Гость Ahiles

Предел атеистической пропаганды СССР

4 сообщения в этой теме

Я - безбожник. Издательский плакат журнала "Безбожник у станка". 1924

В годы военного коммунизма партия разворачивает огромную работу, направленную против влияния на массы церкви и церковников, которые выступали либо в роли непосредственных контрреволюционных сил, либо как проводники идей внутренней и внешней контрреволюции. В эти годы вопрос "кто кого" стоял очень остро, и такой же острой и непримиримой становится борьба с церковью, формы и методы которой диктовались временем и обстановкой в стране.

Предпринимается выпуск массовой антирелигиозной литературы, и одним из центральных явлений этой кампании становится издание журнала "Безбожник у станка", первый номер которого (под названием "Безбожник") вышел 4 января 1923 г. Журнал издавался Московским Комитетом партии, а Моор, художественный редактор журнала с 1923 по 1928 г., становится его фактическим руководителем.

Влияние журнала постепенно выходит за пределы атеистической пропаганды. Помимо антирелигиозных материалов, он публикует статьи, которые вводят читателя в круг проблем социалистического строительства, нового быта, успехов в развитии хозяйства страны, проблем международной жизни, истории революции, вопросов медицины и агрономии, то есть он занимается историко-культурным, политическим и антирелигиозным воспитанием самых широких читательских масс.

Журнал очень быстро становится популярным во всех уголках страны, о чем говорит его огромная переписка с читателями. Специальные разделы журнала ("Страничка красноармейца", "Пионерская страничка", "Религия и медицина" и др.) привлекают к нему самые разные слои населения. Особенно много материалов журнал адресует женщинам - опоре церковников в семье. Постепенно "Безбожник у станка" становится обязательной принадлежностью каждого рабочего клуба, избы-читальни.

Он дает начало большому антирелигиозному движению в массах, направляет его. Объединенные вокруг него широкие читательские круги создают сначала Общество его друзей, а затем (апрель 1925 г.) Союз воинствующих безбожников - всесоюзную организацию трудящихся с разветвленной сетью первичных организаций (число членов Союза воинствующих безбожников в канун войны превысило 3 миллиона :arrow: человек).

Как тип издания "Безбожник у станка" являлся уникальным журналом - по широте освещаемых проблем, по умению работать с массовым читателем, по высокому уровню научного популяризаторства. Атеистические материалы дополнялись публикациями, которые можно было использовать в работе местных союзов, при организации атеистических вечеров (песни, частушки, короткие пьесы, литографические развороты, могущие служить плакатами, книжки "Библиотечка безбожника" и др.).

Журнал умело сплачивал своих читателей в единую организацию - он предоставлял много места письмам корреспондентов, вел обширную рубрику "Вести с мест", организовывал конкурсы, рассылал читателям анкеты и публиковал ответы на них (например, анкета, разоблачающая главарей религиозных сект на местах), проводил обзоры деятельности первичных ячеек Союза воинствующих безбожников и т. п.

Очень скоро журнал приобрел известность и за рубежом, где охотно перепечатывали карикатуры из него, особенно часто - рисунки Моора. Так, лондонская газета "Морнинг пост" даже имела специального корреспондента, который следил за "кощунственными" рисунками Моора в "Безбожнике у станка" и обрушивался на них в своей печати. Католическая церковь с ненавистью относилась к деятельности журнала, в ряде стран он был запрещен, а "разрушительная" деятельность Моора была осуждена архиепископом Кентерберийским на заседании английского парламента.

Использованный в рисунке образ Антипки, привлекательного своим боевым задором мальчишки нового поколения, путешествовавший по страницам почти каждого номера журнала, имел реальный прототип, московского беспризорника, который заявил Моору: "Бог есть, но мы его не признаем".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я - безбожник. Издательский плакат журнала "Безбожник у станка". 1924

В годы военного коммунизма партия разворачивает огромную работу, направленную против влияния на массы церкви и церковников, которые выступали либо в роли непосредственных контрреволюционных сил, либо как проводники идей внутренней и внешней контрреволюции. В эти годы вопрос "кто кого" стоял очень остро, и такой же острой и непримиримой становится борьба с церковью, формы и методы которой диктовались временем и обстановкой в стране.

Предпринимается выпуск массовой антирелигиозной литературы, и одним из центральных явлений этой кампании становится издание журнала "Безбожник у станка", первый номер которого (под названием "Безбожник") вышел 4 января 1923 г. Журнал издавался Московским Комитетом партии, а Моор, художественный редактор журнала с 1923 по 1928 г., становится его фактическим руководителем.

Влияние журнала постепенно выходит за пределы атеистической пропаганды. Помимо антирелигиозных материалов, он публикует статьи, которые вводят читателя в круг проблем социалистического строительства, нового быта, успехов в развитии хозяйства страны, проблем международной жизни, истории революции, вопросов медицины и агрономии, то есть он занимается историко-культурным, политическим и антирелигиозным воспитанием самых широких читательских масс.

Журнал очень быстро становится популярным во всех уголках страны, о чем говорит его огромная переписка с читателями. Специальные разделы журнала ("Страничка красноармейца", "Пионерская страничка", "Религия и медицина" и др.) привлекают к нему самые разные слои населения. Особенно много материалов журнал адресует женщинам - опоре церковников в семье. Постепенно "Безбожник у станка" становится обязательной принадлежностью каждого рабочего клуба, избы-читальни.

Он дает начало большому антирелигиозному движению в массах, направляет его. Объединенные вокруг него широкие читательские круги создают сначала Общество его друзей, а затем (апрель 1925 г.) Союз воинствующих безбожников - всесоюзную организацию трудящихся с разветвленной сетью первичных организаций (число членов Союза воинствующих безбожников в канун войны превысило 3 миллиона :arrow: человек).

Как тип издания "Безбожник у станка" являлся уникальным журналом - по широте освещаемых проблем, по умению работать с массовым читателем, по высокому уровню научного популяризаторства. Атеистические материалы дополнялись публикациями, которые можно было использовать в работе местных союзов, при организации атеистических вечеров (песни, частушки, короткие пьесы, литографические развороты, могущие служить плакатами, книжки "Библиотечка безбожника" и др.).

Журнал умело сплачивал своих читателей в единую организацию - он предоставлял много места письмам корреспондентов, вел обширную рубрику "Вести с мест", организовывал конкурсы, рассылал читателям анкеты и публиковал ответы на них (например, анкета, разоблачающая главарей религиозных сект на местах), проводил обзоры деятельности первичных ячеек Союза воинствующих безбожников и т. п.

Очень скоро журнал приобрел известность и за рубежом, где охотно перепечатывали карикатуры из него, особенно часто - рисунки Моора. Так, лондонская газета "Морнинг пост" даже имела специального корреспондента, который следил за "кощунственными" рисунками Моора в "Безбожнике у станка" и обрушивался на них в своей печати. Католическая церковь с ненавистью относилась к деятельности журнала, в ряде стран он был запрещен, а "разрушительная" деятельность Моора была осуждена архиепископом Кентерберийским на заседании английского парламента.

Использованный в рисунке образ Антипки, привлекательного своим боевым задором мальчишки нового поколения, путешествовавший по страницам почти каждого номера журнала, имел реальный прототип, московского беспризорника, который заявил Моору: "Бог есть, но мы его не признаем".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу