SeaSoul

Баллада о бомбере.

2 сообщения в этой теме

-- Иван Григорьевич, когда лично вы начали войну? Когда состоялся ваш

первый боевой вылет? Помните?

-- А как же. Двадцать второго июня сорок первого года. В шестнадцать

ноль-ноль мы поднялись.

-- Какая была задача?

-- Обнаружить и бомбардировать скопления техники и живой силы

противника на восточном берегу реки Буг непосредственно южнее города Брест.

-- Так. А последний ваш боевой вылет?

-- Тридцатого апреля сорок пятого года.

-- И какая была задача?

-- Бомбардировать укрепленные точки противника в районе рейхсканцелярии

в городе Берлин.

-- Ничего себе...-- говорю.-- Что называется -- от звонка до звонка.

Всю войну! Молчит.

-- Вы в каком звании и должности войну начали?

-- Лейтенант, командир экипажа дальнего бомбардировщика.

-- А закончили?

-- Майор, командир бомбардировочного полка Авиации Дальнего Действия.

-- Иван Григорьевич, награды у вас, конечно, есть?

-- Конечно.

-- Первую в войне когда и за что получили? Какую?

-- Орден Красной Звезды. В июле сорок первого года. За успешную

штурмовку колонны боевой техники противника восточнее реки Березина.

-- А последнюю?

-- А вот тридцатого апреля сорок пятого года. За успешную бомбардировку

огневых точек рейхсканцелярии.

Банку он держал исключительно. Старая гвардия. Сталинский сокол. Я взял

у него еще пятерку и сбегал за третьей бутылкой.

-- И какая это была награда?

-- Орден Кутузова второй степени.

-- Позвольте. Но ведь это полководческий орден. Давали от командиров

корпусов.

-- Командование сочло.

-- Командование -- это кто?

-- Маршал Гречко.

-- А прямо тридцатого же апреля -- это как возможно?

-- А еще в воздухе.

-- ?! Простите... не понимаю. Это как?

-- А он наблюдал. По рации: "Кто в воздухе?" Отвечаю: "Полк майора

Богданова".-- "Орден Кутузова второй степени, майор".

-- Иван Григорьевич,-- говорю,-- сколько же у вас всего боевых орденов

за войну?

-- Что, -- говорит, -- ордена. Давайте за ребят выпьем.

И встал. Заплакал.

Гадская это работа -- бередить больное. Бойцы вспоминают минувшие дни

-- это праздник специфический...

Высморкался Богданов, извинился. Продолжает исполнительно докладывать:

-- Восемь орденов и семь медалей. Не считая того, что уже в мирное

время.

-- А какие ордена?

-- Ленина, два Боевых Красных Знамени, два Отечественной Войны, первой

и второй степени, и еще одна Звездочка. Кроме тех, что говорил уже.

-- Иван Григорьевич,-- говорю,-- это ведь большая редкость, чтобы

боевой летчик прошел всю войну от первого до последнего дня.

-- Да, -- говорит. -- Это редко бывало.

-- Сколько у вас боевых вылетов?

-- Сто пятьдесят шесть.

Вот тут профессионализм мой подослаб и сменился личным уже, живым

уважением. Да ни хрена себе, кто понимает!

-- Простите, -- говорю, -- так а... вы... получили Героя Советского

Союза?

-- Нет.

-- Но ведь, если не ошибаюсь... штурмовикам и бомберам давали Героя по

боевым вылетам -- сначала за пятьдесят, а с сорок третьего за сто вылетов?

-- Совершенно верно.

-- Ну так?

-- Были некоторые обстоятельства.

Значит. Советский истребитель имел запас прочности на

пятьдесят-шестьдесят боевых вылетов -- часов пятьдесят в воздухе. Больше не

требовалось. Столько почти никто не жил. Раньше сбивали. Если кому вдруг

дико везло -- ему было дешевле дать новую машину. Средняя продолжительность

жизни советского истребителя в войну -- шесть вылетов.

Авиация союзников при налетах на Германию теряла за вылет в среднем

пять процентов состава.

Двадцать вылетов -- сто процентов. Норма для американских экипажей была

двадцать пять вылетов.

Уцелел -- домой. Пять последних вылетов летчики называли "за чертой

смерти".

Это при том, что союзники всячески берегли свою живую силу. В отличие

от нас. Которые цену выполнения приказа признавали только одну -- любую. А

из всех мер наказания за невыполнение преобладала также одна -- высшая.

Константин Симонов в военных дневниках признается, что всегда хотел

слетать в боевой вылет на бомбардировщике, да боялся; а пересчитывая

возвращающиеся назад машины, жалел, что все же не решился.

И вот простецкий скромный человек, который налетал полторы нормы Героя,

и ни фига не получил. И молчит тихо.

-- Иван Григорьевич,-- говорю,-- а сколько у вас налета, всего?

-- Девять тысяч часов в воздухе.

-- Но за пять тысяч полагается давать Заслуженного летчика СССР? Вы?..

-- Да нет...

-- Вам это звание не присвоили?

-- Нет.

-- Но почему?

-- Всяко бывает.

-- А какая ваша последняя должность перед пенсией?

-- Заместитель начальника Центрального научно-исследовательского

летно-испытательного центра по летной части.

-- А начальником кто был при вас?

-- Гризодубова.

-- Ох да ни фига ж себе пилотяга мне попался! Ас из асов.

Отличная книга. О летчике, о его сложной судьбе, о скромности настоящего Героя.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сильный рассказ...только горько после его прочтения делается на душе.Вечная память этому человеку с непростой судьбой.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу