Опубликовано: 4 мая, 2011 (изменено) VT линия (Vammelsuu — Taipale), или "Карельский вал" — цепь оборонительных сооружений, построенная финнами в 1942-44 годах, протянувшаяся от Ладоги до Финского залива. Линия шла от Ваммелсуу (ныне Серово) через Куутерселькя (ныне - Лебяжье) и Кивеннапа (ныне - Первомайское) вдоль реки Бурной до Тайпале (ныне - Соловьёво). Пересекала железную дорогу Санкт-Петербург - Выборг возле Сахакюля (ныне - Мухино, платформа 63-й километр), а железную дорогу Санкт-Петербург - Хийтола в районе нынешней платформы 69-й километр. 1942-44 - даты ограничивающие сроки существования и строительства VT-линии. Она так и не была закончена - в лесах Перешейка до сих пор встречаются окаменевшие мешки с цементом, арматура, котлованы под ДОСы. Эта крепость представляла из себя почти непрерывную линию траншей (иногда 2-3 ряда) с легкого типа бетонными укрытиями на 15-20 человек, бетонными КП и НП, бетонированными (защита против осколков) пулемётными позициями, а также пулемётными и орудийными ДОТами, сгруппированными в немногочисленные узлы обороны на особо опасных направлениях и господствующих возвышенностях. Траншеи были прикрыты 2-3-рядными проволочными заграждениями на деревянных столбах и 2-4 рядами противотанковых надолбов, в качестве которых служили глыбы гранита до 1.5 м размером. Надолбы иногда находились во рвах, глубиною до 1 м. с невысоким бруствером в сторону противника (опыт Зимней войны). Глубины линия, как правило, не имела, за исключением участков Kivennapa и Kuuterselkä. По некоторым сообщениям (Н.Барышников) линия имела более 900-сот различных долговременных сооружений. Также сообщается о специально построенной финнами узкоколейной ж/дороге вдоль линии для маневрирования резервами (А.Новиков), обширных минных полях, бронированных ОТ в траншеях и пр. Утром 9 июня 1944 года началось общее наступление советской армии на Карельском перешейке. Наступлению предшествовала артподготовка, раскаты которой доносились до Миккели (ставка Маннергейма). Советские войска (21 и 23 армии) имели 7500 орудий и миномётов, 1000 самолётов, 630 танков и САУ и около 260 тысяч солдат. Превосходство было подавляющим, к тому же финны были захвачены врасплох. 10 июня первая линия финской обороны (10 пд) была прорвана у Valkeasaari (Белоостров). 12 июня советские войска вышли на VT-линию в районе Kivennapa (Первомайское) и Siiranmäki. Финны (11 пп 3 пд, 7 и 49 пп 2 пд, 6 пп 18 пд, а также эстонские добровольцы из 200 пп) сопротивлялись ожесточённо и советские части (30 гв.ск и 98 ск) понесли значительные потери. 14 июня, после перегруппировки и введения резервов (108 ск), ударили в районе Kuuterselkä (Лебяжье) - Sahakylä (Мухино - ж/д на Выборг), и оттеснили финнов (части 53 и 48 пп) на несколько километров. В прорыв были введены танки, с целью отрезать обороняющиеся финские части. Чтобы выправить положение, финны 15 июля предприняли отчаянную контратаку у Kuuterselkä при поддержке батальона Sturmgeschutz III своей единственной танковой дивизии (Panssaridivisioona). Успеха не имели. К 17 июля советские войска вышли к тыловой полосе обороны Карельского вала у бывшей Линии Маннергейма. 17 июня финским войскам было приказано оставить VT-линию и отходить на линию VKT (Viipuri-Kuparsaari-Taipale), что они и сделали в течении всего одной недели. Отход сопровождался ожесточёнными арьергардными боями. 20 июня после короткого боя пал Выборг (в результате чего командир финской 20-й бригады, оборонявшей город, попал под трибунал), 25-го - начались кровопролитные бои в районе Tali-Ihantala и попытки советских войск переправиться через Выборгский залив. 4 июля - наступление у Vuosalmi, которое прекратилось 14 июля. 4 сентября 07.00 - прекращение огня, 19 сентября в Москве - перемирие, и наконец 10 февраля 1948 в Париже - мирный договор СССР-Финляндия. В конце 40-х годов все сооружения VT линии были взорваны советскими сапёрами. Нынешнее её состояние: всё забыто и разрушено, густо заросло лесом и кустарником… По сравнению с КаУРом, Линией Маннергейма или Сальпа-линией - вроде ничего особенного. Траншеи, надолбы, ржавая колючка, обломки бетона... Но всё это тянется почти непрерывной полосой от Ладоги до Финского залива. Огромное количество разнообразных бетонных сооружений - укрытий (главным образом), дотов, НП... И всё взорвано. Тщательно, методично и до основания. Остались нетронутыми буквально единицы. Впечатление, что всё это не могло быть основной линией обороны, но только промежуточным рубежом. Бетон в большинстве построек плохой, перекрытия тонкие. Некоторые места просто непроходимы без топора. Но есть ещё хуже - садоводства (Лебяжье, Мухино и т.д.). Причём, как правило, именно на полях битв. Заборы, грядки, сарайчики жилые... Фотографии в альбоме «Карельский вал (VT-linja)», автор Краеведъ (FotosergS) на Яндекс.Фотках Изменено 29 марта, 2015 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 мая, 2013 Через несколько дней после праздника Победы неизвестные разрушили памятник на высоте Сииранмяки на Карельском перешейке. В 1944 году бойцы Красной армии штурмовали укрепленный узел финской обороны - высоту Сииранмяки удалось взять ценой огромных потерь. От этого боя зависел успех операции по окончательному снятию блокады Ленинграда. Памятник в Сииранмяки появился в 2004 году, причем по инициативе Финляндии. Три камня, на которых по-русски и по-фински написано "Слава героям" - он стал символом примирения бывших врагов. Специальный материал "Петербургских Вестей": 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 мая, 2013 1942 год- начало строительства VT-линии. Судя по великолепному качеству исполнения герба (нигде подобного не встречал), укрытие предназначалось для высшего командного состава. Для сравнения, Линия Харпарског (Hanko): http://fotki.yandex.ru/users/fotosergs/ ... 565?page=0 Финские оборонительные сооружения 1942-1944 гг. Карельский вал (VT-linja, Vammelsuu - Taipale). Ленинградская область. Май 2013 года. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 января, 2014 (изменено) Фотографии в альбоме «Карельский вал (VT-linja)», автор Краеведъ (FotosergS) на Яндекс.Фотках Изменено 3 апреля, 2015 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 марта, 2015 Инспекция Маннергейма строительства Линии ВТ. Карельский вал (VT-linja, Vammelsuu-Taipale). Сектор обороны Ваммелсуу (Vammelsuu). 14 октября 1942 года. Это место в наши дни (март 2015 года). Фотографии в альбоме «Карельский вал (VT-linja)», автор Краеведъ (FotosergS) на Яндекс.Фотках 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 марта, 2015 Укрытие для пехоты. Карельский вал (VT-linja, Vammelsuu - Taipale). Первомайское (до 1948 Кивеннапа, Kivennapa). Ленинградская область. Май 1944 года- Сентябрь 2010 года. Фотографии в альбоме «Карельский вал (VT-linja)», автор Краеведъ (FotosergS) на Яндекс.Фотках 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах