Опубликовано: 16 января, 2015 Приветствую уважаемых коллег! Опять разбирая старые записи наткнулся на "зависший самолет": Место падения самолета Як-9, (район урочища Балахоново, район озера Рапайколи - местное современное название Большой Тархун) обнаружено в сентябре 2006 года п\о Карелия. На месте падения небольшая воронка, вокруг нее разбросаны металлические обломки самолета. Почти весь дюраль, сдан в металлолом в середине 50-60 годов. На поверхности находятся две стойки шасси. Из воронки удалось извлечь пушку ШВАК которая стреляла через вал редуктора, один поршень с гильзой на котором выбиты номера: 221-41 (что является номером мотора М-105) и 1830. На одной из табличек написан номер завода, выпустившего самолет № 153. Обнаружены патроны ШВАК 1942 и 1943 годов выпуска, патроны УБС 1939, 1940, 1941, 1942, 1943 годов выпуска. Останков летчика не обнаружено. [attachment=0]IMG_0055.JPG[/attachment] Может быть у наших специалистов по Якам есть информация по мотору М-105 № 221-41. ??? У меня предположение, что это машина 2 гв. ИАК ПВО Ленинграда. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 января, 2015 (изменено) Илья, а двигатель ПФ или РА? Номер 221-41 был у разных заводов на РА во втором (первом?) квартале 1942 и на ПФ в первом квартале 1944 года. Изменено 17 января, 2015 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 января, 2015 Илья, а двигатель ПФ или РА? Номер 221-41 был у разных заводов на РА во втором квартале 1942 и на ПФ в первом квартале 1944 года. РА на истребители не устанавливались 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 января, 2015 Оба варианта для Як-9 завода №153 нехарактерны. ра 221-хх во множестве стояли на Пе-2 в 1942 году. пф ххх-41 был обычен для Як-1 завода №292, в меньшей степени для Пе-2. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 января, 2015 Оба варианта для Як-9 завода №153 нехарактерны. ра 221-хх во множестве стояли на Пе-2 в 1942 году. пф ххх-41 был обычен для Як-1 завода №292, в меньшей степени для Пе-2. Моторы Р(РА) с маленьким редуктором,на ПЕшках сначала стояли,на СБ тоже мотор с маленьким редуктором аналогичный Р(РА),на истребителях они никогда не устанавливались 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 января, 2015 На истребителях ставились моторы под пушку с индексом "П"-ПА, ПФ. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 января, 2015 Не знаю, были ли ПА 221-хх, встречались лишь очень много РА с Пешек с близкими номерами. На шильде 153-го завода какие даты стояли? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 января, 2015 Так может это не девятка,а семерка? стойки шасси у них одинаковые,глянуть бы на обломки... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 января, 2015 На всякий случай проверил по 1944 году мотор пф 221-41 выпуска завода №466 в Горьком. Соседние номера были установлены на Як-1 в Саратове на заводе №292. А конкретно 221-41 был выпущен 29.2.1944 и в тот же день отправлен поездом из Горького не на авиасборочный завод, а на станцию Балашиха в ЦБАТС. Т.е. для ремонтных целей. Теоретически, могли поставить его и на Як-9, потерянный под Выборгом. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 января, 2015 (изменено) По №221-41 выпуска 1942 года. Это первый квартал 1942 года. На Пе-2 встречалось много 221-хх, 222-хх. Какой именно завод использовал такую нумерацию, пока непонятно. В 1942 году М-105 выпускали три завода №16 в Казани (только М-105р/ра?, нумерация типа 21-ххх), завод №26 в Уфе (п/па? и р/ра?, типа 215-ххх??? НЕТ!!!), завод №466 в Горьком (р/ра? в 1-2 кварталах, во 2 квартале нумерация точно типа ххх-22, а вот первый мало данных, подтверждающих типа ххх-21) Полагаю, что в 1942 году в 1 квартале завод №26 в Уфе выпускал М-105п с нумерацией типа 121-ххх, а М-105р - 221-ххх. Т.е. найденный 221-41 выпуска 1944 года. Изменено 21 января, 2015 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 января, 2015 Спасибо, коллеги! В понедельник с рабочего компа, скину фото обломков, там стойки есть! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 января, 2015 Во у себя на буке нашел фотки с последнего выезда: [attachment=6]IMG_0057.JPG[/attachment][attachment=5]IMG_0058.JPG[/attachment][attachment=4]IMG_0059.JPG[/attachment][attachment=3]IMG_0060.JPG[/attachment][attachment=2]IMG_0061.JPG[/attachment][attachment=1]IMG_0062.JPG[/attachment][attachment=0]IMG_0074.JPG[/attachment] 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 января, 2015 Спасибо, коллеги! В понедельник с рабочего компа, скину фото обломков, там стойки есть! Это Як-9 (усиленная нервюра практически к узлу навески шасси прикручена, т.е. через тонкий дюраль переднего лонжерона) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 января, 2015 Илья, а номер пушки и, главное, год выпуска известен? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2015 Вкажіть ,якщо можливо ,географічні координати де впав літак. Ближче до Виборга ,чи до Приозерська ? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2015 Илья, а номер пушки и, главное, год выпуска известен? Борис, приветствую! Странно, но пока не нашел в записях номер пушки... завтра на работе гляну в блокноте... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2015 Вкажіть ,якщо можливо ,географічні координати де впав літак. Ближче до Виборга ,чи до Приозерська ? Миша, место падения почти посередине, рядом с рекой Вуокса... По проведенной аналитической работе можно предположить следующие потери: - Кочетков (Качетков) Владимир Васильевич, гвардии младший лейтенант летчик старший 29-го ГИАП, который не вернулся с боевого задания из района Ораванкюте (которое находится в 2 км юго-восточнее от места падения). Самолет Як-9 № 1185; - Хероим Николай Андреевич, гвардии младший лейтенант летчик 14-го ГИАП, который не вернулся с боевого задания, сбит двумя ФВ-190 в районе Такасало – Ивиниеми (Такасало находится в р-не 3,5 км западнее от места падения самолета). Самолет Як-9 № 1068. Место падения самолета было обнаружено финнами в 1944 году, и у погибшего летчика были изъяты документы, которые хранятся в военном архиве Хельсинки. Место захоронения неизвестно; - Беляев Михаил Михайлович, младший лейтенант летчик 14-го ГИАП, который сбит в воздушном бою в районе Пеллякаля (сейчас Барышево), выбросился с парашютом и попал в плен (вернулся из плена в ноябре 1944 года). Самолет Як-9 № 1079. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2015 Илья, ты упомянул летчика вернувшегося из плена в Финляндии. У меня по 2 ВА проходило несколько летчиков с такой же судьбой, направленных в 24 штурмовой батальон и потом с отличными характеристиками направленными на летную работу. Беляева, конечно, там нет, но может пригодиться. ВВС КБФ 53 аэ 15 ап 26.07.1942 Олонец Салата Василий Дмитриевич ст л-т 7 ВА 760 иап 08.03.1943 Тунг озеро Синицын Николай Александрович мл л-т 5 сад 7 иап 18.08.1941 Ермолин Николай Ерофеевич 257 осад 716 бап на 29.2.1944 Гричко Константин Илларионович л-т 238 иап 25.10.1941 Лодейное поле Попруга Иван Степанович л-т 119 ораэ 23.09.1943 Олонец Федоров Георгий Михайлович л-т 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2015 Як-9 № 1068 1015368 с мотором 345-1402 выпущен 8.1.44 отправлен 13.1.44 в Озерные Ключи п/п 42300 Як-9 № 1079 1015379 с мотором 345-2227 выпущен и отправлен 13.1.44 в Новосиб. 5 ЗАБр Як-9 № 1185 1115385 с мотором 345-2197 выпущен 21.1.44, отправлен 27.1.44 в харьков на сборочный завод №135. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2015 Илья, ты упомянул летчика вернувшегося из плена в Финляндии. У меня по 2 ВА проходило несколько летчиков с такой же судьбой, направленных в 24 штурмовой батальон и потом с отличными характеристиками направленными на летную работу. Беляева, конечно, там нет, но может пригодиться.ВВС КБФ 53 аэ 15 ап 26.07.1942 Олонец Салата Василий Дмитриевич ст л-т 7 ВА 760 иап 08.03.1943 Тунг озеро Синицын Николай Александрович мл л-т 5 сад 7 иап 18.08.1941 Ермолин Николай Ерофеевич 257 осад 716 бап на 29.2.1944 Гричко Константин Илларионович л-т 238 иап 25.10.1941 Лодейное поле Попруга Иван Степанович л-т 119 ораэ 23.09.1943 Олонец Федоров Георгий Михайлович л-т Борис! Огромное спасибо! Знакомые фамилии... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2015 Як-9 № 1068 1015368 с мотором 345-1402 выпущен 8.1.44 отправлен 13.1.44 в Озерные Ключи п/п 42300Як-9 № 1079 1015379 с мотором 345-2227 выпущен и отправлен 13.1.44 в Новосиб. 5 ЗАБр Як-9 № 1185 1115385 с мотором 345-2197 выпущен 21.1.44, отправлен 27.1.44 в харьков на сборочный завод №135. Во как интересно... а встретились все под Ленинградом летом 1944 года.... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 января, 2015 Илья, а номер пушки и, главное, год выпуска известен? Борис! Приветствую! К сожалению, номер пушки оказался не записан... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 января, 2015 9.07.44 Тибен Герхард 5./JG54 Yak-9 91 273: at 3000 m 09:16 Вернике Хайнц 6./JG54 Yak-9 91 418: at 2000 m 12:12 Вернике Хайнц 6./JG54 Yak-9 91 199: at 1900 m 21:03 91199 -Шлюз Гремучий (Кюля Пааккола)--- Годизов ??? 91418- р-н Баришево 91273 - від Шлюз Гремучий в північно-східному напрямку більше 11 км до урочища Балаханово, яке північніше Балахановського озера 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 января, 2015 в Озерные Ключи п/п 42300 Интересно, что по справочнику полевых почт это 48-й отдельный зенитный артдивизион. А аэр.Озерные ключи - это ДВФ 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 января, 2015 Полагаю, что в 1942 году в 1 квартале завод №26 в Уфе выпускал М-105п с нумерацией типа 121-ххх, а М-105р - 221-ххх. Т.е. найденный 221-41 на Яке выпуска 1944 года. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 января, 2015 Полагаю, что в 1942 году в 1 квартале завод №26 в Уфе выпускал М-105п с нумерацией типа 121-ххх, а М-105р - 221-ххх.Т.е. найденный 221-41 на Яке выпуска 1944 года. Борис! Скорее всего это так... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 января, 2015 Как писал выше, прихожу к выводу, что это самолет 2 гв.ИАК ПВО... вот еще один кандидат: - Фурман Михаил Абрамович, гв.мл.лейтенант, летчик не вернулся с боевого задания 29.06.44г., 27 гв.иап 2 гв.ИАК ПВО Як-9 № 0715382 (715392) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 января, 2015 Как писал выше, прихожу к выводу, что это самолет 2 гв.ИАК ПВО... вот еще один кандидат: - Фурман Михаил Абрамович, гв.мл.лейтенант, летчик не вернулся с боевого задания 29.06.44г., 27 гв.иап 2 гв.ИАК ПВО Як-9 № 0715382 (715392) Илья, кстати, с старых записях попался список номеров самолетов-моторов полка (тогда еще 123 иап) при отправке из 13 зап где-то в 10.1942. Нужен? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 января, 2015 Как писал выше, прихожу к выводу, что это самолет 2 гв.ИАК ПВО... вот еще один кандидат: - Фурман Михаил Абрамович, гв.мл.лейтенант, летчик не вернулся с боевого задания 29.06.44г., 27 гв.иап 2 гв.ИАК ПВО Як-9 № 0715382 (715392) Илья, кстати, с старых записях попался список номеров самолетов-моторов полка (тогда еще 123 иап) при отправке из 13 зап где-то в 10.1942. Нужен? Борис! Вот спасибо! Конечно, конечно... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 марта, 2015 Ну вот наконец-то попался мне этот номер!!!! ЦАМО: фонд 13 ВА, оп.6189 д.29 13 ВА, 13 орап самолет Як-9д № 1115362 с мотором М-105 № 221-41 12.07.44г., боевая потеря не факт, конечно что в контрольном списке указано именно то число, когда был сбит этот самолет, но уже что-то... буду дальше копать... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах