Опубликовано: 2 февраля, 2011 А может совсем из дальних или один из тех кто бежал из плена на немецком самолете, у нас в районе приземлялся такой, только точных данных не помню........ вернее пока не нашел 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 А может совсем из дальних или один из тех кто бежал из плена на немецком самолете, у нас в районе приземлялся такой, только точных данных не помню........ вернее пока не нашел Это Лошаков из 14 гв.ИАП... их было двое (один летчик, второй из пехоты)... приземлились нормально... на "Шторхе"... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 Ну все таки какая-то мотивировка была, чтоб записывать его летчиком, и во-вторых фамилия может записана неправильно может и Кочерышкин или Кочерыжкин или Качерышкин и Кочекрыгин(вариаций много)..... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 Будем копать бумагу :) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 (изменено) Стоит, как говорится одна голова хорошо, а две .... Искал документы подтверждающие на КМОКОВА(только один документ в ОБД), проверял вариации с именем, фамилией и годом рождения и смерти.........ничего.....потом осенило, что возможно это КЛЮКОВ... и все срослось, и еще два документа и Книгу Памяти нашел на него, по первому доку он погиб и похоронен, а по вторым пропал без вести.... вот и узнают родственники с сайта информацию, когда выставлю. И таких примеров слишком много. Изменено 3 февраля, 2011 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 Да, согласен... таких ошибок очень много... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 Николаич! Заинтересовал вот этот человек: "...Качерышкин Андрей Николаевич,(фотографии нет)летчик, 18.11-15.12.1941 года, Андрей Николаевич Качерышкин, летчик, умер от ран в 297 медсанбате 288 стрелковой дивизии 52 армии, в период с 18.11 по 15.12.1941 года (точной даты не установить невозможно) Похоронен в деревне Пелюшня Маловишерского района, Новгородской области. Найден бойцами 288 стрелковой дивизии и передан в медсанбат, единственный документ, который находился в карманах одежды летчика, это направление в Нарком.судостроения из Таганского ЭКВО г/б от 20.12.1939 года. Д. Качерышкин Андрей Николаевич, летчик, (единственный документ-направление в нарком.судостроения из Таганского ЭКВО г/б от 20.12.1939года), 297 медсанбат, 288 стр.дивизии, умер от ран 18.11-15.12.1941 года, похоронен в д.Пелюшня Маловишерского р-на, Новгородской обл., ЦАМО 58 А-71693 1331...". Это из ОБД? В обд встречается только один: Номер записи 569638550 Фамилия Кочерыжкин Имя Андрей Отчество Николаевич Дата рождения __.__.1912 Дата и место призыва 30.09.1941 Молотовский ГВК, Архангельская обл., г. Молотовск Воинское звание рядовой Причина выбытия пропал без вести Дата выбытия __.11.1943 Источники информации ЦАМО На него три записи: сам родом из Орловской области, 1-я запись: послевоенный поиск, 2-я запись: КП Орловской области, и 3-я запись: КП Архангельской области.... причем в доках написано, что связь прекратилась в сентябре 1941 года... Откуда, взялось ноября 1943 года, вообще не понимаю... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 [attachment=0]filterimage умен.jpeg[/attachment] 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 Хорошо посмотрю эти доки. Да, этот док 297 медсанбата 288 стр.дивизии ЦАМО 58 А-71693 1331(это книга погребения, но данный док обычно был вторичным, первичным шел немного другой ЦАМО 58 818883 ... или 18001 ...) А на счет ноября 1943 года, тут своя "метода" у тех кто писал, посмотри в углу первого дока надпись проп б/в Х1-43 подпись 1.Х.49(эта надпись "от балды") Часто проверяя своих нахожу такие немотивированные надписи. Главные тут записи когда призван и когда прекратилась письменная связь, последнее письмо и т.п.. Примеров множество. В Мостках нашли бойца погибшего апрель-май 1942 года и медальон, а в КП области написано пропал без вести в 1944 год, т.е. когда освободили область и сделали опрос родственников, поставили это время (время составление документа). А может он был авиамехаником или техником, самолет при перелете на другой аэродром потерпел аварию или сбит , летчик и самолет погибли, а он вышел к своим, форма или еще какие предметы(парашют, шлем и т.п.) Ведь все же написали летчик а все остальное неизвестно. Да и мне в общих списках нужно писать как в доке, а иногда приходится и с вариациями вот пример 29(15). Абдрехманов (Абрахманов, Абдрахманов, Абдрехманов) Ибайдулла(Ибайдула), 1924 года рождения, призван Шахринауским РВК, Таджикской ССР, Сталинабадской обл., Шахринауский р-н, красноармеец-стрелок, 363 запасной стр.полк, 59 армии, Таджикская ССР, Сталинабадская обл., Шахринауский р-н, ст.Чинбура, к-з «Михочаткан», УГПЭП 221, умер от ран 09.06.1943 года, похоронен в пос.Б.Вишера(г.Малая Вишера), Маловишерского р-на, Новгородской обл., ЦАМО 58 18001 874, ЦАМО 58 А-83627 8342, ЦАМО 58 977525 320 четыре варианта написания фамилии, и два имени и два разных места захоронения с разницей более 10 км. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 февраля, 2011 Согласен! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 февраля, 2011 похоронены на ст.ВеребьеГолубев Сергей Максимович,(фотографии нет) майор, штурман, 92 авиационного полка, 1910 - 10.03.1942 года, Сергей Максимович Голубев родился 1910 году в Даниловском районе Ярославской области. Кадровый военный, майор, штурман, 92 авиационного полка. Погиб 10 марта 1942 года, похоронен на ст.Веребье, Маловишерского р-на, Новгородской обл., Книга памяти Ярославской обл. том 2 стр.457 Голубев Сергей Максимович, 1910 года рождения, кадровый, майор, штурман, 92 авиационный полк, Ярославская обл., Даниловский р-н, погиб 10.03.1942 года, похоронен на ст.Веребье, Маловишерского р-на, Новгородской обл., Книга памяти Ярославской обл. том 2 стр.457 Сергей Максимович Голубев не погиб 10 марта 1942 года, а попал в плен раненным... [attachment=8]filterimage ум.jpg[/attachment] [attachment=7]filterimage (1) ум.jpg[/attachment] [attachment=6]filterimage (2) ум.jpg[/attachment] [attachment=5]filterimage (3) ум.jpg[/attachment] [attachment=4]filterimage (4) ум.jpg[/attachment] [attachment=3]filterimage (5) ум.jpg[/attachment] [attachment=2]filterimage (6) ум.jpg[/attachment] [attachment=1]filterimage (7) ум.jpg[/attachment] [attachment=0]filterimage (8) ум.jpg[/attachment] 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 февраля, 2011 отделил фото Голубева Сергея Максимовича: [attachment=0]filterimage (2) фото Голубева.jpg[/attachment] 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 февраля, 2011 похоронены в д.ПелюшняКамышный Василий Федорович, младший лейтенант, штурман, 103 авиаполк дальнего действия, 36 авиадивизия дальнего действия, 1917 - 21(22).04.1944 Проверяя правильность составления списка воинского захоронения деревни Пелюшня было установлено, что должность и фамилия погибшего написаны с ошибкой. В списке указано «лейтенант Камышной Василий Федорович». В объединенной базе данных Мемориал ЦАМО РФ был найден интереснейший документ, чтение которого произвело на меня огромное впечатление, поэтому решил его цитировать дословно. Выписка из документа: «Начальнику Управления кадров НКО 17 августа 1944 года № 1708 На Ваш запрос № 4524 от 9 августа 1944 г. доношу, что мл. лейтенант Камышный Василий Федорович был исключен из списков части, ввиду не возвращения с боевого задания в ночь на 15 октября 1943 г. В период с 15 октября 1943 при сбитии самолета огнем ЗА (зенитной артиллерии) противника юго-восточнее гор. Витебск, Камышный выбросился на парашюте в районе расположения немецких войск и был взят в плен, отправлен в лагерь военнопленных гор. Витебск – в лазарет, где находился до 29 октября 1943 года. 29 декабря 1943 года при отправлении в Германию, из эшелона по дороге на участке Орша – Борисов бежал и 31 декабря 1943 г. попал к партизанам д. Сольцы. Находился в партизанском отряде до 11 января 1944 г., после чего на самолете У-2 был доставлен в штаб 1 Воздушной армии, которая мл. лейтенанта Камышного командировала во вверенную мне часть. Прибыл в часть 22 января 1944 г. Данные взяты с рапорта мл. лейтенанта Камышного от 23 января 1944 г. В период с 22 января по 22 апреля 1944 г. находился в части. При выполнении боевого задания в ночь на 22 апреля 1944 г. на обратном маршруте, после выполнения задания мл. лейтенант Камышный В.Ф. при катастрофе погиб и похоронен в д. Сорочино, Маловишерского района Ленинградской области Командир в/ч ПП 21917 майор /Родионов/». Дополнительно в результате поиска было установлено, что Василий Федорович Камышный родился 1917 года в с.Стальное, Березнянского района, Черниговская области. Служил штурманом в 103 авиаполку дальнего действия, 36 авиадивизии дальнего действия. Погиб и похоронен в деревне Сорочино, Маловишерского района, впоследствии прах летчика перезахоронен в деревню Пелюшня Маловишерского района Новгородской области. Камышный Василий Федорович, 1917 года рождения, Березнинским РВК Черниговской обл., мл.лейтенант, штурман, 103 авиаполк дальнено действия, 36 авиадивизия ДД, Черниговская обл., Березнянский р-он, с.Стальное, погиб 21(22).04.1944 года, в д.Сорочино, Маловишерского р-на, Новгородской обл., похоронен в д.Пелюшня, Маловишерского р-на, Новгородской обл., ЦАМО 33 11458 324, ЦАМО 33 11459 150 оборот фото\ 1943г г. Троицк экипаж дальнего бомбордировщика АДД Печеркин,Камышный,Литвинов,Корноухов.Печально что два любимых друга в ночь на 15 августа при выполнении б\з погибли смертью храбрых.СЛАВА ГЕРОЯМ Вася и Петя Ваши друзья вас незабудут никогда. [attachment=0]Экипаж.JPG[/attachment] и тут возможно найдено место падения этого самолета: viewtopic.php?f=27&t=41891 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 февраля, 2011 А может совсем из дальних или один из тех кто бежал из плена на немецком самолете, у нас в районе приземлялся такой, только точных данных не помню........ вернее пока не нашел http://airforce.ru/history/ww2/captivit ... vity_2.htm Произошло это 11 августа 1943 года. С военного немецкого аэродрома из-под города Острова совершил дерзкий побег военнопленный летчик 14-го гвардейского истребительного авиаполка Ленинградского фронта, гвардии младший лейтенант Николай Кузьмич Лошаков. У летчика был и напарник – пленный красноармеец Иван Александрович Денисюк, который был посвящен Лошаковым в план побега и без которого успех задуманного навряд ли удался бы. К тому времени родным Николая Кузьмича Лошакова уже была отправлена похоронка, в которой говорилось, что он не вернулся с боевого задания 27 мая 1943 года из района Келлколово Мгинского района Ленинградской области. Лошаков Н.К., военные годы Лошаков Н.К. после войны Вот как вспоминал последний 121-й боевой вылет Николай Кузьмич: «Находясь над вражеской территорией около 61 км и на высоте 7000 м, мотор моего истребителя стал сдавать обороты. Ведущий группы капитан Баранов дал по радио мне указание, чтобы я вернулся на аэродром один, без прикрытия. Выполняя приказ, я развернул свой самолет в сторону Ленинграда. Вот здесь и началось… С трудом отбившись с неисправным мотором от наседавшего в «хвост» ФВ-190, я увидел ниже себя на встречном курсе «Ме-110», возвращавшийся один с нашей стороны. Поддавшись искушению, я бросил свой ястребок на фашиста, открыв по нему в пикирующем положении огонь со всех точек. «Ме-110» удалось удрать с подбитым правым мотором, но зато я оказался через некоторое время зажатым в «клещи» двумя «ФВ-190». Из-за двух предыдущих «встреч» я потерял время и высоту, а неисправность мотора не давала возможности вырваться из этих «клещей». Я был тяжело ранен в левую руку и ногу. Самолет, изрешеченный пушечным и пулеметным огнем фашистов, вскоре загорелся. Мне удалось дотянуть до своей территории и выпрыгнуть с парашютом с горящего самолета, но сильно дувший встречный ветер отнес меня в окопы фрицев…» Советские пехотинцы пытались отсечь немцев от опустившегося на нейтральную полосу летчика минометным огнем, но Лошаков уже потерял сознание и был взят в плен. Немцы доставили израненного летчика в свой госпиталь, где сделали операцию и перевязали. Основные допросы начались уже в Риге, куда перевезли летчика и поместили его в концлагере с другими летчиками. После нескольких допросов, где Николаю Кузьмичу удалось убедить немцев, что он «молодой» летчик, только что прибывший в полк и оказавшийся сбитым в первом же бою, ему предложили сотрудничество с немцами. Не раздумывая, он согласился! Его перевезли на полевой аэродром рядом с городом Островом (сейчас Псковская область), но до конца доверия к прихрамывающему «помощнику» не было, он жил под охраной. В аэродромной команде, сформированной из пленных - бывших военнослужащих Красной Армии, была относительная свобода и именно там родился дерзкий и, на первый взгляд, безумный план побега. О готовившемся побеге Лошаков, поделился только с одним из военнопленных, который работал в качестве заправщика самолетов бензином, – с Иваном Денисюком. Они вместе несколько недель готовились к побегу: добыли немецкую куртку и пилотку, изучали расположение самолетов на поле и расписание караульной службы, пытались понять расположение приборов на немецких самолетах. И вот 11 августа 1943 года подвернулся подходящий случай. На летное поле приземлился небольшой самолет «Шторх», который сразу же стали заправлять топливом для следующего полета. Это был шанс… Самолет взлетел… Немцы сразу организовали погоню и оповестили все службы об угоне самолета, но двум смельчакам удалось скрыться. Через три часа полета Лошаков посадил немецкий самолет на вынужденную посадку на колхозное поле, а с утра 12 августа 1943 года у деревни Бритино Маловишерского района Ленинградской (сейчас Новгородской) области оба бежавших из немецкого плена были арестованы сотрудниками «СМЕРШа» Волховского фронта. Как говорилось выше, после побега на вражеском самолете в августе 1943 года из плена Николая Кузьмича Лошакова, такой же подвиг позже совершили еще восемь советских летчиков. В дальнейшем все они были арестованы и осуждены за измену Родине, и каждый из них провел несколько лет уже в наших советских лагерях. Так, Особым Совещанием НКВД Николай Кузьмич Лошаков «за измену Родине во время пребывания в плену» был приговорен к 3-м годам лишения свободы. Николай Кузьмич Лошаков отсидел назначенный срок в «Воркутлаге». Освободившись, он так и остался работать в угольной промышленности на комбинате «Воркутауголь», и был полностью реабилитирован лишь в 1958 году. В 1984 году уехав из Воркуты на родину в Краснодар, Николай Кузьмич Лошаков скоропостижно умер, так и не награжденный по заслугам своей Родиной, которую он защищал в огненном небе Ленинграда и на которую так рвался из немецкого плена, сознательно идя на смертельный риск. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 февраля, 2011 Спасибо Илья! Очень интересная информация. Добавим к той, что уже имеется... Только я так и не понял, а как же захоронение в котором числится Голубев Сергей Максимович, он что умер в немецком плену? и как называется место, не смог перевести..... А по Камышному, Илья ты не знаешь в каком он ряду, кто из четверых......... С уважением Николаич 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 февраля, 2011 Да и еще судя по захоронению в д.Пелюшня, весь экипаж самолета: летчик младший лейтенант Поздеев Викентий Иванович 1923 года рождения, штурман самолета младший лейтенант Камышный Василий Федорович 1917 года рождения, воздушный стрелок красноармеец Толмачев Николай Яковлевич 1924 года рождения, погиб и захоронен в деревне. Только с датами, что-то не совсем так.. или 21 или 22 апреля 1944 года....... никто не остался в живых. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 февраля, 2011 Спасибо Илья!Очень интересная информация. Добавим к той, что уже имеется... Только я так и не понял, а как же захоронение в котором числится Голубев Сергей Максимович, он что умер в немецком плену? и как называется место, не смог перевести..... А по Камышному, Илья ты не знаешь в каком он ряду, кто из четверых......... С уважением Николаич Николаич! По Голубеву мне еще надо посмотреть свой большой комп, но это будет не раньше начала марта.... Но, точно, что он точно не захоронен в Новгородской области, это точно... его просто учли после войны и увековечили в захоронении... По Камышному: [attachment=0]Камышный.JPG[/attachment] 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 февраля, 2011 Да и еще судя по захоронению в д.Пелюшня, весь экипаж самолета: летчик младший лейтенант Поздеев Викентий Иванович 1923 года рождения, штурман самолета младший лейтенант Камышный Василий Федорович 1917 года рождения, воздушный стрелок красноармеец Толмачев Николай Яковлевич 1924 года рождения, погиб и захоронен в деревне. Только с датами, что-то не совсем так.. или 21 или 22 апреля 1944 года....... никто не остался в живых. Тут проще... задание выполняли в ночь с 21 на 22 апреля 1944 года... по-этому в разных документах разные даты... и как я говорил выше жив остался один возд.стрелок-радист ст.сержант... к сожалению, у меня только вот такой документ: [attachment=0]P9230443 обрез.JPG[/attachment] 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 февраля, 2011 Да жалко, что из этого документа невозможно прочитать фамилию радиста старшего сержанта......... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 февраля, 2011 Я попробую у Романова Миши уточнить... т.к., он в ЦАМО этим полком занимался..... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 февраля, 2011 Спасибо, жду. Да уж, чем дольше и больше ищешь, тем больше удивляешься, как все напутано................ 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 февраля, 2011 Личная карточка 1: личные данные 18.10.42 1021 Лагерь для военнопленных: Литцманштадт Обозначение № 1227 Лагерь: Kfg.Lg.2d.Lw Фамилия Голубев Гражданство русский Имя Сергей Воинское звание майор Дата и место рожд. 06.10.10, Мыс Воинск.часть 92 Вероисповед. Гражд.профессия слесарь Имя отца Максим Взят в плен 13.03.42 Фамилия матери Серебрякова Ранения: левая нога, правая рука ФОТО Рост Цвет волос ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ 1.72 Темно-русый Глаза серо-голубые, лицо овальное, подбородок острый, нос острый с широкими ноздрями, на лбу рубец, на правой руке отсутствует передняя фаланга большого пальца и указательный палец Левая рука Отпечаток указательного пальца правой руки ОТПЕЧАТОК Перевод на русский документа из лагеря Литцманштадт . 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 февраля, 2011 Литцманштадт - это Польша, Лодзь... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 февраля, 2011 В немецком, как и в китайском, переводила племянница. Видно так и есть. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 марта, 2011 Дополнительно найденная информация 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 марта, 2011 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 марта, 2011 Поляков Николай Андреевич, младший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 283 истребительного авиаполка, 2 РАГ(резервной авиагруппы), 1915 - 13.09.1941 года, ИМЯ НА ОБЕЛИСКЕ Эти два письма, о которых сегодня пойдет речь, пришли от члена совета ветеранов 14 Воздушной армии А.А. Теплякова нанешней весной – одно в марте, другое в начале апреля. Но речь в них об одном случае из истории 283-го истребительного авиаполка. Днем 13 сентября 1941 года с боевого задания на аэродром не вернулисось звено в составе командира эскадрильи капитана Алексея Глущенко, заместителя командира эскадрильи младшего лейтенанта Николая Полякова и пилота младшего лейтенанта Георгия Филатова. А произошло этот так. Когда летчики возвращались с боевого задания, аэродром оказался закрыт густым туманом, и они пролетели его. Поздно вечером стало известно, что при попытке совершить вынужденную посадку вне аэродрома летчики Глущенко и Поляков погибли, Филатов получил тяжелое ранение. Погибшие были похоронены на кладбище в Веребье. Прошли годы. В августе 1979 года А.А. Тепляков и бывший командир эскадрильи этого полка И.С. Грищенко побывали в Веребье, навестили могилы своих боевых товарищей. На братской могиле, куда был перенесен прах авиаторов, был установлено общий памятник, но мемориальной плиты с именами погибших в то время не было. В маловишерском военкомате в списках воинов, захороненных в Веребье, имен названных выше летчиков не оказалось. Так начался поиск документов, подтверждающих захоронение А Глущенко и Н Полякова на станции Веребье, Было этот нелегкой задачей. Несколько лет ушло на то, чтобы найти родных погибших авиаторов, разыскать сведения о из жизни, службе в 283 авиаполку. О результатах этого поиска и рассказал А.А. Тепляков в двух своих недавних письмах в редакцию. …. НА АЭРОДРОМ НЕ ВЕРНУЛСЯ Узнать о летчике Николае Полякове удалось немногое. Родился он в 1915 году на станции Верещагино Московской области. Семья его в 1942 году жила в городе Люберцы. Об этом мы узнали из сообщения Управления кадров ВВС Министерства обороны. Из Центрального архива Министерства были присланы сведения об обстоятельствах гибели летчика. В частности, в документах полка сохранилась запись о том, что самолет Полякова после аварии ремонту не подлежал. Вот эта фраза и послужила отправным моментом для дальнейшего поиска. Она означала, что на месте гибели самолета побывал кто-то из инженерно-технического состава полка. Родных летчика группе «Поиск» установить не удалось, поэтому мы обратились к ветеранам полка – техникам. Бывший мастер авиавооружения Н.М. Чечель рассказал, что ему пришлось выехать на место вынужденной посадки самолета между деревнями Большое Заборовье и Боровщина. Группа техников отправила тела погибших летчиков на машине в Веребье. Бывший авиамеханик П.Г. Макеев вспомнил, что он был участником захоронения погибших пилотов в Веребье. Это же подтвердил и бывший старший техник эскадрильи А.Н. Бычков. На основании этих писем группа «Поиск» возбудила соответствующее ходатайство перед Главным управлением кадров Министерства обороны. Николай Андреевич Поляков был внесен в список захороненных в братской могиле в Веребье. Осенью прошлого года, как нам сообщили, имя его появились на мемориальной плите братской могилы. Газета «За коммунизм» 9 мая 1986 года 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 марта, 2011 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 марта, 2011 Мочалов Алексей Иванович, лейтенант, командир авиаэскадрильи, 156-го истребительного авиаполка ВВС 52 армии, Волховского фронта, 1914 - 03.02.1942 года ИЗ СПИСКОВ ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ ИСКЛЮЧИТЬ На протяжении многих лет на страницах нашей газеты регулярно появляются документальные рассказы руководителя группы «Поиск» совета ветеранов 14 Воздушной армии подполковника в отставке Александра Александрович Теплякова. Храня верность боевому братству, члены группы «Поиск» за эти годы проделали работу, важность которой невозможно переоценить. Ими восстановлены имена многих авиаторов, захороненных на кладбище летчиков в городе Малая Вишера. С помощью ветеранов родные и близкие погибших через десятки лет смогли наконец узнать, где погребены дорогие для них люди. 36 – й по списку поиск успешно завершился ровно год назад. Из списка пропавших без вести тогда был исключен лейтенант Алексей Иванович Мочалов. О том, как на протяжении восьми лет шел поиск и рассказывает А.А. Тепляков. Наша группа в декабре 79 года получила письмо из музея Боевой славы школы № 1 Малой Вишеры. В нем сообщалось, что на кладбище летчиков похоронен летчик – истребитель А.И. Мочалов, погибший в 1942 году. Воинское звание, должность, дату гибели, номер полка ребята не знали. Все нужно было фактически начинать с нуля. На наши запросы пришли ответы из управления кадров ВВС и Центрального архива Министерства обороны. Из них мы узнали, что Алексей Мочалов служил в 156 истребительном авиационном полку и числился пропавшим без вести в феврале 1942 года. В одном из документов было указано, что родился Мочалов в Кировской области. Направили письмо в облвоенкомат. Оказалось, что в книге учета погибших офицер А.И. Мочалов не значился и никто за него пенсии не получал. Следовательно, призывался летчик на службу не в Кировской области. Пришлось обратиться в Главное управление кадров Министерства обороны и управление кадров ВВС. По уточненным данным выяснилось: лейтенант Мочалов родился в 1914 году, а не в 1912 году, как считалось ране, и не в Кировской, а в Московской области, где и проживала его семья. Местом рождения указывалась деревня Ковришко. Начался новый этап поиска. В облисполкоме узнали, что деревни такой в области не было и нет. Зато в трех районах Подмосковья есть деревни Ковригино. Щелковский, Наро-Фоминский и Павлово-Посадский военкоматы данными о летчике Мочалове не распологали. Но зато в письме из Павловского Посада была счастливая подсказка. Работники военкомата посоветовали обратиться в Дмитровский горвоенкомат, так как деревня Ковригино была и в том районе, более того фамилия Мочаловых в данной местности довольно распространена. Так мы и сделали. Первые результаты были неутешительными. Дмитровский горвоенкомат располагал только теми данными, которые нам были уже известны. Никаких сведений о родственниках Алексея Мочалова не было. Бесполезно было обращаться и в паспортный стол. Тогда мы написали в дмитровскую районную газету «Путь Ильича» и попросили опубликовать наше объявление. 18 июня 1983 года оно было напечатано, а уже 20 июня я получил первый отклик. Это было письмо от племянника погибшего летчика – Алексея Степанович Соколова. Он писал: «Да, это мой дядя. Я родился в 1926 году и очень хорошо помню его. У нас есть его последняя карточка. Он приезжал в командировку в Москву в 1942 году получать новый самолет-истребитель, а вскоре пришло извещение, что он пропал без вести. Его отец Мочалов Иван Афанасьевич и его брат Сергей Иванович во время и после войны много писали запросов с целью узнать подробности гибели Алексея, но все безуспешно. Из части отвечали: «Не вернулся с боевого задания». Мы знаем, что он был направлен под Ленинград. Отец, брат и три сестры Алексея умерли. Его сестра Клавдия живет по адресу… Мы все будем вам очень благодарны, если вы хоть что-то сообщите нам о гибели Алексея Ивановича». Во втором, более подробном письме А.С. Соколов вспоминал: «Я хорошо помню своего дедушку Ивана (отца моей матери и Алексея). Он и умер-то от тоски, от неизвестной участи Алексея. Мне было 16 лет и я его помню всегда плачущим по сыну. Куда только дед не писал, ответ был всегда один – пропал без вести. Я знал, что Алексей был преданным, честным человеком. Когда он приезжал в последний раз получать самолет, то заходил к нам в новом обмундировании, с пистолетом на ремне. Я, как все, наверное, мальчишки, был влюблен в него, тем более, что он был моим крестным. Я его спросил тогда: «Страшно на фронте?». Он ответил: «На земле, может быть, и страшно, а в воздухе я не боюсь. Я там хозяин. Вот пистолет всегда при мне. Живым я не дамся врагу». Больше мы о нем ничего не знали». Еще через несколько дней пришло письмо и от единственной оставшейся в живых сестры Алексея Ивановича – Клавдии Ивановны. Она рассказала о жизни брата в довоенные годы. Так мы узнали, что в детстве будущий летчик увлекался столярным делом, кончил даже школу кустарного ученичества, позже учился в Москве, в машиностроительном техникуме, стал техником-технологом по холодной обработке металлов резанием. В те годы по выходным дням на Москве-реке у парка культуры и отдыха приводнялся самолет. В кассе парка можно было купить билет на пятиминутный полет над городом. Алексей катался неоднократно. Может быть тогда-то и зародилась у него мечта стать пилотом. В 1936 году Алексей Мочалов был призван в ряды Красной Армии и направлен на учебу в школу военных летчиков в Белоруссию, которую окончил в 1939 году. Начало войны застало его под Ленинградом. Связь родных с ним была вскоре потеряна. Но отец получил в 1942 году справку, что в декабре 1941 года сын его награжден орденом Красного Знамени. Известие о том, что Мочалов был удостоен правительственной награды, давало еще одно направление поиску. Мы заполучили копию наградного листа, который существенно пополнял боевую биографию летчика-истребителя. В нем говорилось: «Мочалов Алексей Иванович, 1914 года рождения, русский, в Красной Армии с 1936 года, член ВКП(б) с 1940 года, участник боев с белофиннами в 1940-1941 гг., лейтенант зам.командира эскадрильи 156-го ИАП, представляется к ордену Красного Знамени. Предан делу партии и социалистической Родине, требователен к себе и подчиненным, служит боевым примером для личного состава эскадрильи. Показал себя мужественным летчиком – истребителем. Имеющийся опыт, полученный в войне с финской белогвардейщиной, умело передает летному составу. Все боевые задания выполняет с огромным рвением и добивается отличных успехов в их исполнении. Встречаясь с воздушным врагом, своим пулеметным огнем обращает в бегство вражеские самолеты. Подбил «Хейнкель – 112» при сопровождении своих бомбардировщиков на вражескую территорию. За время боевых действий совершил 51 боевой вылет, из них: на разведку – 6, на перехват противника – 10, на штурмовку наземных войск и транспорта – 5, на сопровождение бомбардировщиков – 10. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и пулеметов противника Мочалов А.И. умелыми маневрами самолета уничтожал вражеские зенитные точки, расстреливал войска и транспорт противника и возвращался на свой аэродром с хорошими разведывательными данными о враге». Подписан наградной лист был командиром 156 ИАП майором А.С. Егоровым 22 июля 1941 года. Приказом по войскам Ленинградского фронта 20 декабря 1941 года был награжден орденом Красного Знамени. Отметим, что так были оценены итоги боевой деятельности летчика лишь за первый месяц войны. Полученную от родственников Алексея Мочалова фотографию мы размножили и направили снимки бывшему комиссару полка, ныне подполковнику в отставке В.К. Лебеденко. Владимир Корнеевич разослал ветеранам полка, которые служили в нем в период базирования 156 ИАП в Малой Вишере. Откликнулись трое однополчан, в том числе бывший авиационный техник, обслуживавший самолет Мочалова, Н.Ф. Савинцев. Из его-то письма и стало известно о месте гибели летчика. «Когда мы – передовая команда техсостава прибыли в Малую Вишеру, - писал Савинцев, - то мне приходилось обслуживать самолеты Мочалова А.И., Филиппова А.В., Диденко Н.Е.. В одном из боевых вылетов А.И. Мочалов был сбит, выпрыгнул с парашютом и приземлился под Мясным Бором, как мне сказал летчик А.В. Филиппов. По распоряжению инженера на полуторке я поехал с кем-то туда, где он приземлился, - об этом сказала пехота. Мы нашли его замершего, привезли в госпиталь, а потом похоронили в Малой Вишере. Из последующей переписки с родственниками истребителя Алексея Мочалова мы узнали, что карточки, где бы летчик был снят в звании лейтенанта, у них нет, медальон для памятника фотолаборатория согласилась сделать с единственного более или менее сохранившегося довоенного снимка, на котором Мочалов был еще в звании старшего сержанта. Этот медальон и был укреплен на памятнике в Малой Вишере 9 мая 1984 года. На основании всех перечисленных и других документов, собранных группой «Поиск», и по ее инициативе было возбуждено ходатайство перед Главным управлением кадров Министерства обороны об исключении лейтенанта А.И. Мочалова из списка летчиков, пропавших без вести. 3 февраля 1987 года был издан приказ заместителя министра обороны СССР по кадрам, в соответствии с которым лейтенант Мочалов Алексей Иванович считается теперь погибшим на фронте 3 февраля 1942 года и захороненным в Малой Вишере. 23 февраля 1988 года газета «За коммунизм» Выписка из наградного листа: «Мочалов Алексей Иванович, 1914 года рождения, русский, в Красной Армии с 1936 года, член ВКП(б) с 1940 года, участник боев с белофиннами в 1940-1941 гг., лейтенант зам.командира эскадрильи 156-го ИАП, представляется к ордену Красного Знамени. Предан делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине, требователен к себе и подчиненным, служит боевым примером для личного состава эскадрильи. Показал себя мужественным летчиком – истребителем. Имеющийся опыт, полученный в войне с финской белогвардейщиной, умело и последовательно передает летному составу. Все боевые задания выполняет с огромным рвением и добивается отличных успехов в их исполнении. Встречаясь с воздушным врагом, своим пулеметным огнем обращает в бегство вражеские самолеты. И подбивает «Хейнкель – 112» при сопровождении своих бомбардировщиков на вражескую территорию. За время боевых действий совершил 51 боевой вылет, из них: на разведку – 6 вылетов, воздушный бой и на перехват противника – 10 вылетов, на штурмовку наземных войск и транспорта – 5 вылетов, на сопровождение бомбардировщиков – 10 вылетов. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и пулеметов противника Мочалов А.И. умелыми маневрами самолета уничтожал вражеские зенитные точки, расстреливал войска и транспорт противника и возвращался на свой аэродром с хорошими разведывательными данными о враге Эскадрилья имеет 325 боевых самолетовылетов с общим налетом 311 часов. Летным составом эскадрильи сбито 5 вражеских самолетов. Отличный, боевой, храбрый летчик истребитель. За проявленную доблесть и мужество в борьбе против фашистских захватчиков ходатайствую о представлении к правительственной награде – ордену Красного Знамени. Подписан наградной лист был командиром 156 ИАП майором А.С. Егоровым 22 июля 1941 года. Приказом по войскам Ленинградского фронта 20 декабря 1941 года был награжден орденом Красного Знамени». 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 марта, 2011 Журавлев Александр Матвеевич, лейтенант, пилот, 2 гвардейского истребительного авиаполка, ВВС 52 армии, 1919 - 08.01.1942 года, Погиб похоронен на станции Веребье Маловишерского района Новгородской области. Из воспоминаний механика полка Д.А. Рогозяна: «22 декабря 1941 года 2-й гвардейский истребительный авиаполк, ВВС 52 армии, прибыл из Коломенки Боровичского района Новгородской области на станцию Веребье. Три месяцаполк базировался в Веребье, а потом был переведен в Малую Вишеру. Уже на второй день пребывания полка в Веребье, 08 января 1942 года, погиб летчик Саша Журавлев. Полетел на Волхов выполнить боевые задания. В бою его самолет был подбит. Летчик сумел дотянуть до своих, до Бурги, и там самолет упал. Нам позвонили, и мы похоронили младшего лейтенанта Журавлева Александра Матвеевича у аэродрома в Веребье». 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах