VGN

ЛаГГ-3 №31211625: л-т Мочалов 156 ИАП 03.02.1942

18 сообщений в этой теме

Георгий! К сожалению, такого номера нет... но почти уверен, что это машина 434 ИАП... там были такие номера и в этих местах, где вы нашли этот самолет полк действовал... в 1941 - 1942 годах...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня посмотрел по 434 ИАП (сто есть у меня по состоянию на конец 1941 года) к сожалению, такого номера нет... возможно это 520 ИАП... Надо Игоря Куна попросить посмотреть по его базе ???

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

- Мочалов Алексей Иванович, лейтенант, ком. АЭ

не вернулся с боевого задания 03.02.42г., пох.на кл-ще г. Малая Вишера

156 иап

(КП МО: 1914 г.р., п\б 02.42г.),

(ОБД Мемориал: паспорт захоронения: 1912)

1914 г.р., уроженец: РСФСР Московская обл., Дмитровский район с. Ковригино, мобилизован Дмитровским РВК в 1933г.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Георгий! А могила Мочалова на вашем кладбище в Малой Вишере сохранилась?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У Николаича есть много о Мочалове: viewtopic.php?p=390399

Мочалов Алексей Иванович,

лейтенант, командир авиаэскадрильи,

156-го истребительного авиаполка ВВС 52 армии, Волховского фронта,

1914 - 03.02.1942 года

ИЗ СПИСКОВ ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ ИСКЛЮЧИТЬ

На протяжении многих лет на страницах нашей газеты регулярно появляются документальные рассказы руководителя группы «Поиск» совета ветеранов 14 Воздушной армии подполковника в отставке Александра Александрович Теплякова. Храня верность боевому братству, члены группы «Поиск» за эти годы проделали работу, важность которой невозможно переоценить. Ими восстановлены имена многих авиаторов, захороненных на кладбище летчиков в городе Малая Вишера. С помощью ветеранов родные и близкие погибших через десятки лет смогли наконец узнать, где погребены дорогие для них люди.

36 – й по списку поиск успешно завершился ровно год назад. Из списка пропавших без вести тогда был исключен лейтенант Алексей Иванович Мочалов.

О том, как на протяжении восьми лет шел поиск и рассказывает А.А. Тепляков.

Наша группа в декабре 79 года получила письмо из музея Боевой славы школы № 1 Малой Вишеры. В нем сообщалось, что на кладбище летчиков похоронен летчик – истребитель А.И. Мочалов, погибший в 1942 году. Воинское звание, должность, дату гибели, номер полка ребята не знали. Все нужно было фактически начинать с нуля.

На наши запросы пришли ответы из управления кадров ВВС и Центрального архива Министерства обороны. Из них мы узнали, что Алексей Мочалов служил в 156 истребительном авиационном полку и числился пропавшим без вести в феврале 1942 года. В одном из документов было указано, что родился Мочалов в Кировской области. Направили письмо в облвоенкомат. Оказалось, что в книге учета погибших офицер А.И. Мочалов не значился и никто за него пенсии не получал. Следовательно, призывался летчик на службу не в Кировской области. Пришлось обратиться в Главное управление кадров Министерства обороны и управление кадров ВВС. По уточненным данным выяснилось: лейтенант Мочалов родился в 1914 году, а не в 1912 году, как считалось ране, и не в Кировской, а в Московской области, где и проживала его семья. Местом рождения указывалась деревня Ковришко.

Начался новый этап поиска. В облисполкоме узнали, что деревни такой в области не было и нет. Зато в трех районах Подмосковья есть деревни Ковригино. Щелковский, Наро-Фоминский и Павлово-Посадский военкоматы данными о летчике Мочалове не распологали. Но зато в письме из Павловского Посада была счастливая подсказка. Работники военкомата посоветовали обратиться в Дмитровский горвоенкомат, так как деревня Ковригино была и в том районе, более того фамилия Мочаловых в данной местности довольно распространена.

Так мы и сделали. Первые результаты были неутешительными. Дмитровский горвоенкомат располагал только теми данными, которые нам были уже известны. Никаких сведений о родственниках Алексея Мочалова не было. Бесполезно было обращаться и в паспортный стол. Тогда мы написали в дмитровскую районную газету «Путь Ильича» и попросили опубликовать наше объявление. 18 июня 1983 года оно было напечатано, а уже 20 июня я получил первый отклик.

Это было письмо от племянника погибшего летчика – Алексея Степанович Соколова. Он писал: «Да, это мой дядя. Я родился в 1926 году и очень хорошо помню его. У нас есть его последняя карточка. Он приезжал в командировку в Москву в 1942 году получать новый самолет-истребитель, а вскоре пришло извещение, что он пропал без вести.

Его отец Мочалов Иван Афанасьевич и его брат Сергей Иванович во время и после войны много писали запросов с целью узнать подробности гибели Алексея, но все безуспешно. Из части отвечали: «Не вернулся с боевого задания».

Мы знаем, что он был направлен под Ленинград. Отец, брат и три сестры Алексея умерли. Его сестра Клавдия живет по адресу…

Мы все будем вам очень благодарны, если вы хоть что-то сообщите нам о гибели Алексея Ивановича».

Во втором, более подробном письме А.С. Соколов вспоминал: «Я хорошо помню своего дедушку Ивана (отца моей матери и Алексея). Он и умер-то от тоски, от неизвестной участи Алексея. Мне было 16 лет и я его помню всегда плачущим по сыну. Куда только дед не писал, ответ был всегда один – пропал без вести.

Я знал, что Алексей был преданным, честным человеком. Когда он приезжал в последний раз получать самолет, то заходил к нам в новом обмундировании, с пистолетом на ремне. Я, как все, наверное, мальчишки, был влюблен в него, тем более, что он был моим крестным. Я его спросил тогда: «Страшно на фронте?». Он ответил: «На земле, может быть, и страшно, а в воздухе я не боюсь. Я там хозяин. Вот пистолет всегда при мне. Живым я не дамся врагу».

Больше мы о нем ничего не знали».

Еще через несколько дней пришло письмо и от единственной оставшейся в живых сестры Алексея Ивановича – Клавдии Ивановны. Она рассказала о жизни брата в довоенные годы. Так мы узнали, что в детстве будущий летчик увлекался столярным делом, кончил даже школу кустарного ученичества, позже учился в Москве, в машиностроительном техникуме, стал техником-технологом по холодной обработке металлов резанием. В те годы по выходным дням на Москве-реке у парка культуры и отдыха приводнялся самолет. В кассе парка можно было купить билет на пятиминутный полет над городом. Алексей катался неоднократно. Может быть тогда-то и зародилась у него мечта стать пилотом.

В 1936 году Алексей Мочалов был призван в ряды Красной Армии и направлен на учебу в школу военных летчиков в Белоруссию, которую окончил в 1939 году. Начало войны застало его под Ленинградом. Связь родных с ним была вскоре потеряна. Но отец получил в 1942 году справку, что в декабре 1941 года сын его награжден орденом Красного Знамени.

Известие о том, что Мочалов был удостоен правительственной награды, давало еще одно направление поиску. Мы заполучили копию наградного листа, который существенно пополнял боевую биографию летчика-истребителя. В нем говорилось: «Мочалов Алексей Иванович, 1914 года рождения, русский, в Красной Армии с 1936 года, член ВКП(б) с 1940 года, участник боев с белофиннами в 1940-1941 гг., лейтенант зам.командира эскадрильи 156-го ИАП, представляется к ордену Красного Знамени.

Предан делу партии и социалистической Родине, требователен к себе и подчиненным, служит боевым примером для личного состава эскадрильи. Показал себя мужественным летчиком – истребителем. Имеющийся опыт, полученный в войне с финской белогвардейщиной, умело передает летному составу. Все боевые задания выполняет с огромным рвением и добивается отличных успехов в их исполнении. Встречаясь с воздушным врагом, своим пулеметным огнем обращает в бегство вражеские самолеты. Подбил «Хейнкель – 112» при сопровождении своих бомбардировщиков на вражескую территорию.

За время боевых действий совершил 51 боевой вылет, из них: на разведку – 6, на перехват противника – 10, на штурмовку наземных войск и транспорта – 5, на сопровождение бомбардировщиков – 10. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и пулеметов противника Мочалов А.И. умелыми маневрами самолета уничтожал вражеские зенитные точки, расстреливал войска и транспорт противника и возвращался на свой аэродром с хорошими разведывательными данными о враге».

Подписан наградной лист был командиром 156 ИАП майором А.С. Егоровым 22 июля 1941 года. Приказом по войскам Ленинградского фронта 20 декабря 1941 года был награжден орденом Красного Знамени.

Отметим, что так были оценены итоги боевой деятельности летчика лишь за первый месяц войны.

Полученную от родственников Алексея Мочалова фотографию мы размножили и направили снимки бывшему комиссару полка, ныне подполковнику в отставке В.К. Лебеденко. Владимир Корнеевич разослал ветеранам полка, которые служили в нем в период базирования 156 ИАП в Малой Вишере. Откликнулись трое однополчан, в том числе бывший авиационный техник, обслуживавший самолет Мочалова, Н.Ф. Савинцев. Из его-то письма и стало известно о месте гибели летчика. «Когда мы – передовая команда техсостава прибыли в Малую Вишеру, - писал Савинцев, - то мне приходилось обслуживать самолеты Мочалова А.И., Филиппова А.В., Диденко Н.Е.. В одном из боевых вылетов А.И. Мочалов был сбит, выпрыгнул с парашютом и приземлился под Мясным Бором, как мне сказал летчик А.В. Филиппов. По распоряжению инженера на полуторке я поехал с кем-то туда, где он приземлился, - об этом сказала пехота. Мы нашли его замершего, привезли в госпиталь, а потом похоронили в Малой Вишере.

Из последующей переписки с родственниками истребителя Алексея Мочалова мы узнали, что карточки, где бы летчик был снят в звании лейтенанта, у них нет, медальон для памятника фотолаборатория согласилась сделать с единственного более или менее сохранившегося довоенного снимка, на котором Мочалов был еще в звании старшего сержанта. Этот медальон и был укреплен на памятнике в Малой Вишере 9 мая 1984 года.

На основании всех перечисленных и других документов, собранных группой «Поиск», и по ее инициативе было возбуждено ходатайство перед Главным управлением кадров Министерства обороны об исключении лейтенанта А.И. Мочалова из списка летчиков, пропавших без вести. 3 февраля 1987 года был издан приказ заместителя министра обороны СССР по кадрам, в соответствии с которым лейтенант Мочалов Алексей Иванович считается теперь погибшим на фронте 3 февраля 1942 года и захороненным в Малой Вишере.

23 февраля 1988 года газета «За коммунизм»

Выписка из наградного листа:

«Мочалов Алексей Иванович, 1914 года рождения, русский, в Красной Армии с 1936 года, член ВКП(б) с 1940 года, участник боев с белофиннами в 1940-1941 гг., лейтенант зам.командира эскадрильи 156-го ИАП, представляется к ордену Красного Знамени.

Предан делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине, требователен к себе и подчиненным, служит боевым примером для личного состава эскадрильи. Показал себя мужественным летчиком – истребителем. Имеющийся опыт, полученный в войне с финской белогвардейщиной, умело и последовательно передает летному составу. Все боевые задания выполняет с огромным рвением и добивается отличных успехов в их исполнении. Встречаясь с воздушным врагом, своим пулеметным огнем обращает в бегство вражеские самолеты. И подбивает «Хейнкель – 112» при сопровождении своих бомбардировщиков на вражескую территорию.

За время боевых действий совершил 51 боевой вылет, из них: на разведку – 6 вылетов, воздушный бой и на перехват противника – 10 вылетов, на штурмовку наземных войск и транспорта – 5 вылетов, на сопровождение бомбардировщиков – 10 вылетов.

Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и пулеметов противника Мочалов А.И. умелыми маневрами самолета уничтожал вражеские зенитные точки, расстреливал войска и транспорт противника и возвращался на свой аэродром с хорошими разведывательными данными о враге

Эскадрилья имеет 325 боевых самолетовылетов с общим налетом 311 часов. Летным составом эскадрильи сбито 5 вражеских самолетов.

Отличный, боевой, храбрый летчик истребитель.

За проявленную доблесть и мужество в борьбе против фашистских захватчиков ходатайствую о представлении к правительственной награде – ордену Красного Знамени.

Подписан наградной лист был командиром 156 ИАП майором А.С. Егоровым 22 июля 1941 года. Приказом по войскам Ленинградского фронта 20 декабря 1941 года был награжден орденом Красного Знамени».

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наградной:

[attachment=2]Наградной умен.jpg[/attachment][attachment=1]наградной 2 умен.jpg[/attachment][attachment=0]наградной 3 умен.jpg[/attachment]

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
ЛАГГ-3 № 31211625 с М-105П № 145-33 из 156 ИАП ком АЭ л-т Мочалов н.б\з 3.02.42. после в\боя в р-не селищенский поселок.

А меня чего не спросили? У меня эта информация была более года назад набита в базу... :shock:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Виталий Олегович! И эта тема уже год на этом форуме. Ещё все найденные нами места падения самолётов выставляем здесь http://krasnaya-zvezda.ucoz.com/forum/2 С уважением Георгий.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Виталий Олегович! И эта тема уже год на этом форуме. Ещё все найденные нами места падения самолётов выставляем здесь http://krasnayazvezda.ucoz.com/forum/2 С уважением Георгий.

Георгий! Сцылка не работает!

Не всегда находишь время смотреть новые открывшиеся темы. А тем более годичной давности. В то время была запарка и сплошные командировки - запросто мог и пропустить. В подобных вопросах рекомендую писать в личку со ссылкой на просмотр темы.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу