Капитан Батлер

Немного истории Т-34

11 сообщений в этой теме

Подъем 2х танков Т-34 Щучинский плацдарм

Большую поисковую работу в рамках Всесоюзной экспедиции ЦК ВЛКСМ «Летопись Великой Отечественной» много лет ведет воронежский спортивно-технический клуб подводного плавания «Риф». Еще в 1972 году воронежцы подняли из реки погибший во время войны истребитель Як-9Г позже разыскали — по рассказам очевидцев минувших событий — еще несколько боевых самолетов, установили имена героев-летчиков, сообщили их родным о том, где вступили они в свой последний бой.

Один из этих самолетов — штурмовик Ил-2, на поиски которого воронежцы затратили несколько месяцев, позже был реставрирован работниками Воронежского авиационного завода и ныне обращен в мемориал боевой славы на одной из площадей города.

Довелось членам клуба «Риф» выполнять задания Гидрографической службы Краснознаменного Черно¬морского флота, ряда краеведческих и военных музеев, настойчиво отыскивая по просьбе последних реликвии боевой техники Красной Армии.

Подвижническая, благородная деятельность рифовцев была отмечена грамотами ЦК ВЛКСМ, ЦК ДОСААФ, Центрального музея Вооруженных Сил СССР.

Мы обратились к председателю совета клуба «Риф» инженеру В. Н. ЛАТАРЦЕВУ с просьбой рассказать нашим читателям об экспедиции клуба, проведенной им в прошлом году. Виталий Николаевич любезно выполнил нашу просьбу.

В ходе поисковых экспедиций нам довелось погружаться в воды Черного моря, многих озер и рек, побывать на Кольском полуострове, на Балтике, совместно с польскими коллегами обследовать старинные затонувшие корабли. Немало следов Великой Отечественной войны рифовцы обнаружили на местах былых сражений в Воронежской, Белгородской, Московской, Новгородской, Псковской областях.

Нам удалось найти танк-амфибию Т-38. Эту машину мы передали в музей Московского автозавода имени Ленинского комсомола. Сотрудники музея восстановили Т-38 до ходового состояния без замены двигателя и трансмиссии (вот как умели делать боевую технику москвичи в военные годы!). «Год от года наши экспедиции становились сложнее, накапливался опыт, совершенствовалось оборудование.

В июне 1984 года наша разведывательная группа отправилась в район среднего течения Дона, где летом 1942 года шли ожесточенные бои с противником, рвавшимся к Сталинграду. Целью рекогносцировки было небольшое озеро у подножия меловой горы близ села Селявное. Когда-то оно было старицей Дона и глубина его достигала 5 м. Ныне в самом глубоком месте уровень воды чуть больше метра. Старожилы рассказывали, что с войны там оставался наш танк, но какой и как он туда попал, никто не знал.

После первого осмотра озера стало ясно, что за минувшие годы танк скорее всего полностью погрузился в ил. Вооружившись магнитометром, мы приступили к обследованию дна озера. Уже при первом проходе на шлюпке над предполагаемым местом гибели танка прибор зафиксировал на редкость четкую аномалию. Прошли еще раз, но в перпендикулярном первому направлении, и прибор вновь отмeтил на дне значительную массу металла. В зоне максимума аномалии мы опустили металлические штыри, которые на разной глубине коснулись металла, а на поверхности расплылось пятно солярки. После этого в воду пошли аквалангисты. Раскопав верхний слой ила, О. Воротников и А. Бураков нащупали край открыто¬го люка, видимо, башенного.

Через две недели сюда прибыли участники экспедиции. Начали размывать грунт. Через несколько часов работы аквалангисты увидели очертания танковой башни, бронеколпак командирского перископа, четы¬ре рым-болта, контуры второго, закрытого, люка, бронезащиту откатника характерной формы, ствол пулемета, спаренного с пушкой. Замерили калибр пушки — 76 мм и длину ствола. Скорее всего на дне озера покоилась тридцатьчетверка, притом одного из первых выпусков.

Под руководством начальника клуба Б.Антипова мы начали готовить танк к подъему. На техническом совете экспедиции было решено снять башню, чтобы, осторожно проникнув в боевое отделение, переключить коробку передач в нейтральное положение. Это позволило бы уменьшить нагрузки при буксировке машины на берег (незначительная глубина озера не позволяла применить понтоны). С той же целью мы задумали прорыть в иле наклонный ход от танка до берега. Расчеты показали, что нам предстоит переместить до 230 м3 слежавшегося, перемешанного с мелом ила. Пересчитали кубометры на литры бензина, необходимого для работы мотопомпы, — цифра получилась внушительная. Выход из положения подсказал А. Сидоров, предложивший протянуть трехфазную сеть от села к месту работ и подключить электронасос.

«Башню расчистили и потянули к берегу, буксируя трактором. Однако вместо запланированных двух часов операция заняла три дня — башня легко сошла с корпуса, но застряла в иле. Пришлось и для нее проложить в иле коридор. Наконец башню вытащили. Теперь начали осторожно {в машине могли быть останки членов экипажа) расчищать боевое отделение, где обнаружили радиостанцию, переговорные устройства, микрофоны, бинокль, ракетницу, даже консервы.

Один за другим уходили в воду аквалангисты, размывали ил гидромонитором, осматривали танк. Сняли мешающие работе крышки моторного отделения.

Из-за трудностей с зарядкой аквалангов большую часть работ пришлось производить в шланговом снаряжении, подавая воздух для дыхания подводников ручной помпой, изготовленной нашим товарищем А. Щербининым. Он у нас отвечал за все механизмы.

Проработали почти месяц и расчистку танка завершили к 31 августа. Удалось освободить от ила даже катки. Но плотная известковая корка, покрывшая все механизмы внутри машины, не позволила переключить трансмиссию в нейтральное положение. Но когда тридцатьчетверка была готова к подъему, произошло нечто невероятное.

Немного осыпался край раскопа перед передним бронелистом. Аквалангист А. Попов (кстати, обнаруживший магнитометром этот танк) спустился к машине и неожиданно увидел корму еще одного танка, видневшуюся в осыпи.

Мы решили поднять и его, тем более что «дорогу» ему проложит первая тридцатьчетверка.

1 сентября пришли тягачи. Рифовцы А. Бураков, В. Ахмедов и В. Кривошеее закрепили тросы на кормовых крюках первого танка. И вот тягачи начали выбирать тросы, одновременно разворачивая машину кормой к берегу. Несколько томительных минут — и вот поверхность озера словно вскипела, покрывшись тысячами мелких пузырей, бурун взбаламученной воды хлынул к берегу — танк пошел!

«Мы попробовали установить причину гибели тридцатьчетверки. Следов пожара на ее корпусе и пробоин не было, однако передний левый каток и гусеница были разорваны. Видимо, машина, форсируя замерзший Дон, коснулась гусеницей мины, лед после взрыва раскололся и танк затонул. Судя по тому, что башенный люк был открыт, экипажу удалось спастись.

А через несколько часов на берегу стоял и второй Т-34. К нашему удивлению, он весьма отличался от первого. В частности, мы сразу заметили, что катки у него не обрезиненные, как обычно, что люк трансмиссии не круглый, как на большинстве тридцатьчетверок, а прямоугольный, нижний кормовой лист не плоский, а выпуклый. Общий для командира и заряжающего башенный люк (особенность первых тридцатьчетверок) также оказался прямоугольным, с закругленными краями. Судя по сведениям, которыми мы располагаем, танки подобной модификации выпускались Сталинградским тракторным заводом вплоть до начала героической обороны города. Кстати, у второго танка оказались такие же повреждения ходовой части, что и у первого.

При тщательном осмотре боевого отделения мы нашли под сиденьем стрелка сумку с технической документацией, уставами, наставлениями по артиллерийской стрельбе. В полевой книжке, принадлежавшей, видимо, командиру танкового взвода, сохранилась неразборчивая подпись. После долгих споров мы сошлись на том, что это фамилия скорее всего «Александров». Одна из записей датирована 7 декабря 1942 года — очевидно, вскоре танк пошел в бой...

Сейчас часть рифовцев переквалифицировалась в реставраторов — одна из тридцатьчетверок 7 декабря 1984 года встала на пьедестал на берегу Дона. Отсюда в январе 1943 года началась Россошанско-Касторненская операция, завершившаяся полным изгнанием оккупантов с территории Воронежской области.

А остальные участники экспедиции займутся поисками в архивах. Пользуясь случаем, обращаемся к читателям «ТМ», ветеранам Великой Отечественной: не располагает ли кто-то из них сведениями о гибели двух танков Т-34 в декабре 1942 года в старице Дона близ села Селявное, что на юге Воронежской области?

На правом борту первой тридцатьчетверки отчетливо виден «шрам» от боевого ранения.

Заглядываем в боевое отделение (в центре — автор статьи).

На берегу озера появляется второй танк. Первый стоит справа.

Фото В. Лыкова

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Судьба второго танка печальная. С него сняли недостающие катки и траки. Долгое время, пока шло восстановление первого танка, он простоял рядом, работая в качестве источника запчастей. Но дело в том, что лет за двадцать до нас им занималась Красная Армия. Они бодро зацепили его за башню и потянули. Ессно вырвали все к чертовой матери вместе с куском переднего бронелиста. Правда, на башне было написано "За Сталина".Потом башню уволокли куда-то. Так что второе шасси простояло несколько лет, а сейчас наверное попилили.Первая машина установлена на Щучьенском плацдарме. Цела. Мы установили, что танки относились к 150 ОТБР и брали с. Селявное.Нашли и командира танка .Он рассказал, что шли по снегу и попали на лед озера. А там мадьяры поставили мины. Второй танк хотел их тащить, но и сам подорвался. Танк пошел на дно и ком. зацепился карманом за затвор пушки. Спас его механик, но разорвал новенький полушубок.О чем ст.лейтенант горевал больше всего.Танкисты совершили там два тарана,в том числе Т-3 с аллюминиевой пушкой и поймали майора Генштаба.Эта тема широко описана. За потерю танков задержали ему присвоение очередного звания,зато жив остался.Вот такая история получилась. Батлер.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Про корпус Т-34 без башни со снятыми катками, соящем на МТС где-то в Щучьем, рассказывал служивший на Кубинке боец из тех мест, лет 5-7 назад. Но сейчас, наверное, действительно порезали во время предкризисного металлоломного бума.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это случаем, не та история, которую я читал в одном из советских номеров 'вокруг света'? И фотография первая вроде, та же, и описание танков совпадает.. Но там, по-моему, писали, что достали оба танка без эксцессов..

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все верно. Была такая история в "В-С". Мы- то извлекли танки без особых усилий. Месяц долбили слежавшийся ил с мелом мониторами и удаляли эжектором. Прочистили грунт под днищем и между катками, выбрали ил из боевого отделения и через люк механика-водителя. Вот только кулису в нейтраль не смогли переставить.Она закальцинировалась насмерть. Потом молотком отбивали. И башню сняли специально. Все же лишний вес в 4 тонны. Проиграли в зрелищности подъема, зато выиграли в тяге. Вроде как на тонну веса надо приложить три тонны тяги. Есть такое эмпирическое соотношение. Интересный факт мы открыли. У водолазов периодически появлялись слабые признаки кессонки. С чего бы. Потом доперли. В яме размыва вода изменила плотность из-за взвеси ила. По сути дела спускались в глинистый раствор с совсем другой плотностью и с двойным комплектом грузов. А сидели там часами, поскольку работали на шланге. Акваланги просто не справлялись с этой водой и лучше всего работали трехболтовки. Что больше всего запомнилось, так это имущество внутри. Там и махорка в газете была.Наверное с килограмм. Валенки, сапоги, консервы, куча документов, по которым и установили потом всю историю. Нашли два нагана в кобурах, запасные стволы к ДТ, гранаты и патроны. Двойной комплект снарядов. В общей сложности вытащили 225 снарядов. Редкую машинку- автомат ППД 33 года выпуска с прямым магазином на 20 патронов. Все это передали музею, кроме снарядов и пр. Это забрали саперы. Найду и выставлю фото реставрации и установки на постамент. Батлер.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Проблема с кулисой была скорее не в том, что она заклинила, а в том что она и новой не очень легко переключается, плюс там есть хитрый стопорной механизм, приводимый тросиком от скобы на рукоятке. Этот тонкий тросик сгнивает почти сразу, и соответственно переключить передачи становится невозможно. К счастью, это и не нужно - при тех усилиях, которые предполагает извлечение танка (до 220 тонн в случае тяжелого застревания), включенность-невключенность передач, наличие-отсутствие башни и прочее не играет вообще никакой роли. Главное - преодолеть сопротивление грунта, так как тащится машина порой прямо "через земной шар". Лишь бы крюки и трос выдержали.

А вообще удивительно, как удавалось делать такие сложные и рискованные вещи (лазать внутрь танков под водой да ещё и делать там работу). Сейчас, наверное, на это никто не решится, даже рек-дайверы и спелеологи.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фото первого танка на постаменте

http://legion-afv.narod.ru/T-34-76_Schoochye.html

http://pblinov.narod.ru/liski/T-34.html

Про корпус Т-34 без башни со снятыми катками, стоящем на МТС где-то в Щучьем, рассказывал служивший на Кубинке боец из тех мест, лет 5-7 назад. Но сейчас, наверное, действительно порезали во время предкризисного металлоломного бума.

Корпус с ходовой частью окончательно порезан и сдан в лом году в 2003-2004.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу