Опубликовано: 6 марта, 2010 Уважаемые коллеги! Необходима Ваша помощь в поиске родных летчика в Брянске и Челябинской области! История также давняя, но до сих пор не найдены родные погибшего пилота: Новиков Владимир Алексеевич, 1920 г.р., гвардии лейтенант, старший летчик 1-й авиаэскадрильи 14-го гвардейского истребительного Краснознаменного ордена Суворова 3-й степени, Ленинградского, имени А.А. Жданова авиационного полка. Родился в городе Брянске Орловской области. Отец Новиков Алексей Михайлович. Адрес: Челябинская обл., город Усть-Кабал ул. Гнусарова д.24. (так записано в документе: скорее всего, правильно город Усть-Катав ул. Гнусарева д.24). Мобилизован Советским РВК города Брянска в 1940 году. В 1942 году окончил Батайскую школу пилотов. На фронте Отечественной войны с 5 мая 1942 года на Ленинградском фронте. 24 июля 1944 года при выполнении боевого задания по прикрытию поля боя в районе Вайвара, Аувере, Апсаре вел воздушный бой с 4 ФВ-190 и 2 Ме-109. После выполнения боевого задания на базу не вернулся, пропал без вести… Нижеприведенная статья была подготовлена и опубликована в Книге Памяти Ленинградской области еще в 2004 году… В ней рассказ о поиске обломков самолета и об установлении имени пилота… Связь поколений… ПАМЯТИ Владимира Новикова, Ивана Камеко, Алексея Беликова ПОСВЯЩАЕТСЯ… Документы Центрального архива Министерства Обороны Российской Федерации (г. Подольск Московской области): Камеко Иван Иванович. 1919 г.р.. гвардии младший лейтенант, старший летчик 14-го гвардейского истребительного Краснознаменного ордена Суворова 3-й степени, Ленинградского, имени А.А. Жданова авиационного полка. Родился в деревни Дворец Речицкого района Гомельской области БССР. Жена Егорева Лариса Михайловна. Адрес: Вологодская обл., город Череповец ул. Бородинская д.18. Вступил добровольно в военную школу летчиков в 1940 году. 26 марта 1944 года в качестве ведомого в составе 4-х Як-9 вылетел по тревоге на патрулирование в район Нарва – Вайвара - Курьмяй-Кюля – Вихтье – Сланцы. В районе Вайвара- аспаре – Аувере вели воздушный бой против 12-и Ю-87 и 4-х Ме-109. Камеко И.И. на свой аэродром не возвратился. Пропал без вести… Новиков Владимир Алексеевич, 1920 г.р., гвардии лейтенант, старший летчик 1-й авиаэскадрильи 14-го гвардейского истребительного Краснознаменного ордена Суворова 3-й степени, Ленинградского, имени А.А. Жданова авиационного полка. Родился в городе Брянске Орловской области. Отец Новиков Алексей Михайлович. Адрес: Челябинская обл., город Усть-Кабал ул. Гнусарова д.24. Мобилизован Советским РВК города Брянска в 1940 году. В 1942 году окончил Батайскую школу пилотов. На фронте Отечественной войны с 5 мая 1942 года на Ленинградском фронте. 24 июля 1944 года при выполнении боевого задания по прикрытию поля боя в районе Вайвара, Аувере, Апсаре вел воздушный бой с 4 ФВ-190 и 2 Ме-109. После выполнения боевого задания на базу не вернулся, пропал без вести… Вот небольшой жизненный путь боевого советского летчика в годы Великой Отечественной войны. Вся 24-х летняя, короткая жизнь уместилась в нескольких строчках. И самое страшное, горькое для всех родных, друзей, близких – последнее: пропал без вести. Убит ли? Жив ли? Неизвестность, пожалуй, самое страшное для любого человека. Поисковые отряды России - гражданская пехота, которая пришла сейчас на поля былых сражений, что бы воскресить, вернуть имена героев Родине и родным. Имена тех, кто своей жизнью оплатил благодать существования настоящего поколения. Радость любви и жизни завоевана теми, кто сложил свои головы на поле боя в болотах и лесах, на воде и в воздухе… Родина… С ее именем умирали они идя в штыковую атаку, гнили заживо в окружениях, горели в танках, задыхались в тонущих кораблинх, направляли свои самолеты горящими факелами на врага и шли на последний таран. Родина… Забыла Родина своих героев, уже 60 лет прошло с момента когда прогремели последние залпы Великой войны, а поля сражений до сих пор покрыты солдатскими костями. Они до сих пор сжимают в руках свои винтовки образца 1891 года, в последнем рывке бросают связки, давно проржавевших гранат. Они ведут бой уже со временем и нашим беспамятством… Ежегодно на территории Ленинградской области также ведут свой бой с беспамятством поисковые отряды, почти со всей матушки – России. Каждый год в братских могилах обретают свой покой останки более двух, трех тысяч советских солдат и офицеров Красной Армии. Возвращаются сотни имен пропавших без вести, сотни семей узнают о последнем месте боя и месте захоронения своих близких отцов, братьев, дедов и уже прадедов. Документы Общественного фонда поисковых отрядов Ленинградской области (г. Санкт-Петербург). Информационная записка командира поискового отряда «Форпост» г. Кингисепп, Виктора Костюковича: «…Информацию о том, что недалеко от деревни Захонье-1-е, в лесу находится место падения самолета, сообщил коренной житель деревни – Виталий Пантелеевич. Он рассказал, что летом 1941 года видел падающий, горящий советский самолет, который упал в лес недалеко от деревни Захонье. После войны, у воронки находили унты и пистолет ТТ в кобуре на оторванном ремне, а дюралюминий сдавали в металлолом. 01 декабря 2003 года было обнаружено место падения самолета. Воронка в виде капли, размером приблизительно 4\3 метра, заросшая камышом. Грунт глина, сырой песок. Вода в воронке стоит постоянно. Обломков самолета в вокруг воронки не было. На отвалах воронки обнаружены: верхняя часть лопасти винта, куски бронестекла, звенья ленты под снаряд 37 мм, звенья ленты и гильзы калибра 12,7 с маркировкой и датами выпуска 1941-1943 годов, мелкие детали самолета. 009.jpg[/attachment] сканирование0012.jpg[/attachment] На отдельном полиэтиленовом мешке выложены обнаруженные останки пилота: переломанные берцовые кости, части таза, ребра, фаланги пальцев, часть черепа. Рядом обрывки гимнастерки и кожаные части сапога летчика. Из личных вещей погибшего, ребята нашли, только портсигар. Он сильно деформирован. Видно, страшной силы удар был о землю при падении самолета. Но у наших друзей есть и хорошая новость. В воронке, из глины появился сильно разбитый, двигатель самолета и ребятам уже удалось на одном из поршней найти и списать продублированный номер мотора ВК-105ПФ № 415-1979. 0000074a.jpg[/attachment] 25 февраля 2006 031.jpg[/attachment] Документы Центрального архива Министерства Обороны Российской Федерации (г. Подольск Московской области): В актах расследования причин летных боевых потерь 14 гв.ИАП 275 ИАД 13 ВА имеется акт на самолет Як-9, тип мотора ВК-105 (номер самолета и мотора не указан), в котором значится: «…гвардии лейтенант Новиков Владимир Алексеевич, старший летчик…24 июля 1944 года в 8.10 – 9.41 5 Як-9 ведущий гвардии старший лейтенант Дьяков при выполнении боевого задания прикрытия поля боя в районе Вайвара-Апсаре провели воздушный бой с четырьмя ФВ-190 и двумя Ме-109. Гвардии лейтенанты Новиков и Беликов атаковали двух ФВ-190 на высоте 800 м сверху в хвост и преследовали их до бреющего полета. С боевого задания не вернулись гвардии лейтенанты Новиков и Беликов. Предположительно сбиты в воздушном бою…». В аналогичном акте – на самолет Як-9 гвардии лейтенанта Беликова Алексея Алексеевича номер самолета и мотора также не указаны. В приказе № 065 от 5 августа 1944 года по 14 гв.ИАП и в деле с перепиской по движению самолетов и моторов 275 ИАД за июль 1944 года значится: Списано: - 24.07.44г., Як-9 № 1415335, ВК-105ПФ № 415-1979 не вернулись с боевого задания; - 24.07.44г., Як-9 № 1415339, ВК-105ПФ № 415-1958 не вернулись с боевого задания. И вот опять, перед нами задача. Так, чей же самолет обнаружен под деревней Захонье Кингисеппского района Ленинградской области: Новикова или же Беликова. Единственной надеждой на точное установление имени погибшего летчика служила небольшая приписка к справке из Центрального архива Министерства Обороны РФ: «…Для сведения. Новиков Владимир Алексеевич награжден орденом Отечественной войны 2-й степени…». Документы Общественного фонда поисковых отрядов Ленинградской области (г. Санкт-Петербург). Информационная записка командира поискового отряда «Форпост» г. Кингисепп, Виктора Костюковича: «…23 мая 2004 года работы на месте падения были продолжены. Во время работ в правой стороне воронки был обнаружен орден Отечественной войны 2-й степени за № 4924…В процессе работы размер воронки увеличился до 4 метров в ширину, 5 метров в длину и 2,5 метра в глубину…» IMAGE0014.JPG[/attachment] Подтвердив вещественно и документально, что поисковиками отряда «Форпост» обнаружены самолет и останки гвардии лейтенанта Новикова Владимира Алексеевича, мы позвонили Владимиру Ивановичу Камеко. Мы сообщили Владимиру Ивановичу, что найденным в обломках самолета, летчиком оказался однополчанин отца, а так же сообщили об установленных в архиве поисковиками, номерах самолета и мотора, на котором погиб его отец. Сообщенная информация взволновала Владимира Ивановича, так как встревожило его память о погибшем отце – он очень волновался, записывая номера самолета и мотора. Наш разговор закончился… Но на следующий день, Владимир Иванович позвонил снова, и сказал: «…Я так разволновался, когда вы рассказывали мне о ваших поисках, и о том, что погибшим летчиком, оказался Владимир Новиков – однополчанин отца. Только спустя несколько часов, осознал, и вспомнил о чем мне говорила мать, рассказывая об отце и его товарищах по фронту: меня назвали Владимиром, в честь Володи Новикова, они с отцом были лучшими друзьями…». [attachment=1]IMG_1049.jpg[/attachment] 22 июня 2004 года на воинском мемориале в деревни Мануйлово Кингисеппского района Ленинградской области, состоялась торжественно-траурная церемония захоронения, в ходе которой останки летчика 14-го гвардейского истребительного авиаполка, гвардии лейтенанта Новикова Владимира Алексеевича были торжественно захоронены с отданием всех положенных почестей. Илья Геннадьевич Прокофьев Санкт-Петербург – Кингисепп, 2004 год 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 марта, 2010 В ноябре 2008 года проезом из Новосибирска в Уфу, сделал несколько снимков в Усть-Катаве, когда поезд стоял несколько минут... Еще тогда подумал, вот ведь именно здесь жили родные Владимира Новикова [attachment=2]novosibirsk-yfa%20121.jpg[/attachment] [attachment=1]novosibirsk-yfa%20122.jpg[/attachment] [attachment=0]novosibirsk-yfa%20124.jpg[/attachment] 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 марта, 2010 Сегодня, на Солдате появилось сообщение из Усть-Катава: "... Здравствуйте. Нашёл дом 24 по улице Гнусарёва(на три окошка, двухскатная крыша, используется под дачу). Большинство домов здесь заброшены, либо использются, как дачи. Оставшиеся жильцы все из послевоенного заселения. Соседние улицы - Нагорная, Орловская, более обитаемы. есть старожилы 20-х, 30-х годов рождения, но Новиковых с улицы Гнусарева никто не помнит. Проживали ещё Новиковы на соседних улицах в дву местах, но это выходцы из соседней деревни Орловка. Когда посетил ваш форум и узнал, что Владимир Новиков уроженец Брянска, картина стала проясняться. Во время войны на Усть-Катавский вагоностроительный завод был эвакуирован завод из Брянска. Рабочих и х семьи подселяли в дома устькатавцев(и даже по несколько семей). Возможно отец лётчика А.М.Новиков работал на заводе и жил на подселении по улице Гнусарева 24, а т.к. эвакуированных было много(кроме Брянска были рабочие ещё из двх городов), то местные могли не запомнить его. Буду готовить публикацию в газете, есть надежда, что откликнутся люди работавшие с А.М.Новиковым. С уважением к вашему труду, Александр Ремезов...". 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах