Начинающий авиатор

Миф или правда об угнанном из-под Орла немецком самолете?

8 сообщений в этой теме

Есть информация об угнанном немецком самолете в Орловской области.

Самолет якобы угнали наши военнопленные штурман Гавриил Евдокимович Лосунов и радист (москвич, молодой человек) Александр Семиненко.

Просьба к Оленеводу и другим авиафорумчанам: возможно ли проверить эту информацию на предмет "было-не было":

-когда именно угнали

-откуда угнали

-что за самолет угнали

Хочется понять: реальный случай или, к сожалению, миф? Заранее спасибо за содействие в поиске.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Есть информация об угнанном немецком самолете в Орловской области.

Самолет якобы угнали наши военнопленные штурман Гавриил Евдокимович Лосунов и радист (москвич, молодой человек) Александр Семиненко.

Просьба к Оленеводу и другим авиафорумчанам: возможно ли проверить эту информацию на предмет "было-не было":

-когда именно угнали

-откуда угнали

-что за самолет угнали

Хочется понять: реальный случай или, к сожалению, миф? Заранее спасибо за содействие в поиске.

В наградном написано что свыше года находился в фашистком тылу ,а о самолете нет информации.http://www.podvignaroda.ru/?n=17368851 по штатлагу не проходит!
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот и я о том же. Странно, что нет в числе военнопленных по немецкой картотеке-хотя ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АВИАЦИИ!!!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Вот и я о том же. Странно, что нет в числе военнопленных по немецкой картотеке-хотя ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АВИАЦИИ!!!

Перешел линию фронта, а не перелетел и о самолете не идет там вообще речи,значит не угонял.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а почему он должен проходить по картотеке военнопленных, ежели он не был в плену?

если почитать в инете легенду, то он был в подполье местном.

устроился с упомянутым Семиненко работать на аэродром, откуда и угнали самолет.

собственно:

Спасенные воины пополняли ряды подполья и партизан. Неоднократно впоследствии ходили на опасные задания лейтенант Савинков, младший лейтенант Лахно, рядовой Васильев. Ими было заминировано шоссе Орел — Волхов, взорвано полотно узкоколейки, проложенной немцами из Волховского района к станции Оптуха. Летчик-штурман Гавриил Евдокимович Лосунов и радист Александр Семиненко, устроившиеся работать на аэродром, захватили самолет и перелетели через линию фронта. (9 декабря 1943 г. штурман дальней бомбардировочной авиации гвардии старший лейтенант Лосунов Г. Е. погиб в бою под Харьковом).

как понимаю сбили его 8 ноября 1941 на дб-3

вернулся по документам - 23 марта 1943

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
а почему он должен проходить по картотеке военнопленных, ежели он не был в плену?

если почитать в инете легенду, то он был в подполье местном.

устроился с упомянутым Семиненко работать на аэродром, откуда и угнали самолет.

собственно:

Спасенные воины пополняли ряды подполья и партизан. Неоднократно впоследствии ходили на опасные задания лейтенант Савинков, младший лейтенант Лахно, рядовой Васильев. Ими было заминировано шоссе Орел — Волхов, взорвано полотно узкоколейки, проложенной немцами из Волховского района к станции Оптуха. Летчик-штурман Гавриил Евдокимович Лосунов и радист Александр Семиненко, устроившиеся работать на аэродром, захватили самолет и перелетели через линию фронта. (9 декабря 1943 г. штурман дальней бомбардировочной авиации гвардии старший лейтенант Лосунов Г. Е. погиб в бою под Харьковом).

как понимаю сбили его 8 ноября 1941 на дб-3

вернулся по документам - 23 марта 1943

Так по каким причинам этот подвиг не отражен в наградном документе? Тогда нужно просматривать архивы, ганцы интересно знать как списывали самолет?
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Разное

03.06.2015 15:06
 

losun.jpggolub3.jpgМой отец Гавриил Евдокимович Лосунов родился в 1913-м году в Воронежской области. До войны он служил штурманом в военном городке г. Курска.

22 июня началась война, а уже 24-го отца призвали на фронт.

За время службы Г. Е. Лосунов совершил 88 боевых вылетов. Воевал в районах Могилёва, Смоленска, Гомеля, Орла…

Однажды при выполнении боевого задания в районе Орла  его самолёт был сбит истребителем противника. Старший лейтенант и стрелок-радист спаслись, выпрыгнув из горящего самолёта на парашюте. Попали они на территорию противника. При приземлении отец сломал ногу.

Более года они находились в фашистском плену. Об этом случае даже писали краеведы Орловщины: «В 1942-м году на расположенном под Орлом фашистском аэродроме в составе «русской бригады» трудились два сбитых в боях наших лётчика: штурман Г. Лосунов и радист А. Семиненко. С судьбой своей они не смирились и замыслили побег. Ударным трудом на чёрной работе они завоевали доверие немецкого техника, обслуживавшего самолёты. И тот доверил бойцам выполнение операций, непосредственно связанных с боевыми машинами. Однажды Лосунов и Семиненко  оглушили доверчивого фашиста, угнали самолёт и были таковы».

Отцу и его радисту каким-то чудом удалось избежать наказания, ведь пленные обычно потом попадали ещё и в русские лагеря.

В наградном листе отца, подписанном командиром 9-го гвардейского полка, подполковником Аверьяновым, написано, что Г. Е. Лосунов после плена «с большей энергией стал опять громить фашистов». В районе Орла он сбил 5 немецких самолётов, под Смоленском – уничтожил 13 автомашин с военным грузом, поджёг 4 танка. На железнодорожном узле Басмач поджёг эшелон с боеприпасами. За успешное выполнение боевых заданий награждён орденом Красного Знамени.

9 декабря 1943-го года  штурман дальней бомбардировочной авиации, гвардии старший лейтенант Лосунов Г. Е. погиб в бою под Харьковом…

Н. ЛОСУНОВ,

п. Добринка.

http://old.dobvesti.ru/old/raznoe/3423-2015-06-03-11-09-26

Изменено пользователем Dunaev
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Побег из Орла ("из архива Матвея Матвеевича")

Опубликовано: 05.12.2018.

В книге Матвея Матвеевича Мартынова «Фронт в тылу», в главе «Флигелёк во дворе», есть один очень любопытный факт, прошедший как-то незаметно для внимания читателей, когда очерки только-только вышли из печати.

«Оглушили, захватили, улетели…»

Я процитирую небольшой отрывок, чтобы читатель сразу вник в тему: «…В числе вырванных из фашистского плена были лётчик-штурман Гавриил Евдокимович Лосунов и радист Александр Семиненко, москвич, совсем молодой парень. Семиненко имел тяжёлое ранение в голову. Из лазарета его вывели с ещё не зажившей раной, укрыли на квартире у одной санитарки под видом брата, а на перевязку он ходил домой к Ане Давыденко.

Пока Семиненко выздоравливал, Лосунов, при содействии людей Жореса, устроился работать на аэродром и осторожно «втирался» в доверие к гитлеровцам. Залечив рану, Семиненко оказался вместе с Лосуновым. Однажды они не вернулись с аэродрома. Товарищи потом сообщили Ане Давыденко, что Лосунов и Семиненко, помогая немецкому технику подготавливать самолёт к полёту, оглушили его, захватили машину и улетели к своим.

Теперь установлено, что штурман дальней бомбардировочной авиации, гвардии старший лейтенант Гавриил Лосунов, возвратившись на немецком самолёте из Орла на Большую землю, продолжал воевать. 9 декабря 1943 года он погиб в воздушном бою и похоронен в городе Чугуеве под Харьковом».

Случаи бегства из немецкого плена на вражеских самолётах, хотя и не были частым явлением, но в истории войны хорошо известны. Это, прежде всего, знаменитый полёт десяти советских военнопленных во главе с Михаилом Девятаевым с острова Узедом 8 февраля 1945 года на «Хейнкеле-111».

Достаточно изучен исследователями истории советской авиации и побег, совершённый Николаем Лошаковым и Иваном Денисюком на «Шторхе». Многими он до сих пор считается первым вообще, поскольку произошёл 11 августа 1943 года.

Однако, если информация, приведённая писателем Мартыновым, достоверна, то первым случаем побега из вражеского тыла на самолёте, захваченном у противника, нужно считать именно совершённый Гавриилом Лосуновым и Александром Семиненко.

Радист на связь не вышел

С момента первой публикации книги «Фронт в тылу» прошло уже 42 года. За это время открылись для исследователей ранее недоступные архивы, и некоторые военные тайны перестали быть тайнами, благодаря чему мы узнали много нового о событиях Великой Отечественной войны.

Но с 1981 года (дата второго издания книги Матвея Мартынова) к факту побега из Орла на вражеском самолёте никто из исследователей не обращался. Я попробовал восполнить этот пробел, используя документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации.

Информации, опубликованной Матвеем Матвеевичем, оказалось недостаточно для того, чтобы отыскать хотя бы что-то по одному из героев, молодому парню, «радисту, жителю Москвы, Александру Семиненко». Неизвестно, к примеру, его отчество. Я попытался отыскать Александра Семиненко на сайте «ОБД.Мемориал.Ру» - среди погибших и пропавших без вести. Записей с такими фамилией и именем оказалось всего 10 штук, но ни одна из них не подошла к описанным событиям.

Я попробовал перебрать разные варианты фамилии с ошибкой – «Семененко», «Семененков, «Семиненков», «Симоненко» и т.д. и т.п. Результат оказался аналогичным. В наградных документах на сайтах «Память народа» и «Подвиг народа» – тоже ничего не обнаружилось.

8 ноября 1941 года: один из четверых

А вот по другой фамилии – Лосунов – удача сопутствовала мне гораздо больше. Возможно, потому, что он писателем Мартыновым был назван лётчиком-штурманом и с отчеством.

К тому же, у второго героя оказались достаточно редкими как фамилия, так и имя. Больше десятка документов на Гавриила Евдокимовича Лосунова выставлены на сайтах ЦАМО. Итак, по порядку.

Гавриил Лосунов родился в 1913 году в посёлке 1-ый Нескучный Бобровского уезда Воронежской губернии. В 1935 году добровольно вступил в Красную Армию. Закончив лётное училище, за год до начала войны оказался в составе только что сформированной 52 авиадивизии (дальнего действия). Три её полка (тяжёлые бомбардировщики) базировались на аэродромах в Орле и Щиграх (Курская область). 51-ый дальнебомбардировочный авиаполк старшего лейтенанта, штурмана звена Лосунова находился в Щиграх, и практически с самого начала войны (с 24 июня 1941 года) он совершает боевые вылеты и участвует в ночных и дневных бомбардировках вражеских позиций в районах Бахмач, Могилёв, Сеща, Смоленск, Орёл и других.

8 ноября 1941 года, выполняя очередное задание по уничтожению вражеской живой силы и техники в районе города Орла, самолёт ДБ-3 под командованием командира звена, старшего лейтенанта Владимира Крючкова, в котором штурманом звена летал старший лейтенант Гавриил Лосунов, а членами экипажа являлись стрелок-радист, старший сержант Василий Матвеев и воздушный стрелок, сержант Валентин Лобанов, был сбит истребителями противника.

Лётчик и оба стрелка погибли (по крайней мере, их нет в списках оказавшихся в плену – А.П.), а вот штурману Лосунову повезло: он сумел выпрыгнуть с парашютом. Правда, приземление завершилось сломанной ногой и пленом, из которого спустя несколько месяцев ему помогли выбраться орловские подпольщики.

«…Возвратился в свою часть»

Матвей Матвеевич Мартынов не называет дату, когда произошёл побег Лосунова и Семиненко на вражеском самолёте, но благодаря «Именному списку возвратившихся в свою часть с 20 марта по 1-ое апреля 1943 года лиц начальствующего и младшего начальствующего состава 3-ей гвардейской авиадивизии ДД» (он выставлен на сайте ЦАМО – А.П.), видно, что старший лейтенант, штурман звена 51 ДБП Гавриил Лосунов в свою часть прибыл 23 марта 1943 года, спустя год и четыре месяца.

Если он с товарищем действительно совершил побег на самолёте, то это могло произойти за несколько дней до его прибытия в часть. Есть один момент в пользу версии угона вражеского самолёта. В единственном наградном листе на гвардии старшего лейтенанта Гавриила Лосунова сказано, что он находился на оккупированной территории с 8 ноября 1941 по 23 марта 1943 года, - прямо по день его явки в родной полк.

Но в этом же наградном листе имеется и опровержение такой версии: «…свыше года находился в фашистском тылу и при первой возможности, перейдя линию фронта, возвратился в свою часть…», то есть, ни слова о побеге на самолёте, а ведь это очень неординарное событие.

Так что вопрос о том, каким образом Лосунов и Семиненко пересекли линию фронта, остаётся открытым. Очень помогли бы в данной ситуации немецкие архивы, ведь угон самолёта – это ЧП, которое точно было зафиксировано в документах гитлеровского авиаполка, базировавшегося на орловском аэродроме.

Сразу по возвращении в свою часть Гавриила Лосунова откомандировали в тыл – «для проверки и тренировки», после чего он был вновь восстановлен в рядах Красной Армии (это произошло уже 1 апреля 1943 года – А.П.).

Уже в июне 1943 года в своей прежней должности штурмана он воюет в экипаже младшего лейтенанта Дмитрия Юрина в составе 9 гвардейского авиаполка (бывшего 51-ого – А.П.) 7 гвардейской авиадивизии Дальнего Действия (на бомбардировщике Ил-4). Воюет храбро и умело. Вот что написал 27 августа 1943 года в наградном листе на Гавриила Лосунова командир 9 гвардейского АПДД гвардии полковник Аверьянов: «…По возвращению в часть с большей энергией стал выполнять задания командования по разгрому немецко-фашистских войск. При налёте на аэродром Орёл (как будто специально получил задание – А.П.) метким бомбардированием поджёг пять самолётов противника, в районе Смоленска уничтожил около 13 автомашин с военными грузами, поджёг 4 танка. На железнодорожном узле Бахмач поджёг эшелон с боеприпасами…».

52962924.jpg

Кавалер ордена Красного Знамени Гавриил Лосунов

5 сентября 1943 года гвардии старшему лейтенанту Лосунову «…за успешное выполнение боевых заданий командования» был вручён орден Красного Знамени.

Прерванный взлёт

После освобождения значительной части Украины аэродром 9 гвардейского АПДД находился в течение нескольких недель в городе Чугуеве (Харьковская область). В начале декабря был получен приказ о перебазировании лётчиков на аэродром Торопа (Тверская область), с тем – чтобы начать интенсивные бомбардировки Хельсинки и вывести из войны Финляндию.

9 декабря 1943 года экипаж ИЛ-4 под управлением гвардии младшего лейтенанта Дмитрия Юрина стартовал с чугуевского аэродрома. В самолёте, в качестве пассажиров, отправились в Торопу ещё четыре человека из числа технического персонала. О том, что случилось дальше, было зафиксировано в «Отчётном докладе о боевой работе частей 7 гвардейской АДД за декабрь 1943 года», в разделе II – «Лётные происшествия», где первым пунктом значилась «Катастрофа» самолёта, в котором летел штурманом Гавриил Лосунов: «…При взлёте лётчик дал триммер руля глубины на взлёт, в результате чего после отрыва самолёт стал резко набирать высоту, потерял скорость, сделал переворот через крыло, упал на землю и сгорел. Экипаж в составе 8 человек погиб». Похоронили погибших в братской могиле, рядом с аэродромом.

Так тоже бывало во время войны – без боестолкновения с врагом погибло практически два лётных экипажа.

9 декабря, в День Героев Отечества, исполняется ровно 75 лет этому трагическому событию. А история о побеге на вражеском самолёте с орловского аэродрома ещё требует полного выяснения всех обстоятельств…

Александр Полынкин

 

http://klub-mastera.narod.ru/publ/istorija_orlovskogo_kraja/pobeg_iz_orla_iz_arkhiva_matveja_matveevicha/22-1-0-2272

Изменено пользователем Dunaev
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу