Опубликовано: 10 января, 2009 -- Иван Григорьевич, когда лично вы начали войну? Когда состоялся вашпервый боевой вылет? Помните? -- А как же. Двадцать второго июня сорок первого года. В шестнадцать ноль-ноль мы поднялись. -- Какая была задача? -- Обнаружить и бомбардировать скопления техники и живой силы противника на восточном берегу реки Буг непосредственно южнее города Брест. -- Так. А последний ваш боевой вылет? -- Тридцатого апреля сорок пятого года. -- И какая была задача? -- Бомбардировать укрепленные точки противника в районе рейхсканцелярии в городе Берлин. -- Ничего себе...-- говорю.-- Что называется -- от звонка до звонка. Всю войну! Молчит. -- Вы в каком звании и должности войну начали? -- Лейтенант, командир экипажа дальнего бомбардировщика. -- А закончили? -- Майор, командир бомбардировочного полка Авиации Дальнего Действия. -- Иван Григорьевич, награды у вас, конечно, есть? -- Конечно. -- Первую в войне когда и за что получили? Какую? -- Орден Красной Звезды. В июле сорок первого года. За успешную штурмовку колонны боевой техники противника восточнее реки Березина. -- А последнюю? -- А вот тридцатого апреля сорок пятого года. За успешную бомбардировку огневых точек рейхсканцелярии. Банку он держал исключительно. Старая гвардия. Сталинский сокол. Я взял у него еще пятерку и сбегал за третьей бутылкой. -- И какая это была награда? -- Орден Кутузова второй степени. -- Позвольте. Но ведь это полководческий орден. Давали от командиров корпусов. -- Командование сочло. -- Командование -- это кто? -- Маршал Гречко. -- А прямо тридцатого же апреля -- это как возможно? -- А еще в воздухе. -- ?! Простите... не понимаю. Это как? -- А он наблюдал. По рации: "Кто в воздухе?" Отвечаю: "Полк майора Богданова".-- "Орден Кутузова второй степени, майор". -- Иван Григорьевич,-- говорю,-- сколько же у вас всего боевых орденов за войну? -- Что, -- говорит, -- ордена. Давайте за ребят выпьем. И встал. Заплакал. Гадская это работа -- бередить больное. Бойцы вспоминают минувшие дни-- это праздник специфический... Высморкался Богданов, извинился. Продолжает исполнительно докладывать: -- Восемь орденов и семь медалей. Не считая того, что уже в мирное время. -- А какие ордена? -- Ленина, два Боевых Красных Знамени, два Отечественной Войны, первой и второй степени, и еще одна Звездочка. Кроме тех, что говорил уже. -- Иван Григорьевич,-- говорю,-- это ведь большая редкость, чтобы боевой летчик прошел всю войну от первого до последнего дня. -- Да, -- говорит. -- Это редко бывало. -- Сколько у вас боевых вылетов? -- Сто пятьдесят шесть. Вот тут профессионализм мой подослаб и сменился личным уже, живым уважением. Да ни хрена себе, кто понимает! -- Простите, -- говорю, -- так а... вы... получили Героя Советского Союза? -- Нет. -- Но ведь, если не ошибаюсь... штурмовикам и бомберам давали Героя по боевым вылетам -- сначала за пятьдесят, а с сорок третьего за сто вылетов? -- Совершенно верно. -- Ну так? -- Были некоторые обстоятельства. Значит. Советский истребитель имел запас прочности на пятьдесят-шестьдесят боевых вылетов -- часов пятьдесят в воздухе. Больше не требовалось. Столько почти никто не жил. Раньше сбивали. Если кому вдруг дико везло -- ему было дешевле дать новую машину. Средняя продолжительность жизни советского истребителя в войну -- шесть вылетов. Авиация союзников при налетах на Германию теряла за вылет в среднем пять процентов состава. Двадцать вылетов -- сто процентов. Норма для американских экипажей была двадцать пять вылетов. Уцелел -- домой. Пять последних вылетов летчики называли "за чертой смерти". Это при том, что союзники всячески берегли свою живую силу. В отличие от нас. Которые цену выполнения приказа признавали только одну -- любую. А из всех мер наказания за невыполнение преобладала также одна -- высшая. Константин Симонов в военных дневниках признается, что всегда хотел слетать в боевой вылет на бомбардировщике, да боялся; а пересчитывая возвращающиеся назад машины, жалел, что все же не решился. И вот простецкий скромный человек, который налетал полторы нормы Героя, и ни фига не получил. И молчит тихо. -- Иван Григорьевич,-- говорю,-- а сколько у вас налета, всего? -- Девять тысяч часов в воздухе. -- Но за пять тысяч полагается давать Заслуженного летчика СССР? Вы?.. -- Да нет... -- Вам это звание не присвоили? -- Нет. -- Но почему? -- Всяко бывает. -- А какая ваша последняя должность перед пенсией? -- Заместитель начальника Центрального научно-исследовательского летно-испытательного центра по летной части. -- А начальником кто был при вас? -- Гризодубова. -- Ох да ни фига ж себе пилотяга мне попался! Ас из асов. Отличная книга. О летчике, о его сложной судьбе, о скромности настоящего Героя. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 января, 2009 Сильный рассказ...только горько после его прочтения делается на душе.Вечная память этому человеку с непростой судьбой. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах