Прокофьев Илья

Пе-2 в районе Бреста - возвращенные имена

16 сообщений в этой теме

В период с 12 по 25 мая 2012 года российская сводная поисковая экспедиция «Любань», в которую входили поисковые организации: Региональной Общественной Молодежной Организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан (г. Казань, руководитель Александр Юрьевич Коноплев), Тюменского областного патриотического центра «Десант Памяти» (г. Тюмень, руководитель Артур Валерьевич Ольховский), поискового отряда «Звезда» (г. Бронницы Московской области, руководитель Павел Николаевич Хомяков), Вологодской областной молодежной общественной организации «Вологодский поисковый отряд» (г. Вологда, руководитель Иван Александрович Дьяков), представители поисковых объединений г. Ульяновска (Николай Анатольевич Апаков), г. Санкт-Петербурга (Лященко Андрей Викторович), администратор поискового сайта «Солдат.RU» Игорь Иванович Ивлев, директор журнала «Военная археология» (г. Москва) Антон Игоревич Торгашев совместно с военнослужащими 52-го отдельного специализированного поискового батальона Вооруженных Сил Министерства обороны Республики Беларусь провели поисковые работы на месте падения советского самолета в районе села Гершоны.

По информации, полученной от жителей села Гершоны и историков города Бреста Юрия Грудовика и Алексея Садовского нам стало известно, что на окраине села за железнодорожной веткой Брест - Влодава находится воинское захоронение, в котором захоронен экипаж советского самолета, погибший в 1944 году. Имена погибших были не известны. А место падения самолета находилось в непосредственной близости от могилы.

По легенде, рассказанной нам местными жителями, стало известно, что данный самолет погиб в мае 1944 года. Самолет шел с территории Польши из-за Буга в сторону советских войск. Первоначально самолет был обстрелян зенитным огнем противника, но сбили его два немецких истребителя, т.к., советский бомбардировщик шел без прикрытия. При падении самолет взорвался. Немцы оцепили место падения самолета и несколько дней никого не подпускали. После снятия оцепления, обнаруженные останки погибших летчиков были похоронены местными жителями рядом с местом падения самолета. Количество захороненных, и тип самолета, никто из свидетелей назвать не смогли. Однако, все опрошенные вспоминали, что рядом с обломками самолета были разбросаны обгоревшие листовки на иностранном языке, которые по всей видимости находились на борту самолета. Как на момент падения самолета, так и еще какое-то время (со слов местных жителей – примерно в районе одного месяца) данная территория находилась под оккупацией немецкими войсками.

Кроме того, в одной из легенд была выдвинута версия о дате гибели данного самолета - 30 мая 1944 года, ничем документально не подтвержденная. Также со слов опрошенных стало известно, что в послевоенные годы, первоначальная могила погибших летчиков не была ничем отмечена (рядом с воронкой находился только холмик). В 60-е годы шефство над могилой взяла на себя средняя школа села Гершоны, при активном содействии директора школы. По его инициативе на месте падения самолета производились раскопки, но никто из опрошенных, не смог точно рассказать, что было обнаружено при первом вскрытии места падения самолета. Однако, именно после этих раскопок рядом с местом падения в 1976 году был поставлен обелиск и на нем закреплена табличка без указания имен погибших.

Опрос местного населения и составление информационного листа с последующим разрешением на проведение поисковых работ на месте падения самолета проводились штатным археологом 52-го ОСПБ Андреем Юрьевичем Каркотко.

Прибыв на место нахождения воинского захоронения, нами было установлено:

- захоронение расположено в полукилометре южнее Гершоны, в 100 метрах от железнодорожного полотна, находится в удовлетворительном состоянии;

- на могиле установлен обелиск высотой 1,5 м с памятной табличкой из мрамора, на которой нанесена следующая надпись: «…Неизвестному экипажу советского самолета, погибшему при освобождении Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Май 1944 года...»;

- рядом с могилой в 5 метрах находится четко просматривающаяся продолговатая воронка (размерами: 15 м в длину и 5 метров в ширину), указывающая на место падения самолета;

- при первичном обследовании места падения самолета металлоискателями были зафиксированы сигналы цветного металла на площади более 200 кв. метров.

Исходя из того, что экипаж погибшего самолета был неизвестен, а при первичном обследовании места падения было выявлено наличие обломков самолета, нами, совместно с белорусскими коллегами было принято решение провести поисковые работы на месте образовавшейся от взрыва самолета воронки. Целью проведения поисковых работ было, по возможности, обнаружить заводские номера самолета или моторов, установить тип самолета, что позволило бы установить имена погибших летчиков.

В результате проведенных поисковых работ на месте падения самолета были обнаружены:

- многочисленные фрагменты-обломки самолета советского производства (к сожалению, крупные обломки, скорее всего, были вывезены с места падения в послевоенные годы);

- патроны от авиапулемета ШКАС 7,62 мм 1941-1942 годов выпуска, крупнокалиберного пулемета УБС 12,7 мм 1943 года выпуска;

- обгоревшие, полуистлевшие брикеты с листовками на немецком языке;

- колесо Ярославского шинного завода диаметром 900/300 мм.

- клапаны, клапанные пружины, и другие обломки мотора характерные только для мотора М-105;

- части пристяжной системы парашютов летчиков (карабины, пряжки, вытяжные кольца);

- остатки амуниции летчиков (остатки регланов, часть офицерского ремня с пряжкой старшего комсостава (звезда),

- частичные, сильно раздробленные останки членов экипажа самолета;

- в воронке была обнаружена расколотая старая мраморная табличка с обелиска, на которой была нанесена следующая надпись: «…Вечная слава летчикам экипажа советского самолета, погибшим здесь в борьбе с немецкими оккупантами (май 1944 года)…».

По итогам проведения поисковых работ на месте падения самолета было установлено, что обломки данного самолета относятся к бомбардировщику – Пе-2. К сожалению, номерные детали, которые могли бы послужить 100 % гарантией идентификации личностей погибших, обнаружить не удалось.

Тем самым, был сделан вывод, что данный самолет Пе-2 погиб в период мая – июля 1944 года при освобождении Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Скорее всего, данный самолет выполнял боевое задание по разведке тылов противника, о чем говорили сведения, полученные при опросе местного населения и обнаруженные при поисковых работах остатки листовок на немецком языке.

После проведенной экспедиции, обнаруженные останки погибшего экипажа самолета были переданы представителям 52-го ОСПБ для дальнейшей передачи их местным органам власти для организации и проведения захоронения в существующую могилу. Характерные обломки самолета, указывающие на тип самолета Пе-2, а также обнаруженные личные вещи и фрагменты пристяжной системы парашютов также были переданы представителю 52-го ОСПБ для дальнейшего их использования в экспозиции музеев Брестской области.

После завершения полевых работ следовало приступить к изучению архивных документов, которые могли бы помочь в установлении имен погибших летчиков.

Так, из опроса местных жителей было известно, что данный самолет погиб в мае 1944 года. Но, нельзя было исключать и потери нашей авиации в ходе наступательных операций 1-го Белорусского фронта, в результате которых, 28 июля 1944 года советские войска овладели городом Брестом. Тем самым охватываемый период изучения документов ограничивался периодом мая – июля 1944 года.

Проанализировав сведения о боевых действиях весной – летом 1944 года на Брестском направлении и применении фронтовой авиации 16-й и 6-й Воздушных армий и отдельных разведывательных авиаполков Ставки Верховного Главнокомандования на этом участке был сделан вывод, что данный самолет мог относиться к одной из частей 6-й Воздушной армии 1-го Белорусского фронта.

Для справки:

«…6-я воздушная армия.

Сформирована в июне 1942 г. на базе ВВС Северо-Западного фронта.

Первоначально в нее вошли 239 и 240 истребительные, 241 бомбардировочная, 242 ночная бомбардировочная и 243 штурмовая авиадивизии, 7 отдельных смешанных авиаполков и 3 отдельные авиаэскадрильи.

В составе Северо-Западного (с февраля 1944 г. - 2-го Белорусского, с апреля 1944 г. - 1-го Белорусского) фронтов участвовала в воздушной блокаде и ликвидации демянской группировки противника, поддерживала наступление войск фронта и прикрывала их с воздуха при переходе к обороне в районе Старая Русса. Выделенная из состава 6-й воздушной армии авиагруппа принимала участие в боях в районе Невеля (октябрь 1943 г.). В конце ноября 1943 г. армия выведена в резерв Ставки ВГК.

В связи с тем что 2-й Белорусский фронт свой участок, охватывавший Полесье с юга, и находившиеся на нем войска передал 1-му Белорусскому фронту, 6 ВА 2-го Белорусского фронта, в апреле 1944 г. вошла в состав 1-го Белорусского фронта и была подчинена командующему 16 ВА.

К концу апреля 1944 г. 6 ВА имела 263 самолета.

18.07.44 г. войска левого крыла 1-го Белорусского фронта перешли в наступление. Авиасоединения, нанося эшелонированные бомбоштурмовые удары и ведя борьбу с авиацией противника, поддерживали наступление армий при прорыве вражеской обороны и форсировании Западного Буга, содействовали стремительному маневру 2-й гвардейской танковой армии и конно-механизированной группы на варшавском направлении и обеспечивали войска при форсировании ими Вислы и захвате плацдармов. За период с 18 по 31.07.44 г. 6 ВА произвела 7591 самолето-вылет, а всего за июль - 11 856. В 305 воздушных боях было сбито 282 немецких самолета, на аэродромах противник потерял 42 самолета. Кроме того, авиацией было уничтожено большое количество живой силы и боевой техники.

В сентябре 1944 г. выведена в резерв Ставки ВГК, в октябре ее управление переформировано в управление ВВС Войска Польского…».

Проведя исследовательскую работу с документами Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации нами было установлено, что именно на Брестском направлении в период мая – июля 1944 года активно использовались самолеты Пе-2 из состава 72-го отдельного разведывательного авиаполка.

Проанализировав потери указанного полка в этот период, было определено, что подходящими по времени и месту гибели относятся следующие экипажи:

- экипаж самолета Пе-2 из состава 72-го ОРАП не вернувшийся с выполнения боевого задания 11 мая 1944 года в составе: летчика лейтенанта Бирюкова, штурмана лейтенанта Бараненко, воздушного стрелка-радиста старшины Шамалуева;

- экипаж самолета Пе-2 из состава 72-го ОРАП не вернувшийся с выполнения боевого задания 11 июня 1944 года в составе: летчика старшего лейтенанта Кузнецова, штурмана старшего лейтенанта Постникова, воздушного стрелка-радиста старшины Павлова.

Другие экипажи 72-го ОРАП погибшие в период мая – июля 1944 года не подходили к искомому экипажу, так как места их гибели находились на значительном расстоянии от места обнаружения обломков самолета:

- экипаж лейтенанта Правды 13 мая 1944 года был сбит в районе севернее 24 км Владавы, летчик и штурман самолета остались живы, воздушный стрелок сержант Штокман похоронен партизанами;

- экипаж лейтенанта Бондырева не вернувшийся с боевого задания 22 июля 1944 года был сбит в районе польского города Хельм. Штурман самолета лейтенант Бычков попал в плен;

- экипаж Героя Советского Союза майора Подколодного пропал без вести 9 июля 1944 года в районе города Ровно;

- экипаж старшего лейтенанта Карпачева был сбит 4 июля 1944 года в районе города Хельм (Польша).

Тем самым необходимо было детально изучить два боевых вылета 72-го ОРАП, при выполнении которых пропали без вести экипажи лейтенанта Бирюкова 11 мая 1944 года и старшего лейтенанта Кузнецова 11 июня 1944 года.

Для выполнения этих задач были изучены дела 6-й Воздушной армии за указанный период. Были отработаны оперативные сводки штаба армии, журнал боевых действий, дела с актами расследований боевых потерь частей воздушной армии. Далее приводятся лишь выдержки из документов по интересующей теме исследования.

По экипажу Бирюкова:

Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации.

Фонд 6 ВА, опись 5220, дело 91 «Журнал № 2 боевых действий 6-й Воздушной армии с 6 мая по 25 июля 1944 года».

«…11 мая 1944 года.

1. Противник на участке 1-го Белорусского фронта активности не проявлял, ограничиваясь ведением редкого артмин огня по боевым порядкам наших войск.

2. Решение командующего 6 ВА…(…)…

г) 72 ДРАП – одиночными самолетами Пе-2 вести разведку войск противника по плану РО штаба ВА.

3. Действия частей и соединений ВА…(…)…

г) 72 ДРАП самолетами Пе-2 произвел 5 самолетовылетов на разведку в районы: Барановича, Брест, Холм (имеется в виду польский город Хельм – И.Г.Прокофьев). Задачу выполнил. Потери: не вернулся с боевого задания Пе-2 летчик ст.лейтенант Бирюков…».

Фонд 6 ВА, опись 5220 дело 86 «Оперативные сводки 6-й Воздушной армии с 17 марта 1944 года по 30 июня 1944 года»:

«…Оперативная сводка № 056/ОП Штаб 6 ВА к 22.00 11 мая 1944 года.

…(…)…

2. Части 6 ВА одиночными самолетами Пе-2 и парами истребителей вели разведку войск противника в районах: Барановичи, Брест, Малорыта, Козель, Владимир-Волынский, Холм, Грубешув. Двумя парами Як-9 прикрывали выгрузку своих войск на ст.Повурск.

Всего 23 самолетами (5 Пе-2 и 16 истребителей) произвела 37 самолетовылетов (5 Пе-2 и 32 истребителей) из них: на разведку – 33, на прикрытие ж.д.станции – 4. Боевой налет: 44 часа 05 минут. Встреч с воздушным противником не было.

Потери:

а) не вернулся с боевого задания 1 Пе-2,

б) произвел вынужденную посадку 1 Як-9.

…(…)…

5. 72 ДРАП – 5 одиночными самолетами Пе-2 произвел 5 самолетовылетов на разведку войск противника до районов: Барановичи, Брест, Холм.

Боевой налет: 9 часов 50 минут.

Потери: не вернулся с боевого задания 1 Пе-2, пилотируемый ст.лейтенантом Бирюковым…(…)…».

Фонд 6 ВА, опись 5220, дело 96 «Акты расследования боевых потерь частей 6 ВА с 13 мая по 21 сентября 1944 года».

«…Акт расследования причин боевых потерь и частей ВВС КА – 72-й Петрозаводский разведывательный авиаполк, 6 ВА. Тип самолета – Пе-2. Тип Моторов – М-105пф. Вооружение – 3 БС, 2 ШКАС.

Летчик - лейтенант Бирюков Николай Иванович, летчик с 07.07.1943 г., в 1942 г., окончил 31 ИВАШ, 07.07.43г., 8 ОУТСАП, прибыл в 72 ОРАП 18.10.1943г.

Штурман – лейтенант Бараненко Сергей Яковлевич, летчик-наблюдатель с 04.12.1943г., окончил Грозненскую авиашколу в июле 1941 года, прибыл в 72 ОРАП в ноябре 1943 г.

Стрелок-радист – старшина Шамалуев Григорий Григорьевич, воздушный стрелок-радист с октября 1942 г. Окончил Слуцкую ШМАС в 1938 году. Прибыл в 72 ОРАП в октябре 1942 г.

В целом экипаж для выполнения боевых задач по разведке подготовлен хорошо. Техника пилотирования летчика – хорошая.

Задача: разведка и фото аэродромов Бела-Подляска, Брест, Терасполь.

Экипаж в выполнении этой боевой задачи опыт имел, так как в этом районе летал более 3 раз.

Число, время, высота, место и краткое изложение обстановки и условий при которых произошла встреча с противником (авиацией, с огнем зен.средств и т.д.): 11 мая 1944 года. Остальные данные не известны.

Прямые и косвенные причины данной боевой потери: Экипаж имел случай – снижаться до бреющего полета, т.е., пренебрегая высотой, при недостаточной осмотрительности мог быть сбит истребителями противника в районе Брест.

Заключение командира: Причиной потери явилось: плохая осмотрительность. Экипажам надо давать более четкие указания с учетом воздушной обстановки и погоды…».

По экипажу Кузнецова:

Фонд 6 ВА, опись 5220, дело 91 «Журнал № 2 боевых действий 6-й Воздушной армии с 6 мая по 25 июля 1944 года» и Фонд 6 ВА, опись 5220, дело 92 «Журнал боевых действий 6-й Воздушной армии с 1 июня по 24 ноября 1944 года».

«…11 июня 1944 года.

1. Линия фронта без изменений.

2. Решение Командующего ВА: …(…)…

б) дневной авиации – вести разведку войск противника и его коммуникаций, достигая районов: Лунинец, Пружаны, Влодава, Холм. Одновременно с разведкой истребителям действовать по срыву автоперевозок противника. Прикрывать действия пе-2 разведчика.

3. Действия частей 6 ВА: …(…)…

б) 336 ИАД и 72 ДРАП – одиночными самолетами Пе-2, под прикрытием и без прикрытия истребителей и парами истребителей, выполняли поставленную задачу. Всего 20 самолетами (4 Пе-2 и 16 истребителей) произвели 20 самолетовылетов, из них: на разведку – 15 и на сопровождение Пе-2 – 4. Боевой налет 18 часов 15 минут. Израсходовано 295 ШКАС, 170 БС.

В результате атак истребителями уничтожено 7 автомашин с войсками и грузами. Встреч с самолетами противника не было. Потери: не вернулся с боевого задания Пе-2, экипаж командир старший лейтенант Кузнецов…».

Фонд 6 ВА, опись 5220 дело 86 «Оперативные сводки 6-й Воздушной армии с 17 марта 1944 года по 30 июня 1944 года»:

«…Оперативная сводка № 087/ОП Штаб 6 ВА к 22.00 11 июня 1944 года.

…(…)… 6 ВА днем 11 июня 1944 года одиночными самолетами Пе-2 72 ДРА, под прикрытием и без прикрытия истребителей и парами истребителей, вела разведку войск противника и его коммуникаций, достигая районов Лунинец, Пружаны, Влодава, Холм. Одновременно с разведкой истребители действовали по срыву автоперевозок противника.

Всего 20 самолетами (4 Пе-2 72 ДРАП и 16 истребителями 336 ИАД) произвела 20 самолетовылетов. Из них: на разведку 16 и на сопровождение Пе-2 – 4. Боевой налет – 18 часов 15 минут. Израсходовано 295 ШВАК и 170 БС. В результате атак истребителями уничтожено 7 автомашин с войсками и грузами. Встреч с самолетами противника не было. Потери: не вернулся с боевого задания один Пе-2 – командир экипажа старший лейтенант Кузнецов…».

Фонд 6 ВА, опись 5220, дело 97 «Акты расследования боевых потерь частей 6 ВА с 22 сентября по 9 ноября 1944 года».

«…Акт расследования причин боевых потерь в 72-й Петрозаводском отдельном разведывательном авиаполку 6-й Воздушной армии 1-го Белорусского фронта. Тип самолета – Пе-2. Тип Моторов – М-105пф. Вооружение – 3 БС, 2 ШКАС, 1 ДАГ-10.

Летчик – старший лейтенант Кузнецов Николай Трофимович, командир звена с 16 февраля 1944 г., окончил школу гражданских пилотов в 1932 г., школу военных пилотов в г.Луганске в 1934 г., в полку с 27 апреля 1943 г. Опытный боевой летчик с хорошей техникой пилотирования.

Штурман – старший лейтенант Постников Николай Яковлевич, старший летчик-наблюдатель с 16 февраля 1944 г., окончил Мелитопольское ВАУ 28 ноября 1940 г. Хороший опытный боевой штурман – разведчик. Отличный стрелок.

Стрелок-радист – старшина Павлов Петр Тарасович, старший воздушный стрелок-радист, окончил ШМАС в 1938 г. Отличный, старый и отличный воздушный боец – радист. Участвовал во многих воздушных боях. Имеет 2 сбитых самолета, сам сбивался 2 раза.

Вполне сработанный опытный боевой экипаж, данную задачу выполнял ранее.

Задача: Воздушная обстановка, степень зенитной обороны объектов разведки были доведены до экипажа. Погода в районе объектов разведки не была известна. Экипажу ставилась задача и разведка погоды (точных названий целей в Акте нет – И.Г. Прокофьев).

Число, время, высота, место и краткое изложение обстановки и условий при которых произошла встреча с противником (авиацией, с огнем зен.средств и т.д.): 11 июня 1944 года. Полет одиночного самолета. Причины, обстановка и место потери неизвестны.

Заключение командира:

Можно предположить, что самолет сбит истребителями противника или ЗА. Обычно, все экипажи встречают истребителей, патрулирующих на разных высотах в данном районе. 2 экипажа потеряны в этом районе ранее.

Выводы:

В районе Бреста быть особенно внимательными. В ясную погоду без прикрытия истребителей в район Бреста не посылать. Возбуждено ходатайство перед командованием 6 ВА о выделении прикрытия для разведки Бреста…».

Кроме того, была проверена версия о гибели данного самолета 30 мая 1944 года. По документам Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации было установлено, что в этот день авиация 6-й и 16-й Воздушной армии, как и авиации ВГК КА потерь самолетов в районе Бреста не имела.

Тем самым, сопоставляя данные по двум экипажам 72 ОРАП, пропавшим без вести 11 мая и 11 июня 1944 года, мы пришли к выводу, что оба экипажа самолетов Пе-2 не вернулись с боевого задания по разведке Бреста.

Полные сведения об экипажах.

Экипаж, пропавший без вести 11 мая 1944 года (в донесении о безвозвратных потерях 72 ОРАП и 6 ВА значатся пропавшими без вести 12 мая 1944 года. Но, по всем остальным документам ЦАМО РФ точно известно, что данный экипаж пропал без вести 11 мая 1944 года):

- летчик лейтенант Бирюков Николай Иванович, 1922 г.р., уроженец: РСФСР Орловская область Ливенский район с.Агорожны. Отец Бирюков Иван Силаевич, проживал: г. Кемерово, Интернациональный д.71. Кадровый в РККА с 8 января 1941 года;

- штурман лейтенант Бараненко Сергей Яковлевич, 1922 г.р., уроженец: УССР Черниговская область Батуренский район с. Куроутовка. Отец Бараненко Яков Нестерович, проживал: Дагестанская АССР город Хасав-Юрт ул. Пролетарская д.65. Мобилизован Хасав-Юртовским РВК Дагестанской АССР в январе 1941 года;

- воздушный стрелок-радист старшина Шамалуев Григорий Григорьевич, 1916 г.р., уроженец : Карело-Финской АССР Беломорский район с. Нехча. Жена Шамалуева Любовь Михайловна, проживала: РСФСР Калининская область Брусовский район дер. Круглица. Мобилизован Беломорским РВК 28 июня 1941 года.

Экипаж, пропавший без вести 11 июня 1944 года:

- летчик, командир звена старший лейтенант Кузнецов Николай Трофимович, 1912 г.р., уроженец: РСФСР Новосибирская область ст.Тайга. Жена Коваленок Варвара Павловна, проживала: РСФСР г. Новосибирск, станция Инская, ул. Громова д.7. Кадровый в РККА с 1933 года;

- штурман старший лейтенант Постников Николай Яковлевич, 1919 г.р., уроженец: РСФСР Рязанская область Горловский район с. Затворное. Мать Постникова Анна Николаевна. Кадровый с РККА с 1939 года;

- воздушный стрелок-радист старшина Павлов Петр Тарасович, 1916 г.р., уроженец: Чувашская АССР Аликовский район с. Б.Токмаши. Отец Павлов Тарас Павлович. Мобилизован Канашским РВК Чувашской АССР в 1937 году.

Однако, один из членов этого экипажа, а именно старшина Павлов Петр Тарасович на основании паспорта воинского захоронения значится погибшим в июле 1944 года и похороненным в братской могиле в городе Кобрин Брестской области (сквер им. Пуганова). На основании каких документов, пропавший без вести 11 июня 1944 года П.Т.Павлов учтен как похороненный на этом воинском захоронении, неизвестно. Одновременно, в приложении к паспорту воинского захоронения – «…список захороненных…» отсутствуют имена летчика самолета старшего лейтенанта Кузнецова и штурмана старшего лейтенанта Постникова.

Тем самым, предположительно, более подходящим экипажем, погибшим в районе села Гершоны Брестской области являлся экипаж самолета Пе-2 в составе летчика Бирюкова, штурмана Бараненко и воздушного стрелка-радиста Шамалуева.

Используя находящиеся в открытом доступе немецкие документы, которые содержатся в немецких трофейных фондах Национального архива США НАРА (American Historical Association), в федеральном архиве г. Кобленц и военном архиве в г. Фрейбурге (ФРГ) были проанализированы заявленные победы летчиков-истребителей люфтваффе за интересующие нас даты.

На основании этих материалов стало известно, что 11 мая 1944 года немецким летчиком Баройтером Хербертом (Ofw. Bareuther Herbert) из состава 3./JG51 был заявлен сбитый самолет Пе-2 в районе: 33 882 на высоте 4000 метров. Время 06:25.

А 11 июня 1944 года немецким летчиком Фогтом (Uffz. Vogt) из состава 8./JG51 был заявлен сбитый самолет Пе-2 в координатах 42 112, на высоте 3500 метров. Время 07:44.

Следует отметить, что в этих документах указывается берлинское время, которое на час отличалось от советского.

Кроме того, установлено, что место базирования немецкого авиационного подразделения, где проходили службу оба немецких пилота (III./JG51) в период с 27.03.44 г. по 21.06.44г. базировалось на аэродроме Терасполь и имела на вооружении истребители Bf-109G.

Проведя исследования по совместимости координат указанных в немецких архивных документах с применением LUMA конвертера удалось установить, что:

- немецкие координаты 25 Ost 33 882 – соответствуют координатам 52.069444, 23.75, которые на современной карте показывает на южную окраину города Бреста (район Ковалёво);

- немецкие координаты 25 Ost 42 112 – соответствуют координатам 51.98611, 24.083334, которые на современной карте показывают на район в 5 км к северо-востоку от села Великорита Брестской области.

Тем самым, более близкими (около 4 км) координатами гибели советского самолета Пе-2 указанными немецкими летчиками (район пос.Ковалево - южная окраина г. Бреста), относительно к месту обнаружения обломков самолета и останков экипажа (район с.Гершоны – южная окраина г.Бреста) являются сведения относящиеся к 11 мая 1944 года. Поэтому, с большой долей уверенности можно предположить, что экипажем обнаруженным в районе села Гершоны является экипаж в составе: летчика лейтенанта Бирюкова, штурмана лейтенанта Бараненко, воздушного стрелка-радиста старшины Шамалуева.

Исходя из вышеизложенного, российскими поисковиками был предложен белорусской стороне алгоритм действий для подтверждения изложенной гипотезы и получения 100% уверенности в том, что в районе села Гершоны Брестской области Республики Беларусь погиб экипаж в составе Бирюкова-Бараненко-Шамалуева, который заключался в следующем:

- Белорусская сторона в лице Управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных сил Республики Беларусь из обнаруженных костных останков погибшего экипажа берет образцы биологического материала для проведения молекулярно-генетического исследования останков погибших летчиков;

- Российская сторона в лице Всероссийского информационно-поискового центра (г. Казань) проводит необходимый спектр розыскных мероприятий с целью поиска родных погибших летчиков, при чем обоих экипажей (Бирюкова-Бараненко-Шамалуева и Кузнецова-Постникова-Павлова) и организовывает предоставление белорусской стороне образцов биологического материала родственников на предмет извлечение ДНК и дальнейшей идентификации и сопоставления с образцами биологических материалов погибших летчиков.

Проведя указанные мероприятия, по нашему мнению, можно будет полностью установить личности погибших летчиков.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[attachment=20]лагерь поисковиков.JPG[/attachment][attachment=13]панорама.JPG[/attachment][attachment=14]памятник на могиле.JPG[/attachment][attachment=0]табличка.JPG[/attachment][attachment=12]паспорт захоронения 1.jpg[/attachment][attachment=11]Паспорт захоронения 2.jpg[/attachment][attachment=17]место падения.JPG[/attachment][attachment=23]в центре руководитель экспеции Ал-др Коноплев.JPG[/attachment][attachment=1]Юрий Грудовик.JPG[/attachment][attachment=21]Игорь Ивлев.JPG[/attachment][attachment=25]Артур Ольховский.JPG[/attachment][attachment=26]Антон Торгашев.JPG[/attachment][attachment=27]Андрей Лященко.jpg[/attachment][attachment=9]первые находки.JPG[/attachment][attachment=2]части прястяжной.JPG[/attachment][attachment=5]работа на месте падения.jpg[/attachment][attachment=6]работа 52 ОСПБ на месте падения.JPG[/attachment][attachment=7]покрышка от колеса.JPG[/attachment][attachment=8]поисковики рассказывают военному комиссару г.Бреста о находках.JPG[/attachment][attachment=10]патроны БС 1943 года.jpg[/attachment][attachment=15]остатки мотора.JPG[/attachment][attachment=16]найдены останки экипажа.jpg[/attachment][attachment=18]листовки.JPG[/attachment][attachment=19]листовки на немецком языке.jpg[/attachment][attachment=22]воронка раскоп.JPG[/attachment][attachment=28]А.Скорюков, археолог 52 ОСПБ А.Каркотко, военный комиссар г.Бреста В.Сижук.jpg[/attachment][attachment=4]старая табличка с могилы найденная поисковиками.jpg[/attachment][attachment=24]Брест немецкие координаты.jpg[/attachment]

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ура! На Солдате помогли найти родных Павлова! http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=86&t=31639

меньше чем за сутки! Ура!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На Солдате развитие сюжета: нашлись родные Павлова, Кузнецова и Постникова.... и почти с 100% уверенностью можно сказать, что экипаж Кузнецова погиб в другом месте (в р-не Кобрина), а мы нашли экипаж Бирюкова!

http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.ph ... 01#p230301

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо большое ребята за Вашу работу, мы родные Павлова Петра Тарасовича премного благодарны всем Вам, кто внес вклад в поиск нашего пропавшего родственника. Мой дядя Кармаков Виктор Тарасович уже съездил на место падения самолета моего деда и пообщался с очевидцем того боя, на местном телеканале сделали сюжет по этому поводу http://chuvashia.rfn.ru/rnews.html?id=49625&cid=7

Еще раз спасибо Вам большое.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

снимаю шляпу перед поисковиками и преклоняю колено отдавшим жизнь за наше мирное небо. Молодцы поисковики.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На Солдате нашлись родные Шамалуева Григория Григорьевича: http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.ph ... 9&start=50

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Все подтвердилось: viewtopic.php?f=27&t=55028
:?:?:? Наши поздравления вам Илья Геннадьевич . С уважением Владимир.
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

https://vk.com/feed?w=wall44122602_4841

Пётр Пицко

сегодня в 12:41

20 сентября в 13.00 состоится торжественное открытие памятника на могиле экипажа самолета Пе-2 (ул Влодавская 122. Бернады).

Герои, благодаря работе поисковиков, перестанут быть безымянными.

Николай Бирюков, Сергей Бараненко и Григорий Шамалуев будут увековечены на гранитной плите, установленной на месте падения самолета.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

от Сергея Сергеева:

ref:Пе-2 72-го Петрозаводского разведывательного авиаполка

viewtopic.php?f=27&t=48820

----

Памятник военным летчикам открыли после реконструкции

http://www.belta.by/regions/view/pamjat ... 1042-2016/

«Хроника пикирующего бомбардировщика». Имена летчиков самолета Пе-2

более 70 лет числились в списках «без вести пропавших»

http://city-brest.gov.by/news/5205/

--

2015 год и ранее.

Археологи из Беларуси и России через интернет устанавливают личности

погибших под Брестом летчиков

http://virtualbrest.by/news15507.php

На окраине Бресте откопали фронтовой бомбардировщик - фото

http://virtualbrest.by/news35529.php

--

Поисковики ищут родственников Николая Ивановича Бирюкова, 1922 года

рождения, его призвали на фронт из Кемерова. В районе Бреста отряд

обнаружил обломки советского самолета.

http://vesti42.ru/news/society/00010788/

http://kemoblast.ru/news/2013/04/05/svo ... rosit.html

--

"СБ"(ранее "Советская Белоруссия"):Экипаж из 1944-го

Как брестские поисковики определили координаты крушения самолета?

Какую роль в этой истории сыграл поисковой отряд из Татарстана? Все

это выяснила «Р».

http://tv.sb.by/spetsialnyy-reportazh/a ... 44-go.html

"От поисковиков Татарстана получены сведения Подольского архива на

погибший экипаж самолета Пе-2 72-го Петрозаводского разведывательного

авиаполка 6-й Воздушной армии 1-го Белорусского фронта. Летчик

лейтенант Бирюков Николай Иванович, 1922 г.р., уроженец Орловской

обл., Ливенского р-на, с. Агорожны. Кадровый офицер, в Красной Армии

с 8 января 1941 г. Штурман лейтенант Бараненко Сергей Яковлевич, 1922

г.р., уроженец Черниговской обл., Батуринского р-на, с. Куроутовка.

Воздушный стрелок-радист старшина Шамалуев Григорий Григорьевич, 1916

г.р., уроженец Карело-Финской АССР, Беломорский р-н, с. Нехча."

---

C уважением,Сергей

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу