M I H A

Бомбы из балонов

11 сообщений в этой теме

Известно какой диаметр и длина корпуса?

Судя по снимкам 834b957f56f4.jpg и ddfaddbbb2e1.jpg диаметр 8-10 см, длинна 30 см. Есть сходство с кислородными балонами применявшимися на самолётах.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Могу сказать, что к баллонам это не имеет никакого отношения.

Я определил ее как осколочную авиабомбу АО-10сч чертежа 3-0628, литую из сталистого чугуна. Перья стабилизатора имели отверстия и при заливке корпуса скреплялись с ним перемычками из металла. На фото сзади видно, что перья проржавели и отвалились, оставив небольшие канавки в корпусе.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я так понимаю,что переходная втулка (взрыватель-корпус) появилась в результате перехода к футлярному методу снаряжания?

А как внешне отличить предмет чертежа 3-0628 от 3-0571?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А как внешне отличить предмет чертежа 3-0628 от 3-0571?

Это практически невозможно, если не сохранились перья стабилизатора.

Внешних отличий было два:

1. на пере стабилизатора чертежа 3-0571 в передней (наклонной) части выполнялся зиг (выштамповка) для увеличения жесткости;

2. способ заделки стабилизатора в корпус (перья чертежа 3-0571 не имели отверстий, для крепления их в корпусе передняя кромка перьев загибалась под 90 градусов (получался как бы крючок), затем все заливалось чугуном)

Я так понимаю,что переходная втулка (взрыватель-корпус) появилась в результате перехода к футлярному методу снаряжания?

Да, так и есть. Почитайте ниже историю создания этих изделий.

Источник: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.

"Осколочную авиабомбу калибром 10 кг из заготовок артснарядов с корпусами из сталистого чугуна в ГСКБ-47 разработали одновременно с АО-2,5сч, и заводские, и войсковые испытания обоих боеприпасов проводили вместе по одной программе в 1939 г.

В ходе испытаний АО-10сч продемонстрировали следующие результаты «осколочности»: среднее количество убойных осколков – 378 штук, радиус сплошного поражения – 17,6 м, при бомбометании с самолетов от одной авиабомбы пораженными осколками признали 40 коробчатых мишеней. Для сравнения сбрасывали и АО-8м6 – 308 убойных осколков и радиус сплошного поражения – 18,5 м. В июле 1939 г. конструкцию АО-10сч доработали с учетом замечаний по итогам полигонных испытаний.

Первый вариант модернизированной АО-10сч отличался от прототипа только толщиной перьев стабилизатора. Для их штамповки вместо стального листа толщиной 1 мм использовали 1,25-мм. На нем также выполняли зиги. Боеприпас второго варианта отличал от первого только укороченный на 30 мм стабилизатор. Однако его площадь удалось сохранить за счет увеличения коробки стабилизатора. Размах оперения и расчетный коэффициент устойчивости авиабомбы остались прежними.

Конструктивные особенности боеприпаса второго варианта обусловила необходимость укладывать АО-10сч в кассеты-ведра не в один ряд, а в два. Таким образом, если АО-10сч первого варианта в кассету умещалось 7 штук с недогрузкой держателей на 37 кг, то второго варианта – вдвое больше, хотя и с перегрузкой в 26 кг. На дополнительных испытаниях выяснилось, что эта перегрузка не деформирует несущих рычагов Дер-34. Этот аргумент стал решающим для принятия в 1939 г. опытной АО-10сч второго варианта на вооружение. Им присвоили номер чертежа 3-0571 и индекс ВВС – 7-О-212.

В процессе освоения АО-10сч в массовом производстве на Подольском механическом заводе НКОМ выполнили более плавным внутренний переход от отверстия головного очка к внутренней полости корпуса. Благодаря этому планировали избежать самопроизвольной детонации ВВ. В УВВС КА разрешили изготовить опытную серию новых боеприпасов, присвоив им номер чертежа 3-0628. При этом ранее утвержденные АО-10сч чертежа 3-0571 с производства сняли. Простота и низкая себестоимость повлияли на то, что эти авиабомбы стали наиболее массовыми среди осколочных. Официально считается, что по эффективности боевого применения они почти не уступали АО-8м6 со стальными корпусами, однако, вне сомнения, хрупкие чугунные осколки новых авиабомб не были способны пробить даже тонкую броню.

Накануне Великой Отечественной войны для производства Рыбинского завода полиграфических машин НКОМ, а также некоторых других корпуса АО-10сч все же оказались сложны. При их литье брак доходил до 40%, а на некоторых заводах – и до 60%. Кроме того, некоторые проблемы представляло их снаряжание из-за нехватки требуемых ВВ и трудности освоения снаряжания смесевой взрывчаткой К-2. Все это задерживало заказы ВВС на поставки АО-10сч. В связи с этим заказчик потребовал изменить конструкцию корпусов на способствующую устранению этих недостатков.

В октябре 1940 г. на снаряжательном заводе № 12 НКБ инженеры Тельнов и Козлов, а также старший военпред предприятия военинженер 1 ранга Чушкин и инженер Управления ВВС КА военинженер 2 ранга Орлов разработали к АО-10сч корпус под футлярный метод снаряжания (аналогично используемому у АО-2,5сч), оставив прежними лишь габариты боеприпаса.

Испытания 40 штук АО-10сч на осколочное действие провели, подорван в бронеяме и в секторных мишенях авиабомбы, снаряженные футлярным способом и методом шнекования в корпус. Причем в первом случае масса боевого заряда при одинаковой плотности составила 600 г, во втором 702 г. Но, что любопытно, количество убойных осколков составило в среднем 2302 и 1978 соответственно. Таким образом, при сокращении массы боевого заряда на 102 г. осколочное действие авиабомбы только улучшилось.

Футлярный метод ее снаряжания сокращал до минимума брак корпусов по литью. Использование картонного футляра позволило несколько снизить требования к качеству необработанной поверхности полости корпуса авиабомбы. А кроме того, футлярный метод позволил механизировать процесс снаряжания. Шнекование смесевого взрывчатого вещества К-2 в картонные гильзы сулило заводу ошеломляющий экономический эффект. К примеру, благодаря внедрению этого метода на заводе № 12 НКБ удалось выполнить годовой план по снаряжанию авиабомб АО-10сч за шесть месяцев. В ЦК ВКП(б) успели доложить, что теперь завод при существующих мощностях в состоянии снаряжать до 12 миллионов подобных боеприпасов в год. Такую интенсификацию производства обусловило то, что заводчане снаряжали ВВ только в футляры, рассылая их по складам вооружения, арсеналам и базам хранения, куда также поступали готовые корпуса авиабомб с механических заводов. Затем военные должны были сами снарядить боеприпасы футлярами с ВВ и раздать их на полковые склады. Очевидная экономическая выгода формировалась также за счет снижения транспортных издержек и экономии на погрузочно-разгрузочных работах. К примеру, один вагон со снаряженными футлярами экономил транспортировку 25 вагонов сначала с корпусами авиабомб на снаряжательный завод, а обратно – со снаряженными авиабомбами на базу хранения.

Однако прилив энтузиазма помешал авторам новшества проанализировать полный цикл приведения боеприпасов в боевую готовность. Во-первых, на всех механических заводах для этого придется организовать покрасочные мастерские, а также цеха по изготовлению бомботары. Во-вторых, на базах хранения боеприпасов необходимо будет существенно увеличить численность персонала, чтобы не только снаряжать боеприпасы в специально созданных условиях, но и контролировать качество покраски (снаружи и внутри) корпусов авиабомб, а также наносить после снаряжания маркировочные трафареты.

Таким образом, может показаться, что творческая группа изобретателей просто «перевела стрелки» на других, переложив свои проблемы на плечи военных и рабочих механических заводов. Однако это будет не совсем правильно – по окончании советско-финляндской войны требовалось как можно быстрее пополнить существенно поредевшие мобилизационные резервы авиабоеприпасов. А поскольку существующих мощностей предприятий по производству ВВ явно не хватало, снаряжательным заводам пытались создать «режим наибольшего благоприятствования».

В 1940 г. корпуса к авиабомбам АО-10 всех моделей серийно изготавливали на заводах имени Войкова, имени КПГ (возможно, имелась в виду Коммунистическая партия Германии), имени Ленина, имени Лепсе, Одесском «Товарные весы», Рыбинском «Полиграфмаш», «Армалит», Сысертском, Мышегском, Курганском, Дмитровском, Юго-Камском, Ливенском, Кременчугском из состава Наркомата общего машиностроения, а также имени Колющенко и «Рязсельмаш» Наркомата среднего машиностроения и на заводе № 310 Наркомата боеприпасов.

В дальнейшем конструкторы ГСКБ-47 предложили на чугунных корпусах АО-10сч резьбу головной части не нарезать, а отливать. Кроме того, вскоре возникла новая проблема – при литье корпусов АО-10сч стабилизаторы во влажной форме покрывались слоем коррозии, весьма трудно поддающимся очистке. Между тем брак корпусов при литье вынуждал отбраковывать хорошие стабилизаторы, и наоборот, забракованный стабилизатор вынуждал сдавать в утиль и кондиционный корпус. На Одесском заводе «Товарные весы» предложили изготавливать стабилизатор к АО-10сч не приварными, а съемными и крепить их на нарезной шпильке, залитой в корпус авиабомбы.

Поскольку оба этих новшества не изменяли основ конструкции корпуса АО-10сч (цилиндрическая камера под футлярный метод снаряжания) и устраняли отход в брак большого числа заготовок, их утвердили в серийном производстве, присвоив боеприпасу номер чертежа 3-0775 и индекс ВВС – 7-О-212. На этом выпуск авиабомб чертежа 3-0628 прекратился. После этого на заводе № 12 НКБ снарядили футлярным методом 15000 авиабомб АО-10сч чертежа 3-0775 опытной серии. Из них 200 боеприпасов испытали бомбометанием на безотказность действия и устойчивость на траектории, получив удовлетворительные результаты."

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Понятно, спасибо!

А в книге (Источник: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомба...) есть схемки на эти (3-0571, 3-0628, 3-0775) чертежи?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, есть. Но оперение чертежа 3-0571 изображено неправильно (одинаково с 3-0628). В эскизе чертежа 3-0775 оперение тоже изображено с ошибкой. Да и обводы задней части корпуса 3-0571 и 3-0628 вызывают большие сомнения. Хотя можно сделать скидку на то, что это все-таки эскизы (или компоновочные схемы) не скопированные из источников, а перерисованные в Autocad'е. Я, например, стараюсь делать 3D-модели максимально подробно, по чертежам (если они есть) или по эскизам из первоисточников (какими располагаю), но с соблюдением известных размеров и нюансов конструкции.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ясно, спасибо. Если поблизости найду, прикуплю, заодно с "Реактивное вооружение советских ВВС 1930-1945гг" С.Н.Резниченко.

Ну и естественно, будем ждать Ваших работ!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу