ТРИЗНА

Первая совместная Российско-Венгерская поисковая экспедиция

25 сообщений в этой теме

РМОО «ПО «Тризна» отправляется в первую Российско-Венгерскую поисковую экспедицию «Балатон 2011».

Первая совместная Российско-Венгерская поисковая экспедиция

«Балатон 2011»

Несмотря на то, что мае 2010 года исполнилось 65 лет Великой Победе, на местах былых сражений еще остаются не захороненными, оставленными на поле боя, останки тысяч погибших воинов. В лесах и болотах до сих пор встречаются остовы сгоревшей военной техники, в затопленных воронках, а то и совсем не глубоко от поверхности лежат обломки самолетов, чьи экипажи не вернулись с боевого задания. Более 20 лет на территории России и бывших республик СССР ведутся поисковые работы. Каждый год тысячи советских солдат обретают упокоение на воинских кладбищах. Сотни имен возвращаются из безвестности. С каждым годом количество погребенных на кладбищах советских воинов растет, уменьшается количество без вести павших героев.

Однако война довела наших солдат до стран восточной Европы. Они гибли за освобождение тех, кто еще недавно был под гнетом фашизма. Они сражались с врагом также отчаянно и самоотверженно, как и на своей земле. Враг был один на всех, и их встречали как освободителей. На последнем этапе этой войны у наших военных, оставлявших рубежи за собой, было уже и время и возможность хоронить погибших в соответствии с требованиями уставов и простой человеческой заботой о погибших. Появлялись кладбища, велся строгий учет. Но, в силу обстоятельств столь масштабной и жестокой войны все равно выписывались похоронки с формулировкой «пропал без вести». Судьба тысяч советских воинов павших на полях Европы остается не известной. Многие не так и небыли погребены, как того требует военный обычай.

Одной из ключевых вех в освобождении от фашистских войск Европы стала Балатонская операция. Это была последняя крупная оборонительная операция Красной Армии против немецких войск во время Великой Отечественной войны. Восемь дней тяжелых боев, с 6 по 15 марта 1945 года части сил 3-го Украинского фронта при содействии 1-й болгарской и 3-й югославской армий в районе озера Балатон противостояли натиску вермахта. Кодовое название операции немецких войск - «Весеннее пробуждение».

Огромную роль в боях на Балатоне сыграла советская авиация. К сожалению, потери самолетов в столь интенсивных боях, тоже были значительны. Сотни самолетов и их экипажей погибли на венгерской земле.

В прошлом году на форуме сайта РМОО «ПО «Тризна» венгерский исследователь Габор Хорват стал выкладывать фото по находкам фрагментов советских самолетов, найденных в Венгрии местными поисковиками. По его просьбе участник linnet стал подбирать в ЦАМО материалы по потерям советских ВВС в Венгрии, что в результате совместной работы привело к составлению таблиц по потерям в нескольких дивизиях 5 и 17 ВА. Удалось не без прорех определить номера самолетов, моторов, обстоятельства потерь. Одним из пропавших без вести в районе исследования являлся Герой Советского Союза - Лейтенант Одноценов.

Лейтенант Одноценов Герман Петрович, командир звена 2 эскадрильи 951 ШАП 306 ШАД 17 ВА был сбит 8 марта 1945 года в Венгрии, в 10 км юго-восточнее города Секешфехервар. По отчетам других экипажей, экипаж погиб, но по документам Одноценов и его стрелок ст. сержант Уфимцев числятся пропавшими без вести.

До этого Одноценов был представлен к званию Героя Советского Союза, которое ему присвоили в июне 1945 года. В апреле пришел приказ 17 ВА о присвоении ему звания старший лейтенант.

Одноценова объявляли пропавшим без вести и ранее, когда его с Уфимцевым 22 декабря 1944 года сбили севернее озера Веленце. Из-за этого иногда в статьях встречается путаница, да еще в некой книге Одноценова упомянули среди участников воздушного парада над Веной после войны.

Одноценов родился в 1923 году в Казани, оттуда и призывался, но окончил школу №40 в Свердловске, тогда же посылали извещения его матери. Поэтому он числится в двух Книгах памяти - Свердловской области и Татарстана. В Татарстане в Книге и списке Героев Одноценов упомянут, как пропавший без вести, что полностью соответствует всем данным по ОБД и учетной карточке. В Свердловской области, он числится как погибший, что соответствует первичным отчетам из дивизии, армии и т.п.

Такой же ответ о гибели из ЦАМО получили в школе №40 Свердловска (ныне

гимназия №40 Екатеринбурга), где есть стенд с Одноценовым в школьном музее.

У венгерских поисковиков был опыт совместной работы с поисковиками из США, приезжавшими на раскопки американского самолета, потерянного в Венгрии среди сотен других самолетов союзников. Не удивительно, что у linnet родилась мысль о совместных поисках Одноценова и других экипажей. Ее поддержали в ноябре 2010 года «ПО «Тризна» и музей авиации в городе Сольнок (при вертолетной части венгерской армии).

Коллектив «Тризны» собирался ехать в Венгрию уже весной 2011 года, но из-за сильного наводнения, вся территория возможного поиска была покрыта водой. Экспедицию перенесли сентябрь.

Поиски будут осложнены тем, что основная часть зоны поиска, это сельскохозяйственные земли. Не все поля мы сможем исследовать, из-за того, что они будут возделаны во время экспедиции. На поиски на полях с убранным урожаем получено разрешение местных фермеров.

В районе поисков потеряно более десятка советских самолетов, в основном Ил-2 и «Бостоны». В разных местах местными поисковиками найдены их фрагменты. Будем отталкиваться от их находок и вести тщательные поиски там, где возможно. Разумеется, нас интересует не только экипаж Одноценова, но и все другие потери, в том числе наземных войск. Как резерв, венгерские партнеры приготовили несколько вариантов обнаруженных следов падений других наших самолетов на несельскохозяйственных землях, которые можно будет раскапывать без оглядки на урожай, если только не будет дождей.

Столь отдаленная и сложная в организации и проведении экспедиция не могла бы состояться при условии использования Объединением только собственных средств и средств участников работ. Но, как ни странно, в России еще есть меценаты, искренне помогающие энтузиастам. Один из таких людей помог нашему Объединению с финансированием экспедиции, что облегчило наши расходы больше чем вполовину.

Так же партнерами экспедиции выступили магазины военного антиквариата «Лейбштандарт» http://antikvariat.ru/ и «Эпоха» http://warstage.ru/ , предоставив автотранспорт, экипировку с эмблемой экспедиции и продукты.

Информационным партнером выступает телеканал «Вести 24».

Отдельной благодарности заслуживают наши коллеги из Венгрии. Без их деятельного участия, экспедиция не могла бы состояться. Все организационные вопросы, касающиеся пребывания на территории Венгрии, взял на себя музей авиации в городе Сольнок и лично Габор Хорват, который так же является членом международной команды поисковиков.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обязательно попробуйте золотого фазана! Лучшее блюдо мадьяр!

Ну и соответственно на полный желудок - удачи в поиске!!!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

4 сентября в соответствии с планом, экспедиция выбыла из Москвы. Не без приключений (с автомобилем) добрались до границы с Польшей в расчетное время.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня 5.09.2011 в 20.30 по Московскому времени группа прибыла в город Сольнок, согласно плану проведения экспедиции.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня в течение дня, наша поисковая группа посетила авиационный музей, размещенный на вертолетной базе близ г. Сольнока. После протокольных встреч отправились на место проведения работ. Завтра начнутся поисковые мероприятия.

Если ребятам удастся выйти в Интернет, то непременно появятся и фотографии и подробности экспедиции.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вчера 07.09.2011г. наша команда при помощи военнослужащих (в основном техники) вертолетной части работала на подъеме первого самолета. Самолет Ил-2 лежал на относительно не большой глубине 2-3 метра. Большая часть фюзеляжа отсутствовала. Конструкции из алюминия практически полностью истлели, двигатель так же в печальном состоянии. Летчиков в самолете не оказалось. Сегодня останки самолета "торжественно" поднимут из раскопа под взором местного телевидиния и представителей администрации и военных...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня наши поисковики подняли останки самолета из раскопа. В подъеме участвовали венгерские военнослужащие, сотрудники музея авиации при 86 вертолетной базе (г. Сольнок), саперы и представители венгерской авиационной исторической ассоциации.

Подъем проводился с применением техники.

На поднятом двигателе удалось установить номер:Ф 25 13 077. В дальнейшем попытаемся установить судьбу экипажа.

Так же удалось получить первые фото с места подъма.

Фотографировал ТРИЗНА

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня в течение дня наша команда проводила поиски в квадрате, где по предположениям венгерских коллег упал самолет Одноценова.

Каких либо положительных результатов поиски пока не дали.

На исследуемом поле во время войны находились постройки, возможно небольшой хутор или деревня. Большую часть находок составили бытовые вещи, монеты. Крайне немногочисленный настрел, патроны. Попадались и фрагменты обшивки самолета. Но, все они незначительных размеров. Некоторые однозначно от немецких машин и машин не советского производства. Каких либо укреплений на исследуемой площади так же не обнаружено. Интенсивность наземных боев, по-видимому, была незначительна.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Pishu s vengerskogo kompa. Segodnya Trizna ezdila v Budapesht v voennyi muzei í prochee. Vengry prodolzhali rabotat. Mestnyi poiskovik Petya nashel kusok broni. Podozrevaem ot ÍL 2. Tak li eto? Razmer 88 na 75 sm, tolschina 8 mm verx slegka zagnut. Po mestu eto ryadom raportom ot gibeli Odnotsenova. Főto budet pozzhe.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

За прошедшие дни наша команда продолжала исследование возможного места падения самолета Одноценова. Но, к сожалению, каких либо свидетельств падения самолета обнаружено не было.

Сегодня поиски переносятся в другое место. Объект поисков - место падения ИЛ-2, предположительно самолета лейтенанта Картошова...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

14 и 15 сентября наша команда проводила работы по подъему самолета ИЛ-2. Удалось достать мотор погибшей машины. Кабина, как таковая, и приборы отсутствовали. Останки пилотов не обнаружены. По номеру двигателя предположительно установлена принадлежность машины к авиационному полку. По донесениям экипаж предполагаемой машины пропал без вести. Что на самом деле случилось с членами экипажа данной машины, предстоит уточнять исследовательским путем.

Сегодня наша экспедиция выдвинулась в сторону Москвы.

В целом, все прошло нормально без эксцессов и ЧП.

Подробности экспедиции уже скоро поведают нам сами члены экспедиции.

Ждем их прибытия в Москву.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пока едем домой, остановились в мотеле под Краковом.

Первый самолет, точнее его двигатель и множество мелких обломков в Кюмлед, был проектом венгров. Самолет недавно обнаружили (попалась пушка ВЯ). Венгры организовали мощную команду по подъему, пригласив и нас, специально перенеся время начала раскопок к нашему первому рабочему дню. С помощью трактора и виртуозов лопаты из Тризны, мотор откопали на глубине метра 2-3 за один день. На второй его выдернули подъемным краном, поработали с медиа и засыпали раскоп. Номер двигателя был найден на редукторе. Его нет в моей базе данных по Венгрии, в 136 и 306 ШАДах его точно не было. Может, 189 ШАД или гвардейские. Или редуктор поменяли. Надеемся, что венгры в Музее авиации в Сольноке найдут номера на самом моторе.

Вторая часть - это поиски самолета Одноценова на полях в районе предполагаемого по документам падения. Были найдены в разных местах обломки авиационного алюминия и бронеплита, которую Илья Прокофьев определил от маслорадиатора. Ее нашел местный поисковик Петя в лощине рядом с полем. Видимо, стащили с поля, чтобы не мешал. В общем, самолет, возможно Одноценова, где-то рядом, но пока ареал его падения с множеством обломков не удалось зацепить. Приезжали помогать многие венгры, даже специалисты по танкам, которые таскали за джипом устройство типа георадара (говорят, что бочку цкнляет на 5-метровой глубине). Они обследовали большую площадь, но нашли лишь пару санитарных сбросов.

Еще один самолет в Дудар планировалось нами исследовать, но венгры, проверив тотку, решили, что она неперспективная и предложили вместо нее Кюмлед. Михаил из Тризны со своим продвинутым глубинником установил наличие в воронке большой массы металла на глубине. Повезло, что в Венгрии давно стояда страшная жара и это влажное место высохло. Откопали с помощью экскаватора и венгерских друзей остатки фюзеляжа в районе кабины, мотор и 2 пушки ВЯ. Мотор был на глубине 5-6 метров. Оставшиеся на поверхности части после войны вывезли. Очевидно, что позже также пытались копать и вывезли часть фюзеляжа (бронеспинки не было). Останков пилотов не нашли.

На кратер вышел несколько лет назад сотрудник музея из Веспрема Шандор по навадке местного очевидца. Мы также поговорили с этим дедушкой и во многом его слова подтвердились, например он утверждал, что пушек не находили. Шандор нашел неглубоко кусок алюминия с номером самолета, но которому год назад по моей базе данных было установлено, что это экипаж Карташова. Место падения совпадало с документами.

Наши навходки это подтвердили. На бронеплите был нацарапан номер двигателя Карташова, то же номер и на самом двигателе.

Привожу из моей базы данных

306 ШАД 951 ШАП Ил-2 1875397 257728 ЗА 22.03.1945

Карташов Евгений Павлович мл. л-т

Гладков Владимир Алексеевич ст. с-т

14-55 11 Ил--2 и 6 Ла-5 31 ИАП Н-800 м При подходе к цели Баконьослоп поврежден огнем ЗА. Освободился от бомб с левым разворотом тянул на свою территорию. На высоте 300-400 м из самолета один человек выпрыгнул на парашюте. Самолет врезался в землю 4 км восточнее Баконьослоп. ДРУГОЙ ИСТОЧНИК: Самолет горящий упал 3 км. восточнее Баконь-ОСЛОП. При падении от самолета отделился 1 парашютист. Самолет полком получен в марте 1945 из резерва 17 ВА

КарташЕв 29.10.1944 потерял ориентировку и сел на территории противника, самолет сожгли."

Отличие от документа, что не к востоку, а к югу от Баконьослоп.

ПО выпрыгнувшему дедушка сказал, что сам бой они не видели, сидели в подвалах, но парашюта не находили. Это была ценность и были бы разговоры об этом. Видисо, выпрыгнувший попал к немцам.

Подробности потом.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу