Опубликовано: 23 января, 2011 Подъем 2х танков Т-34 Щучинский плацдарм Большую поисковую работу в рамках Всесоюзной экспедиции ЦК ВЛКСМ «Летопись Великой Отечественной» много лет ведет воронежский спортивно-технический клуб подводного плавания «Риф». Еще в 1972 году воронежцы подняли из реки погибший во время войны истребитель Як-9Г позже разыскали — по рассказам очевидцев минувших событий — еще несколько боевых самолетов, установили имена героев-летчиков, сообщили их родным о том, где вступили они в свой последний бой. Один из этих самолетов — штурмовик Ил-2, на поиски которого воронежцы затратили несколько месяцев, позже был реставрирован работниками Воронежского авиационного завода и ныне обращен в мемориал боевой славы на одной из площадей города. Довелось членам клуба «Риф» выполнять задания Гидрографической службы Краснознаменного Черно¬морского флота, ряда краеведческих и военных музеев, настойчиво отыскивая по просьбе последних реликвии боевой техники Красной Армии. Подвижническая, благородная деятельность рифовцев была отмечена грамотами ЦК ВЛКСМ, ЦК ДОСААФ, Центрального музея Вооруженных Сил СССР. Мы обратились к председателю совета клуба «Риф» инженеру В. Н. ЛАТАРЦЕВУ с просьбой рассказать нашим читателям об экспедиции клуба, проведенной им в прошлом году. Виталий Николаевич любезно выполнил нашу просьбу. В ходе поисковых экспедиций нам довелось погружаться в воды Черного моря, многих озер и рек, побывать на Кольском полуострове, на Балтике, совместно с польскими коллегами обследовать старинные затонувшие корабли. Немало следов Великой Отечественной войны рифовцы обнаружили на местах былых сражений в Воронежской, Белгородской, Московской, Новгородской, Псковской областях. Нам удалось найти танк-амфибию Т-38. Эту машину мы передали в музей Московского автозавода имени Ленинского комсомола. Сотрудники музея восстановили Т-38 до ходового состояния без замены двигателя и трансмиссии (вот как умели делать боевую технику москвичи в военные годы!). «Год от года наши экспедиции становились сложнее, накапливался опыт, совершенствовалось оборудование. В июне 1984 года наша разведывательная группа отправилась в район среднего течения Дона, где летом 1942 года шли ожесточенные бои с противником, рвавшимся к Сталинграду. Целью рекогносцировки было небольшое озеро у подножия меловой горы близ села Селявное. Когда-то оно было старицей Дона и глубина его достигала 5 м. Ныне в самом глубоком месте уровень воды чуть больше метра. Старожилы рассказывали, что с войны там оставался наш танк, но какой и как он туда попал, никто не знал. После первого осмотра озера стало ясно, что за минувшие годы танк скорее всего полностью погрузился в ил. Вооружившись магнитометром, мы приступили к обследованию дна озера. Уже при первом проходе на шлюпке над предполагаемым местом гибели танка прибор зафиксировал на редкость четкую аномалию. Прошли еще раз, но в перпендикулярном первому направлении, и прибор вновь отмeтил на дне значительную массу металла. В зоне максимума аномалии мы опустили металлические штыри, которые на разной глубине коснулись металла, а на поверхности расплылось пятно солярки. После этого в воду пошли аквалангисты. Раскопав верхний слой ила, О. Воротников и А. Бураков нащупали край открыто¬го люка, видимо, башенного. Через две недели сюда прибыли участники экспедиции. Начали размывать грунт. Через несколько часов работы аквалангисты увидели очертания танковой башни, бронеколпак командирского перископа, четы¬ре рым-болта, контуры второго, закрытого, люка, бронезащиту откатника характерной формы, ствол пулемета, спаренного с пушкой. Замерили калибр пушки — 76 мм и длину ствола. Скорее всего на дне озера покоилась тридцатьчетверка, притом одного из первых выпусков. Под руководством начальника клуба Б.Антипова мы начали готовить танк к подъему. На техническом совете экспедиции было решено снять башню, чтобы, осторожно проникнув в боевое отделение, переключить коробку передач в нейтральное положение. Это позволило бы уменьшить нагрузки при буксировке машины на берег (незначительная глубина озера не позволяла применить понтоны). С той же целью мы задумали прорыть в иле наклонный ход от танка до берега. Расчеты показали, что нам предстоит переместить до 230 м3 слежавшегося, перемешанного с мелом ила. Пересчитали кубометры на литры бензина, необходимого для работы мотопомпы, — цифра получилась внушительная. Выход из положения подсказал А. Сидоров, предложивший протянуть трехфазную сеть от села к месту работ и подключить электронасос. «Башню расчистили и потянули к берегу, буксируя трактором. Однако вместо запланированных двух часов операция заняла три дня — башня легко сошла с корпуса, но застряла в иле. Пришлось и для нее проложить в иле коридор. Наконец башню вытащили. Теперь начали осторожно {в машине могли быть останки членов экипажа) расчищать боевое отделение, где обнаружили радиостанцию, переговорные устройства, микрофоны, бинокль, ракетницу, даже консервы. Один за другим уходили в воду аквалангисты, размывали ил гидромонитором, осматривали танк. Сняли мешающие работе крышки моторного отделения. Из-за трудностей с зарядкой аквалангов большую часть работ пришлось производить в шланговом снаряжении, подавая воздух для дыхания подводников ручной помпой, изготовленной нашим товарищем А. Щербининым. Он у нас отвечал за все механизмы. Проработали почти месяц и расчистку танка завершили к 31 августа. Удалось освободить от ила даже катки. Но плотная известковая корка, покрывшая все механизмы внутри машины, не позволила переключить трансмиссию в нейтральное положение. Но когда тридцатьчетверка была готова к подъему, произошло нечто невероятное. Немного осыпался край раскопа перед передним бронелистом. Аквалангист А. Попов (кстати, обнаруживший магнитометром этот танк) спустился к машине и неожиданно увидел корму еще одного танка, видневшуюся в осыпи. Мы решили поднять и его, тем более что «дорогу» ему проложит первая тридцатьчетверка. 1 сентября пришли тягачи. Рифовцы А. Бураков, В. Ахмедов и В. Кривошеее закрепили тросы на кормовых крюках первого танка. И вот тягачи начали выбирать тросы, одновременно разворачивая машину кормой к берегу. Несколько томительных минут — и вот поверхность озера словно вскипела, покрывшись тысячами мелких пузырей, бурун взбаламученной воды хлынул к берегу — танк пошел! «Мы попробовали установить причину гибели тридцатьчетверки. Следов пожара на ее корпусе и пробоин не было, однако передний левый каток и гусеница были разорваны. Видимо, машина, форсируя замерзший Дон, коснулась гусеницей мины, лед после взрыва раскололся и танк затонул. Судя по тому, что башенный люк был открыт, экипажу удалось спастись. А через несколько часов на берегу стоял и второй Т-34. К нашему удивлению, он весьма отличался от первого. В частности, мы сразу заметили, что катки у него не обрезиненные, как обычно, что люк трансмиссии не круглый, как на большинстве тридцатьчетверок, а прямоугольный, нижний кормовой лист не плоский, а выпуклый. Общий для командира и заряжающего башенный люк (особенность первых тридцатьчетверок) также оказался прямоугольным, с закругленными краями. Судя по сведениям, которыми мы располагаем, танки подобной модификации выпускались Сталинградским тракторным заводом вплоть до начала героической обороны города. Кстати, у второго танка оказались такие же повреждения ходовой части, что и у первого. При тщательном осмотре боевого отделения мы нашли под сиденьем стрелка сумку с технической документацией, уставами, наставлениями по артиллерийской стрельбе. В полевой книжке, принадлежавшей, видимо, командиру танкового взвода, сохранилась неразборчивая подпись. После долгих споров мы сошлись на том, что это фамилия скорее всего «Александров». Одна из записей датирована 7 декабря 1942 года — очевидно, вскоре танк пошел в бой... Сейчас часть рифовцев переквалифицировалась в реставраторов — одна из тридцатьчетверок 7 декабря 1984 года встала на пьедестал на берегу Дона. Отсюда в январе 1943 года началась Россошанско-Касторненская операция, завершившаяся полным изгнанием оккупантов с территории Воронежской области. А остальные участники экспедиции займутся поисками в архивах. Пользуясь случаем, обращаемся к читателям «ТМ», ветеранам Великой Отечественной: не располагает ли кто-то из них сведениями о гибели двух танков Т-34 в декабре 1942 года в старице Дона близ села Селявное, что на юге Воронежской области? На правом борту первой тридцатьчетверки отчетливо виден «шрам» от боевого ранения. Заглядываем в боевое отделение (в центре — автор статьи). На берегу озера появляется второй танк. Первый стоит справа. Фото В. Лыкова 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 января, 2011 Воспоминания детства! Помню, как школьником читал статью об этом в Технике-Молодёжи.... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 января, 2011 Классно! а куда второй танк ушел? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 января, 2011 Капитан Батлер со товарищи 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 января, 2011 Судьба второго танка печальная. С него сняли недостающие катки и траки. Долгое время, пока шло восстановление первого танка, он простоял рядом, работая в качестве источника запчастей. Но дело в том, что лет за двадцать до нас им занималась Красная Армия. Они бодро зацепили его за башню и потянули. Ессно вырвали все к чертовой матери вместе с куском переднего бронелиста. Правда, на башне было написано "За Сталина".Потом башню уволокли куда-то. Так что второе шасси простояло несколько лет, а сейчас наверное попилили.Первая машина установлена на Щучьенском плацдарме. Цела. Мы установили, что танки относились к 150 ОТБР и брали с. Селявное.Нашли и командира танка .Он рассказал, что шли по снегу и попали на лед озера. А там мадьяры поставили мины. Второй танк хотел их тащить, но и сам подорвался. Танк пошел на дно и ком. зацепился карманом за затвор пушки. Спас его механик, но разорвал новенький полушубок.О чем ст.лейтенант горевал больше всего.Танкисты совершили там два тарана,в том числе Т-3 с аллюминиевой пушкой и поймали майора Генштаба.Эта тема широко описана. За потерю танков задержали ему присвоение очередного звания,зато жив остался.Вот такая история получилась. Батлер. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2011 Про корпус Т-34 без башни со снятыми катками, соящем на МТС где-то в Щучьем, рассказывал служивший на Кубинке боец из тех мест, лет 5-7 назад. Но сейчас, наверное, действительно порезали во время предкризисного металлоломного бума. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 января, 2011 жалко если порезали. История очень интересная. Спасибо! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 января, 2011 Это случаем, не та история, которую я читал в одном из советских номеров 'вокруг света'? И фотография первая вроде, та же, и описание танков совпадает.. Но там, по-моему, писали, что достали оба танка без эксцессов.. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 Все верно. Была такая история в "В-С". Мы- то извлекли танки без особых усилий. Месяц долбили слежавшийся ил с мелом мониторами и удаляли эжектором. Прочистили грунт под днищем и между катками, выбрали ил из боевого отделения и через люк механика-водителя. Вот только кулису в нейтраль не смогли переставить.Она закальцинировалась насмерть. Потом молотком отбивали. И башню сняли специально. Все же лишний вес в 4 тонны. Проиграли в зрелищности подъема, зато выиграли в тяге. Вроде как на тонну веса надо приложить три тонны тяги. Есть такое эмпирическое соотношение. Интересный факт мы открыли. У водолазов периодически появлялись слабые признаки кессонки. С чего бы. Потом доперли. В яме размыва вода изменила плотность из-за взвеси ила. По сути дела спускались в глинистый раствор с совсем другой плотностью и с двойным комплектом грузов. А сидели там часами, поскольку работали на шланге. Акваланги просто не справлялись с этой водой и лучше всего работали трехболтовки. Что больше всего запомнилось, так это имущество внутри. Там и махорка в газете была.Наверное с килограмм. Валенки, сапоги, консервы, куча документов, по которым и установили потом всю историю. Нашли два нагана в кобурах, запасные стволы к ДТ, гранаты и патроны. Двойной комплект снарядов. В общей сложности вытащили 225 снарядов. Редкую машинку- автомат ППД 33 года выпуска с прямым магазином на 20 патронов. Все это передали музею, кроме снарядов и пр. Это забрали саперы. Найду и выставлю фото реставрации и установки на постамент. Батлер. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 февраля, 2011 Проблема с кулисой была скорее не в том, что она заклинила, а в том что она и новой не очень легко переключается, плюс там есть хитрый стопорной механизм, приводимый тросиком от скобы на рукоятке. Этот тонкий тросик сгнивает почти сразу, и соответственно переключить передачи становится невозможно. К счастью, это и не нужно - при тех усилиях, которые предполагает извлечение танка (до 220 тонн в случае тяжелого застревания), включенность-невключенность передач, наличие-отсутствие башни и прочее не играет вообще никакой роли. Главное - преодолеть сопротивление грунта, так как тащится машина порой прямо "через земной шар". Лишь бы крюки и трос выдержали. А вообще удивительно, как удавалось делать такие сложные и рискованные вещи (лазать внутрь танков под водой да ещё и делать там работу). Сейчас, наверное, на это никто не решится, даже рек-дайверы и спелеологи. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 февраля, 2011 Фото первого танка на постаменте http://legion-afv.narod.ru/T-34-76_Schoochye.html http://pblinov.narod.ru/liski/T-34.html Про корпус Т-34 без башни со снятыми катками, стоящем на МТС где-то в Щучьем, рассказывал служивший на Кубинке боец из тех мест, лет 5-7 назад. Но сейчас, наверное, действительно порезали во время предкризисного металлоломного бума. Корпус с ходовой частью окончательно порезан и сдан в лом году в 2003-2004. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах