Жека

И-153 "Чайка" № 7962

4 сообщения в этой теме

13 декабря 2008 года при проведении разведывательных работ на восточных скатах высоты Долгая, вблизи населенного пункта Грушовый Новороссийского административного округа, было обнаружено место падения еще одного советского истребителя и останки пилота. В ходе проведенных работ были установлены тип самолета И-153 «Чайка», его заводской номер № 7962, номер и тип двигателя М-62. Были направлены запросы в ЦАМО и ЦВМА для установления имени летчика.

Из письма Центрального архива МО РФ:

«По состоянию на июль-август 1942 года, самолет И-153 № 7962 принадлежал 84 истребительному авиационному полку.

На основании приказа Командующего войсками Закавказского фронта от 30 июля 1942 года № 00166 был сформирован 84 «А» истребительный авиационный полк. Основой для формирования полка являлся 84 иап, который выделил из своего состава полностью кадры летно-технического состава и материальную часть самолетов И-153 в количестве 20 единиц. Формирование 84 «А» иап завершилось 4 августа 1942 года. Вновь сформированный истребительный авиационный полк с 30.07.1942 г. по 29.11.1942 г. подчинялся 216 иад 4 ВА. Одновременно существовал 84 иап, подчинявшийся до 16.09.1942 года и с 19.11.1942 г. по 24.12.1942 г. непосредственно ВВС Закавказского фронта, с 16.09.1942 г. по 19.11.1942 г. – 294 иад. 24 декабря 1942 года 84 иап был расформирован.

В приказе командира 84 «А» иап от 08 августа 1942 года № 02 значится:

«Потерпевший аварию 05.08.1942 г. самолет И-153 № 7962 с мотором М-62 № 2546, пилотируемый младшим лейтенантом Калашниковым на аэродром Навтлуг, убыл на восстановительный ремонт в 7-ой САМ».

В документах Полевого управления Закавказского фронта имеется ведомость количественного и качественного состояния самолетов в стационарной авиамостерской № 7 ВВС Закавказского фронта по состоянию на 1 октября 1942 года, в которой записано:

«… Самолеты убывшие из мастерских за истекший месяц:

2. И-153 № 7962 – убыл в 84 иап».

В ведомости количественного и качественного состояния самолетов в 505 бао и 84 иап по состоянию на 1 октября 1942 года значится:

«Не перемещавшиеся в сентябре:

И-153 № 7962».

Для сведения сообщаем, что в документах, касающихся 84 «А» иап, литера «А» обычно отсутствовала.

В акте передачи материальной части и личного состава 84 «А» иап из состава 216 иад в состав 217 иад по состоянию на 11 ноября 1942 года, самолета И-153 № 7962 не значится.

По состоянию на 6 сентября 1942 года 84 иап дислоцировался в г. Ереване, а 84 «А» иап – в Тулатово. В период с 12.08.1942 г. По 11.11.1942 г. оба полка вели боевые действия в районе городов Моздок, Орджоникидзе, Нальчик, а так же принимали участие в уничтожении войск противника на Кубани.

Командир звена 84 «А» иап 216 иад младший лейтенант Калашников Валентин Сергеевич, который летал на самолете И-153 № 7962, выполняя боевое задание на самолете И-153 (номер не указан) 28.09.1942 г. был сбит в воздушном бою в районе Верхний Акбаш Малгобекского района, самолет сгорел, летчик пропал без вести.

Пилот 84 иап (впоследствии 84 «А» иап) лейтенант Павлов Георгий Николаевич, который в 1941 году летал на самолете И-153 № 7962, погиб 28.12.1942 года в воздушном бою и был похоронен в районе ст. Насыр-Корт Орджоникидзевского края».

Дальность действия истребительной авиации типа И-153 не могла позволить вести боевые действия в районе г. Новороссийска, действуя с аэродромов базирования в Закавказье. Таким образом, вероятнее всего самолет И-153 № 7962 был сбит гораздо позже, уже в 1943 году, когда линия фронта ушла на запад в район Кубанского плацдарма. В этот период 84 иап уже водил в состав 229 иад и вел боевые действия как раз в районе обнаружения обломков самолета и останков летчика.

В настоящее время работа по установлению имени пилота продолжается. Известно, что в период с 10 по 20 апреля 1943 г. 84 "А" иап потерял 6 пилотов в Крымском районе.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ведь могут же когда хотят!!!

Одно письмо пришлось написать главкому ВВС, а второе Медведеву! Провести так сказать операцию по понуждению к даче ответа.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу