KOLDUN.KOPALA

Як-1 над Кабардинкой

30 сообщений в этой теме

Доброго времени суток Уважаемые форумчане. Сегодня сделали первый в Новом году выход по авиации. Изначально нами планировался выезд на место падения немецкого самолета. Но в самом начале горного участка мы встретили месных охотников которые рассказали нам о местах падения четырех наших самолетов. Итак на первом указаном месте падения самолета нам удалось обнаружить воронку, сильно фрагментированный каркас фюзеляжа, стойки шасси, часть двигателя с первым целиндром, патроны калибра 12.7 и 20 мм.

Осмотрев фрагменты каркаса и стойки шасси нам стало ясно что найденный истребитель - Як.

После осмотра и зачистки движка был обнаружен номер 315 - 518. При этом просматривался явный перебой пятой цыфры с 0 на 1.

На одном из фрагментов моторамы была обнаруженна медная табличка с номером 2614.

Уважаемые друзья подскажите как определить судьбу летчика имея в распоряжении номер двигателя самолета.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Самолет Як-1б № 46125 мотор М-105ПФ № 315-518 из состава 293 ИАП не вернулся из боевого задания 23.04.1943 г. В этот день 293 иап 287 иад потерял 5 пилотов: четверо не вернулись с боевого задания из района Эриванская и один из района Крымская. Вероятно найденый самолет был потерян в районе Эреванской поскольку он один из списка из 4-х самолетов, а пятый самолет идет отдельным списком.

Варианты такие: мл.л-т Остапов Василий Федорович: мл. л-т Ивашко Александр Романович; с-т Глебов Борис Владимирович и с-т Мушаев

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ивашко Александр Романович В одном из вылетов в районе Новороссийска был сбит над морем. Раненного летчика спас экипаж торпедного катера.

16.07.44 г. гв. ст. лейтенант А.Р.Ивашко тяжело ранен в голову и плечо в воздушном бою в районе с. Михалувка. Покинул самолет с парашютом. Умер в пути в госпиталь 13 Армии. Похоронен в с. Пяски, близ г. Берестечко, Волынской области. В 1951 г. перезахоронен в братскую могилу на Центральной площади г. Берестечко.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Номер записи 74600932

Фамилия Остапов

Имя Василий

Отчество Федорович

Дата рождения __.__.1922

Последнее место службы 293 истр. ав. полк 257истр. ав. див.

Воинское звание мл. лейтенант

Причина выбытия пропал без вести

Дата выбытия 23.04.1943

Название источника информации ЦАМО

Номер фонда источника информации 33

Номер описи источника информации 11458

Номер дела источника информации 41

Номер записи 52826742

Фамилия Глебов

Имя Борис

Отчество Владимирович

Дата рождения __.__.1922

Место рождения Смоленская обл., г. Козельск

Дата и место призыва __.__.1940, Раменский РВК, Московская обл., Раменский р-н

Последнее место службы штаб 4 ВА

Воинское звание сержант

Причина выбытия пропал без вести

Дата выбытия 23.04.1943

Название источника информации ЦАМО

Номер фонда источника информации 58

Номер описи источника информации 18001

Номер дела источника информации 94

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/002/058-0018001-0094/00000075.jpg&id=52722437&id=52722437&id1=cdc3b36ed79cb27b32d04f3e96ed6aaf

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Саня, Андрей - номер мотора можно покрупнее с разных ракурсов в студию. У меня чего-то сомнения возникли...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Виталик номер для чистоты эксперемента был осмотрен тремя живыми пока еще свидетелями и сфотографирован. Номер 315 - 518. При этом просматривался явный перебой пятой цифры с 0 на 1, или наоборот /315 - 508/.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Самолет Як-1б № 46125 мотор М-105ПФ № 315-518 из состава 293 ИАП не вернулся из боевого задания 23.04.1943 г. В этот день 293 иап 287 иад потерял 5 пилотов: четверо не вернулись с боевого задания из района Эриванская и один из района Крымская. Вероятно найденый самолет был потерян в районе Эреванской поскольку он один из списка из 4-х самолетов, а пятый самолет идет отдельным списком.

Варианты такие: мл.л-т Остапов Василий Федорович: мл. л-т Ивашко Александр Романович; с-т Глебов Борис Владимирович и с-т Мушаев

Новости пока неутешительные! В Описи 293 ИАПа хронология описЕй прерывается 1942 годом, при чем:

Дело №3 "Переписка по материальной части" за период 1.1.42 г. по 31.12.42 г. на 50 листах - Уничтожено

(Сколько раз уже говорилось об этом - срок хранения был назначен 10 лет - соблюли инструкцию!)

Следующая опись ужЕ датирована 1945 годом. И всё!

Примерно такая же ситуёвина и по 287 ИАД. Есть только во второй описи (где как правило отражен только учет личного состава) вот такое дело: "Приказы дивизии о перемещении и списании самолетов и моторов".

Хотя на всякий случай выписано и такое дело из 1-й описи: "Доклады дивизии о боевых действиях".

Завтра поглядим...

А вообще то по моим предварительным изысканием я наткнулся на следующее: ЯК-1б скорее всего участвовал в боевых действиях в составе Геленджикской Авиагруппы генерала Изотова. Она конкретно подчинялась первоначально ВВС 18 Армии. Но в фонде ВВС 18 А сказано, что Управление ВВС было переформировано в 229 авиадивизию. На завтра и эти дела заказаны. Там есть чего почитать!

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пока ничего конкретного по самолету не найдено, не считая приказов прибытия и списания.

287 иад

Приказы и приказания по авиадивизии

Ф.20256, Оп.2, Д.10

Лист 54

Приказ частям 287 ИАД

От 8 апреля 1943 года №049 г. Сальск

Содержание: о зачислении материальной части

§ 3

Получены от 8 запасного истребительного авиаполка самолеты ЯК-1 № ….. 46125…. С моторами М-105 ПФ №№ ………315-518…. Зачислить в боевой состав 293 истребительного авиаполка и провести по книгам учета авиадивизии.

Основание: Наряд ВВС КА и приказ по 293 ИАП от 3.4.43 г. за № 0249.

Лист 83

Приказ частям 287 ИАД

от 27 мая 1943 года № 068 Действующая Армия

Содержание: о списании из состава частей боевых самолето-моторов не вернувшихся с боевого задания.

§ 2

Самолеты ЯК-1 №№ … 46125 с моторами М-105 ПФ …. 315-518 как не вернувшихся с боевого задания 23.4.43г. из боевого состава 293 истребительного авиаполка исключить и списать в расход по книгам учета самолетов и моторов

Основание: Приказ № 257 от 14.5.43 293 ИАП.

Список потерь есть общий, без разделения по "аэропланам". Ищем...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Виталик огромная благодарность Тебе за твой труд. Однозначно в ближайшие дни сделаем повторный выход на этот Як. Необходимо сделать полную зачистку. Тем болие что всего через одну щель от этого самолета лежит еще один. Со слов охотников там находится мотор ,пушка и много обшивки. Местность примерно такая же как мы с тобой ходили на самолет летом.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну пока особо не за что!

Вам удачи в поиске. Сейчас хотя бы не такая жара стоИт, чтоб по горам лазить да щебень долбить...

Странная картина вырисовывается по 287 дивизии... За нужный период документов практически нет, как нет их вообще по 293 ИАПу, зато в 4 ИАП изобилует разными делами, причем всё четко и подробно: ГДЕ, ЧТО, КОГДА? И за любой период. Просто такое впечатление, что кто-то приложил руку к "сохранению" документов. :idea:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Довольно-таки долго изучал все потери 287 дивизии и пришел к выводу, что потери, озвученные в приказе, а также потери самолетов, отраженные в приказах дивизии, составлялись по тому же списку, что подавал полк. Отсюда простой вывод, что самолет, стоящий последним в списке за 23 апреля 1943 года никак не мог принадлежать первому погибшему пилоту (или не вернувшегося с боевого задания), указанному в приказе! ИМХО

И так мы имеем следующее:

Последним в списке стоИт самолет Як-1 №46125, а в приказе последним фигурирует сержант:

Номер записи 52826745

Фамилия Мушнов

Имя Батргали

Отчество Абдулхаевич

Дата рождения __.__.1920

Место рождения Алтайский край, г. Барнаул

Дата и место призыва __.__.1939, Барнаульский РВК, Алтайский край, Барнаульский р-н

Последнее место службы штаб 4 ВА

Воинское звание сержант

Причина выбытия пропал без вести

Дата выбытия 23.04.1943

Название источника информации ЦАМО

Номер фонда источника информации 58

Номер описи источника информации 18001

Номер дела источника информации 94

Причем предпоследним в списке значится младший лейтенант Солосенков (видимо по старшинству он занял эту строчку), хотя погиб в другом месте. Или по времени? Вот Глебов в ОБД значится погибшим первым. Хотя в донесении его поместили перед Солосенковым. (Эти данные не из ОБД, прошу не путать!!!) Но при любом раскладе искомый самолет фигурирует последним. Так что моя теория в данном случае думаю верна.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добавлю копию того приказа, упомянутого выше. 3 мая то же гибли самолеты, они как раз в самом конце списка:

19946815870b.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Виталий Ты лучший. Распечатка с приказа станет основой следующих раследований. Сейчас в горах выпал снег. Как только растает сходим за летчиком. Мне кажется самолет лежащий в соседней щели окажется из твоего списка. В ОБД за 23.04 43г. значится что в один день в одном и том же районе при выполнении одного и того же задания пропало безвести четыре истребителя 293 ИАП 287 ИАД. Глебов БВ сержант , Остапов ВФ мл., л-т, Ивашко АР мл., л-т, Мушнов БА сержант. Могу добавить что скорее всего самолет Мушного был растрелян из авиапушки так как в районе падения были найдены немецкие короткие металические гильзы 20мм. Жаль что нет возможности установить кто из немецких летунов сбил наш самолет.

.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почемуже нет?

JG3 в этот день не заявляла о победах над Яками, а вот JG52 заявила о трех Як-1б в интересующем нас районе. В частности пилот 5./JG 52 Fw. Viktor Petermann ( в последствии кавалер рыцарского креста) заявил о двух сбитых им Як-1б в районе севернее Геленджика. Имел в послужном списке 64 победы, закончил войну в звании обер-лейтенанта, спокойно дожил до старости и оставил сей мир 19.05.2001 года.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если бы знать подробности этого боевого вылета, то можно было бы сравнить время выполнения боевого задания и быть более увереным в своих выводах. Этот Петерман сбил наши Яки в 5.02 и 5.08. По нашему времени в 06.02 и 6.08. Еще один Як был сбит в 18.09 по нашему времни. Четвертый мог быть сбит огнем ЗА над целью или стрелки бомбера могли зацепить.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Жека - класс. Тема для хорошей статьи. Кстати в твою книгу можно включать полные истории о найденных самолетах. Включаю войну в небе Кубани глазами немцев.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В новой редакции все это будет. В частности глава по немцам называется "Им даже не надо крестов на могилы, сойдут и на крыльях кресты.."

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Добавлю копию того приказа, упомянутого выше. 3 мая то же гибли самолеты, они как раз в самом конце списка:

19946815870b.jpg

Коллеги приветствую!

Для поиска других потерянных машин: есть, возможно, путаница в записях. Все перечисленные самолеты бьются в этом документе соответственно по серийным номерам и номерам моторов, как с завода, кроме 17128 и 43119, у которых номера моторов в списке на списание даны взаимно наоборот с заводскими данными.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

KViN огромное спасибо за Вашу проделанную работу. сегодня сново были на поиске самолетов в горах. Удалось обнаружить один Як и один ЛААГ. Скоро Жека выставит Отчет. В конце дня спустились к месту падения сержанта Мушного. Место падения представляет собой склон горы покрытый лесом. Воронка деаметром 2.5 метра и близость от нее фрагментов самолета говори т о том что истребитель врезался в склон горы в штопоре. Имея на этот раз необходимый инструмент нам удалось полностью зачистить саму воронку. Картина открылась удручающая весь найденный метал представлял собой сплавившиеся куски алюминия, проводов, приборов ,резины , кабинного оргстекла и еще бог знает чего.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Жека, посмотри по своей базе координаты может что то уже отрабатывали :

1 - 44. 42. 29. 00 С 37. 54. 43. 74 В

2 - 44. 42. 34. 45 С 37. 54. 20. 79 В

3 - 44. 42. 19. 44 С 37. 57. 24. 75 В

(координаты с гугла, указаны толстым пальцем)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу