Опубликовано: 5 сентября, 2012 (изменено) Три года назад в лесу в районе села Шопино Яковлевского района нами было обнаружено место падения и фрагменты конструкции неизвестного самолета. Искали целенаправленно, используя информацию, которую предоставили нам местные старожилы. Какой самолет падал, никто не мог ответить. На месте падения множество мелких фрагментов. Самолет разнесло в клочья, явно упал с боекомплектом. Крупные все детали, естественно, растащили местные пионеры на сувениры и металлолом, оставив для наших исследований только крошки, которые мало о чем могли рассказать. Но почти неделя работы на месте падения (мы копали вдвоем), стала приносить какие-то результаты. Копали не спеша и внимательно, собирая каждую мелочь. Найденные более крупные и значимые фрагменты я отмечал на заранее подготовленной масштабной карте, нанося координаты и фиксируя место их расположения. По завершении этой процедуры, можно было уже проанализировать составленную схему и по крокам разброса деталей вычислить примерно курс падения. Большинство деталей, пролежав столько лет в земле, очень даже хорошо сохранились. Вы в этом убедитесь, глядя на фото, которые я представлю ниже. Уже отредактировал около 120 фоток, но будут еще по мере очистки. К сожалению крупные номерные агрегаты не найдены, возможно всё, в основном, раскидало по поверхности и было давно свезено местными "грибниками". Но еще будем проверять глубинником Фрагментов стрелкового вооружения не обнаружили, зато боезапас патронов, похоже, далеко не весь был израсходован. Они лежали лентами на разной глубине, гнутые и сработавшие от пожара, который еще бушевал после падения. Оплавленный алюминий, черная, как зола обгоревшая земля внутри воронки. Одного из пилотов выбросило из кабины при падении в момент взрыва. Он пролетел (или то, что от него осталось) 45 метров. Ударился о старое дерево и упал рядом. Обнаружил косточки, баночку от гуталина здесь же (похоже лежала в кармане), парашютное кольцо (даже немного красная краска сохранилась), карабин грудной перемычки парашюта и D-образные пряжки. Есть весьма правдоподобная версия, что часть боекомплекта бахнуло еще в воздухе и оторвало крыло, которое упало в 40 метрах от самолета (определили по скоплению деталей, характерных для крыла, двигателя и шасси, такие как выпускные патрубки, части картера двигателя, куски тяг, тормозные диски колес). Работы по поиску, я считаю, еще не завершены и планирую выехать туда в очередной раз в ближайшие дни. В июне-июле 43-го в этом лесу плотно засели гансы и наша бомбардировочная авиация усиленно их оттуда выкуривала. Недалеко от места падения капониры, блиндажи и... просто ровного места нет - всё в воронках, бомб не экономили. Примерно в 300 метрах от места падения прямо по курсу падения обнаружил скопление крупнокалиберных гильз, возможно от зенитного пулемета, которым и был сбит "Бостон". Но это лишь моя версия. Даже если мы и не найдем ничего номерного от этого самолета, то для определения бортового номера и состава экипажа есть вариант воспользоваться той интересной информацией, которую разыскал тоже участник нашего форума Alekcandr. Я уверен, он вскоре выложит ее в тему. Изменено 6 сентября, 2012 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 сентября, 2012 Приветствую! В этих местах работали на А-20: 221 БАД (8 гв.БАП, 57 БАП, 745 БАП) и 449 БАП 244 БАД и 454 БАП... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 сентября, 2012 (изменено) Дополнение,село Шопино Яковлевского р-на Белгородской области , действовала 2 Воздушная Армия в которую входил 454 БАП м-р Татулов А.В.- список безвозвратных потерь 454 БАП что удалось мне найти по ОБД за июль 1943 г.1) 13.07.43 г. Володин Иван Ильич 1921 , мл.лейтенант летчик. Скрипов Александр Михайлович 1922 , мл.лейтенант штурман. Харченко Василий Иванович 1921 ,сержант воздушный стрелок ,Рыбаков Виктор Федорович 1920 ,мл.сержант воздушный стрелок.Невозвращение с Боевого задания. 2) Август 1943 -3.08.43 -Лазарев Павел Алексеевич 1917,мл.лейтенант летчик. Смолин Иван Николаевич 1912,ст.лейтенант штурман. Бильдяксов Виктор Евстафьевич ,ст.сержант воздушный стрелок .PS- в документе безвозвратных потерь указано, 5.08.43 возвратился один из членов экипажа, Лазин Семен Иванович 1921ст.сержант,начальник связи 1 АЭ.Далее идут за август 1 самолет,но он в Борисовском районе 9.08 сбит истребителями противника погибли 3 члена экипажа, м-р Зам. Командира полка Тихонов Иван Александрович 1911 гр , спускаясь на парашюте убит атакующими истребителями,воздушный стрелок ст.сержант Бобрович Э.И , захоронены в селе Крюково Борисовского р-на Белгородской области в Братской могиле ,а вот в списках воздушного стрелка ст.сержанта Жакупова Касыма 1919 г.р,я не отыскал ? 2 -й в Харьковской области Краснокутский р-н с.Пархомовка , летчика мл.лейтенанта Щепетьева,там родственники сами занялись поиском и установили место падения ,а так-же место захоронения экипажа. Изменено 6 сентября, 2012 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 сентября, 2012 (изменено) В Цамо сохранились боевые распоряжения 454 БАП ?Если экипаж вылетал то непосредственнно ему давалось задание на вылет в определенный участок , с целью нанесения бомбового удара ,или разведывательного задания. Этот полк, несмотря на свое название, выполнял роль штатного разведывательного полка объединения.http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/s ... bap454.dat Дислокация 454БАП 10.06-25.07.1943 с. Саковое, Ст. Оскольского р-на, Курской (на тот момент) обл.; 25.07-09.08.1943 с. Архангельское, Боброво-Дворского р-на; 09.08-05.09.1943 с. Ново-Ясиновка,Ракитского р-на Курской обл. (Инфа из "Исторического формуляра 454БАП", кор.1465,опись 2236 Изменено 14 октября, 2012 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 сентября, 2012 выкладываю фото фрагментов "Бостона". Это подвижный шлиц-шарнир. Располагался в мотогондоле двигателя. Их там было штук 12. Являлся соединительным звеном между каркасом мотогондолы в виде усилительного кольца и двигателем. Большой силовой нагрузки не нес и, по видимому являлся поддерживающим элементом скорее всего коллектора или дефлекторов. Номер на шарнире 4096356В, а на каркасе, к которому он крепится сохранились только две цифры, видно на фото. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 сентября, 2012 это ось дроссельных заслонок инжекторного беспоплавкового карбюратора, на фото виден номер Р70718. Алюминиевые заслонки оторвало, хорошо видны их посадочные места с креплениями. Диаметр заслонок 110 мм. Длина оси от гайки до гайки 373 мм. По центру видна вращающаяся опорная втулка. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 сентября, 2012 Фрагмент обшивки из нержавеющей стали. Вероятнее всего располагался в мотогондоле двигателя, в том месте, где преобладала высокая температура или в районе выпускного коллектора. Хорошо видно место для навеса смотрового лючка и его фиксатор. Надорванные круглые отверстия пробиты вероятно вырванными разлетавшимися шпильками от двигателя. Номер на фиксаторе: 5090566. Отдельно стоит клеймо с номером 326. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 сентября, 2012 Небольшая тяга. Возможно, подходила к карбюратору. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 сентября, 2012 Регулировочный тандер с системы управления. Регулировал натяжку тросов управления. Еще на нем сохранилась контровка и куски оборванных тросов на законцовках. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 сентября, 2012 Полужесткая распорка. С одной стороны номер 2067277-1. С другой стороны надпись ALCOA и номер 1442. Сбоку клеймо с номером 452. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 сентября, 2012 Навес. Отлично сохранилась грунтовка, которой покрыта деталь... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 8 сентября, 2012 Патрубок из нержавейки. Надпись сбоку: Part.№ 10285 Pat.№ 9,752 RYAN AERONAUTICAL CO. и овальное клеймо с цифрой 90 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 9 сентября, 2012 (изменено) Коп в селе Шопино 09.09.2012 года( Лесное урочище Ямская Дача) .Обнаружены гильзы латунные 7,62×63 мм (.30-06 Springfield) 41 год.http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/Ai ... /index.htm Изменено 8 февраля, 2013 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 сентября, 2012 Затыльная часть пулемета Кольт-Браунинг. Сбоку аббревиатура В.А. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 сентября, 2012 С этой деталью пока не разобрался, если кто знает, подскажите, буду очень благодарен! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 сентября, 2012 (изменено) Кронштейн-зажим для трубок. Располагались через определенное расстояние (под полом кабины, в крыльях, вдоль внутренней части фюзеляжа) и предназначались для закрепления в них трубных магистралей. Внутри между двумя дюралевыми зажимными пластинами ставились две кожаные толстые прокладки (видно на фото), чтобы предотвратить передавливание трубок при монтаже и обеспечить своего рода виброзащиту. Надпись на дюралевой пластинке: PAT. ADEL PEND. 1066957 Сия надпись обозначает номер патента На противоположной пластинке - полукруглое клеймо с цифрами 85. Изменено 23 мая, 2015 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 сентября, 2012 Дюралевое кольцо. Где устанавливалось, еще не разобрался. С одной стороны стоит клеймо ромбовидной формы с цифрой 7. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 сентября, 2012 Приборный щиток 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 сентября, 2012 Задняя крышка прибора 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 сентября, 2012 Фрагмент штурвала с кнопкой. Под пластмассовой оболочкой видны два номера: один - РТО 66, второй из-за оболочки частично просматривается - 50670... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 сентября, 2012 Графитовые бруски с ферритовыми сердечниками 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 сентября, 2012 Обломок литого корпуса 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 сентября, 2012 Мелочевка (контакты, гайки. болты, клеммы, лампочки разбитые и т. д.). Обратите внимание на мощные керамические изоляторы. Почти как на электростанции)). Скорее всего стояли на антеннах. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 сентября, 2012 (изменено) Фрагмент штурвала с кнопкой. Под пластмассовой оболочкой видны два номера: один - РТО 66, второй из-за оболочки частично просматривается - 50670...В книге Замулина "Засекреченная Курская битва" нашел , день 13 июля 1943 г. — это начало второго заключительного этапа сражения за Прохоровку. Главным его содержанием стала ожесточённая борьба войск Воронежского фронта и ГА «Юг» за небольшой по размеру клочок местности в междуречье Северного и Липового Донца,погода была слякотная, небо затянуто тучами, шел кратковременный, но сильный дождь. Хотя иногда тучи рассеивались, но лётчики 2-й ВА над полем боя так и не появлялись. В это время воздущная армия С. А. Красовского испытывала существенную нехватку истребителей для прикрытия бомбардировщиков. Изменено 13 сентября, 2012 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 сентября, 2012 (изменено) Фрагмент штурвала с кнопкой. Под пластмассовой оболочкой видны два номера: один - РТО 66, второй из-за оболочки частично просматривается - 50670...Наверное с приличной высоты падал,что так разнесло его,у немцев ни чего нет по этому сбитому Бостону в их донесениях по 8-му авиакорпусу от 13.07.43 года ? Изменено 13 сентября, 2012 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 сентября, 2012 Вот еще некоторые детали 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 сентября, 2012 Фрагмент кнопки. В правом верхнем углу надпись CORP. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 сентября, 2012 (изменено) A-20B -454 бап 2 ВА, Воронежский фронт, зима 1943 г.http://scalemodels.ru/articles/3779-obz ... n-sky.html Изменено 13 сентября, 2012 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 сентября, 2012 Предохранительная крышка на кнопку. Надпись на ней: 5D/525. Ниже виден вензель завода изготовителя в виде короны и аббревиатура А.М. Изготовлена, похоже, из латуни. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 сентября, 2012 Цоколь радиолампы. В районе контактных штырьков фрагменты надписей: INDICATED ON CARTON... и LICENSE... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах