Майор266

Аэрокобра в районе Березового?

22 сообщения в этой теме

Всем, доброго вечера.

В августе этого года, от местного жителя с. Березовое (Курская область Хомутовский район), была получена информация о том, что в 70-х годах прошлого столетия, он неподалеку от села, на краю поля, нашел ложбину с большим количеством рваных алюминиевых фрагментов. Как таковой воронки не было (вероятно запахали), но на сравнительно небольшом участке поля было очень много обломков, даже покореженный пулемет валялся (как он сказал калибр не знаю какой, но больше винтовочного). Он также смог назвать тип самолета - Харикейн, так как рассматривая обломки он нашел фрагмент с табличкой на которой кроме всего прочего было слово Харикейн.

В общем не откладывая дело в долгий ящик, я созвонился с этим жителем и выехал к нему. Он охотно согласился показать это место, но когда мы приехали на это место, то увидели, что поле густо засеяно кукурузой в два человеческих роста, в которой ничего не видно, кроме крохотного клочка неба над головой, не говоря уже о том, чтобы привязаться к ориентирам, или вести поиск металлодетектором. Учитывая сложившуюся ситуацию решили обследование этой ложбины перенести на весну следующего года. Но поездка была не совсем безрезультатной. Походив по границе поля и дороги на МД удалось назвонить несколько не информативных бесформенных дюралевых обломков (причем дюраль как-то странно окисляется, по крайней мере совсем не так как на ранее копаном мной ИЛ-4). Также найдена была не стреляная сильно побитая гильза (вероятно калибр 12,7мм, точно сказать не могу), ее донце чем-то сильно посечено, но несмотря на это на нем хорошо видна на 12 часов буква "L", на 3 часа ничего, на 6 часов цифра 42, на 9 часов ничего не видно из-за повреждений. Еще была найдена пуля, не прошедшая канал ствола, калибра 12,7 (штангенциркуль показал 12,9мм, но это вероятно из-за окислов). Кончик пули окрашен в черный цвет, причем краска больше похожа на лак, чем на краску. Ну вот вроде и все. В связи с чем два вопроса:

1. Можно ли, основываясь на этих, более чем скромных находках, сказать, что это Харикейн?

2. Какие подразделения могли потерять в этом районе Харикейн?

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

179 ИАП воевал на Харрикейнах в период с 12.03.42г. по 16.10.43г.

Нет ли у кого информации по потерям самолетов 179 ИАП за этот период.

Всего за 42-43гг. 179 ИАП потерял:

сбито в воздушных боях - 11 самолетов

сбито ЗА - 1 самолет

Авиакатастрофы - 3

Аварии - 18

Это при условии, что в ИАПе были и Миг-3, и Харрикейны, и Яки 1 и 9. Если из всех потерь выделить только Харрикейны, то наверное можно, уже на предварительном этапе установления самолета, с относительно высокой степенью вероятности определить погибший самолет и летчика летавшего на нем (возможно он и не погиб, а выпрыгнул с парашютом).

Интересно на Лендлизовской технике, также как и на отечественной велся учет самолет-мотор? То есть имея номер мотора можно ли установить номер самолета и его летчика?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Изначально Харрикейны поставлялись с пулеметами 7,7мм (устанавливалось до 12 шт. на самолет). Затем, в России, некоторые из них начали переоборудовать под более крупный 12,7мм калибр. А затем уже и с Англии самолеты поставлялись с уже более крупным калибром. Судя по гильзе она вроде не отечественного производства. Вероятно это один из тех самолетов которые поставлялись с уже более крупным калибром.

Насчет 179 ИАП, возможно и далековато, буду благодарен, если кто подскажет более близкого кандидата.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не смог определить точно гильзу. Создал тему в специализированном разделе.

viewtopic.php?f=32&t=53202&p=498983#p498983

Харрикейны были или пулеметные 7,7 мм или пушечные 20 мм. У нас на них ставили советскую пушку ШВАК.

Патрончик скорее всего от 12,7 мм пулемета Браунинг, что применяли на Бостонах, например.

По надписи Харрикейн - возможно ее спутали с надписью Циклон на шильдах моторов Бостонов. Или Митчелов.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возможно это и Бостон, хотя дедуля утверждает, что был Харрикейн. Вообще он рассказал, что будучи еще маленьким видел этот бой. Несколько самолетов крутились в небе и один загорелся и начал падать примерно в этом направлении. Дело было примерно в августе 41г., немцев еще не было, территория была нашей. Сразу места падения он не нашел, но после войны, примерно в 60-70-х. г.г., идя за грибами он вышел на это место и решил, что это место падения того самолета, сбитие которого он видел, так как по направлению это примерно совпадало. Но основываясь на том, что он утверждал, что видел табличку с надписью Харрикейн, мы решили, что найденный и сбитый (который он видел) это разные самолеты. Но даже если это и Бостон, то на 41г. он не тянет. Скорее всего это действительно разные самолеты. В общем весна покажет. Но до весны хотелось бы провести предварительный поиск кандидата на этот самолет. Харрикейн значительно бы сузил поиск, их не так много было в наших местах, ну а с Бостонами придется наверное подольше повозиться. Будем надеяться, что гильза внесет какую то конкретику в этот поиск.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Над Огненной Дугой Советсекая авиация в Курской битве" Виталий Горбач

4.3 Фланговый удар 11-й Гвардейской Армии (12 июля - 30 июля. Западный Фронт)

"Среди неудачных действий истребителей штаб 1-й Воздушной Армии особенно отметил бесцельные и совершенно неграмотные действия пятерки истребителей "Харрикейн" 179-го иапб которые появились над линией фронта в строю "клин". По всей видимости, на этом применение в ходе Курской битвы оставшихся английских истребителей, боевая ценность которых была более чем сомнительна, закончилось."

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Jarol нашел вариант, но я нашел более похожий.

12,7х99 Браунинг. Т.е. американец. Вариантов много по ленд-лизовской технике. В 16 ВА, что воевала в тех местах была 1 гиад на Аэрокобрах и 16 орап с Бостонами.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, очень похоже. Значит Харрикейн полностью исключается. А кто мог летать в этих местах на Лендлизе с 12,7мм пулеметами? Попробую прошерстить заявки люфтов на сбитые в этих места самоли, может что и выскочит. Не так много их тут понасбивали.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну вот, похоже и нашел на 23.08.43г.:

Ofw Wolf Albin Вольф Албин 6./JG54 Airacobra 42 224: at 5000 m 10:07

Этот квадрат всего в 3,5км от квадрата в котором найдены обломки нашего самолета. Думаю, что будучи сбитым на высоте 5000м. самолет может пролететь такое расстояние. Теперь нужно выяснить какие полки в этих местах воевали на аэрокобрах и в них поискать потери на 23.08.43г.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ну вот, похоже и нашел на 23.08.43г.:

Ofw Wolf Albin Вольф Албин 6./JG54 Airacobra 42 224: at 5000 m 10:07

Этот квадрат всего в 3,5км от квадрата в котором найдены обломки нашего самолета. Думаю, что будучи сбитым на высоте 5000м. самолет может пролететь такое расстояние. Теперь нужно выяснить какие полки в этих местах воевали на аэрокобрах и в них поискать потери на 23.08.43г.

Я же написал выше - 1 гиад.

На 23.8.43 потеряно 4 аэрокобры - 1 катастрофа, 1 авария и 2 сбиты в бою. Но это сводные данные поздние, могут быть ошибки.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1. Разве на Харрикейнах были 12,7 мм пулеметы?

Борис, справедливости ради - 2 х ШВАК + 2 х УБ = очень распространенный вариант вооружения советских "харрикейнов". Другой вопрос, конечно, нечего бы им там особо делать, да и боеприпас импортный.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Коллеги, а никто не располагает более подробной информацией об этих двух аэрокобрах из 1 ГИАД, сбитых в бою 23.08.43г.? Желательно: время, место сбития или задание из которого они не вернулись, кто были летчики, погибли ли они или спаслись, может номер самолета или мотора, место базирования полка, ну или иная информация которая может помочь идентификации самолета или летчика.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну неужели ни у кого нет вообще никакой информации по потерям Аэрокобр в 1ГИАД на 23.08.43г.? Хотя бы зацепиться за что-нибудь, а там клубок потянется.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну вот еще раз удалось посетить район предполагаемого места падения самолета. Кукурузу убрали, поле перепахано, ходить одно удовольствие. Но, к сожалению, сколько ни ходил так и не нашел эпицентра разброса обломков, да и самих обломков почти не нашлось. Почти все что удалось найти на фото, большую часть бесформенных куски алюминия я не выставляю. На тот случай если плохо видно:

- патрон 7,62мм - на донце - 42 (на 6 часов), "Ш" (на 9 часов), 5 (на 12 часов),

- фрагмент шильды остатки надписи:

...AL N0. 177M-322L

... N0 26-130-001-5L

... T.O. N0.

...ECTION далее в круге буква "В" и под ней 179 или 139

...F. N0 4

Можно ли по данным скромным фрагментам конкретизировать тип самолета?

Складывается такое впечатление, что это было не падение самолета, а вынужденная, после которой самолет разобрали и увезли.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По 1 ГИАД две боевые потери, обе 30 ГИАП в р-не Севска:

22 августа 1943 л-т Луговой подбит в в.б в.п. самолет отправлен в заводской ремонт

23 августа 1943 м/л Архипов не вернулся из боевого вылета

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

23.08.43г. по дате больше подходит. так как, как уже писалось ранее, у люфтов на эту дату, есть заявленная победа над Аэрокоброй в этом районе. Но как-то до Севска это далековато. И вот вопрос: Аэрокобра ли это, было ли на Аэрокобрах вооружение Браунинг 12,7мм. и ШКАС 7,62мм?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"31.08.41 в Архангельск пришел пер­вый караван под условным назва­нием «Дервиш», а более или менее планомерные поставки по ленд-лизу начались с ноября 1941". http://war20.ru/article/35/lend-lease-o ... -dlya-sssr

и это - не единственный источник... так что летом 1941 вряд ли могла быть потеряна Аэрокобра

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Про лето 41-го говорил один из местных жителей, который и показал место с обломками самолета. Но найденные боеприпасы говорят, что сбит он не ранее 42г. Поэтому будем ориентироваться не на рассказы, а на то что нам говорят найденные фрагменты. То есть самолет импортный, вооружен Браунингом 12,7мм и ШКАСом 7,62мм, погиб не ранее 42г., есть следы горения (плавленый алюминий). Вот и все, что мы пока имеем, а ну и место (район) падения известно. Кроме того не факт, что он был сбит, может катастрофа, может вынужденная... Все что угодно может быть, про судьбу экипажа и говорить нечего. Тут хотя бы классифицировать самолет для начала.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

23.8.43 ....потери 1 гиад...      из ОБД...

1.денщиков  н.ф.  67 гиап  ..... пох.на  хут. Томилинский   дмитриевский р-н

2.архипов и.         30 гиап   ....    ... первично  похоронен   дмитриевский р-н с. Н.Алексеевский

3. тур и. с.     ...нбз    53 гиап



 

заявки  немецкие...

Адемайт Хорст     6./JG54    Airacobra    43 893: at 5000 m    10:00   
Вольф Албин        6./JG54    Airacobra    42 224: at 5000 m    10:07

Адемайт Хорст      6./JG54    Airacobra    43 851: at 3000 m    18:35 

 

  ... место 43893   --- поближе  к р-ну  хут.Томилинский....

место  42224..      восточнее   Гламаздино  или  сев. вост  . Березовое


 

Изменено пользователем misha-mo
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу