Заяц

На Брянщине найден ИЛ-4

15 сообщений в этой теме

Вахта памяти продолжается. Найден ИЛ-4.

20 декабря сонный, покрытый покрывалом снега, дятьковский лес был разбужен надсадным рёвом моторов. Три автомобиля и трактор продирались по дороге обозначенной на карте как «условно проходимая».

Это название чётко определило ту ниточку пути, когда-то проложенную от посёлка Старь в глубину легендарного лесного массива. Заболоченная, заваленная стволами деревьев дорога, стала бы непроходимым препятствием для любого, только не для парней из Дятьковского объединённого поискового отряда.

А вела их в легендарный партизанский лес информация о том, что в одном из кварталов были обнаружены фрагменты советского самолёта сбитого фашистами в 1943 году.

Валерий Кондрашов, командир Дятьковского объединённого поискового отряда:

- Когда-то здесь находилась столица партизанского края, где были сосредоточены полтора десятка отрядов, насчитывающие более четырёх тысяч народных мстителей, и ещё живы очевидцы, помнящие о том, как ночью наш бомбардировщик, видимо возвращающийся с задания со стороны Брянска, был подбит и взорвался в воздухе. Его части усеяли лес в радиусе одного километра.

Мы долго искали это место, и вот, наконец нашли. Провели несколько уточняющих разведок и сегодня выехали всеми силами. Всестороннюю поддержку нашей экспедиции оказало областное РОСТО (ДОСААФ) и его руководитель Виктор Андреев, а также региональные отделения партии «Единая Россия» и организации ветеранов «Боевое Братство».

Дорога давалась действительно с боем. Поисковики бензопилами прорубали завалы, и срезанный сушняк сразу же укладывали под колёса автомобилей. Но и это не спасало, и тогда уазики, в простонародье называемые «буханками», приходилось выносить из болотной жижи буквально на руках.

Но наступил и тот момент, когда технику пришлось всё же оставить. Полтора километра до цели были пройдены на одном дыхание.

Вот оно. Перед глазами ребят предстали части того, что 64 года назад было грозной боевой машиной. Несколько залитых водой воронок с торчащими из них искорёженными деталями, почти целая стойка шасси, части крыльев и фюзеляжа.

Владимир Ермаков, начальник штаба Дятьковского объединённого поискового отряда:

- Теперь наша задача прочесать весь квадрат и постараться найти идентификационные предметы – детали корпуса и двигателей, на которых выбит номер самолёта. По нему определим и экипаж. Ведь четверо лётчиков наверняка до сих пор числятся без вести пропавшими. Это главная цель – увековечить память павших за родину защитников Отечества.

Уже почти двадцать лет наш отряд ищет и с почестями предаёт земле прах наших воинов, находит их родственников и сообщает им о судьбе солдат. Ведь только в нашем районе при прорыве сильно укреплённой, почти неприступной линии немецкой обороны «Хаген» погибли тысячи бойцов, были сбиты десятки самолётов. Мы знаем случай, когда 23 августа 1943 года за 20 минут фашистские истребители сожгли восемь наших бомбардировщиков оказавшихся без прикрытия. И все они упали в нашем лесу.

Поисковики и школьники Ивотской и Дятьковской №2 средних школ начинают работу. Одни металлоискателями прочёсывают местность, другие раскапывают воронки, третьи собирают все мельчайшие фрагменты самолёта.

И вот первая обнадёживающая находка. Из воронки показалась большая деталь. Окинув её опытным взглядом Валерий Кондрашов радостно сказал: «Да ведь это часть крепления винта, значит, где-то рядом мотор».

Через некоторое время из земли показалось то, ради чего и взрослые и подростки несколько часов перекапывали грунт, окачивая при этом непрерывно поступающую воду – авиационный мотор.

Подняв его на площадку, поисковики сразу же устанавливают, что цел один из поршней, на котором выбит номер бомбардировщика и завод, на котором его изготовили, а значит задача экспедиции частично выполнена. К сожалению, поршень был так зажат искорёженными частями цилиндра, что сразу посмотреть номер не удалось. Но на одном из маховиков ребята обнаружили цифры 1468, возможно, это есть искомый номер машины.

И тут же новая радость. Невдалеке от одной из ям обнаружены костные останки, скорее всего одного из лётчиков. После обсуждения решили их не трогать, оставить на месте до весны, ведь снег и грязь могли помешать качественным эксгумационным работам.

Стемнело. Работы прекращены. Но осталась самая тяжёлая их часть. Перевязанный металлическими тросами многопудовый мотор крепится к толстой жерди. Восемь человек поднимают его на плечи и несут в базовый лагерь. Рядом идут остальные, постоянно меняя уставших друзей. Синяки на плечах ещё долго будут напоминать поисковикам об этой ноше и дороге между деревьев, порою по колено в мёрзлой воде.

Но вот и лагерь. От горячих котлов вкусно пахнет походной кашей и вареной картошкой. Взрослые, сняв шапки, выпивают «фронтовые», поминая всех соотечественников не вернувшихся с полей войны и тех пока ещё неизвестных лётчиков которые каждым вылетом, до последнего, приближали Победу.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Молодцы!! :?:? .....хм....поисковики в манишках "Единой России".....странно.... :cool:

Деньги не пахнут, пускай хоть поиску помогают...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Костян писал(а):

Молодцы!! .....хм....поисковики в манишках "Единой России".....странно....

Деньги не пахнут, пускай хоть поиску помогают...

Это правильно :-o ....больше копарей-больше интересных и важных находок......Еще раз респект Вам :?:?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Молодцы!! :?:? .....хм....поисковики в манишках "Единой России".....странно.... :cool:

Деньги не пахнут, пускай хоть поиску помогают...

Ну у нас на Брянщине "ЕР" помогло на все 5 Вахт. Я думаю, что для тех 204 солдат и офицеров, что похоронили, не особо важно на какие деньги ели и ездили поисковики. Ну только если не на фрицевские.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ну у нас на Брянщине "ЕР" помогло на все 5 Вахт. Я думаю, что для тех 204 солдат и офицеров, что похоронили, не особо важно на какие деньги ели и ездили поисковики. Ну только если не на фрицевские.

Отлично!!!204 солдата это очень хорошо.....ЕД тоже люди, и тоже помнят своих дедов-героев...МОЛОДЦЫ!!! :?:?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Молодцы. :?:?:?

Спасибо всем! Поздравляю всех с Новым Годом!

Коллеги уже писал о бомбардировщике ИЛ-4 (ДБ-3ф) по видимому 15 АДД с местом базирования в Туле найденом у п.Старь Брянской области.

Вчера удалось наконец таки разобрать движок.

На поршне обнаружены следующие цифры мотора 887 502 (мотор М-88) 1942-1943г., так как до этого были моторы М-87!

Если у кого нибудь есть сведения об этом самолёте и экипаже прошу помочь.

С уважением Макс Волков

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Снимаю каску. :?:?:?

Прочитав слова:

"От горячих котлов вкусно пахнет походной кашей и вареной картошкой" непонятно почему в доме запахло лесом, костром и вышеупомянутыми запахами...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, сильно! Молодцы, я думаю - весной получится поднять еще материала дополнительного + по летчикам личные вещи - дополнительные возможности установить экипаж. Молодцы :?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Коллеги, всем привет. Так что за самолет и с каким экипажем, может подскажет кто? Как то эта история подзабылась, может в тему Авиация её перенести?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу