• CyMATOXA

    Общая информация

    И-16 (ЦКБ-12), советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х годов (ОКБ Поликарпова).

    Страна СССР
    Период производства 1933-1942
    Выпускался на авиазаводах: 21 авиазавод, 39 авиазавод, 153 авиазавод, 458 авиазавод
    Всего изготовлено: 10292шт.
    Период эксплуатации: 1934-
    Экипаж: 1 чел.
    Двигатель: один, радиальный, М-22, М-25, М-25А, М-25В, М-62, М-63
    Винт один, ВФШ, ВИШ-6А, АВ-1, ВВ-1
    Возможное вооружение: 2 ШКАС; 4 ШКАС; 2 ШКАС + 2 ШВАК; 1 БС + 2 ШКАС; РС-82, авиабомбы

    Особенности конструкции

    Основные материалы — дерево, алюминий, конструкционная сталь. Деревянный монококовый фюзеляж (обшивка из берёзового шпона) из двух половин, выклеивался из фанеры и на клею (костный или казеиновый) крепился к силовому каркасу (сосна или ясень) состоящему из 11 шпангоутов, 4 лонжеронов и 11 стрингеров. Каркас усиливался стальными уголками.

    Центроплан включал в себя два наборных лонжерона соединенных между собой трубами. Обшивка центроплана спереди фанерная, позади дюралюминиевая.

    Фанерная обшивка крыла обклеивалась полотном и затем многослойно покрывалась авиационным лаком. Силовой набор хвостового оперения (и элеронов) из дюралюминия. Обшивка органов управления полотняная. Опоры шасси убирались вручную посредством вращения штурвала (44 оборота).

    Дополнительное оборудование

    Характерные узлы при обнаружении обломков

    радиальный двигатель,

    120px-%D0%98-16%2C_%D1%84%D1%80%D0%B0%D0

    фрагменты в процессе подъёма

    120px-%D0%98-16%2C_%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0

    фрагмент

    120px-%D0%98-16%2C_%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0

    рама с номером самолёта

    120px-%D0%98-16%2C_%D1%84%D1%80%D0%B0%D0

    фрагмент кабины, указатель крена

    120px-%D0%98-16%2C_%D1%84%D1%80%D0%B0%D0

    фрагмент

    120px-%D0%98-16%2C_%D1%84%D1%80%D0%B0%D0

    фрагмент

    115px-%D0%98-16%2C_%D1%88%D0%B0%D1%81%D1

    основное шасси

    113px-%D0%98-16%2C_%D1%85%D0%B2%D0%BE%D1

    хвостовое шасси

    Самолёты, сходные по конструкции

    Где искать номер

    120px-%D0%98-16%2C_%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0

    рама с номером самолёта

    120px-%D0%98-16%2C_%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0

    номер на раме самолёта

    см. так же: нумерация на двигателях

    Нумерация

    Самолеты 21 завода имеют номера вида: 
    

    521912 - где:

    • 5 - № типа,
    • 21 - № завода,
    • 9 - № серии,
    • 12 - № самолета;

    или

    1021789 - где:

    • 10 - № типа,
    • 21 - № завода,
    • 7 - № серии,
    • 89 - № самолета.

    Встречаются так же буквенное обозначение, например:

    521А500 - где:

    • 5 - № типа,
    • 21 - № завода,
    • А - № серии,
    • 500 - № самолета.

    Информации о классификации нумерации 39 и 153 заводами нет. В составе 13 ОРАЛ ВВС Ленинградского фронта встречаются номера 24600118, 24600231. Скорее всего, эти самолеты выпушены каким-нибудь из этих заводов. В данных номерах прослеживается тип самолета: первые две цифры 24.

    Части, имевшие самолёт на вооружении

    • 13 ОРАЛ ВВС Ленинградского фронта

    Основные типы и модификации:

    • И-16 c М-22 (ЦКБ-12) Первый серийный И-16. Внешне отличался очень большим диаметром капота двигателя. Винт металлический без кока. Сдвижной фонарь (козырек) Вооружение два ШКАС вне диска винта с 900 патронов на каждый. За 1934-36 годы было выпущено несколько сотен экземпляров. Так как двигатели М-22 и М-62 (М-63) имели разное направление вращения, то И-16 тип 4 имел разворот киля вправо на 2°, для всех последующих типов киль разворачивался на 2° влево.
    • И-16 тип 4 (ЦКБ-12 бис) — двигатель М-25. Была поставлена 8 мм бронеспинка сиденья летчика. От сдвижного фонаря начиная с этой серии отказались по требованию летчиков. Выпускалась весь 1935 год (около 400 машин).
    • И-16 тип 5 Внешние отличие от типа 4 — капот двигателя примыкал почти вплотную к фюзеляжу, на винте кок и храповик для запуска. Вооружение то же, но предусмотрена подвеска до 200 кг бомб. С июля 1935 в серии. В период 1935—1937 был самым массовым в серии.
    • И-16 тип 6 — как тип 5, но с двигателем М-25А
    • И-16 тип 10 — двигатель М-25В, вооружение 4 ШКАСа из которых 2 синхронных под двигателем с 650 патронами на ствол. В этом типе применялись убираемые лыжи прижимавшиеся почти вплотную к центроплану. Самолет строился в больших количествах
    • И-16 тип 17 — модификация типа 10 с двигателем М-25В. Крыльевые ШКАСы заменены на ШВАК (по 150 снарядов на ствол) (на некоторых добавляли еще синхронный БС над или под двигателем). Визуальное отличие — хвостовой костыль заменен на хвостовое колесо с цельной резиной. Самолет строился в больших количествах.
    • И-16 тип 18 — модификация типа 10 с двигателем М-62 с двухскоростным нагнетателем и с винтом ВИШ-6А (2 шага). Вооружение 4 ШКАС с 3100 патронами. Идея возникла в действующих частях во время боевых действий на Халкин-Голе. Поступившие ремкомплекты для И-153 стали толчком для такой переделки. Самолёт показал хорошие лётные данные и после небольших модификаций был рекомендован в серию.
    • И-16 тип 24 — модификация типов 10 и 18 с двигателями М-62 и М-63. Конструкция была местами усилена. Между лонжеронами была введена под полотном 3-мм фанерная обшивка что значительно уменьшило наблюдавшееся кручение крыла. Было введено 2 подвесных бака на 200 л (кроме основного на 254л) Винты: для М-62 — АВ-1, для М-63 — ВВ-1. Вооружение — 2 пулемёта ШКАС и 2 пушки ШВАК. Могли подвешивать до 6 РС-82. Бомбовая нагрузка — не более 500 кг.
    • И-16 типы 28, 29, 30 — как тип 24, но двигатель М-63 безредукторный .

    Кроме того, выпускались учебно-тренировочные версии:

    • УТИ-2 - двигатель М-25 (версия учебно-боевого самолета, двухместная модификация типа 4);
    • УТИ-4 - двигатель М-25А (версия учебно-боевого самолета, двухместная модификация типа 5 или 10).

    Фотографии самолёта

    120px-%D0%98-16_%D1%82%D0%B8%D0%BF_29.jp

    И-16 тип 29 с РС

    Чертежи самолёта

    Литература

    Дополнительная информация

    Места обнаружения/подъёмов

    0




    User Feedback


    There are no comments to display.