черточку не всегда ставили):

125-61х (но никак этот "иксик" не видится)

125-61

12-561 - врядли, но на двигателях м-105РА на "пешках" часто встречается 12-, 14-, 22-, 23-

2561 - четырехзначные тоже бывают (но без "П") - например есть такие близкие ПА 2890 и ПА 2183

5853d481cc749_2561.png.8eebdab9a0c1b408824ab5deed3ab5a6.png

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да х.з. что там точно набито,вообще видится П 2561, если П там то непонятно куда А делось,а так возможно номер мотора ПА 2561,не типичный номер для 105 но такие тоже бывают..Вообще после модели мотора и типа,перед номером тип иногда набивался,а иногда и нет,вот шильда с пешки которую Георгий копал для примера..

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я тоже вижу П 2561. Хотя , вроде бы дальше проглядывается "5", но она не такая жирная как остальные цифры. А цифры должны быть одинаковыми.

Нет, всё же скорее всего, 12561

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну тут вообще долго гадать и спорить можно ,что же там набито,была бы шильда щас у кого-нибудь,тогда другое дело,а так ](*,)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ПА 125-61 на Як-1 не отметился

П 125-61 прослеживается на Як-1 № 20103 привязки к полку нет и похоже этим мотором заменили заводской

П 25-61 - моторы плюс-минус один номер стояли на Як-1 301 завода 1940 г. выпуска

Если предположить, что буква "П" совпала с цифрой "1", то четко видно различие двух единичек, чего при одном и том же клейме быть не должно

П 125-615 на Як-1 тоже не попадался (есть -610, -612, -616, -619)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо всем за живое участие.

шильда то "в живую" многое решила бы, но по факту её уже нет(

оказалось что фотографий шильды несколько - цифр после единички никаких нет!

Полагаю, что номер все же:

1. либо П(А) 2561 - есть данные по десяти "четырехзначным" номерам ПА, но закономерности с номерами партий Як-1 чего-то не сильно прослеживается - разве что групируются в 70-80е и 40-50е партии Як-1, но последовательности вообще никакой... + ещё "трехзначных" номеров много.

2. либо П 25-61 - в этом случае "Як-1 301 завода 1940 г. выпуска" наверное подойдет для потери 1941 года 6 ИАК, что ориентировочно бьется с местом (южное Подмосковье).

Возможно это и один и тот же номер.

Будем искать.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нашли ещё фотоматериалы с номерами...

Ещё фото шильды:

5853d481dcefc_.png.dcc94af69d9fcb4f7b171c4bf44e70d0.png

5853d481e70ba_.png.47a263bc2969f51686c03ee2545e6b49.png

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Подниму тему в связи с изменением статуса Поиска:

В сентябре 2006 года ПО "Надежда" (Коломна) совместно с Военно Историческим клубом "Рубеж" (г. Чехов) около Московско-Курской железной дороги в районе станции Шарапова Охота (на северо-восток пару км в сторону станции Луч) было найдено место падения советского самолета. В яме на глубине около двух метров обнаружены двигатель, редуктор с лопастями и другие обломки. По некоторым признакам, самолет определили как Як-1.

Номер мотора на найденной шильде: П25 61

По легенде, дело было то ли в 41-м, то ли в 42-м; летчик при падении выпрыгнул, но парашют не раскрылся. Захоронение пилота прошло в одном из ближайших населенных пунктов.

Дальше значимые обломки самолета, включая двигатель, были переданы в школьный музей, но через несколько месяцев двигатель испарился... "- Ой, только что вот здесь лежал..." (практически цитата)

Опуская подробности, сложное переплетение различных историй, логические цепочки и нелогические совпадения обстоятельств, приведшие к результату, сообщаю:

На днях известному исследователю Борису Давыдову (linnet) был наконец задан вопрос: "не встречались ли ему обстоятельства гибели сержанта Лихта Ильи Яковлевича (пилота 1 УТАБр 1 ВА), погибшего 28.04.1943 в катастрофе самолета Як-1 ?" http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=2998277

Надеюсь Борис сам напишет обнаруженные им данные.

С уважением,

Кирилл

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

28.04.1943 в 1 УТАБригаде 1 ВА погиб в катастрофе пилот сержант Лихт Илья Яковлевич.

На самолете Як-1 он выполнял пилотах в зоне и самолет стал разрушаться в воздухе на высоте 3000 м, отвалилась правая плоскость, потом на высоте 700 м отвалилась левая плоскость, вошел в землю с углом около 80-85 градусов. Летчик отделился от самолета вместе с левой плоскостью, упал на землю не раскрывая парашюта. Это произошло в 13.15 в 2 км СВ станции Шарапова охота.

Причиной катастрофы стало разрушение узла крепления плоскости из-за некачественной сварки. Самолет после ремонта в марте 1943 года приказом было запрещено использовать для пилотажа, но запрет нарушался и на этот раз "авось" не сработал. Среди запланированных элементов пилотажа были виражи 55 градусов, перевороты через крыло, боевые развороты, срывы в штопор.

Як-1 №0674 завод изготовитель неизвестен (в документах), мотор М-105па мощностью 1050 л.с., редукция 7,1. Номер мотора указан как 21-61, выпущен заводом №26 3.8.1940, эксплуатируется с 15.10.1940., проводилось три перечистки.

Я когда записывал номер мотора, то поставил знак вопроса, т.к. он похож на выпуск 1942 года, первый квартал, а дважды записано, что он выпуска 1940 года.

Моторы в 1940 году выпускали практически на одном заводе №26. Номер этого завода должен выглядеть типа 025-61 или 25-61. Вполне обычной была ситуация, что мотор с маркировкой 2-го квартала 1940 года фактически принят в августе того же года , т.е. в третьем.

Выпуск 1940 года подходит под данные Сергея Кузнецова

П 25-61 - моторы плюс-минус один номер стояли на Як-1 301 завода 1940 г. выпуска

Мне попадались

Як-1 №0213 с мотором П25-55, мотор выпуска сентября 1940 года

Як-1 №0212 с мотором П25-62, мотор выпуска 24.8.1940 года

Добавлю, что сержант Лихт был в 1 УТАБр пилотом-слушателем с сентября 1942 года, после окончания Вязниковской школы пилотов

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нашел упоминание этого самолета по 1 ВА осенью 1942 года

Самолет Як-1 №0674 мотор П115-207

15.09-27.10.1942 - "зачислить в состав 20 ИАП;

29.10.1942 - "в составе 20 ИАП"

30.11.1942 (203 ИАД 20 ИАП) в районе д. Кошелово, 10 км южнее Зубцов - сержант Дтерих С. М.

Подбит ЗА противника. Вынужденная посадка. Самолёт и мотор подлежат полевому ремонту. Лётчик невредим

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
сержант Дтерих С. М.

мл.л-т С.Т.Дмерих н.в.з. 18.7.43 г.

Что интересно, он Джерих:

Фамилия Джерих

Имя Сергей

Отчество Тихонович

Дата рождения/Возраст __.__.1922

Место рождения Запорожская обл., Гуляйпольский р-н, с. Гуляй-Поле

Последнее место службы 303 ИАД

Воинское звание мл. лейтенант

Причина выбытия пропал без вести

Дата выбытия 18.07.1943

Название источника информации ЦАМО

Номер фонда источника информации 33

Номер описи источника информации 11458

Номер дела источника информации 162

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возникает естественный вопрос - а где же был похоронен Лихт?

В ближайшей деревне? Отвезен на аэродром свой?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Согласно ОБД - Московская обл., Лопасненский р-н, Кулаковский с/с, д. Кулаково, кладбище

Это и есть ближайшая деревня и это деревня рядом с аэродромом Волосово.

Только вот это захоронение не числится как воинское и в ОБД про него нет. Также нет про перенос с него при укрупнении.

Хотя там так четверо летчиков минимум похоронено за 1943 год (все по 1 УТАБр).

Вот вторая запись по нему от управления 1 ВА https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=55277292

Уже с опечатками

И записи ГУК НКО:

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74270559

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74265542

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу