Прокофьев Илья

Як-9 между Выборгом и Приозерском М-105 № 221-41 - 13 ОРАП

33 сообщения в этой теме

Приветствую уважаемых коллег! Опять разбирая старые записи наткнулся на "зависший самолет":

Место падения самолета Як-9, (район урочища Балахоново, район озера Рапайколи - местное современное название Большой Тархун) обнаружено в сентябре 2006 года п\о Карелия. На месте падения небольшая воронка, вокруг нее разбросаны металлические обломки самолета. Почти весь дюраль, сдан в металлолом в середине 50-60 годов. На поверхности находятся две стойки шасси. Из воронки удалось извлечь пушку ШВАК которая стреляла через вал редуктора, один поршень с гильзой на котором выбиты номера: 221-41 (что является номером мотора М-105) и 1830. На одной из табличек написан номер завода, выпустившего самолет № 153. Обнаружены патроны ШВАК 1942 и 1943 годов выпуска, патроны УБС 1939, 1940, 1941, 1942, 1943 годов выпуска. Останков летчика не обнаружено.

[attachment=0]IMG_0055.JPG[/attachment]

Может быть у наших специалистов по Якам есть информация по мотору М-105 № 221-41. ???

У меня предположение, что это машина 2 гв. ИАК ПВО Ленинграда.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Илья, а двигатель ПФ или РА? Номер 221-41 был у разных заводов на РА во втором (первом?) квартале 1942 и на ПФ в первом квартале 1944 года.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Илья, а двигатель ПФ или РА? Номер 221-41 был у разных заводов на РА во втором квартале 1942 и на ПФ в первом квартале 1944 года.

РА на истребители не устанавливались

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Оба варианта для Як-9 завода №153 нехарактерны.

ра 221-хх во множестве стояли на Пе-2 в 1942 году.

пф ххх-41 был обычен для Як-1 завода №292, в меньшей степени для Пе-2.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Оба варианта для Як-9 завода №153 нехарактерны.

ра 221-хх во множестве стояли на Пе-2 в 1942 году.

пф ххх-41 был обычен для Як-1 завода №292, в меньшей степени для Пе-2.

Моторы Р(РА) с маленьким редуктором,на ПЕшках сначала стояли,на СБ тоже мотор с маленьким редуктором аналогичный Р(РА),на истребителях они никогда не устанавливались

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не знаю, были ли ПА 221-хх, встречались лишь очень много РА с Пешек с близкими номерами.

На шильде 153-го завода какие даты стояли?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так может это не девятка,а семерка? стойки шасси у них одинаковые,глянуть бы на обломки...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На всякий случай проверил по 1944 году мотор пф 221-41 выпуска завода №466 в Горьком. Соседние номера были установлены на Як-1 в Саратове на заводе №292. А конкретно 221-41 был выпущен 29.2.1944 и в тот же день отправлен поездом из Горького не на авиасборочный завод, а на станцию Балашиха в ЦБАТС. Т.е. для ремонтных целей. Теоретически, могли поставить его и на Як-9, потерянный под Выборгом.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По №221-41 выпуска 1942 года. Это первый квартал 1942 года. На Пе-2 встречалось много 221-хх, 222-хх.

Какой именно завод использовал такую нумерацию, пока непонятно. В 1942 году М-105 выпускали три завода №16 в Казани (только М-105р/ра?, нумерация типа 21-ххх), завод №26 в Уфе (п/па? и р/ра?, типа 215-ххх??? НЕТ!!!), завод №466 в Горьком (р/ра? в 1-2 кварталах, во 2 квартале нумерация точно типа ххх-22, а вот первый мало данных, подтверждающих типа ххх-21)

Полагаю, что в 1942 году в 1 квартале завод №26 в Уфе выпускал М-105п с нумерацией типа 121-ххх, а М-105р - 221-ххх.

Т.е. найденный 221-41 выпуска 1944 года.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо, коллеги! В понедельник с рабочего компа, скину фото обломков, там стойки есть!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Во у себя на буке нашел фотки с последнего выезда:

[attachment=6]IMG_0057.JPG[/attachment][attachment=5]IMG_0058.JPG[/attachment][attachment=4]IMG_0059.JPG[/attachment][attachment=3]IMG_0060.JPG[/attachment][attachment=2]IMG_0061.JPG[/attachment][attachment=1]IMG_0062.JPG[/attachment][attachment=0]IMG_0074.JPG[/attachment]

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Спасибо, коллеги! В понедельник с рабочего компа, скину фото обломков, там стойки есть!

Это Як-9 (усиленная нервюра практически к узлу навески шасси прикручена, т.е. через тонкий дюраль переднего лонжерона)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Илья, а номер пушки и, главное, год выпуска известен?

Борис, приветствую! Странно, но пока не нашел в записях номер пушки... завтра на работе гляну в блокноте...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Вкажіть ,якщо можливо ,географічні координати де впав літак.

Ближче до Виборга ,чи до Приозерська ?

Миша, место падения почти посередине, рядом с рекой Вуокса...

По проведенной аналитической работе можно предположить следующие потери:

- Кочетков (Качетков) Владимир Васильевич, гвардии младший лейтенант летчик старший 29-го ГИАП, который не вернулся с боевого задания из района Ораванкюте (которое находится в 2 км юго-восточнее от места падения). Самолет Як-9 № 1185;

- Хероим Николай Андреевич, гвардии младший лейтенант летчик 14-го ГИАП, который не вернулся с боевого задания, сбит двумя ФВ-190 в районе Такасало – Ивиниеми (Такасало находится в р-не 3,5 км западнее от места падения самолета). Самолет Як-9 № 1068. Место падения самолета было обнаружено финнами в 1944 году, и у погибшего летчика были изъяты документы, которые хранятся в военном архиве Хельсинки. Место захоронения неизвестно;

- Беляев Михаил Михайлович, младший лейтенант летчик 14-го ГИАП, который сбит в воздушном бою в районе Пеллякаля (сейчас Барышево), выбросился с парашютом и попал в плен (вернулся из плена в ноябре 1944 года). Самолет Як-9 № 1079.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Илья, ты упомянул летчика вернувшегося из плена в Финляндии. У меня по 2 ВА проходило несколько летчиков с такой же судьбой, направленных в 24 штурмовой батальон и потом с отличными характеристиками направленными на летную работу. Беляева, конечно, там нет, но может пригодиться.

ВВС КБФ 53 аэ 15 ап 26.07.1942 Олонец Салата Василий Дмитриевич ст л-т

7 ВА 760 иап 08.03.1943 Тунг озеро Синицын Николай Александрович мл л-т

5 сад 7 иап 18.08.1941 Ермолин Николай Ерофеевич

257 осад 716 бап на 29.2.1944 Гричко Константин Илларионович л-т

238 иап 25.10.1941 Лодейное поле Попруга Иван Степанович л-т

119 ораэ 23.09.1943 Олонец Федоров Георгий Михайлович л-т

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Як-9 № 1068 1015368 с мотором 345-1402 выпущен 8.1.44 отправлен 13.1.44 в Озерные Ключи п/п 42300

Як-9 № 1079 1015379 с мотором 345-2227 выпущен и отправлен 13.1.44 в Новосиб. 5 ЗАБр

Як-9 № 1185 1115385 с мотором 345-2197 выпущен 21.1.44, отправлен 27.1.44 в харьков на сборочный завод №135.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Илья, ты упомянул летчика вернувшегося из плена в Финляндии. У меня по 2 ВА проходило несколько летчиков с такой же судьбой, направленных в 24 штурмовой батальон и потом с отличными характеристиками направленными на летную работу. Беляева, конечно, там нет, но может пригодиться.

ВВС КБФ 53 аэ 15 ап 26.07.1942 Олонец Салата Василий Дмитриевич ст л-т

7 ВА 760 иап 08.03.1943 Тунг озеро Синицын Николай Александрович мл л-т

5 сад 7 иап 18.08.1941 Ермолин Николай Ерофеевич

257 осад 716 бап на 29.2.1944 Гричко Константин Илларионович л-т

238 иап 25.10.1941 Лодейное поле Попруга Иван Степанович л-т

119 ораэ 23.09.1943 Олонец Федоров Георгий Михайлович л-т

Борис! Огромное спасибо! Знакомые фамилии...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Як-9 № 1068 1015368 с мотором 345-1402 выпущен 8.1.44 отправлен 13.1.44 в Озерные Ключи п/п 42300

Як-9 № 1079 1015379 с мотором 345-2227 выпущен и отправлен 13.1.44 в Новосиб. 5 ЗАБр

Як-9 № 1185 1115385 с мотором 345-2197 выпущен 21.1.44, отправлен 27.1.44 в харьков на сборочный завод №135.

Во как интересно... а встретились все под Ленинградом летом 1944 года....

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Илья, а номер пушки и, главное, год выпуска известен?
Борис! Приветствую! К сожалению, номер пушки оказался не записан...
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

9.07.44

Тибен Герхард 5./JG54 Yak-9 91 273: at 3000 m 09:16

Вернике Хайнц 6./JG54 Yak-9 91 418: at 2000 m 12:12

Вернике Хайнц 6./JG54 Yak-9 91 199: at 1900 m 21:03

91199 -Шлюз Гремучий (Кюля Пааккола)--- Годизов ???

91418- р-н Баришево

91273 - від Шлюз Гремучий в північно-східному напрямку більше 11 км до урочища Балаханово,

яке північніше Балахановського озера

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
в Озерные Ключи п/п 42300

Интересно, что по справочнику полевых почт это 48-й отдельный зенитный артдивизион. А аэр.Озерные ключи - это ДВФ

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Полагаю, что в 1942 году в 1 квартале завод №26 в Уфе выпускал М-105п с нумерацией типа 121-ххх, а М-105р - 221-ххх.

Т.е. найденный 221-41 на Яке выпуска 1944 года.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Полагаю, что в 1942 году в 1 квартале завод №26 в Уфе выпускал М-105п с нумерацией типа 121-ххх, а М-105р - 221-ххх.

Т.е. найденный 221-41 на Яке выпуска 1944 года.

Борис! Скорее всего это так...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как писал выше, прихожу к выводу, что это самолет 2 гв.ИАК ПВО...

вот еще один кандидат:

- Фурман Михаил Абрамович, гв.мл.лейтенант, летчик

не вернулся с боевого задания 29.06.44г.,

27 гв.иап 2 гв.ИАК ПВО

Як-9 № 0715382 (715392)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Как писал выше, прихожу к выводу, что это самолет 2 гв.ИАК ПВО...

вот еще один кандидат:

- Фурман Михаил Абрамович, гв.мл.лейтенант, летчик

не вернулся с боевого задания 29.06.44г.,

27 гв.иап 2 гв.ИАК ПВО

Як-9 № 0715382 (715392)

Илья, кстати, с старых записях попался список номеров самолетов-моторов полка (тогда еще 123 иап) при отправке из 13 зап где-то в 10.1942. Нужен?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Как писал выше, прихожу к выводу, что это самолет 2 гв.ИАК ПВО...

вот еще один кандидат:

- Фурман Михаил Абрамович, гв.мл.лейтенант, летчик

не вернулся с боевого задания 29.06.44г.,

27 гв.иап 2 гв.ИАК ПВО

Як-9 № 0715382 (715392)

Илья, кстати, с старых записях попался список номеров самолетов-моторов полка (тогда еще 123 иап) при отправке из 13 зап где-то в 10.1942. Нужен?

Борис! Вот спасибо! Конечно, конечно...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну вот наконец-то попался мне этот номер!!!!

ЦАМО: фонд 13 ВА, оп.6189 д.29

13 ВА, 13 орап

самолет Як-9д № 1115362 с мотором М-105 № 221-41

12.07.44г., боевая потеря

не факт, конечно что в контрольном списке указано именно то число, когда был сбит этот самолет, но уже что-то... буду дальше копать...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу